Газета "Кредо" №4(188)'11
Месса: трапеза или жертва?
Многие литургисты в последнее время настаивают на том, что Месса – это, прежде всего, общинная трапеза. Однако, традиционный обряд однозначно показывает, что Евхаристия – это священная трапеза, в первую очередь, жертва. Почему это священная трапеза? Не из-за самой собравшейся на нее общины, а из-за деяния нашего Господа, начавшего в горнице в Великий четверг, завершившегося на Голгофе в Страстную пятницу и тем самым исполнившего Ветхий Завет. Раймонд Соуз разъясняет все это в интересной лекции, с которой он выступил в Лондоне в 2006 г. на конференции «Вера наших отцов».
Некатолики и многие современные католики порой утверждают, что наш Господь Иисус Христос установил совершенно новую систему осуществления нашего спасения: в итоге некоторые отвергают все связанное с иудаизмом, Ветхим Заветом и т.д., не только исполнение закона Моисеева, необязательное для христиан, но даже десять заповедей.
Сторонники подобных идей полагают, что все, что от нас требуется, это «впустить Иисуса Христа в свои сердца и в свои жизни как нашего личного Господа и Спасителя», и баста. Мы спасены. Ничто не может помешать нам попасть на небеса. Но это заблуждение. Конечно, личное стремление познавать, любить нашего Господа Иисуса Христа и служить Ему необходимо, если мы хотим обрести преизобилующую великую награду, обещанную Им, т.е. Его Самого. Но неверно было бы утверждать, что Он пришел уничтожить все еврейское. Он пришел не уничтожить, а исполнить. Царство Давидово было возрождено в основанной Иисусом Церкви.
То, что было у евреев в образах, для Церкви стало реальностью: пасхальная трапеза и Евхаристия; жертва пасхального агнца и жертва Агнца Божьего.
Чтобы лучше понять Мессу, Евхаристию, мы должны взглянуть на смысл пасхальной трапезы в Ветхом Завете. В Египте евреи были не только рабами фараона: они были также рабами греха компромисса с идолопоклонничеством. Чтобы освободить их от обоих типов рабства, Бог наш Господь предписал им совершать одну церемонию, обряд, литургию. Прошу заметить, что Он не предписал им некий акт веры, не сказал им что-то вроде: «Примите Яхве в свои сердца как вашего личного Господа и Спасителя, и вы избавитесь от рабства». Ничего подобного. Бог повелел им совершать особый ритуал – ритуал пасхального агнца, детально описанный в Исх 12, 3-13; 21-27 и 43-49.
У евреев не было иного выхода, кроме как подчиниться: Бог не дал никаких разумных или неразумных объяснений; евреи просто должны были исполнить Его волю, потому что иначе их первородные умрут. Поэтому, чтобы сберечь своих первенцев, израильские семьи должны:
1) принести в жертву непорочного барана, заколаемого в вечерних сумерках;
2) проследить за тем, чтобы ни одна кость не была сломана;
3) есть мясо барана с пресным хлебом и горькими травами;
4) пучком иссопа окропить кровью барана дверные косяки своих домов;
5) совершать этот обряд в вечную память;
6) не допускать к участию в нем необрезанных инородцев.
Помните: это не был необязательный ритуал, это была заповедь. Если они не принесут в жертву барана, не съедят его мяса и не окропят его кровью дверные косяки, их первенцы умрут!
Совершение пасхального обряда
Пасхальная литургия у евреев сформировалась преимущественно во времена Иисуса и по наши дни сохранилась без значительных изменений в среде ортодоксальных иудеев. Ниже будут упомянуты лишь самые важные ее части. Месса следует той же структуре. Апостолы и сменившая их Церковь отцов лишь усовершенствовала этот образец.
Тайная вечера была еврейской пасхальной трапезой, не какой-то супермодерновой церемонией, изобретенной Иисусом. В ходе серии прекрасных литургических церемоний использовалось четыре чаши: первая именовалась «кадеш» или благословение праздничного дня; вторая чаша была связана с пением Псалма 113; третья чаша была чашей благословения, называвшаяся так, потому что с нее начиналась собственно трапеза, потребление барана, пресного хлеба и т.д. Затем, перед заключительной молитвой, участники пели песни великого Галлеля, т.е. Псалмы 114-118 и переходили к четвертой чаше, являвшейся кульминацией ритуала пасхальной трапезы.
Давайте рассмотрим отдельные этапы литургии более детально.
