Католической Церкви в Казахстане – международная встреча молодежи в с. Озерное
В гостях у Богоматери
Даже если полностью исчезнет озеро, некогда спасшее от голода все население села, воды Божьей благодати никогда не покинут это богоугодное место. Я, многократный паломник Озерного, удивляюсь, как каждый раз Бог касается меня здесь.
В этом году с 11 по 15 августа в святилище Марии – Царицы мира в п. Озерное прошла XIV встреча молодежи. В программе приняли участие около 260 человек из разных уголков Казахстана, а также группа численностью в 12 человек из Узбекистана. Реколлекции вел о. Элиот Марецки. Специальным гостем был Апостольский нунцмй Мигель Маури Буэндия.
Иногда нужно отправиться в паломничество, чтобы вновь вернуться к себе, оставить привычную «свою» среду, чтобы обрести себя. Так было и со мной. Увлеченная суетой и праздностью, в последнее время я так отчуждалась от Бога, что не сильно верила в способность нескольких дней изменить всю мою жизнь. Мне казалось, что для этого нужно сделать нечто сверхъестественное, но о. Элиот научил нас одному простому упражнению. «Есть духовность бенедиктинцев, есть духовность кармелитов, а есть духовность губки», – говорил он. Христиане должны научиться, как губка, принимать все, что посылает Господь. Принимать из Божьих рук радости, принимать трудности, принимать себя и других людей и благодарить за все Творца.
Основой для размышления стала 11 глава послания Евреев. Вместе с апостолом Павлом мы спрашивали, что означает верить, и ветхозаветные подвижники веры отвечали нам, давая свое свидетельство жизни.
Ревностный Авель показал, что быть верным, значит отдавать Богу все с любовью. О. Элиот сказал, что он был счастлив, несмотря на то, что пострадал.
Маленький Енох прибегал в своему прадеду Адаму, садился к нему на колени и спрашивал, как было с Сотворителем в раю, а потом ходил везде с Господом, как бы обнимая Его, веря Тому, о Ком слышал, но не видел.
Праведный Ной учил каждый день делать угодное Богу.
Патриарх Авраам покинул свое пристанище и с верой отправился туда, куда Господь его звал.
По вере Бог разрушил стены перед Иисусом Навином, научив его, что время ожидания – это время Божье.
За свою веру были осуждены на смерть молодые юноши Сидрах, Мисах и Авдинаго, а потом верою же были спасены от огня.
Ветхозаветный Гедеон учил верить, несмотря ни на что. Потому что уныние – хуже греха.
А потом о. Элиот обратил внимание на элементарные церковные обряды, на то, как мы осеняем себя крестным знамением и делаем коленопреклонение. Со свойственной ему наблюдательностью он подсчитал, что почти 80 % молодых людей, входящих в храм, делают крестное знамение небрежно, и только 20% совершают крестное знамение с прилежанием. И я, христианка с детства, была уличена в пренебрежительности! А ведь быть христианином значит делать даже маленькие дела с большой любовью и усердием. После конференций мы встречались в маленьких группах, чтобы вместе размышлять об услышанном. Каждый день мы участвовали на утренней и вечерней молитвах, в свв.Мессах, и у нас всегда была возможность исповеди – момент личной встречи кающегося грешника с прощающим Христом.
В четвертый день встречи мы отправились в паломничество ко кресту, где на Волынской Голгофе Христос еще раз прошел ради нас Свой крестный путь до самого распятия.
А в заключительный день Госпожа святилища в Озерном отпраздновала с нами праздник своего предстания на небеса. Мы совершили с нею процессию и прочли розарий.
«А что же будет дальше?» - спрашивала я. Что будет, когда я покину этот островок Божьей благодати и вернусь к повседневной жизни, на прежнюю работу, к прежним проблемам? «Не бойся!» - ответил Бог, Я вернусь с тобой. О. Элиот учил нас ходить с Богом везде, будто в обнимку, как Енох со своим другом.
