Подходит к концу 2012 год, и мы не можем не вспомнить скорбных событий, круглая годовщина которых приходится на этот год. 90 лет тому назад из Петрограда выплывали так называемые «Философские пароходы», уносившие на своих палубах около двухсот семей российской интеллигенции вдаль от своей любимой Родины. «Философский пароход» это символическое название выдворения за границу в качестве замены смертной казни для тех, кто активно выступал против советской власти. В действительности, на этих пароходах были люди, которым не безразлична была судьба России. Они задумывались над всем, что в то время происходило в жизни их народа, пытались понять, в чем были причины столь многих его страданий, и активно старались помочь ему. За все свои старания они поплатились тем, что оказались ненужными своей стране и были выброшены в насильственную эмиграцию. Они мечтали вернуться на свою Родину, но для большинства из них этому не суждено было осуществиться.
Как говорит символическое название этих событий, на палубе «философского парохода» оказались семьи великих русских мыслителей, философов, ученых... Оказавшись в эмиграции, они не перестали переживать за судьбу своего народа, что выражалось в трудах, которые ими там издавались. И хоть в Россию многие из них так и не вернулись, их гениальные книги и статьи все-таки достигали своего народа, поддерживая его надежду.
Одним из тех несчастных пассажиров «философского парохода», которому хочется воздать дань памяти, был Семен Людвигович Франк. Прот. В. В. Зеньковский (также оказавшийся в эмиграции) на страницах своей «Истории русской философии» называет С. Л.Франка самым выдающимся русским философом, а его систему – самым значительным и глубоким, что мы находим в ее развитии.
Родившийся и воспитанный в еврейской семье в Москве Семен Франк испытал в своей жизни красоту и лишения «поиска истины». Его личная жизнь была постоянным поиском. В поиске счастья русского народа в студенческие годы он увлекся марксизмом. В том же искреннем поиске он увидел несостоятельность этой системы, начиная разрабатывать свою собственную в рамках традиционных и современных направлений философии, а также в рамках русской традиции. Он искренне обратился в православную веру. За свои убеждения был выдворен из России. Будучи евреем по происхождению, он и в Европе вынужден был скитаться в тревожном поиске безопасного места для жизни своей семьи.
Этот поиск выразился и в его учении. Как многие великие философы, сначала он искал правильный путь познания этого мира. Идя по этому пути, наш мыслитель искал правды о человеке, о его душе, правды о человеческой личности. Он заметил, как каждая личность в жизненном поиске обращается к миру с надеждой найти в нем что-то родное. От действительности мира человек обращается к другому человеку, и именно в человеческой личности другого он находит родное пристанище для своей души. Хотя другой человек порой представляет собой опасность, но, преодолев страх, можно открыть ему свою душу в тайне личностной любви. Но даже и другой человек не сможет до конца стать вечным родным прибежищем души нашей, ведь он сам находится в подобных поисках. Поэтому душа наша продолжает искать. Франк показывает огромную ценность семьи и общества для жизни человека, которые являются особыми слоями бытия, служащими личности, но в то же самое время имеющими свою особую ценность. Но и общество не останется в его учении последней основой бытия и жизни человека. Смысл своей жизни человек найдет лишь в Боге, найдя Господа в самом таинственном слое бытия своей души, своей любви к другому человеку и обществу. Только лишь восприняв свою Богочеловечность, найдя Бога в глубине своей души и жизни, человек найдет настоящий смысл своей жизни и силы, чтобы прожить ее правильно.
Семен Людвигович не только учил этому, в своей нелегкой жизни, он старался таким образом жить.
Свящ. Евгений Зинковский