Кадеш: благословение праздничного дня, освящение вина и распитие первой чаши (напоминает приношение даров во время Мессы).
Ургац: ритуал очищения (омовения рук), который могут совершить все участники или же лидер один от лица всех (во время Мессы священник омывает водой пальцы).
Ваца: лидер раздает куски хлеба маца (на Мессе перед обрядом причащения священник преломляет пресуществленный хлеб).
Магид: лидер говорит о хлебе скорби, который ели израильтяне в Египте. История первой пасхальной ночи пересказывается как пояснение к пасхальной жертве и видам используемого хлеба – маца и марор. Затем частники произносят первую часть псалма Галлель (113). Распивается вторая чаша (в каноне Мессы повествуется о Тайной вечере).
Моци-маца: лидер берет мацу и произносит сначала обычную молитву благословения хлеба, а затем особую молитву специально для мацы (освящение хлеба на Мессе).
Шуллан-орех: потребляется мясо барана (священник и верные принимают Плоть Христа, Агнца Божьего, во время Евхаристии).
Барех: после молитвы благодарения в конце трапезы распивается четвертая чаша и возносится гимн восхваления (чаша благословения, освящаемая священником; св. Павел в 1 Кор 10, 16 говорит: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?»).
Шфох-гаматха: произносит молитва, в которой звучит просьба к Богу покарать притеснителей евреев. Именно в этот момент наполняется вином чаша для пророка Илии и открываются входные двери, чтобы впустить вестника избавления.
Галлель: псалмы Галлель или псалмы восхваления, благодарения и радости поются (114-118). Ритуал окачивается пожеланием: «До следующего года в Иерусалиме!» Затем распивается четвертая чаша (финальное благословение Мессы, «Идите, Месса совершилась».
Литургия завершается Ницой (на рядовых Мессах по распоряжению Папы Льва XIII мы читаем заключительную молитву к св. Михаилу).
Что сделал Иисус?
Иисус говорит: «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания» (Лк 22, 15).
1. Евхаристия была уста- новлена во время трапезы, но не обычной, а пасхальной – во время детально разработанного ритуала, установленного Богом и развитого древнееврейской традицией в воспоминание об освобождении Израиля из Египта. И Иисус исполнил весь этот ритуал до мельчайших деталей.
2. Иисус взял хлеб, благословил его и подал Своим ученикам. Как предстоятель пасхального ритуала, он исполнил то, что называется Магид, когда старший говорит о хлебе скорби, который израильтяне ели в Египте. Затем очередь дошла до двух типов хлебов – маца и марор, была прочитана первая часть псалма Галлель (113), и участники приготовили к распитию вторую чашу.
3. «И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие» (Лк 22, 17-18). Это была вторая чаша. «И, взяв хлеб…» (Лк 22, 19). Мы можем идентифицировать этап пасхальной литургии, на котором наш Господь пресуществил хлеб и вино: Он пресуществил мацу после второй чаши вина.
4. Затем наступил черед пресуществления вина из третьей чаши – чаши благословения. Св. Лука повествует: «Сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк 22, 20).
5. После благодарения в конце трапезы была выпита третья чаша и исполнен гимн восхваления. Св. Матфей говорит: «И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего. И, воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мф 26, 27-30).
Это единственный случай, когда наш Господь говорит с людьми о Новом Завете. Ветхий Завет между Богом и людьми был скреплен Моисеем кровью барана на горе Синай. Второй Завет новый Моисей скрепляет собственный кровью – кровью Агнца Божьего – в горнице, прежде чем отправиться на гору Елеонскую, расположенную по пути к Голгофе.
Священство Иисуса было по чину Мелхиседека, принесшего в жертву хлеб и вино, а не по чину священства Аарона, приносившего в жертву множество разнообразных животных.
Иисус говорит апостолам: «…сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22, 19). Это была заповедь. Как еврейская пасхальная литургия должна была совершаться во веки, так и новая пасхальная литургия была дана навечно. Эта мелхиседекова жертва хлеба и вина стала осуществлением обетования Иисуса, данного годом ранее (ср. Ин 6).
В Египте следовало есть мясо барана и окроплять его кровью дверные косяки, чтобы спасти евреев от смерти. Точно также мы кормимся Плотью Христа в святом Причастии и спасаемся Кровью, пролитой Им на кресте.