Так закончилась встреча горстки молодежи в маленьком поселке, где приходилось спать на полу в спальниках и умываться скудной водой из умывальников. Но для паломника веры это было только начало, потому что Божья Матерь никого не отпускает с пустыми руками.
Ксения Готовская, г. Караганда
Для меня паломничество в Озерное становится доброй традицией. В этом году я приехал сюда в третий раз, но, несмотря на это, чувствую здесь себя так, как будто бы провел тут всю свою сознательную жизнь.
Мне полюбилась здешняя атмосфера гостеприимства и уюта, атмосфера особого присутствия Бога в утренней тишине, когда можно как-то по-особому услышать Его голос, зовущий тебя по имени, и хочется ответить: «Вот я, Господи». Время здесь словно останавливается, но и стремительно бежит в конференциях, в работе в группах, в досуге.
Конференции молодежи с о. Элиотом (OFM) прописали для меня несколько оригинальных истин: никогда и ни за что не поклониться «истукану» – привычке, привязанности, греху; не быть «пемзой», но быть «губкой», впитывающей всю благодать Божию, смиренно принимающей жизнь такой, какая она есть.
И благодарение Богу, что в Казахстане есть такое место, где каждый молодой человек найдет невидимые, но бесценные сокровища – живую веру в молитве, крепкую надежду в Божьем прощении, чистую любовь в Господе и в Его Пречистой Матери.
Ни один обычный праздник не обходится без веселья, радости, шума, многоцветных огней... Но на празднике молодежи в Озерном у нас было нечто большее – с нами было Божье милосердие и радость в Господе. Печально было расставаться с милым Озерным, но на ум приходит одно из ободрительных христианских правил св. Франциска Сальского: «Храни радость в сердце, ибо Господь взирает на тебя с любовью, и Его Любовь сильнее, чем любая твоя скорбь».
Макс, Алматы
В очередной раз задаю себе этот вопрос: «Что значит это для меня»? Возможно, данная поездка для каждого имела личное значение и конкретную цель. Думаю, эта встреча позволила нам теснее, ближе пообщаться с Богом, заглянуть в собственную душу, переоценить и осмыслить свою жизнь и те возможности, которые Бог ежедневно открывает перед нами. И сегодня, спустя некоторое время после встречи в Озерном, еще раз с особым теплом переживаю минуты катехизических занятий, общей групповой подготовки и презентации своих мыслей о том, что значит для нас вера. Те минуты, когда мы смеялись, радуясь общению, когда говорили о серьезном и очень возможном, о том, что только Бог знает.
Сейчас пока мне сложно судить о том, что посеяно в наших душах этой встречей и какие всходы это даст, преображая наши жизни в дальнейшем. Знаю только одно, что уже не представляю свою жизнь без Церкви, просто не могу и не хочу жить без Нее.
Рашида-Бану ,
Талдыкорган
Уверовав однажды, я познала, что такое настоящее счастье. Каждый день все глубже постигаю тайну Божьей любви, дышу ею и живу. Воистину «счастливы уверовавшие»! Я смогла лицезреть это счастье в глазах паломников, приехавших в Озерное:
Ну и что, что спать немягко?!
Ну и что, что комары?!
Ну и что, что нет горячей
Для купания воды?!
Мы на свете всех счастливей,
Ведь над нами свет Христа!
Нас любовь объединила,
Что живет в наших сердцах.
Счастье - любить Его и пребывать в Его любви!!!
Прихожанка из Алматы
С 24 по 29 июля в приходе Пресвятой Девы Марии Гваделупской г. Талдыкоргана проходил духовный лагерь для молодежи, главной темой которого было «призвание жизни».
Идея лагеря назрела сама собой. Каждый день в церкви мы читаем молитву Папы Иоанна Павла II о «призваниях». И нам (приходской молодежи, живущей достаточно обыденной жизнью и выделяющейся, быть может, только принадлежностью к католической вере и воспитанием в принципах христианства) была дана возможность испытать жизнь в условиях монастыря.
