Отец Раньеро Канталамесса: «Вот уже сорок лет я проповедую Папам»









Отец Раньеро Канталамесса: «Вот уже сорок лет я проповедую Папам»

 

 

Ватикан. «Естественно, это назначение для меня стало неожиданностью», – вспоминает о. Раньеро Канталамесса день 23 июня 1980 г., когда св. Иоанн Павел II предложил ему служение в Папском доме. Обязанности апостольского или папского проповедника с середины XVIII в. традиционно поручаются капуцинам (так в 1743 г. распорядился Папа Бенедикт XIV в «Inclytum fratrum minorum»), в то время как папский богослов традиционно избирается из числа братьев-проповедников, т.е. доминиканцев. Но сама эта должность намного старше, так как постоянный апостольский проповедник появился на два столетия раньше при понтификате Павла IV (1555-1559 гг.), и эту функцию выполняли представители разных орденов.

 

Как бы то ни было, нынешний юбилей о. Раньеро – это своего рода рекорд: вот уже четыре десятка лет без перерыва он ведет адвентовские и великопостные размышления для римской курии при трех поочередно Папах – Иоанне Павле II, Бенедикте XVI и Франциске. «Да, это рекорд, но не знаю, стоит ли ему завидовать, – с улыбкой говорит 85-летний капуцин. – Только мой предшественник о. Иларино да Милано, в миру Альфредо Марчези, двадцать лет занимал данную должность и служил четырем Папам: Ронкалли, Монтини, Лучани и Войтыле. Лично я свою устойчивость на этом посту объясняю мудростью Пап Войтылы, Ратцингера и Бергольо, которые почувствовали, что о. Канталамесса на этом месте меньше всего навредит Церкви, и потому снова и снова оставляли меня здесь. И я не шучу!» – не без иронии поясняет он итальянской прессе («Avvenire» от 21 июня 2020 г.).

 

Отец Раньеро Канталамесса родился в 1934 г., изучал богословие в швейцарском Фрейбурге и классическую филологию в миланском Католическом университете, где вместе с Джузеппе Лаззати в 1969 г. основал кафедру религиоведения. Помимо срока своего служения Папам, этот капуцин мог бы записать в свою копилку и другой важный рекорд: 15 лет он оставался постоянным гостем религиозной передачи «По образу Его» на итальянском государственном телевидении, где подменил своего легендарного собрата о. Мариано да Торино (ныне кандидат на беатификацию).

 

Приглашению в папский дом предшествовала «проповедническая проверка», которую устроил Канталамессе Папа Иоанн Павел II во время Великого поста сорок лет тому назад. Официальное назначение он получил в конце июня 1980 г.

 

«Мне позвонил тогдашний генеральный настоятель капуцинов Паскаль Рывальски и сказал: «Святой Отец Иоанн Павел II выбрал тебя проповедником Папского дома. У тебя есть какие-то веские причины для отказа?» Подумав, я не нашел таких причин, если только не учитывать понятного в такой ситуации шока и волнения. Что для «простого» капуцина значит проповедовать Папам? Ведь в этом случае роли фактически меняются. Величайшая проповедь – это поведение Папы, который каждую пятницу Адвента и Великого поста находит время, чтобы послушать обычного священника!» – подчеркивает итальянский капуцин.

 

«Тот факт, что четверть века я мог близко общаться с Иоанном Павлом II, считаю особой привилегией, которую до сих пор, наверное, до конца не оценил. Папа Войтыла, на мой взгляд, был человеком, полностью живущим в этом мире и в то же время пред очами Божьими. Мне вспоминается последняя великопостная проповедь, которую он слушал в своих апартаментах за две недели до своей смерти. Понтифик сильно страдал, но был в сознании, и мы разговаривали скорее глазами, чем словами. Вот так лично я прощался с ним».

 

С кардиналом Ратцингером о. Раньеро познакомился, когда был председателем Международной богословской комиссии, в работе которой участвовал в 1975-1981 гг. «Меня всегда в нём поражали его умение направлять дебаты и отличное знание латыни, – продолжает капуцин. – В бытность свою кардиналом он не пропустил ни единой моей проповеди. Его восьмилетний понтификат, на мой взгляд, был напоминанием о доктринальном и богословском измерении нашей веры и диалогом с современной культурой. Мне кажется, что его отречение от престола св. Петра (первое такое добровольное и внешне ничем необусловленное за всю историю) положительно повлияет на будущее служения римского понтифика и его адаптацию к человеческому измерению».

 

С кардиналом Бергольо папский проповедник познакомился в то время, когда тот был еще архиепископом Буэнос-Айреса: «Помню его как очень сдержанного и даже холодного человека. Мне довелось дважды проводить реколлекции для его епархиального клира, в последний раз незадолго до его избрания Папой. Когда по телевизору объявили имя, которое он выбрал, когда поздоровался с людьми словами: «Добрый вечер!», попросив у них благословения, я сказал тем, кто был рядом: «Это не игра на камеру. Бергольо действительно такой!» За последние семь лет мое уважение к нему только росло, а вместе с ним и моя благодарность Богу», – говорит Канталамесса, который мог бы также записать в свое «резюме» несколько экуменических выступлений на генеральном синоде Англиканской Церкви в присутствии королевы Елизаветы пять лет назад и проповеди, произнесенные для пасторов других христианских конфессий, начиная с лютеран и заканчивая пятидесятниками.

 

Решающее значение в жизни о. Раньеро сыграла встреча с движением харизматического обновления. «В 1977 г. во время одной из поездок в США я после долгого сопротивления принял то, что Иисус в Деяниях (1, 5) называет «крещением Духом». После крещения в младенчестве, монашеских обетов и рукоположения то была самая великая благодать в моей жизни, которая обновила и укрепила все предыдущие благодати, так что всем советую попробовать. При каждом удобном случае Папа Франциск напоминает нам, что истинное возрождение христианской жизни и Церкви происходит только силой Духа. Единство христиан также станет Его делом».

 

В заключение долгой беседы Канталамесса согласился дать совет «старого капуцина новым церковным поколениям»: «Признаюсь, что предсказания, казалось бы, неизбежного заката Церкви и христианства во всё более технологическом обществе часто отдаются болью в сердце, но и заставляют улыбнуться. Ведь у нас есть пророчество посильнее, на которое мы можем уповать: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф 24, 35). Новым христианским поколениям мне хотелось бы вслед за апостолом сказать: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь» (Евр 13, 8)».

 Источник: radiovaticana.cz













.