«И, воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мф 26, 30): т.е. выпив третью чашу – чашу благословения, они исполнили гимн Галлель и ушли, не прикоснувшись к четвертой чаше и не произнеся заключительной молитвы Ница. Иисус сказал: «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания» (Лк 22, 15). Так неужели же Он не завершил Пасху? Он, пришедший не нарушить, а исполнить? Неужели Он усовершенствовал пасхальную литургию, пресуществив хлеб маца и вино из чаши благословения (барех), а затем сократил ее?
Нет. Господь не торопился закончить Свою первую Мессу. Литургия продолжалась. На горе Елеонской Он совершил приношение даров для Своей последней жертвы: Он должен был выпить четвертую чашу пасхальной литургии и закончить ее. «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» (Лк 22, 42).
После Гефсимании Он был распят на Голгофе. Ему предлагали пить вино с желчью (Пс 68), но Господь отказался. Он ужасно жаждал, страдая от потери крови и боли. «Дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить» (Мф 27, 34). Он еще не был распят. Агнец еще не был принесен в жертву.
На кресте Он вскричал словами мессианского Псалма 21: «Или, Или! лама савахфани?» («Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?») (ср. Мф 27, 46). Присутствовавшие решили, что Он зовет Илию великого пророка. В этот момент пасхальной литургии наполняли чашу Илии вином и открывали двери для вестника избавления. Итак, настало время для четвертой чаши и для завершения литургии. Иисус говорит: «Жажду» (Ин 19, 28). Почему только теперь?! « Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух» (Ин 19, 29-30).
Что же свершилось? Великая литургия избавления, установленная нашим Господом Богом, предреченная пасхальной трапезой в Египте и претворенная в действительность нашим Господом Иисусом Христом, начавшим в горнице и закончившим на Голгофе!
Четвертая чаша была чашей исполнения, кульминацией пасхальной жертвенной литургии в лице единородного Сына, пасхального Агнца, непорочного Агнца с не сломанными костями. Как сказал об Иисусе Иоанн Креститель, «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира!» Четвертая чаша вина была дана Иисусу в виде пучка иссопа, точно такого же пучка, которым народ избранный по заповеди Моисея должен был пользоваться для окропления кровью барана своих дверных косяков.
Чтобы подчеркнуть священническую природу этой жертвы, св. Иоанн указывает на тот факт, что Иисус был одет в бесшовную тунику, которую солдаты поделили по жребию. Именно такую тунику надевали священники, когда приносили в жертву пасхального агнца. Более того, двум разбойникам перебили ноги, чтобы ускорить их смерть. Но только не Иисусу: ни одна кость не была сломана, как и у пасхального агнца.
Заключение
Страсти Христовы – жертва пасхального агнца и вкушение его плоти во искупление рода человеческого – начались на Тайной вечере в горнице и закончились на Голгофе. Поэтому и жертва пасхального агнца, и евхаристическая трапеза начались в горнице и закончились на Голгофе. Горница и Голгофа – это две стороны одной медали.
Месса, т.е. бескровное возобновление пасхальной литургии Христа, одновременно является и искупительной жертвой, и священной трапезой, на которой смерть Агнца Божьего мистически изображается пресуществлением хлеба и вина – отдельно, чтобы образно показать Его смерть, и при вкушении Плоти пасхального Агнца в Св. Причастии. Христос присутствует в жертве; Он присутствует на трапезе: это одна реальность, как пасхальный агнец Ветхого Завета был и жертвой, и пищей. Вот почему св. Павел говорит: «Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать…» (1 Кор 5, 7). Что праздновать? Пасху, священную трапезу, вкушение Плоти Агнца. Недостаточно просто заколоть, нужно еще и съесть, стать одним целым с Ним, соединиться с Ним.
Пасхальная литургия Нового Завета сохранила лишь одну чашу вина – третью, чашу благословения, но теперь с кровью Иисуса Христа: «Сие есть Кровь Моя» (Мф 26, 28). Итак, Месса – это священная трапеза и жертва или, в обратном порядке, жертва и священная трапеза (она началась в горнице и завершилась на Голгофе). Литургия (традиционной) Мессы – это напоминание о церемониях пасхальной литургии, которую очень хотел совершить Иисус ради нашего спасения. «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин 6, 53-57).
С каким благоговением, восхищением, с каким чувством священного должны мы приступать к святой Жертве Мессы, на которой мистически приносится Агнец Божий и Его Плоть вкушается ради нашего спасения?!
Раймонд Соуз
Из “Mass of Ages”, 5/2008