Преувеличения и недопонимание могут вкрасться в любое занятие, в том числе и в пост. Но это не должно нас отпугивать от разумного и осмысленного поста.
Мы должны следовать церковной традиции, спрашивая себя, как воплощать ее в сегодняшние реалии. В первую очередь, нам нужно сосредоточиться на правильном сорокадневном посте. Нельзя сводить его только к тому, что в этот период мы будем собирать деньги на добрые цели и меньше смотреть телевизор. Постное время подразумевает настоящий пост – и телом, и душой. Конечно, ему должно сопутствовать духовное обращение, однако обращение не только головой и волей, но и телом. Древняя Церковь в эти дни полностью отказывалась от мяса и вина. И нам сегодня это было бы полезно. Долго время без мяса освободило бы наше тело от множества вредных веществ. А весна – самое подходящее время для того, чтобы избавиться от жировых запасов. Вряд мы сможем в течение всех сорока дней кушать только после трех часов дня. Но, по крайней мере, по пятницам пост должен быть полным. Если для кого-то это слишком тяжело, он может хотя бы утром съесть только легкий завтрак или немного фруктов. Кто-то легко ограничится чаем или фруктовым соком, а другому нужно что-нибудь посытнее, а то иначе у него будет болеть голова. Каждый должен попробовать, что ему больше подходит. Единственное, нельзя сразу идти на поводу у отговорки, что, дескать, работающий должен плотно поесть. Можно хорошо работать и много сделать, даже если два-три дня попоститься.
Более интенсивного переживания заслуживает и Страстная неделя как подготовка к Пасхе. Если кто-то может себе позволить, то пусть постится все эти дни. Но было бы хорошо делать это вместе с другими, потому что поститься одному в обычном окружении очень тяжело. Совместный пост должен сопровождаться, как в ранней Церкви, совместной молитвой. Вся община могла бы ежедневно собираться в определенное время, чтобы вместе молиться. Тогда пост перестанет быть борьбой, которую человеку приходится вести с самим собой. Пост дополняет молитву и открывает общину на Бога. А тот, кому недельный пост не по силам, пусть постится хотя бы в Великий четверг, Страстную пятницу и Святую субботу. Эти дни настолько наполнены литургией, что в них не трудно соблюдать пост, который поможет нам глубже переживать богослужения и всецело погрузиться в тайну нашего искупления в страданиях Христа и воскресении.
Как мы по традиции постимся перед Пасхой, так имело бы смыл поститься, и готовясь к другим важным торжествам: Пятидесятнице, Рождеству, священническому рукоположению и иным подобным датам. Но, прежде всего, пост был бы хорошей подготовкой к значимым праздникам поместной Церкви. Он открыл бы верующих Духу Божьему больше, чем море печатных страниц. Он объединил бы христиан сильнее, чем распространение пропагандистских листовок на эту тему. Как последователи пацифистского движения чувствуют себя одним целым благодаря совместной голодовке за мир, так и пост мог бы стать, когда речь идет о серьезных проблемах современности, знамением нашей веры в то, что у этого мира еще есть надежда, потому что как христиане мы верим, что у Бога есть решения, и Он исполнит Свои обетования, касающиеся всего человечества. Совместный пост помог бы нам преодолеть множество пропастей: между вероисповеданиями, между враждующими политическими течениями. Постящаяся Церковь уже не была бы похожа на учительницу с поднятым вверх указательным пальцем, которая все уже знает, а напоминала бы путницу, которая чувствует солидарность со всеми людьми доброй воли и вместе с ними ищет то, что хорошо для нас и чего хочет Бог.
В посте общество признает собственную беспомощность в решении своих проблем. Пост освободит нас от всех влияний, которым мы подсознательно поддаемся, и от всех шкур, которыми мы прикрываем свое ядро, от всех обломков, под которыми мы уже едва дышим.
Решившись на пост, человек сталкивается с несколькими трудностями – видит собственные границы. Мы понимаем, что не можем сделать то, за что взялись, и чувствуем разочарование... Пост не должен превращаться в догму, которую ни в коем случае нельзя преступить. Это скорее тренировка, на которой я учусь быть свободным, тест на умение отнимать и прибавлять... К посту нужно приступать со свободой духа. Проверяю себя, изучаю, потихоньку передвигаю межу. Не нужно злиться на себя. От зависимостей можно освободиться только постепенно, и то лишь при условии, что я внутренне смирюсь с ними и приму их. Изменить можно лишь то, что мы приняли.
И ни в коем случае речь не идет о внешнем успехе. Самое главное всегда – делает ли пост человека чутче, добрее и милосерднее. Не следует пренебрегать своими основными потребностями: пост должен научить меня, как лучше и добрее на них отвечать. Нельзя быть зависимым от пищи и пития, но нужно есть и пить с большим почтением. Нельзя жрать, но нельзя и «терпеть» пищу...
Еще одна проблема, с которой мы сталкиваемся в посте – это мысли: злоба, дурное настроение, раздражительность, уныние... Как же с ними быть? Прежде всего, не следует подавлять их. То, что во мне действительно есть, еще быстрее растет под поверхностью. Я должен смириться с этими мыслями и понять их... Пост – это хороший шанс для самопознания и маленький шаг к гармонии. Пост высвобождает структуры души, озаряет ее глубины и выводит на свет дневной все помыслы, которые иначе остались бы в тени. Но и здесь нужно сохранять меру. Не стоит постом поднимать бурю в своем подсознании, потому что тогда мы окажемся в центре пыльного смерча.
Община поможет нам не отказаться от поста раньше времени, а с другой стороны, будет воодушевлять нас. А еще она может здраво поправлять человека. Пост – не самоцель. Это проверенное временем средство духовной аскезы, которое поможет нам построить правильные отношения с Богом и людьми. В посте мы переживаем свою сущность творений, которые созданы руками Бога и в Нем лишь могут найти свою самореализацию; творений, не довольствующихся даром, а стремящихся к Дарителю, Который и есть цель.
Пост – это вопль нашего тела к Богу, вопль со дна бездны, в которой мы сталкиваемся со своей глубочайшей немощью, ранимостью и неполнотой и отдаем все свое бытие в бездонные объятия Божьи.
Из: Ансельм Грюн, «Пост»