Газета "Кредо" №4(188)'11
Lectio divina
3 апреля
IV воскресенье Великого поста
Я ТОЛЬКО ОДНО ЗНАЮ
1 Цар 16, 1. 6-7. 10-13; Пс 23(22); Еф 5, 8-14; Ин 9, 1-41.
Евангелие: Из предыдущих глав Евангелия от Иоанна мы знаем, что Иисус не пользовался особой популярностью среди фарисеев. Они следили за Ним и искали возможности уличить Его.
Такая возможность представилась, когда к фарисеям привели человека, исцеленного Господом в субботу. Не в первый раз Иисус сталкивается с иудейскими властями по этому поводу (ср. Ин 5,1-18).
Фарисеи строго соблюдали закон, по которому в субботу не разрешалась никакая работа (Исх 23, 12; 31, 12-17). Иисус также соблюдал субботу, но был не согласен с фарисеями в том, что они понимали под словом «работа». Он считал, что исцеление – это совершение добра и воздаяние хвалы Богу, т.е. истинное почитание субботы.
Для бывшего слепого наступило нелегкое время взлетов и падений. Представьте себе, какова была его радость оттого, что он впервые в жизни мог видеть! Но вместо того, чтобы и далее радовать, его жизнь осложнилась.
Некоторые люди не верили ему (ст. 9). Фарисеи, в конце концов, поверили после того, как его родители подтвердили, что он был слепым от рождения, но все же выгнали его из синагоги (ст. 34).
Произошедшее физическое исцеление было чудесным, но должно было прийти большее исцеление. Иисус нашел бывшего слепого, открыл ему, что Он – Сын Человеческий, и предложил поверить в Него. Человек исповедовал свою веру в Иисуса Христа, и так совершилось не только физическое, но и духовное исцеление.
Размышление: Поразмышляйте о том, как Иисус исцелил слепого. Сравните его действия с реакцией фарисеев. Чему это нас учит?
В 1 Цар 16, 7 мы читаем, что Господь смотрит не на внешний облик, а в сердце человека. Как эта мысль перекликается с сегодняшним отрывком из Евангелия? А не судим ли мы людей по их внешности или социальному статусу?
Фарисеи учили народ, что они поступают так, как этого хочет Бог, но в результате восстали против Бога. Как мы можем избежать подобного в нашей жизни?
Была ли в вашей жизни такая встреча с Богом, что после нее в духовном плане вы почувствовали себя достаточно сильными, чтобы с уверенностью отвечать на вопросы об этом событии?
Молитва: Пусть Пс 23(22) станет вашим молитвенным гидом. Выберите по паре стихов на каждый день этой недели для молитвы.
Помолитесь о людях, которые нуждаются в физическом и духовном исцелении.
Созерцание: Помните ли вы первую встречу с Богом? Поразмышляйте о том, как Божья благодать действует в вашей жизни.
10 апреля
V воскресенье Великого поста
ВОСКРЕСЕНИЕ ЖИЗНИ
Иез 37, 12-14; Пс 139(129); Рим 8, 8-11; Ин 11, 1-45.
Евангелие: Мария и Марфа были близкими друзьями Иисуса, поэтому они были потрясены тем, что Иисус пришел слишком поздно – после смерти их брата.
Но Господь с самого начала знал, что у Его Отца есть удивительный замысел (ст. 4), и все же, увидев плачущих, Сам был охвачен скорбью (ст. 33-35).
Иисус сказал: «Я есмь воскресение и жизнь». Он обещал, что верующие в Него не умрут (ст. 25-26). Марфа же в ответ исповедала веру в Него как Господа и обещанного Мессию.
Иисус воскресил Лазаря из мертвых, чтобы люди уверовали в то, что Он – Сын Божий. Многие поверили. Религиозные же власти увидели в Нем опасность и решили убить Его (ст. 53).
Размышление: Что в этой истории поразило вас больше всего?
Какую власть Иисуса демонстрирует это чудо?
«Я есмь воскресение и жизнь». Что эти слова значат для вас? Что вы думаете о вечной жизни?
Молитва: Обратитесь к Господу в молитве. Принесите Ему ваши надежды и тревоги и поблагодарите Его за то, что Он с любовью заботится о вас.
Созерцание: Прочтите Рим 8, 8-11. Пусть эти стихи послужат укреплению вашей веры и уверенности в исполнении Божьего обетования.
17 апреля
Вербное воскресенье
КТО СЕЙ?
Ис 50, 4-7; Пс 22(21); Флп 2, 6-11; Мф 21, 1-11.
