ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №6-7(214-215)'13

Освященная Вода


Вода полна тайн. Совершенно чистая и простая – «чудной» назвал ее св. Франциск. Совершенно смиренная, как будто сама не хочет ничего значить. Почти совсем пустая, как будто существует только затем, чтобы служить другим, очищать и освежать. Но доводилось ли тебе видеть, как тихо она стоит на большой глубине, и погружался ли ты в нее с чуткой душой? Ощутил ли ее глубокую таинственность? Наверное, там, в глубине, полно чарующих и жутких чудес? Или слышал ли ты когда-нибудь, как она с грохотом течет, непрестанно течет и грохочет, течет и грохочет? Или как кружат, вертят и затягивают водовороты? Здесь может проявляться такая великая ее сила, что от нее содрогается человеческое сердце...
Вода полна тайн. Простая и ясная, пустая: готовая омыть загрязненное и освежить жаждущее. Но в то же время бездонная и непроницаемая, неудержимая, полная загадок, мощи и силы. Она – истинный образ праоснов, из которых течет жизнь и зовет смерть, образ самой жизни, которая кажется такой ясной, но, на самом деле, так загадочна.
Поэтому вполне понятно, почему Церковь делает ее символом и носительницей божественной жизни, благодати.
В крещении мы стали когда-то новыми людьми, «рожденными вновь от воды и Духа Святого», потому что старый человек умер, исчез.
И в знамении креста мы окропляем лоб, грудь, плечо и плечо «святой водой», освященной водой – загадочным, ясным, простым и плодотворным праначалом, которая является символом и средством начала сверхъестественной жизни, т.е. благодати.
Освятив, Церковь очистила воду. Очистила ее от темных сил, дремлющих в ней. И это не просто слова! Человек с чуткой душой уже ощутил ее – магию врожденной силы, которая может исходить от воды. И это просто сила природы? Разве это не что-то темное, неестественное? В природе при всем ее богатстве и красе таится и зло, демоническое начало. Город, притупляющий души, виноват в том, что человек зачастую уже не способен почувствовать это. Но Церковь знает об этом и «очищает» воду от всего богоборческого, «освящает» ее, прося Бога сделать ее орудием силы Его благодати.
Поэтому христианин, входя в дом Божий, окропляет свой лоб, грудь и плечи, т.е. все свое существо чистой и очищающей водой, чтобы чиста была его душа. Разве это не прекрасно? Разве не прекрасно, что в этом обычае природа, избавленная от греха, и благодать сходятся в знамении креста с человеком, жаждущим чистоты?
Или вечер. «Ночь человеку не друг», – гласит поговорка. И в этом есть доля истины. Мы созданы для света. Прежде чем отдаться во власть сна и тьмы, в которых угасает свет дня и разума, человек осеняет себя знамением креста и освященной водой – символом освобождения и чистой природы, как бы говоря тем самым: «Пусть Бог сохранит меня от всего темного!» А, когда утром он пробуждается от сна, от тьмы и бессознательности, и вновь начинает жить, то делает то же. Каждый раз это такое маленькое воспоминание о той святой воде, через которую он в крещении вышел к свету Христову. И этот обычай прекрасен. В нем искупленная душа и искупленная природа встречаются в знамении креста.

Романо Гвардини
(«Сакраментальные знаки»)