Будущий год объявлен Папой Бенедиктом XVI Годом веры. Безусловно, это очень важное решение. Хочется, чтобы рассказ о семье, в которой религиозные традиции и обычаи прочно заняли главенствующее место как в быту, так и в душах всех членов семьи, помог людям сомневающимся, людям неверующим. Это семья уже ныне покойного Адольфа Кучинского...
Маленькая подвижная девочка, ученица 1 класса Лена Галицкая подбежала ко мне на перемене и спрашивает:
- Вы знаете какое самое простое чудо Бога?
- Нет , - ответила я.
- Это освященная вода: ведь она никогда не портится! – с победным видом ответила Лена и помчалась снова кружиться и играть с детьми.
Когда она училась уже в 6 или 7 классе, я спросила ее как-то:
- Лена, соблюдаешь ли ты пост?
- Конечно, вот в этот раз отказалась от конфет, считаю это своей слабостью, но я должна ее побороть.
В 10 классе во время поста класс должен был выступать с концертом, и я предложила Лене спеть песню, но она отказалась, объяснив, что во время поста она не танцует и не поет. Я разозлилась и, может быть, не очень корректно сказала, что она плохо слушала священника во время Мессы, а ведь он говорил, что в дни поста нужно нести людям добро, а ее пение и есть благо для людей.
- Все, все! Я поняла! – согласилась Лена.
Лена пела на концерте, и ее песня была одной из лучших. Я не могу вспомнить ни одного случая, чтобы за одиннадцать школьных лет кто-то из детей или учителей пожаловался на нее. Все время я думаю о том, как в душе такой маленькой девочки живет твердая вера в Бога, в Его милосердие, Его могущество? Откуда это? Как это воспитывалось?
Конечно, все шло от семьи. Мама и папа тоже воспитывались в верующей семье. А бабушка и дедушка всегда были примером не только для своих детей, но и для жителей села Зеленый Гай...
Дедушка Кучинский Адольф прожил яркую трудовую жизнь человека, верующего в Бога. Как и тысячи других поляков, его семья была репрессирована и отправлена на поселение в Казахстан. О тяжелой жизни переселенцев рассказано очень много и на страницах газеты «Кредо». Адольфу тоже пришлось пережить очень многое: отца расстреляли как врага народа в 1937 г., мать умерла через год, четверо детей остались сиротами. Хорошо, что родные не бросили их, вырастили, хотя и голодали сами. Конечно, он не смог учиться, хотя все говорили, что у него большие способности. Нужно было работать, а тут – война! Рабочие руки нужны в колхозе: косил сено, на лошадях возил зерно на мельницу, работал прицепщиком. После войны окончил курсы механизатора, а затем курсы шофера. Работал на машине, осенью садился за штурвал комбайна, а вечерами с молодежью участвовал в художественной самодеятельности. Многие в селе помнят, как он играл в спектакле «Наталка-Полтавка». Адольфа в селе знали не только как веселого и удалого парня, но и как хорошего работника, лучшего комбайнера и просто принципиального человека. В семейном архиве хранится бессчетное количество благодарностей, медалей «За трудовую доблесть», «Ветерана труда» и др. Однако членом коммунистической партии он так и не стал: убеждения и вера в Бога не позволили ему поступиться своими принципами.
В 1951 г. женился на удивительной девушке Ядвиге, которая также вместе с семьей была выслана из Украины. Никогда не унывающая, она не отступала ни перед какой трудностью: сеяла пшеницу на сеялках, у мужа работала помощником комбайнера, стригла овец, дежурила сутками в инкубаторе по выводу птицы, работала заведующей детским садиком. Трудностей в жизни было достаточно, но в этой семье не привыкли плакаться и жаловаться, потому что они всегда и во всем уповали на Бога. Благодарили ежедневно в молитвах за прожитый день и смиренно переносили все испытания, которые выпадали на их долю. Их жизнь неотделима от жизни Церкви: участвовали в строительстве храма в Тайынше, помогали в благоустройстве костела в с. Зеленый Гай, а самое главное - ежедневно участвовали в св. Мессе. Ядвига по состоянию здоровья последние годы уже не ходила на Мессу. А Адольф каждый день, хотя очень болел, непременно был в церкви. Перед Мессой в костеле всегда молятся розарием – первый десяток читал Адольф... Теперь его нет..., но его правнук Саша, который тоже с двух лет ходил с прадедушкой в костел, сейчас министрант, внучки Людмила и Елена активно участвуют в жизни Церкви. Жизнь продолжается, и вера в Бога, которую так упорно воспитывал Адольф в своей семье, укрепляется уже в четвертом поколении. Для внучек и правнуков всегда есть пример – это их дедушка и бабушка.