Евангелие: Мы начинаем Страстную неделю с триумфального въезда Иисуса в Иерусалим. Какой же это было большое торжественное событие, наполненное символическими образами и глубоким смыслом!
Начался путь Иисуса с Елеонской горы, что само по себе знаменательно, поскольку она ассоциируется в Св. Писании с приходом Господа (Зах 14, 4).
Матфей начинает с описания чудесного поиска ослицы и осленка для Иисуса. Ученики следуют повелению Иисуса и возвращаются с животными, найдя их в точности так, как сказал Господь (ст. 6). В ст. 4 Евангелист говорит, что это событие - исполнение пророчества Захарии (Зах. 9, 9-10), провозгласившего Царем того, Кто придет как Спаситель, но не на величественных лошадях и колесницах, а на скромном ослике. Иисус же знал, что принесут эти последние дни Его земной жизни.
Люди постилают свои одежды на дороге пред Иисусом: так в те времена встречали Царя-Победителя или Важную Персону (4 Цар 9, 13). В знак приветствия они громко кричали: «Благословен Царь, грядущий во имя Господне!» (ст. 9), эхом вторя словам Пс 118(117), 25-26.
Въезд Иисуса не мог произойти в более неудобное для фарисеев время. Иерусалим был наполнен паломниками, пришедшими праздновать Пасху (Лк 22, 7). Мф (21, 10) рассказывает нам: «И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей?»
Фарисеи не принимали ни Иисуса, ни Его учения, и хотели воспрепятствовать другим следовать за Ним. Для них не было ничего хуже этого шумного приветствия героя. Возможно, они боялись, и не безосновательно, грубого вмешательства римских солдат.
Последователи Иисуса верили, что Он был Мессией или Христом; религиозные же лидеры отрицали это, и много было таких, кто колебался. И сегодня многие люди не торопятся ответить на призыв Иисуса; они так же, как пару тысячелетий назад, колеблются, не зная, Кто есть Сей Иисус – пророк, целитель, хороший учитель или Мессия, Сын Божий?
Размышление: «Кто Сей?» Этот вопрос был решающим, когда Иисус въезжал в Иерусалим, и он по сей день сохраняет свое значение для каждого человека. Во что вы верите и почему?
Чему нас учит пример учеников из прочитанного сегодня евангельского отрывка?
Как, по-вашему, почему Иисус въехал в Иерусалим таким необычным образом?
Молитва: Используя слова из Флп 2, 6-11, возблагодарите Бога за Его решение послать Своего Сына, живущего на небесах, чтобы Он стал человеком и умереть на кресте за наши грехи. Преклонитесь пред Ним в благоговении и превознесите Его «имя выше всякого имени».
Созерцание: Христос умер, чтобы спасти вас, поэтому вы можете провести целую вечность, радуясь Его присутствию. А вы предложили Иисуса стать Господом вашей жизни? Есть ли в учении Христа моменты, которые вас отталкивают или которые вы не желаете принять? Что вам требуется для того, чтобы смириться пред Богом и отдать Ему свою жизнь уже сегодня?
21 апреля
Великий четверг
СЕРДЦЕ СЛУГИ
Исх 12, 1-8. 11-14; Пс 116В(115); 1 Кор 11, 23-26; Ин 13, 1-15.
Евангелие: Сегодня мы читаем о Евангельских событиях в контексте пасхальной трапезы. Отрывок из Ветхого Завета (Исх 12, 1-8. 11-14) говорит нам о том, какое огромное значение имел этот праздник для иудеев. Он напоминал о сверхъестественном избавлении Божьего народа.
Только в Евангелии от Иоанна мы можем прочесть о драгоценном примере Иисуса, умывающего ноги Своим ученикам.
В самом факте омовения ног проявилось такое смирение Иисуса, что оно привело в изумление Его учеников. Когда гости приходили в дом, было принято, чтобы хозяин предлагал им воду для омовения ног (Лк 7, 44). Слуга или раб мог выполнять эту работу, ученики могли омыть ноги своему Учителю, но не Он им. Поступок Иисуса стал неожиданностью для всех.
Вначале Петр сопротивляется, но затем смиренно подчиняется, хотя и не понимает намерения Иисуса и потому просит омыть его полностью. Своим примером Иисус дает очень важный урок ученикам и нам: мы должны служить друг другу так же, как Он служит нам. Подлинное смирение и желание быть Его слугой отличают истинных учеников Иисуса.