С чего начался наш лагерь? Наверное, с распределения обязанностей. Каждый был ответственен за что-то конкретное и за все сразу. Главным условием лагеря была полная самостоятельность, плюс - позитивное отношение друг к другу, колоссальное терпение к общим недостаткам (если честно, трудно, да вы и сами об этом знаете, но ведь это одна из целей - принимать и ценить людей именно такими, какие они есть). Но это «до». По-настоящему духовные дни начались с Мессы и проповеди: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18, 20), и, конечно же, ежедневной вечерней молитвы. Чуть позже мы готовили ужин, а, подкрепившись, собрались во дворе монастыря, что бы обсудить тему этого вечера, которая являлась отправной точкой для всех последующих духовных дней, «Окна Джогари», «Я не знаю, а они знают» - было интересно задуматься о том, что знают о нас другие, и захотим ли мы услышать это? И, к слову, такая возможность у нас была: к концу недели мы о себе услышали что-то новенькое (и не всегда приятное, но на то и дана была эта возможность).
Тем же вечером перед «делением мыслями» нас ознакомили с духовной программой этих дней. Расскажем чуть-чуть поподробнее, (надеюсь, не заскучаете). Мначала это были занятия по психологии, вот темы: «Желания и потребности», «Правила коммуникации человек-человек, человек-Бог», «Оригинальность, связь с родителями, конфликты с ними же и благодарность им». А затем психология плавно переходит к библейским темам: «Призвание Авраама» (Быт 12, 1-3; 16; 17, 1-8. 15-22; Быт 21, 1-7), «Призвание Самуила» (1 Царств 3, 1-19), «Святое Семейство» (Лк 2, 41-52). Видите, какая связь: сегодняшняя реальность нашей жизни и библейские истины, записанные столько веков назад? И после катехизы мы проводили час в молчании, размышляя о том, что услышали.
Если вы думаете, что мы только слушали, читали, думали и размышляли – ошибаетесь! Мы еще успевали готовить, делать уборку (но это скучно), купаться в горной реке, съездить в аквапарк в Капчагай, мариновать и жарить шашлыки, смеяться и шутить (и много-много еще чего хорошего). Ну, а если серьезно, мы не знаем, оправдали ли мы в эти дни надежды тех, кто дал нам эту возможность заглянуть в жизнь посвященных. Но мы видели и слышали, что вечером, в те моменты, когда мы с таким трудом разрешали себе поделиться с другими своими мыслями и иногда чуть-чуть чувствами, у нас вырывались слова и эмоции, которые в обычной будничной ситуации мы попытались бы скрыть. И, наверное, это говорит о том, что цель этих дней достигнута, и пусть она не вселенского масштаба, но, кто знает, может быть, зерно в наших душах, даст удивительные всходы, как в Библии, помните?
Участники
Епархия в Алматы
«Жена твоя, как плодовитая лоза,
в доме твоем; сыновья твои,
как масличные ветви,
вокруг трапезы твоей.
Так благословиться человек,
боящийся Господа!
В Католической Церкви огромное значение придается привитию духовности, развитию связей между поколениями, нравственному воспитанию в католических традициях и принципах, связи между семьями в приходах, способным объединять общими интересами и целями. Одна из таких возможностей в очередной раз представилась супружеским парам.
С 20 по 22 июля несколько семей (16 взрослых и 9 детей) провели духовный отдых в Капчагайском приходе у о. Ондрика. Вечером 22 июля мы встретились на св. Мессе, во время которой в проповеди услышали о главных критериях бескорыстной любви. А по окончаним богослужения мы выехали в Капчагай.
В местном приходе в который раз нас встретили радушно и предоставили один из комфортных, уютных домов, в которых в учебное время обычно живут дети.
Вечером после расселения по комнатам был совместный ужин «не маленькой семьи», а затем поход на вечерний пляж.
Ранним утром мы дружно готовим завтрак, и в аквапарк, где в ожидании очереди молимся венчиком к Божьему милосердию. Здесь мы еще раз порадовались возможности, которую дала нам наша Церковь, так как прекрасно осознавали, что не каждый мог бы позволить себе отдохнуть в таком красивом месте. Целый день мы провели в общении и купании. Несмотря на хорошее времяпрепровождение, мы не забывали и о духовном, все молились розарием.