Вот что рассказывает Лена. Ей было 3 года, когда родители вместе с бабушкой и дедушкой решили ее крестить в римско-католической церкви. В то время, в 1990 г., в селе храма не было, и таинства уделялись в Тайынше. «Я не помню, как проходило само крещение, но отчетливо помню тот момент, когда мы зашли в храм, и я обратила внимание на исповедальню, которая стояла слева от входа: она была настолько красочной и привлекала постоянно мое внимание, что я не выдержала и несколько раз подходила к ней. А внутри, в исповедальне, исповедовал Ян Павел Ленга, который в то время был настоятелем прихода. Я смело подошла к исповедальне поближе. Внутри я увидела одного только, как мне показалось, «скучающего дядю», который почему-то грустил. Мне хотелось поговорить с ним, и я подошла поближе и громко спросила: «Шо ты тут робышь?» (в детстве я разговаривала на диалекте, близком к украинскому языку.) Подходила к нему более трех раз, но так и не услышала ответа, обиделась. Когда священник вышел из исповедальни, то подозвал меня к себе поближе и подарил маленький образок Девы Марии с Иисусом. Я сразу же поцеловала этот образ, потому что дедушка с бабушкой меня так учили, а священник, погладив меня по голове, сказал: «Этот ребенок ко мне более трех раз подходил и спрашивал, шо я тут роблю, а я тут покуту несу».
После крещения Леночка посещала храм чаще всего с дедушкой, и не только по воскресеньям, но и в будни. С пяти лет она отчетливо помнит Мессы на польском языке, которые проходили в молитвенном доме, так как своей церкви в селе не было. Перед Мессой прихожане всегда молились розарием, литаниями, венчиком к Божьему милосердию. «Все молитвы на польском языке я запомнила так быстро и прочно, что мне порой кажется, что я их знаю с самого рождения и никогда не забуду».
Далее Лена продолжает: «В 1996 г. началось строительство уже нашего храма Сошествия Святого Духа. Когда закладывался фундамент церкви, в наше село приехало много священников, чтобы освятить место, выбранное для будущего храма. Во время окропления многие дети (а их было очень много) улыбались, смущались, а я, как только на меня упало несколько капель священной воды, быстро перекрестилась, потому что так учил дедушка. Это заметил Ян Павел Ленга (тогда он уже был в епископском чине); он вернулся и еще раз окропил меня с широкой радостной улыбкой на лице.
Вскоре Ян Павел Ленга направил в наш приход священника из Польши Богуслава Бургата. Дедушка поехал за ним в Тайыншу и получил такой наказ от Яна Павла Ленги: «Я даю вам такого ксенза, гарного як яблоко, любите и берегите его». Действительно, прихожане полюбили священника. Затаив дыхание, они слушали нравоучительные проповеди о. Богуслава. Многому он научил нас: как правильно молиться, соблюдать пост, как готовиться и проводить церковные праздники, как верить в доброе, никогда не унывать. О. Богуслав призывал молодежь брать пример со старшего поколения прихожан, которые, несмотря на все невзгоды, сохранили веру в Бога и религиозные традиции. С появлением священника изменилась жизнь и в нашей семье. Помню отчетливо, что каждый год на праздник Рождества Христова и Пасхи мы собирались в доме у дедушки с бабушкой. И перед началом празднования дедушка обращался к Господу, после чего мы все вместе произносили молитву и, перекрестившись, садились за стол. Это стало для нашей семьи законом, который мы исправно исполняем. Любое трудное или доброе дело непременно начинается с молитвы к Господу Богу; мы всегда благодарим Его за удачные или счастливые минуты нашей жизни. Благодаря дедушке с бабушкой и их непоколебимой вере в Иисуса Христа наша семья стала ближе к Господу.
