Конгрегация Бедного Младенца Иисуса отметила 29 апреля 2012 г. 50-летний юбилей своего служения в Казахстане. О подробностях мы расспросили одну из «пионерок», с. Терезу Пию Рудгалвис-Адамук из Кокшетау:
- Сестра Тереза, для начала расскажите нам, пожалуйста, немного о себе.
- Я родилась в Латвии 29 октября 1937 г. в г. Мадона и была третьим ребенком в семье хороших верующих людей, что считаю даром Божьим. Когда мне было три года, мы переехали в деревню к бабушке, которая после смерти дедушки осталась одна. Там я окончила там среднюю школу.
Еще в 1927 г. из Австрии в Латвию приехали сестры бедного Младенца Иисуса, которых пригласил наш архиепископ, чтобы они занимались с детьми. Одна из сестер оказалась родственницей священника, работавшего в нашем приходе. Так я впервые встретилась с монахиней из нашей конгрегации. Мы подружились с ней на почве общих взглядов, и я решила пойти в монастырь, когда мне исполнится 18 лет.
В 1955 г. я поступила в постулат, затем был новициат, а потом – временные обеты на три года. Но Латвия к тому времени уже входила в состав Советского Союза, и коммунистические власти, в конце концов, закрыли наши монастыри. Это было очень сложное время. Наша настоятельница австрийка с. Доминика со слезами благословила каждую сестру, и мы разошлись в мир. Так что вечные обеты в 1965 г. я принесла уже тайно.
- Как известно, сестры Бедного Младенца Иисуса 29 апреля 2012 г. празднуют 50-летие со дня начала их служения в Казахстане. Как зародилась Ваша конгрегация?
- Конгрегация была основана в 1944 г. матушкой Кларой и четырьмя ее сподвижницами. У нее было двое братьев священников : один – редемпторист, а другой – епархиальный священник. Клара часто слышала по вечерам, как братья говорили о душепастырских проблемах, о детях, целыми днями шатавшихся по улицам без надзора родителей. Все это очень волновало сердце молодой девушки. Но что она могла сделать, кроме милостыни, которую подавала беспризорникам?
Однажды Клара встретила на улице бедного маленького мальчика и спросила его: «Где ты живешь? Как тебя зовут?» «Я - бедный Младенец Иисус», - ответил Он и рассказал, что у Него есть еще много бедных братьев. Тогда девушка поняла, что ее призвание – помогать нуждающимся. Вскоре вместе с помощницами она занималась уже двумя тысячами детей. Но со временем основательница осознала, что не только бедные нуждаются в помощи, но и богатые, потому что душой они беднее, чем те, кто нуждается материально.
- А когда первые сестры прибыли в Казахстан?
- В 1962 г. в Литву после заключения вернулся о. Владимир Прокопьев. Он многое знал и понимал и сразу же сказал нам, что мы не должны открыто демонстрировать, кто мы такие и чем занимаемся. 28 апреля в Казахстан приехали первые сестры Вероника Мария Лаздане и с. Иосиф Мария Лейц. А в августе 1963 году приехали с. Мария Космас Ногик и с. Мария Пасторела Бришка.
Я лично знала о Казахстане совсем немного: только что, о чем нам говорили на уроке географии в школе. Помнила еще, что в Караганде есть богатый угольный бассейн. Мне очень хотелось поехать на миссию, но я никому не говорила об этом. Но однажды меня просто спросили, не хочу ли я отправиться в Казахстан, и я согласилась, хотя и очень люблю свою родину.
Так 25 апреля 1976 г. я оказалась в этой стране. По дороге в России мы видели только очень запущенные православные храмы и молились о том, чтобы Господь Бог даровал СССР свободу.
- Чем Вы стали заниматься, когда только приехали в Казахстан?
- Сначала устроилась в аптеку санитаркой, но там у меня было не слишком много возможностей делать добро, так что я решила, что будет лучше служить больным. Какое-то время спустя меня перевели в больницу, и я трудилась в этой сфере 16 лет. Работала в роддоме, крестила умирающих новорожденных.
Наша с. Иосиф Мария, хотя была по профессии учительницей, не хотела преподавать в школе и тоже вместе с. Вероникой устроилась в больницу. С. Мария Бришка работала в аптеке. Благодаря этому она могла доставать парафин, и мы сами делали свечи, которые затем бесплатно раздавали людям. Еще мы сами пекли гостии.
- А как обстояло дело с религиозной жизнью?
- Священник приезжал тайно, и каждый раз для нас это был самый великий праздник. Мы жили скромно в маленьком домике, но приходилось находить в нем место для людей, которые собирались на молитву. Ежегодно группа детей приступала у нас к первому причастию. Готовить приходилось каждого отдельно, чтобы никто не узнал. А в 1983 г. у нас появилась местная монахиня – с. Клара Тома Малсам.
Священник приезжал раз в три месяца, но оставлял нам пресуществленные гостии, чтобы мы могли принимать Евхаристию ежедневно, хотя нам, конечно, их не хватало. Кроме того, мы должны были развозить святые дары людям. Во время подпольных Месс двери наглухо запирались. Наша дворовая собачка отличалась очень громким лаем. Но она знала всех верующих, которые к нам приходили, и спокойно их пропускала. По праздникам мы даже проводили прямо внутри дома процессии. Окружающие догадывались, кто мы такие. Конечно, много было проблем с властями, но Бог хранил нас. Мне даже кажется, что среди милиционеров тоже были тайные католики.
- А у Вас никогда не возникало желание бросить все и уехать?
- В первое время после приезда сюда мне было очень тяжело без св. Мессы и исповеди. Тогда я нет-нет, да задумывалась, зачем так жить в Казахстане. Но настоятельница с. Инга сказала однажды, что самое важное не делать что-то, а быть там, куда послал тебя Бог, и страдать и молиться. Многие мои подруги оставили Господа и Церковь, но мне помогли проповеди наших отцов о мученичестве, о людях, которые страдали и терпели в сталинские времена. Это придавало мне сил.
- 20 лет Вы проработали тайно. А в 1991 г. к вам приехал первый легальный священник. Кто это был?
- О. Отто Мессмер. Он жил в Астане и обслуживал Макинск. А в 94 г. у нас появился уже собственный настоятель – о. Петр Пытлованы, нынешний ректор карагандинской семинарии.
- С каких пор Вы смогли носить Ваши монашеские одеяния?
- Еще в советское время мы по воскресеньям и праздникам одевались на адорацию в часовне в монашеские одеяния. Только одна оставалась в обычной одежде на случай, если кто-то придет. А уже с 92 или 93 года мы смогли открыто носить свои хабиты.
- Что доставляет Вам наибольшую радость?
- Более всего меня всегда радовало то, что я могу готовить детей к крещению. Я праздную свои именины в день памяти св. Терезы Младенца Иисуса, 4 января – это день ее крещения. Когда настоятельница дала мне это имя, я и не знала, что буду крестить людей в Казахстане. Лично я крестила около 20 детей, которые умирали в больнице. Крещение проходило всегда по ночам, но родители и врачи были очень довольны. А сейчас меня радует, что я могу готовить к исповеди, причастию и венчанию взрослых. Например, в прошлом году в Кокчетаве я готовила людей к таинствам группу из 32 человек.
- Сестра, что бы Вы хотели бы пожелать современным казахстанцам?
- От всего сердца желаю, чтобы их вера росла! Пусть будет больше местных призваний, пусть наша Церковь всегда остается молодой, пусть приходят новые люди.
Беседовала М. Хлахулова