Как необыкновенно и удивительно устроены наши души! Со всеми вещами мира у них бывает то же, что и у первого человека, когда Бог предложил ему назвать животных: среди них он не нашел ни единого друга, равного себе. Соприкасаясь с любой вещью, душа чувствует: «Я – другая». Никакая наука не уничтожит в ней этого знания и никакая низость не сотрет его: «Я не такая, как все прочее в мире. Всему я чужая, и только Богу – родня».
И все же душа в каком-то смысле родственна всем вещам. У всех она чувствует себя, как дома. Все заботит ее: каждое лицо, каждое движение и жест. И она постоянно пытается выразить ими свою глубочайшую суть, сделать их символом собственной жизни. Где бы ни встретила она сильное подобие себе, ей кажется, что оно напоминает ей что-то в ней самой.
Разве не так? Вот основа любого сходства. Все вещи в своей глубочайшей сути чужие, и потому душа говорит: «Это не я». Но при этом она таинственно связана со всем и воспринимает вещи и события как образы собственного бытия.
Таким подобием, более выразительным и красивым, чем многие, является свеча. Не говорю тебе ничего нового, потому что ты сам, наверняка, не раз чувствовал это.
Посмотри, как она стоит на подсвечнике. Широко и тяжко поставлена ее нога. Уверенно поднимается ствол. Крепко обхваченная чашечкой и поддерживаемая далеко выступающей ветвью, возносится свеча. Ее стать незаметно сужается; прочно укрепленная, тянется она вверх. Так стоит она в пространстве: стройная и чистая, вся в теплых цветах, своим ясным ликом возвышается она над всем, что внизу.
Вверху полыхает пламя, и в нем свеча превращает свое чистое тело в теплый яркий свет.
Не чувствуешь, как при виде свечи в тебе просыпается нечто возвышенное? Посмотри, как непоколебимо и уверенно стоит она на своем месте – высоко вознесенная, чистая и благородная. Взгляни, как все в ней будто говорит: «Готова!» Как она стоит там, где должна стоять – пред Богом. Ничего в ней не бежит, ничего не уклоняется. Вся она – готовность.
Исполняя свое предназначение, она сгорает, становясь светом и теплом.
Но ты скажешь: «Разве свеча понимает это? Ведь у нее нет души!»
Так дай же ей душу!
Сделай ее выражением твоей души. Пусть и в тебе при виде ее проснется благородная готовность: «Вот я, Господи!» Тогда ее тихое, чистое присутствие станет отражением твоих собственных мыслей. Пусть вся твоя готовность подкрепляется подлинной верностью. И ты почувствуешь: «Господи, там, в этой свече, стою пред Тобой я!»
Не беги от своего предназначения. Будь стойким. Не спрашивай постоянно: «почему?» и «зачем?» Сгорать ради истины и любви к Богу, как свеча ради света и тепла – это глубочайший смысл нашей жизни.
Романо Гвардини
(«Сакраментальные знаки»)