апостолы славян,
память 14 февраля
Покровители: Европы
В сонме почитаемых Церковью святых есть не мало братьев, среди которых мы могли бы выделить патриархов Моисея и Аарона, апостолов Петра и Андрея, мучеников Косьму и Дамиана, первомученников Руси Бориса и Глеба, св. Ганнибала Марию и раба Божьего Франциска Марию Французского, св. Павла от Креста и досточтимого Иоанна Баттиста Данеи, блаженных Иоанна Марию и Луиджи Боккардо, досточтимых Антония и Марка Каванис, рабов Божьих Флавия и Гедеона Корра. Папа Иоанн Павел II своим апостольским посланием «Egregiae virtutis» от 31 декабря 1980 г. пожелал провозгласить покровителями Европы вместе со св. Бенедиктом и двух братьев Кирилла и Мефодия, проповедовавших благую весть славянским народам, т.е. на востоке Старого света. А ведь речь идет о святых, которых никогда не канонизировали Папы, и лишь в 1880 г. понтифик Лев XIII предписал вознести их почитание на уровень вселенской Церкви.
Родившиеся в Фессалониках, т.е. в греческом городе, который в те времена входил в Византийскую империю, Кирилл и Мефодий в IX в. благовествовали, главным образом, в Паннонии и Моравии. Но сведений о них у нас совсем немного. Известно, что первого из них на самом деле звали Константином, а Кириллом он стал лишь перед самой смертью, приняв монашеский постриг. Прочая информация о них дошла до нас только благодаря двум «Житиям», написанным на древнеславянском языке и известным как «Паннонские легенды». Сохранились также адресованные Мефодию письма Папы Римского и «Италийская легенда», написанная на латинском языке. В последней говорится, что Гаудерик, епископ Веллетри, глубоко чтивший св. Папу Климента, мощи которого Кирилл привез в Италию, решил составить описание жизни последнего. Так как данные, без сомнения, скудны, вокруг образов Кирилла и Мефодия бурным цветом расцвели многочисленные легенды.
Родились они в Салониках (Солунь по-славянски) и были отпрысками знатного греческого рода. Их отец Лев был городским друнгарием, т.е. воеводой, что, конечно же, обеспечивало ему высокое положение в местном обществе. Согласно «Житию Кирилла», он был младшим из семи братьев и в совсем еще юном возрасте изъявил желание полностью посвятить себя стяжанию мудрости. Для этого он отправился в Константинополь, где взялся за изучение богословия и философии. Предание гласит, что среди его наставников был знаменитый Патриарх Фотий. Анастасий Библиотекарь рассказывает о дружбе и, в то же время, о богословских разногласиях между ними. У Константина были очень широкие интересы: он изучал астрономию, геометрию, риторику и музыку, но наиболее ярко его гений проявился на поприще лингвистики. Помимо греческого, он бегло говорил на латыни, иврите и арабском языке. Император не раз посылал братьев с миссиями за границу, в том числе и к арабам. В ходе поездки в Хазарию Кирилл обнаружил мощи св. Папы Климента, а также, как рассказывает «Житие Мефодия», Евангелие и псалтирь на славянском языке. Но самой важной миссией, порученной Кириллу и его брату, стала миссия среди славянских народностей Паннонии и Моравии.
Князь Моравии Ростислав, впоследствии погибший мученической смертью и почитаемый как святой, попросил византийского императора прислать миссионеров. Правителем при этом двигали не только религиозные соображения, но и обеспокоенность усиливавшимся немецким влиянием. Кирилл с радостью принял это приглашение и, прибыв на новое место миссии, начал перевод отрывков из Евангелия от Иоанна, для чего изобрел новый алфавит – кириллицу. Правда, многие современные исследователи склонны думать, что данное название первоначально относилось к тому типу письма, который в наши дни известен как глаголица (от «глагол», т.е. «слово»), а то, что сегодня мы называем «кириллицей» - это позднейшее изобретение кого-то из последователей двух братьев. В любом случае, именно св. Кирилл стал идейным вдохновителем создания славянской письменности.
Уже скоро по прибытии Кирилла в Моравию у него возникли противоречия с немецким клиром – первыми благовестниками на этих территориях. В 867 г. Кирилл и Мефодий отправились в Рим, чтобы просить о священническом рукоположении для своих учеников, но, вероятно, их поездка была вызвана прямым приглашением Папы Адриана II, которого беспокоила дружба Кирилла с еретиком Фотием. В любом случае, понтифик оказал братьям теплый прием, рукоположил Мефодия в священники и одобрил их переводы Библии и литургических текстов на славянский язык. Кирилл, со своей стороны, преподнес в дар Папе мощи св. Климента, найденные в Крыму. Но в Вечном городе Кирилл заболел и умер: это было 14 февраля 869 г. Его похоронили у базилики св. Климента.
Мефодий вернулся в Моравию, а во время очередного визита в Рим был рукоположен в епископы с кафедрой в Сирмиуне (сегодняшняя Сремска-Митровица в Сербии). Тем временем Ростислава сменил на моравском престоле его племянник Святополк, пришедший к власти при поддержке немецких феодалов. В итоге начались гонения на учеников Кирилла и Мефодия, подозреваемых в ереси. Сам Мефодий два года содержался под стражей в Баварии, но, в конце концов, отстоял свою правоту перед папским судом. Он умер 6 апреля 885 г. близ Велеграда на юге Моравии. Его ученики были арестованы, а затем, возможно, проданы в рабство в Венецию. И лишь некоторым из них удалось бежать на Балканы, так что не случайно в Болгарии по сей день 27 июля празднуют память семи апостолов этой страны: Кирилла, Мефодия, Климента, Наума, Саввы, Горазда и Ангеляра. Ну, а «Римский мартиролог» и литургический календарь отводят двум братьям день 14 февраля, т.е. годовщину смерти Кирилла.
Если в Моравии огромный труд фессалоникийских братьев не оставил заметных следов, то он принес обильные плоды в болгарских землях во многом благодаря поддержке местного св. князя Бориса Михаила I, который принял христианство и сделал его государственной религией, за что удостоился звания равноапостольного. Обширнейшая деятельность Кирилла и Мефодия в этой стране дала толчок к возникновению болгарской литературы и заложила основы для письменной культуры зарождавшихся государств русичей.
Ф. Ардуино