Несмотря на хороший отдых, мы постарались не опоздать на св. Мессу, которую провел о. Ондрик.
Вечером ужин, а после - игры, смех и шутки.
Воскресенье мы провели на берегу водохранилища под тенью заранее арендованной юрты. С утра купались, несмотря на большие волны, катались на «бананах». На обед мужчины жарили очень вкусные шашлыки.
Было удивительно хорошо отрешиться от ежедневных забот, на время забыть о насущных проблемах. Но, к сожалению, все когда-нибудь заканчивается, как и наш отдых «семейных пар». Мы возвращались в Талдыкорган, где нас уже ждала св. Месса и благословление о. Луки.
Еще раз хочется поблагодарить Католическую Церковь за безмерную заботу о своих детях-прихожанах, спонсорах подаривших возможность провести несколько беспечально счастливых дней украсивших нашу жизнь и надеемся преобразивших хотя бы чуть, наши сердца и души.
Прихожане
Второй мотопробег по советским лагерям, организованный Катынским рейдом
Я познакомилась с необыкновенными людьми, которые не только хотят помнить, но и хотя бы немного разделить участь страдальцев, прочувствовать их одиночество и почтить землю их мученичества.
Первый «Мост памяти» был организован в 2011 г. Его целью было пролить свет на трагедию поляков, оказавшихся в 40-х гг. прошлого века в колымских лагерях. «Для нас трагедии Катыни и Колымы, пусть даже их и разделяет большое расстояние, это истории наших земляков, которая постигла страшная судьба. Символический обмен ясногорской земли и земли, отдаленной на тысячи километров от родины – это наш "Мост памяти", построенный нашим путешествием», - пишут организаторы рейда. Участники пробега 2011 г. собрали землю из 13 разных мест Бесчеловечной Земли. В этом году они также хотят почтить память жертв сталинских репрессий. В августе этого года путешественники прибыли в Казахстан. Главной целью их поездки было повидаться с поляками, живущими на чужбине, передать им ясногорскую землю и собрать землю с мест, запятнанных советскими репрессиями.
Маршрут «Моста памяти 2012» тянется на 15 тыс. км. Путешествие началось 1 августа после торжественной Мессы на Ясна-Гуре. Участники мотопробега направились в сторону Самары через Беларусь и Россию, а затем по пути в Казахстан посетили важнейшие города и места, напоминающие о трагедии жертв репрессий. А 11 августа они пересекли границу нашей республики.
И в тот же день мы увидели в Озерном четырех импозантных мотоциклистов с красно-белыми флагами. Они были наслышаны о встрече молодежи из Казахстана и Средней Азии и пожелали принять в ней участие. Таков был главный пункт их поездки. Во время встречи им посчастливилось гостить в доме депортированных и увидеться с местными поляками. Особенно их взволновала беседа с паном Франчишком, который, едва услышав о цели их путешествия, просто... расплакался. Меня же всерьез удивило, что один из наших гостей байкеров оказался священником!
Мы встретились на маленьком дворике перед Кармелем в Озерном. «Тут есть сестры?» - спросил меня высокий загорелый мужчина в спортивном костюме. Честно признаюсь, что на мгновение я усомнилась, стоит ли говорит ему правду. Но эти сомнения продолжались не более секунды, и наша общая встреча с сестрами и, в первую очередь, Евхаристия, навсегда останутся одним из самих дорогих моих воспоминаний.
Пока руководитель пробега приводил в порядок своего железного коня и комбинезон, уже пострадавший в пути, о. Роман вместе с паном Анджеем делились с нами своими дорожными впечатлениями. Священник рассказывал нам о затерянной среди степей маленькой брошенной церквушке, который не покинул только Бог, потому что душа там сама просит молитвы. Его спутник говорил о Франчишке и о великой дружбе байкерского братства по всему миру..., в том числе и в бывшем СССР. А потом мы пели старые польские песенки.