После окончания школы я поступила в университет в г. Кокшетау. Переживала очень, смогу ли участвовать в св. Мессах! Из окон университета я увидела храм – непередаваемое чувство радости и счастья овладело мной: я не буду одинока в чужом городе, я смогу исповедоваться и причащаться, общаться с верующими. И на протяжении всего обучения я ходила на встречи молодежи и на св. Мессы. Однажды ко мне в церкви подошла монахиня и попросила прочесть слово Божье. Мне было ужасно страшно выходить к алтарю, потому как в нашем храме я никогда не читала перед прихожанами. Но мне очень сильно хотелось, и я все-таки собралась духом и пошла, прочла Св. Писание практически на одном дыхании, а потом долго не могла отдышаться. Сколько было радости и счастья в моем сердце от того, что я это сделала, несмотря на боязнь и страх, как будто меня укрыло целое облако Божьей благодати. Еще вспоминаю курьезный случай, когда мне пришлось поволноваться: однажды на Пасху в церковь г. Кокшетау приехало много священников вместе с епископом Томашем Пэтой, и мне предложили прочесть первое чтение. Когда я подошла к кафедре, то увидела, что лекционария нет. Как я растерялась! Мне казалось, что весь приход слышит громкое биение моего сердца. Несколько секунд тянулись, как вечность, но, слава Богу, ситуацию быстро исправили. Сейчас я более спокойна и уверенна. Читаю слово Божье на каждой воскресной Мессе и все время «вижу» своего дедушку, который сидел на первой скамье от алтаря, глядя на меня с любовью и радостью. Я помню все его наставления и шутки-прибаутки... Как его нам не хватает! Но в глубине души я слышу его голос: «Молитесь, дети, и все будет хорошо!»
Более 20 лет прошло с тех пор, как построили храм в Зеленом Гае. И все эти годы семья Адольфа Кучинского верна своим убеждениям, верна Богу. Дочь Галина с мужем Казимиром постоянно посещают воскресные св. Мессы. Внучка Людмила приходит в церковь со своими детьми Сашей и Валерией. Мальчик – министрант, и он очень ответственно относится к своим обязанностям. Внучка Лена поет в церковном хоре и часто читает слово Божье. Вся семья серьезно относится ко всем таинствам, причастию и исповеди. Каждый из них с большой любовью и благодарностью говорит о бабушке и дедушке (которого, к сожалению, уже нет). Именно они сумели воспитать в них любовь к Господу Богу, к Иисусу Христу – Заступнику и Защитнику нашему.
Каждый из них молится: «Всемогущий вечный Боже, не оставляй нашу семью, направляй наши дела и мысли согласно Твоим заповедям. Благодарим Тебя за то, что в нашей жизни были такие замечательные отец, дедушка и прадедушка». А прихожане часто в молитвах просят Господа Бога о Царствии Божьем для Адольфа Кучинского: «Вечный покой даруй ему, Господи! Вечный свет да светит ему!»
Хадеева В.
с. Зеленый Гай
Католическая журналистка отдала жизнь за своего нерожденного ребенка
Портал "LifeSiteNews" рассказал необыкновенную историю католической журналистки из испанской Кордовы Барбары Кастро Гарсии, пожертвовавшей жизнью ради спасения своего нерожденного ребенка. 31-летняя женщина была больна раком и, чтобы сохранить жизнь дочери, которую носила под сердцем, отказалась от терапии, которая могла бы спасти жизнь матери.
Барбара вышла замуж в 2009 г. за Игнасио Кабезаса. Уже вскоре счастливые супруги ждали рождения своего первого ребенка. Но в один прекрасный день врачи сообщили женщине, что она больна раком ротовой полости и нуждается в безотлагательной химиотерапии, которая одна спасет ей жизнь. Однако, данная процедура могла бы привести к гибели плода.
Барбара, работавшая журналисткой в курии католической епархии Кордовы, приняла трудное решение: она согласилась лишь на хирургическую операцию и отказалась от любых иных видов лечения, опасных для ожидаемого ребенка.
Дочь Барбарита родилась 1 ноября 2010 г. Счастливая мать постаралась тогда восполнить упущенное лечение и победить развивающуюся болезнь. Но следовавшие один за другим сеансы химиотерапии, ампутация языка и части щеки не принесли желанного результата, и женщина умерла. Ее похороны, прошедшие 7 июля этого года, заставили скорбеть всю Кордову.
Епархия посвятила героической матери особое коммюнике, заканчивающееся словами: «Добрый Отче, Господи милосердия, державший в руках всю жизнь Барбары, Ты сегодня открыл ей врата рая. Ангелы вышли навстречу ей, а Преблагословенная Дева Мария дала ей венец победы, потому что она лучше, чем кто-либо иной, знает, что значит отдать жизнь за любовь».
