ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №9(205)'12

Восток есть Восток,
Запад есть Запад, и вместе им не сойтись?



Торжества, сопровождавшие церемонию освящения нового Кафедрального собора Пресвятой Девы Марии Фатимской - Матери всех народов, начались уже днем раньше – субботней мессой в старом Кафедральном соборе святого Иосифа, а спустя два часа - выступлением камерного хора столичной филармонии, в исполнении которого под сводами новопостроенного собора прозвучал «Хорал» Е. Рахмадиева, а вслед за ним – «Реквием» В.А.Моцарта. Объединение в одном концерте двух произведений, принадлежащих казахскому и австрийскому композиторам соответственно, стало добрым знаком, который предварил состоявшуюся на следующий день церемонию. Наверняка не случайно, что оба музыкальных текста, посвященные памяти усопших, органично дополняли друг друга несмотря на то, что время их создания разделяют пространства и столетия. Боль утраты и светлая память о тех, кто ушел в вечность, не имеют национальной и территориальной характеристики, - они едины, как един Тот, кто, одаряя человека душой, однажды посылает его в этот мир, а спустя годы вновь привлекает к Себе.

Музыкальная одаренность казахского народа уже давно стала общепризнанным фактом. Самые первые исследователи, проникшие в казахские степи, с удивлением отмечали, что практически все населяющие эти степи кочевники наряду со сноровкой наездников владеют игрой на музыкальных инструментах и хорошими голосами. Но при всем многообразии жанров казахского музыкального творчества особенно заставляет задуматься то, у казахов очень много лирических форм, в которые выливается боль разлуки с родными, утрата близкого человека, печаль об уходящей молодости, тоска по покинутой родине и др.. Ритуальные песни – қоштасу, дауыс, жылау, жоқтау, естірту и многие другие родились в свое время как отражение нелегкой доли степного кочующего народа, который на протяжении всей своей истории вынужден был выживать в этих суровых условиях, отражая постоянные набеги врагов и сопротивляясь своему уничтожению и ассимиляции.

Поэтому концерт, прозвучавший в стенах нового Кафедрального собора, построенного в память о многомиллионных жертвах тоталитарного режима, стал не просто официальным программным мероприятием. Потрясающее внутреннее убранство храма и его замечательная акустика подчеркнули и усилили красоту выраженной в музыке скорби по ушедшим из этого мира. Складывалось впечатление, что все те, кто в братских могилах Карлага нашел свое последнее пристанище, и те, кто осиротели в те жестокие годы прошлого века, потеряв своих близких, незримо стояли в этот момент рядом со всеми нами, зрителями и слушателями. А статуи святых, смотревшие на всех собравшихся с алтарей храма, казалось, присоединяют свои голоса и к плачу «Хорала», и к «Sanctus» поминального реквиема.

В этой музыке, прозвучавшей накануне освящения собора, выражалась великая тайна смерти, которую не дано постичь человеку за весь отпущенный ему век. И два совершенно разных композитора – Рахмадиев и Моцарт - говорили об этой тайне в унисон: на жизненном пути человека неизбежны боль и страдания, скорбь и потери, но все они так же неизбежно имеют единый исход - светлое Воскресение истерзанной муками плоти и обретение вечности, которая дается в награду чистой душе взамен преходящей жизни.

И потому, где бы мы ни находились – на Западе или на Востоке, эта тайна смерти и Воскресения остается для всех нас единой, ибо мы – с самого нашего рождения - дети одного Отца и Матери Марии - Матери всех народов, о чем сегодня напоминает нам название нового Кафедрального собора.

Аида Махмудова
Карагандинская Епархия