Иисус ожидает от нас смирения. Он – Господь наш – ведет нас к дару спасения, ведь своими силами мы не можем достичь этого. Ответит ли наше сердце на призыв безмерной Божией любви поверить и принять смиренную жертву Сына Божия на кресте?
Размышление: Представьте, что Иисус омывает вам ноги. Что бы вы при этом чувствовали? Что бы вы сказали Ему?
Желаете ли вы следовать примеру Иисуса служить другим? Как вы можете это делать?
Иуда тоже сидел за столом и, без сомнения, позволил Иисусу омыть его ноги. Иисус уничижился перед тем, кто предал Его (ст. 11). Что этот стих говорит нам об Иисусе, и что мы узнаем об Иуде?
Молитва: В ближайшие дни молитесь словами из Пс 116В(115). Читая эти слова, размышляйте о чувствах и действиях Иисуса. Вслушайтесь в то, что Святой говорит вам. Уделите особое внимание ст. 3: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?»
Созерцание: Проведите время в созерцании любви Христовой и Его смиренной жертвы, Его мучительной смерти ради нас, Его бесконечного желания быть с нами и привести нас к единению с Пресвятой Троицей.
22 апреля
Великая пятница
НЕТ БОЛЬШЕ ТОЙ ЛЮБВИ
Ис 52, 13 – 53, 12; Пс 31(30); Евр 4, 14–1; 5, 7-9; Ин 18, 1 – 19, 42
Евангелие: Иоанн показывает нам, сколь неизмеримы страсти Христовы. Он представляет нам событие в отличной от других авторов перспективе.
Апостол Иоанн начинает описание страстей Иисуса с предательства и ареста Господа той самой ночью. Иуда приводит римских солдат и служителей храма в сад, где часто бывал Иисус с учениками. Иоанн отмечает, что Иисус не был удивлен и не пытался избежать ареста: «Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел…» (ст. 18, 4).
Его привели к Анне и первосвященнику Каиафе. Иоанн здесь не дает пояснений, как другие евангелисты, описывающие суд иудейских властей над Иисусом (см. Мф 26, 57-67; Мк 14, 53-65; Лк 22, 54-55. 63-71), но отмечает, что именно Каиафа посоветовал иудеям, что «лучше одному человеку умереть за народ» (стих 18, 14).
Иудейские власти вынесли свой приговор, но его должен был утвердить римский прокуратор. Поэтому Иисуса повели к Пилату, который не нашел никакой вины для вынесения смертного приговора Иисусу. И в самом деле, Пилат трижды обращался к людям (18, 38; 19, 4. 6), пытаясь освободить Иисуса. Но, когда толпа открыто выразила сомнение в верности Пилата кесарю, он сдается и предает Иисуса на распятие.
Иоанн добавляет некоторые детали, которых нет в трех других Евангелиях. К примеру, Иисус на кресте дает поручение ученику, «которого любил», т.е. самому апостолу Иоанну (Ин 19, 26-27), заботиться о Его Матери. Только Иоанн записал произнесенные Господом с креста слова любви и заботы о Марии.
Иоанн также пишет о солдате, который пронзил копьем бок Иисусу, а не перебил Ему голени, как это сделали с двумя распятыми рядом. (19, 32-34) Апостол объясняет: «Ибо сие произошло, да сбудется Писание», имея в виду отрывок из Зах 12, 10.
Мы узнаем, что из пронзенного бока Иисуса «истекли кровь и вода». В буквальном смысле это неопровержимое доказательство того, что Иисус действительно умер, и ответ скептикам, пытавшимся отрицать воскресение, утверждая, будто Иисус на самом деле не умер. Некоторые полагают, что кровь и вода символизируют святую Евхаристию и Крещение.
После смерти распятого Иосиф из Аримафеи просит Пилата отдать ему тело Иисуса и вместе с Никодимом относит его в новую могилу (19, 38-40). Иосиф и Никодим были важными людьми, членами иудейского синедриона, а также тайными учениками Христа. И снова только Иоанн упоминает об участии Никодима. В третьей описывается встреча Иисуса и Никодима, во время которой звучит один из самых знаменитых стихов Библии Ин 3, 16: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
Размышление: Что мы узнаем об Иисусе из описания Его крестных страданий? Что более всего затронуло ваше сердце, почему?
Иисус сказал Пилату: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (18, 37). О какой истине Он говорит? Продолжаете ли вы слушать Его голос?
