Каждый человек живет знаниями, полученными с опытом. Ведь опыт - это момент, в котором случившееся проявляет себя как знание того, что осуществилось или произошло.
Например, не дает ли нам опыт нашей собственной ежедневной жизни знание о нашем рождении? Или не приводит ли нас опыт какого-либо заболевания к приблизительному знанию о смерти? Ведь каждая болезнь является началом смерти.
Весь человек, его чувствительность, воля и его интеллект входят в сферу опыта. И все-таки человек, какие бы знания он ни приобрел посредством своего опыта, остается тайной творения, поскольку является соединением в одном и том же бытии природной необходимости и свободы. Этот факт нельзя объяснить человеческим разумом.
Именно благодаря опыту, безусловно, каждый человек чувствует нужду в объяснении того, чем являются рождение, смерть, страсти, счастье и т.д.
Св. Павел был человеком многоопытным, но самым важным и ключевым опытом его жизни был опыт его неожиданной встречи с воскресшим Христом на пути в Дамаск. Этот опыт привел его к новому знанию, которое он ценил превыше всего и ради которого был готов потерять все, что до тех пор считал преимуществом: «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Фил 3, 7-8).
Используя слова «потеря» и «приобретение», св. Павел нам сообщает о том, что в нем произошла полная перемена. С этого момента он предпочитает только то, что является самым важным, благодаря его новому знанию.
Его знание Христа Иисуса - не просто интеллектуально знание, а превосходит его. Ведь можно все знать о Христе и не знать Христа. Поэтому это знание касается не только разума, но и принадлежности. Павел признает, что Христос стал его Господом, и с этого момента он полностью принадлежит Ему, и никто, ничто и никогда не сможет больше лишить его Божьей любви во Христе Иисусе: «Я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим 8, 38-39).
Познание Иисуса Христа со стороны Павла действует таким образом, что он все предшествующие ценности своей прошлой жизни считает относительными и полностью готов к тому, чтобы от всего отказаться и не просто отказаться, а лишиться всего, что не является Христом.
Греческое слово «скибала» обозначает мусор и также экскременты. В любом случае оно означает то, что нужно отвергнуть бесповоротно.
Св. Павел интерпретирует и объясняет свою встречу с воскресшим Христом как призвание. Он стал апостолом всех народов и это миссию получил непосредственно от Христа.
В списке пережитого опыта у св. Павла присутствует даже опыт смерти: «Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем» (1 Кор 15, 31).
Но благодаря его принадлежности Христу этот опыт смерти приобретает у него характер победы: «Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою» (2 Кор 15, 54).
И в другом месте мы читаем: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти - грех; а сила греха - закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! Последний же враг истребится - смерть» (1 Кор 15, 55-56).
Итак, св. Павел может в силу своей веры во Христа воскресшего с уверенностью сказать: «Для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение» (Флп 1, 21).
Эти слова св. Павла служат также доказательством того, что благодаря новому познанию воскресшего Христа он достиг познания и смысла жизни.
Он познал, что «никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем всегда Господни» (Рим 14, 7-8).
Лея Зорванова