15 августа перед святилищем в Озерном прошла св. Месса, в которой участвовали апостольский нунций в Казахстане Маури Буэндия, архиепископ Томаш Пэта, много священников, монахинь и молодежи со всего Казахстана и Средней Азии. В ходе этого богослужения участники мотопробега преподнесли в дар храму прекрасный резной образ Богоматери Катынской и землю со множества мест мученичества депортированных. Хорошо, что есть те, кто помнит о своих казахстанских сородичах. Помнит не затем, чтобы выдвигать какие-то претензии, но чтобы строить мосты, которые нас соединяли бы. Ради этого они отправляются в далекий и небезопасный путь..., полностью отданные на доброжелательность тех, кого встретят. Польские байкеры побывали затем в Астане и в окрестностях Караганды, откуда направились на юг, забирая горсти земли с мест мученичества. На обратном пути они собираются посетить лагерь в Перми, а оттуда добраться до Катыни, чтобы присоединиться там к участникам XII Катынского рейда и передать землю, собранную во время своего путешествия.
«Мост памяти 2012» – это туристическо-историографическая поездка, а не политическая», - подчеркивают организаторы. Их цель – не разделять, а строить мосты!
Катажина Хенсы
Продолжение, начало в №186-187.
Полная ответственность и трансакционный анализ
Эрик Берн и Томас Харрис – два психолога, которые основали и популяризировали то, что называется трансакционным анализом. Они говорили примерно то же, что и друг Сиднея Гарриса. Согласно теории трансакционного анализа, в каждом из нас есть три папки: «родитель», «взрослый» и «ребенок». В папке «родитель» собраны все материалы и программы, которые были записаны в нас с первых лет нашей жизни. «Взрослый» - наш собственный ум и воля, которые делают нас способными мыслить и принимать решения относительно нас самих. «Ребенок» - это хранилище всех наших эмоциональных реакций и образцов поведения. Сторонники трансакционной теории полагают, что те эмоции, которые мы переживаем особенно сильно в первые пять лет, остаются самыми сильными в нас на протяжении всей жизни.
В соответствии с данной теорией мы можем анализировать и определять свое поведение только учитывая содержимое трех упомянутых папок. Человек может считаться зрелым, когда в его решениях преобладает взрослый. Мы должны руководствоваться ими и заблокировать записи родительских влияний. Нам следует в полноте и свободе сознавать свои чувства, но при этом не позволять ни им, ни записанным в нас программам решать за нас, как нам поступать.
Таким образом, взять на себя полную ответственность означает просто быть свободным. Хотя, конечно же, это вовсе не означает, что во мне все и совершенно контролирует взрослый. Это значит лишь, что я честно признаю, что что-то во мне контролирует все мои реакции и поступки. Таким чем-то может быть родительское программирование, подавляющее мою волю, взрыв эмоций, который, по крайней мере, отчасти лишает нас свободы. И если не способен на акции, а только на реакции, то это потому, что что-то во мне определяет мои реакции.
Большинство из нас может вспомнить такие моменты, когда в нас побеждал родитель или ребенок, и слишком поздно мы осознавали, что взрослый вел бы себя иначе. Возможно, мы позволили какой-то родительской информации заставить нас молчать, когда нужно было говорить, ребячески отказались извиниться, когда извинение было бы вполне уместным. Взрослый в нас сказал бы громко и извинился бы. Мы должны признать этот раскол. Когда мной правит взрослый, я мыслю независимо и принимаю рациональные решения. Сам себе советую, что делать. Не позволяю решать за себя другим. В любой ситуации признаю и беру на себя полную ответственность за родителя, взрослого и ребенка во мне. Ведь даже если я допускаю, чтобы моими поступками руководил родитель или ребенок, то мной, тем не менее, руководит что-то во мне, а потому ответственность лежит на мне.
Продолжение следует.
Джон Пауэлл
Из: „Štestí začíná uvnitř"