История этой журналистки напоминает описанный в июне итальянской прессой пример героизма другой матери, Кьяры Корбелли – 28-летней жительницы Рима, которая также отказалась от небезопасной терапии, чтобы спасти жизнь своему нерожденному сыну.
KAI, 15.07. 2012
«Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду?»
Всемирный интерес к Олимпийским играм, возродившийся в современную эпоху, не мог быть проигнорирован Церковью. И первые подтверждения этому можно найти в словах Римских Пап. Начиная с Афин в1896 г. и заканчивая нынешним Лондоном, приближение олимпиады побуждало Пап к размышлениям об играх как таковых и о христианском взгляде на спорт вообще. «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить»: известно, что апостол Павел был знатоком олимпийских дисциплин своей эпохи, и это знание навело его на метафору, призывающую первых христиан стремиться к «лавровому венцу» веры. Таким образом, он стал первым, кто связал Церковь и спорт, когда первая еще только зарождалась, а второй назывался иначе. С наступлением ХХ в., когда спорт благодаря олимпиадам приобрел глобальные масштабы, Папы начали оценивать значение этого массового социального феномена. При этом они никогда не отходили от этического измерения спорта, как, например, Папа Иоанн XXIII, обратившийся в 1960 г. к спортсменам из 83 стран на аудиенции в Риме. «В ходе олимпийских соревнований, - сказал тогда Папа, - вы подадите другим пример здорового духа состязания без зависти и распрей в борьбе, в которой проявится постоянство и спокойная радость».
Аналогичную отеческую заботу, похожую на заботу мудрого тренера, проявит в 1976 г. и Папа Павел VI во время олимпиады в Монреале, проводя параллель между телесным и духовным состязанием. Во время молитвы «Ангел Господень» понтифик пожелал спортсменам, чтобы «сфера природных добродетелей пронизала физические упражнения и придала им высшую человеческую ценность – нравственную, достигая сферы социальной и международной, чтобы олимпиада стала праздником дружбы народов и праздником мира».
Папа Иоанн Павел II, как никто из своих предшественников знакомый со спортом, также дал христианское прочтение этого феномена, но его взгляд на спорт еще ближе нашим современникам: восхваляя спортивные ценности, Папа Войтыла обличал и то, что может их исказить. С одной стороны – искренность, жертвенность, мужество, твердость, солидарность и бескорыстие, с другой – насилие, несправедливость, коррупция, жажда наживы, дискриминация, политическое и экономическое давление. В этих случаях, как сказал бл. Иоанн Павел II в обращении к Международному олимпийскому комитету в 1982 г., «спорт превращается в способ приобретения силы и денег».
И, наконец, Папа Бенедикт XVI: в преддверии олимпийских игр в Лондоне он подчеркнул, что «Католическая Церковь смотрит на них с особой симпатией и вниманием». «Помолимся о том, - сказал понтифик, - чтобы, в соответствии с волей Бога, игры в Лондоне стали настоящим опытом братства между народами Земли".
RV
Старик переехал к сыну, невестке и шестилетнему внуку. Руки у него уже тряслись, зрение притупилось, а ноги ослабли.
Во время еды семья собиралась вокруг одного стола, но из-за трясущихся рук и неясного зрения старика совместные трапезы проходили не очень приятно. Горох падал у него с ложки, а когда он пытался ухватить стакан с молоком, то часто это кончалось лужей на скатерти.
Сын и его жена порядком устали от этого. «Что-то нужно делать с дедом, - сказал, в конце концов, сын. – Я сыт по горло! Он разливает молоко, чавкает и роняет еду на пол».
Супруги решили поставить в углу маленький столик, за которым старик ел отныне один, пока другие радовались общению. А он, вдобавок, разбил пару тарелок и с тех пор получал пищу в деревянной миске. И когда на него иногда оборачивались, то видели слезы в одиноких глазах. Но единственные слова, которых он мог дождаться – это укоры за упавшую ложку или кусок еды.
Шестилетний внук молча наблюдал за поведением родителей. И вот однажды незадолго до ужина его отец заметил, что сын играет на полу с куском дерева. «Чем занимаешься?» - нежно спросил он. А сын также нежно ответил: «Да так, хочу сделать одну миску для тебя, а другую – для мамы, чтобы вам было из чего есть, когда вы состаритесь». Малыш улыбнулся и продолжил работу.