Иисус смирил Себя до смерти на кресте ради нас. Мы ничего не можем сделать для своего искупления. Нам нужно просто ответить на безмерную Божью любовь к нам и принять Его удивительный и прекрасный дар спасения.
Иисус претерпел боль и унижение крестной смерти. Изменяется ли ваша жизнь вследствие осознания смысла крестной жертвы Христа?
Что имел в виду Иисус, когда сказал «совершилось»? Что это значит для вас?
Молитва: Помолитесь словами из Ис 52, 13 – 53, 1-12. Поклонитесь страдающему Рабу, Который был избит и сокрушен за наши грехи. Поблагодарите Христа за то, что Он принес Себя в жертву ради вас. Возложите все ваши бремена и грехи на любящего Господа, Который заплатил Своею жизнью, чтобы вы стали свободными.
Созерцание: «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр 4, 16).
Прочтите Евр 4, 14-16 и 5, 7-9. Пусть эти стихи станут для вас подкреплением, чтобы «твердо держаться исповедания нашего» (ст. 14).
Поразмышляйте об Иисусе как о нашем Первосвященнике, Который понимает наши человеческие слабости, хотя жил на земле без греха и «сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного».
24 апреля
Пасха – Светлое Христово Воскресение
НАПОЛНЕННЫЕ РАДОСТЬЮ
Быт 1, 1 – 2, 2; Пс 104(103) или Пс 33(32); Быт 22, 1-18; Пс 16(15); Исх 14, 15 – 15, 6. 17-18; Ис 54, 5-14; Пс 30(29); Ис 55, 1-11; Ис 12, 2-6; Вар 3, 9-15. 32 – 4, 4; Пс 19(18); Иез 36, 16-28; Пс 42(41) и Пс 43(42) или Пс 51(50); Рим 6, 3-11; Пс 118(117); Мф 28, 1-10
Евангелие: Из рассказа евангелиста Матфеем о воскресении мы узнаем, что Иисус одержал победу над смертью и грехом, умерев на кресте ради нас и воскреснув. И у нас также есть эта победа, хотя воскресение наше наступит после окончания времен.
В нескольких простых фразах Матфей описывает момент, когда женщины обнаружили, что Иисус жив. Но как сильно звучат эти фразы! В каждом простом слове отражено изумление женщин, обнаруживших, что их Господь воскрес.
Матфей так описал происходившее событие: сделалось землетрясение, ангел сошел с небес и отодвинул огромный камень. Стражники взглянули, трепеща от страха, и «стали как мертвые». Они оцепенели от ужаса и были не в состоянии говорить или двигаться.
Две женщины шли к могиле, возможно, для того, чтобы предаться горю и печали. Они никак не ожидали встретить живого Иисуса.
Зная, что женщины могли испугаться, ангел призвал их не бояться и поведал, что Иисус более не мертв, но Он воскрес из мертвых, как Сам предсказал.
Ангел показал им пустую могилу и отправил назад к ученикам сообщить великую новость: Иисус воскрес из мертвых!
И когда они бежали к ученикам, то лицом к лицу встретили Иисуса. Они были первыми свидетельницами пустой могилы. Гроб был пуст не потому, что кто-то осквернил его и украл тело. Он был пуст, потому что Иисус воскрес из мертвых!
В стихах, следующих сразу за отрывком (11-15) мы читаем, что стерегущие доложили обо всем первосвященникам, которые собирались в случае крайней необходимости. Они предложили солдатам большую сумму денег в качестве взятки за молчание о том, что они на самом деле видели. И те солгали, будто, пока они ночью спали, ученики украли тело Иисуса.
Размышление: Когда вы будете праздновать этот замечательный день в жизни Церкви, попробуйте представить, как были удивлены и восхищены женщины при встрече с Иисусом. Вспомните, как Иисус пришел к вам «живым» в первый раз. Уменьшилась или возросла ваша вера с тех пор? Поразмышляйте о контрасте между двумя женщинами и стражниками. И те, и другие были свидетелями самого значительного события в человеческой истории. Женщины провозгласили благую весть, а стражники солгали, пытаясь утаить истину. Чему это нас учит?
Молитва: Вера в воскресение Иисуса - основа нашей христианской веры. Помолитесь словами из Рим 6, 3-11, прося Бога воплотить Его обетования в вашем сердце и жизни.
Созерцание: Что бы вы поведали своему другу, желающему узнать каково истинное значение Пасхи? Кратко запишите основные пункты, чтобы выделить важные моменты и запомнить их.
Материал Организации объединенных
библейских обществ (UBS)
Перевод Светланы Семеновой