Газета "Кредо" №11-12(183-184)'10
Познаем основы веры
Какое величайшее из таинств?
Таинство Евхаристии – самое великое из всех таинств Церкви, она есть «источник и вершина всей христианской жизни» (LG). Величие тайны и непостижимое богатство этого таинства отражаются в различных названиях: Евхаристия (благодарение) - Вечеря Господня, cв. Месса, божественная литургия.
Святое причастие – главнейший, признаваемый всеми христианскими вероисповеданиями обряд; у православных, католиков, лютеран – Таинство, при котором верующие христиане вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа под видом хлеба и вина, и, согласно их вероучению, через этот акт взаимной жертвенной любви соединяются непосредственно с самим Богом.
На Литургии этого таинства мы не просто молимся, как в личной или общей молитве, но под видом хлеба и вина встречаем реально присутствующего Господа, Который таким образом пожелал остаться с нами на все века. В этом таинстве мы воспоминаем дело нашего искупления от греха ценою крестной жертвы Иисуса Христа и, очищенные драгоценной кровью, становимся членами Его Тела через причастие.
Первый раз совершил Евхаристию Сам Иисус со Своими учениками на Тайной вечери и таким образом установил это таинство, чтобы непрерывно увековечивать Свою Жертву для нашего спасения, и поручил апостолам ее совершение «доколе Он придет».
Литургия св. Мессы состоит из литургии слова со слушанием слова Божьего, обращенного к нам, и литургии Евхаристии «с приношением хлеба и вина, анафорой, т.е. молитвой освящения, и причастием» (Ком. ККЦ, 277).
Служителем этого таинства является «священник (епископ или пресвитер)…, действующий в Лице Христа – Главы от имени Церкви» (Ком. ККЦ 278).
Но не только священник совершает Жертву Евхаристии: здесь «Жертва христова становится жертвой каждого члена Его Тела. Жизнь верных Христовых, их хвала, страдания, молитвы и труд слиты воедино с жизнью, хвалой, страданиями, молитвой и трудом Христа. … С Жертвой Христа соединяется и небесная Церковь» (Ком. ККЦ 281).
Логическим завершением св. Мессы является св. Причастие. Причащение Телу Христову – это пасхальный пир, за трапезой которого мы получаем духовную пищу и силу Божьей благодати для перенесения всех невзгод в нашем жизненном странствии, а также, по словам Господа, залог жизни вечной. Причастие, как говорили святые – это небо на земле, ибо мы обретаем Того, «Которого жаждет душа наша» (Песнь Песней), и мы пребываем в единстве с Тем, Которого узрим однажды лицом к лицу.
Перед величием этой тайны св. Августин восклицал: «О таинство Благочестия! О знамение единства! О узы любви!» И действительно, кто принимает Христа, становится частью Единого Тела Христова – Церкви, где соединяются ни формальным членством, ни человеческими узами, но только Духом Святым объединяются в дивную согласную семью Божью. Божественная же любовь Христова дает нам возможность видеть друг в друге брата и сестру, которые способны к взаимной чуткости, жертвенности и милосердию.
О. Виктор Мессмер