ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №2-3(186-187)'11

Терпимости и равенства!
 
Приводим ответ египетского коптского священника о. Йоаниса Лахзи Гаида, редактора веб-сайта Католической Церкви Александрии (http://www.capcatholic.net/) на заявление от 2 января главного имама Аль-Азхара по поводу нападения на Церковь святых в Александрии, расценившего слова Святого Отца как вмешательство во внутренние дела Египта.
 
Копты, уже долгое время подвергающиеся дискриминации, требовали и продолжают требовать справедливого решения для прекращения подобной несправедливости. Их требования всегда основываются на принципе «Родина для всех, религия для Бога», который, согласно их убеждениям, является основой любого гражданского государства и любой развитой цивилизации. Однако, после нападения они услышали лишь обычные условности, привычные слова сочувствия и временной солидарности, которые не удовлетворяют их потребности свободно выражаться в политической, социальной и, прежде всего, религиозной сферах и спокойно жить, не опасаясь притеснений и угроз. Копты на протяжении всей своей долгой и светлой истории никогда не просили вмешательства зарубежных государств для решения своих проблем, пытаясь избежать возможных встречных обвинений со стороны своих соотечественников, которые могли бы увидеть в этом измену родине. И поэтому христиане всегда выбирали мирное сопротивление, несмотря на боль, несправедливость и молчание. С другой стороны, мы живем в мире глобализации, где в реальном времени передается информация, поступающая со всего земного шара. Так что вполне нормально услышать призыв Святого Отца Бенедикта XVI, главы Католической Церкви, защитить преследуемые меньшинства на нашем дорогом Востоке.
Уважаемый имам, удивление вызывают не слова Папы, а то, что Аль-Азхар, крупнейшее исламское религиозное учреждение, ограничивается лишь осуждением в виде учтивых, неясно сформулированных заявлений о насилии и убийстве «немусульман», не отвергая решительно исламские фетвы, соглашающиеся с кровопролитием и, более того, призывающие к нему, узаконивающие его и позволяющие присваивать имущество и собственность христиан в качестве военных трофеев.
Уважаемый имам, странно то, что Вы как имам (глава) Аль-Азхара еще не выступили с однозначным запретом на убийство христиан, не прояснили позицию ислама в отношении насилия, не разъяснили смысл джихада (священной войны) против немусульман, чтобы не дать террористам, восхваляющим насилие, возможность по-своему истолковывать Коран. Стыдно, уважаемый Имам, что, когда о коптах говорят их соотечественники, особенно те, кто называет себя «умеренными» и «интеллектуалами», самое многое, что они могут сказать, это то, что копты являются «аль-зимма», т.е. находятся под покровительством мусульман - формулировка, разрушающая любую надежду на достижение мирного, гражданского сосуществования, базирующегося на равенстве и уважении. Потому что данное выражение означает неравенство, так как поручает одной стороне оказывать покровительство другой. И поэтому оно закрепляет разделение, расизм и дискриминацию людей, которые должны быть равными и находиться под защитой только конституции и законов государства.
Уважаемый имам, ежедневные трагедии коптов более значительны, чем визит вежливости Патриарху Православной Коптской Церкви Египта Шенуде III, более побудительны, чем устные заявления. Они служат свидетельством тому, что в Египте и большинстве арабских стран отсутствует «равенство» между гражданами, свидетельством тому, что имеет силу только концепция полицейского государства, где силы безопасности и священнослужители готовы контролировать мысли людей, их поступки и даже то, как они дышат. Уважаемый имам, решение кроется не в осуждении заявлений Папы или иностранных государств, а в лечении наших болезней нашими же собственными руками. Ни Папа, ни международное общественное мнение не стали бы выступать с заявлениями, если бы наша безопасность и справедливость были гарантированы, если бы наши законы защищали права всех, если бы не обращались с одной частью народа как с «беспокойным меньшинством» или же как с «аль-зимма» - находящимися под покровительством мусульман.
Никто бы не вмешался, уважаемый имам, если бы наше государство зиждилось на законах, равных для всех, независимо от религиозной, языковой и политической принадлежности. Никто не стал бы говорить, если бы кровь наших детей и наших братьев не была безвинно пролита в день Рождества и Нового года. Никто не стал бы говорить, если бы мусульманские страны Среднего Востока были рядом со своими братьями христианами и остановили эту кровоточащую миграцию, гарантировав им защиту. Никто не стал бы говорить, если бы мусульманские страны выступили против религиозного терроризма и исламского интегрализма, узаконивающих убийство христиан, как это случилось из-за опубликованных карикатур, расцененных как оскорбление исламской религии. Почему утверждается право для одних людей и отрицается то же право для других? Почему утверждается право осуждать любое действие или высказывание, если они рассматриваются как оскорбление для мусульман в западных странах, не крича о вмешательстве во внутренние дела этих стран, и в то же время осуждается «молитва» Папы, направленная против резни, против несправедливости?
Уважаемый имам, никто не вмешался бы, если бы мы давно изучили и проанализировали наше внутреннее положение, если бы мы решили наши проблемы гражданскими методами, уважающими закон, равный для всех. Некоторые же хотят только зарыть голову в песок вместо того, чтобы лечить больные члены или же отсечь их. Невинные христиане были убиты в Церкви Богоматери Поддержки в Багдаде террористами, выкрикивавшими имя Господа и цитировавшими стихи из Корана. В день Нового года в Александрии копты были убиты интегралистами, выполняющими волю своего Аллаха.
В общем, уважаемый имам, Святой Отец не вмешивался во внутренние дела Египта, а только высказался в пользу угнетенных и преследуемых христиан, потому что его голос всегда выступает против любой дискриминации и несправедливости, против любого человека, совершающего зло, христианина или нехристианина, так как «немой перед лицом несправедливости – это дьявол». Как можно забыть, что он осуждал все экстремистские действия, совершенные против христиан и против мусульман так же, как и действия, оскорбительные для чувств верующих любых религий. Было бы плохо, если бы Его Святейшество промолчал перед лицом убийств, резни, преследований, вынужденной миграции христиан Ближнего Востока, происходящих на глазах у всего мира. Было бы плохо, если бы он закрыл глаза на то, как оскверняются и разграбляются Церкви, и если бы он не заставил прислушаться к его голосу, видя, как убивают и преследуют его детей только за то, что они христиане. Уважаемый имам, Вам следовало бы поблагодарить Святого Отца за его глубокие соболезнования его/нашим братьям коптам, убитым в день Нового года, а не осуждать его слова, принимая их за вмешательство. Вам следовало бы протянуть свою руку навстречу руке Святого Отца, протянутой, чтобы помочь мирному диалогу между религиями, а не отвергать его заявления. А обостряя своими высказываниями против него и, вероятно, против каждого христианина и так уже слишком деликатную ситуацию, Вы, тем самым, невольно усиливаете экстремизм.
 Пусть Господь сжалится над нашим возлюбленным Египтом и избавит его от любого экстремизма, насилия, нетерпимости и посеет в сердцах Свое сострадание ради истины и справедливости, чтобы мы действовали, взявшись за руки, в целях установления равенства, мирного сосуществования и созидания нации, базирующейся на религиозной свободе, равенстве прав и обязанностей для всех. Пусть Он даст нам мужество серьезно лечить болезни вместо того, чтобы осуждать тех, кто желает нам добра, обвиняя их во вмешательстве в наши дела.
 
О. Йоанис Лахзи Гаид