Святая Троица
Богооткровенная истина Святой Троицы была одним из источников у корней живой веры Церкви, главным образом через Крещение. Она находит свое выражение в правиле крещального изложения веры, сформулированном в проповеди, учительстве и молитве Церкви. Такого рода формулировки встречаются уже в апостольских писаниях, как свидетельствует приветствие, перешедшее в евхаристическую литургию: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор 13, 13)(II Лионский собор, 1274 г.: DS 850.)
На протяжении первых веков своего существования Церковь стремилась более подробно сформулировать свою троическую (тринитарную) веру как для того, чтобы углубить свое собственное веропонимание, так и для того, чтобы защитить веру от заблуждений, искажавших ее. Это было делом древних вселенских соборов и богословских трудов отцов Церкви, поддерживаемых чувством веры христианского народа.
Тайна Пресвятой Троицы есть центральная тайна веры и христианской жизни. Бог один может дать нам познание ее, открываясь как Отец, Сын и Дух Святой. 261
Воплощение Сына Божия открывает, что Бог есть Предвечный Отец, что Сын единосущен Отцу, то есть что Он в Нем и с Ним есть тот же единый Бог. 262
Миссия Святого Духа, посланного Отцом во имя Сына (Ср. Ин 14, 26. ) и Сыном «от Отца» (Ин 15, 26), открывает, что Он с ними есть Тот же единый Бог. «С Отцом и Сыном принимает Он то же поклонение и прославление». 263
«Святой Дух исходит от Отца как первоисточника и, через вечный дар Отца Сыну, от Отца и Сына в общении» (Св. Августин, «О Троице», 15.) 264
Благодатью крещения «во имя Отца и Сына и Святого Духа» мы призваны разделять жизнь Пресвятой Троицы здесь, в потемках веры, и по ту сторону смерти, в вечном свете (ср. SPF 9.). 265
«Такова кафолическая вера: почитать единого Бога в Троице, и Троицу во единице, не смешивая Лица и не разделяя существо. Ибо иное Лицо у Отца, иное у Сына, иное у Святого Духа. Но Отчее, и Сыновнее, и Святого Духа — единое Божество, равная слава, соприсносущное величие» Символ веры «Quicumque» (св. Афанасия). 266
Неотделимые друг от друга в том, что Они есть. Божественные Лица неразделимы также в том, что Они делают. Но в едином действии Божием каждое Лицо проявляет то, что Ему свойственно в Троице, особенно в божественных миссиях Воплощения Сына и дара Святого Духа. 267
Что говорят документы?
«Один Бог и Отец, от Которого все, и один Господь Иисус Христос, через Которого все, и один Дух Святой, в Котором все»
II Константинопольский собор: DS 421.
На связи святые!
«Боже мой, Троица, Которой поклоняюсь, помоги мне совершенно забыть себя и поселиться в Тебе недвижно и покойно, как если бы душа моя уже пребывала
в вечности: пусть ничто не нарушит мой покой или заставит выйти из Тебя, о Непреложный, но пусть уносит меня каждая минута все дальше в глубину Твоей тайны! Усмири мою душу. Преобрази ее в Твои небеса, Твою возлюбленную обитель и место Твоего отдохновения. Пусть я никогда не покину Тебя, пусть буду здесь, вся целиком, бодрствуя в вере, поклоняясь, отдавая себя всю Твоему животворящему действию».
Молитва бл. Елизаветы Пресвятой Троицы