В тот вечер мужчина осторожно взял престарелого отца за руку и привел его обратно к общему столу.
По книге: «Истории для исцеления души».
Продолжение, начало в №186-187.
Взять на себя полную ответственность за все наши поступки, включая эмоции и поведение во всех жизненных ситуациях – это решительный шаг к человеческой зрелости. И все же склонность винить в наших реакциях других людей или вещи так же стара, как само человечество. Многие из нас выросли с привычкой обвинять других. Свое самое несносное поведение мы оправдываем словами: «Ты это заслужил», «Ты сам довел меня до этого», «Что посеешь, то и пожнешь». Все собственные ошибки мы научились объяснять тем, что у нас, например, не было нужного материала для работы или даже что «звезды находились не в той констелляции, а луна – не в той фазе». Самое печальное, что люди, обвиняющие других, далеки от реальности. А потому они никогда не узнают самих себя. Никогда не созреют. Не вырастут.
Сама жизнь говорит нам: рост начинается там, где заканчиваются обвинения. Вместо того, чтобы перекладывать вину, нужно принять полную ответственность за свою жизнь. Те кто, винит других, знает, что что-то в них самих объясняет их эмоциональные реакции и образцы поведения. Перестать обвинять других – это действительно решительный шаг к человеческой зрелости. Сознание своей ответственности сделает возможным наш будущий рост.
Что такое «полная ответственность»?
Каждый из нас на личном опыте знает, что мы не совсем свободны. Порой бывает, что наши реакции совершенно выходят из-под нашего самоконтроля. Мы ведь не можем перекрыть свои эмоции, как вентиль на водопроводе. Случается, что нам не удается до конца быть теми, кем нам хотелось бы быть, делать то, что хотелось бы сделать, или говорить только то, что хотелось сказать. Бывает, что нас держат в плену наши привычки. Нам кажется, что от них невозможно избавиться. Наше вчера тяжко давит на наше сегодня, а сегодня тяжко давит на завтра. Мы плачем, зная, что должны смеяться. Объедаемся, зная, что это не пойдет нам на пользу. Травим себя, зная, что должны отказаться от этих вещей. Куда уж нам тогда до полной ответственности!
Начнем с того, что мы не до конца свободны. Всех нас программировали с самых пеленок. И эти программы ограничивают нашу свободу. Затем мы долго и верно воспитываем в себе привычки, а они также ограничивают нашу свободу выбора. Порой нами просто овладевает обычное человеческое свойство – медлительность. Вместе со св. Павлом мы должны признать: «Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю... В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего...».
Таким образом, полная ответственность не предполагает полной свободы. В этой связи полная ответственность означает примерно следующее: нечто во мне определяет мои поступки и реакции на различные жизненные ситуации и раздражители. Это может быть следствие моих генов, заложенной во мне программы или силы собственных привычек. Но это нечто во мне, за что я несу полную ответственность. Я делаю то, что делаю, говорю то, что говорю под действием чего-то во мне. Другие люди или ситуации могут лишь вызвать реакцию, но основа этой реакции будет определяться чем-то во мне.
Сначала посмотрим, что именно значит полная ответственность за все наши действия. Один из моих самых любимых примеров – это случай с Сиднеем Гаррисом. Однажды он зашел вместе с другом в студию новостей. Там он увидел, как ведущий с возбуждением рассказывает о дурных новостях, а потом наблюдал, как его друг дружески и сердечно беседует с этим ведущим. Когда они вышли, то Гаррис спросил своего друга:
- Этот малый всегда такой вредный?
- К сожалению, да.
- А ты так мило с ним беседуешь.
- Ну, это же естественно.
И тогда Гаррис задал другу вопрос, который мучил его с самого начала:
- Зачем?
Другу пришлось минуту подумать, как будто ему трудно давался ответ на такой очевидный вопрос.
- Затем, - ответил он наконец, - что я не хочу, чтобы кто-то решал, что мне делать. Я сам решаю, что делать. Я – тот, кто действует, а не реагирует.
Сидней Гаррис ушел, бурча себе под нос: «Вот важнейшее жизненное умение и цель: действовать, а не быть тем, кто только реагирует».
Продолжение следует.
Джон Пауэлл
Из: „Štestí začíná uvnitř"