29 июня – торжество
«Павел, причисленный к сонму апостольскому Самим Христом при встрече на пути в Дамаск, стал избранным орудием возвещения имени Господня язычникам и величайшим миссионером всех времен, распространив вместе с Петром евангельское учение по всему Средиземноморью. Апостолы Петр и Павел увенчали свое служение Учителю мученической смертью в Риме ок. 67 г.» («Римский миссал»).
Покровитель: епископов, миссионеров и стражей.
Имя: «маленький» (лат.).
Знак: меч.
Св. Павла без преувеличения можно назвать величайшим миссионером всей истории христианства. Ему не довелось лично знать Христа земного. Но после своего неожиданного обращения по пути в Дамаск он стал одним из величайших учеников Господа, страстно защищавшим обращенных из язычников. Этот апостол народов, как его назовут последующие поколения, вместе со св. Петром возвещал Евангелие по всему Средиземноморью, а его проповеди и писания стали первоосновой и образцом аккультурации благовестия в культурах тех народов, которым оно передается.
Происхождение и воспитание
Павел, родился, вероятно, в промежутке между 5-10 гг. по Р. Хр. в г. Тарсе в провинции Киликия, что на юге современной Турции у границ с Сирией. Тогда, в I в., это был город-космополит, населенный греками, анатолийцами, эллинизированными эмигрантами, римлянами и евреями. Отец будущего апостола язычников занимался изготовлением палаток и вместе со всеми прочими жителями города имел римское гражданство, признанное триумвиром Марком Антонием, а затем и императором Августом.
У нашего героя, как и у многих евреев того времени, было два имени: еврейское Саул, т.е. «вымоленный у Бога», и латинское Paulus (отсюда русское «Павел»), данное ему, вероятно, за маленький рост. Впоследствии христиане-неевреи будут знать его уже только под этим последним именем.
Павел хорошо был знаком с эллинистической культурой и свободно владел греческим языком. Но в душе он все-таки был евреем, и его образ мысли и манера толкования Св. Писания носят ярковыраженную печать школы раввинов.
Гонитель христиан
Еще в юности он поселился в Иерусалиме, где стал учеником Гамалиила – одного из авторитетнейших и мудрейших раввинов того времени. Там же он впервые столкнулся с христианством, в котором увидел опасную иудейскую секту, подлежащую искоренению любой ценой. Впоследствии он сам будет говорить о себе: «...обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности – гонитель Церкви Божьей, по правде законной – непорочный» (Флп 3, 5-6). По всей вероятности, ему не довелось лично слышать Иисуса, поскольку он прибыл в Святой город уже после страстей Господних. Однако, он присутствовал при казни Стефана и не только внутренне одобрял ее, но даже открыто поддержал палачей, вызвавшись постеречь их вещи.
Деяния апостолов описывают Савла как ревностного блюстителя отеческих преданий и яростного гонителя христиан, которые со страхом произносили его имя. Он находил их убежища, бросал в тюрьмы, свидетельствовал против них; его слепой фанатизм заставил многих бежать из Иерусалима в Дамаск.
Но Савл не сдавался. С целым отрядом солдат и мандатом от синедриона он отправился вслед за христианами, чтобы отыскать их и там и развязать в сирийской столице новые гонения.
Обращение
Однако, по дороге в Дамаск Своему непримиримому врагу явился Сам Господь. Деяния апостолов рассказывают, что Павел неожиданно увидел свет с неба и, упав с коня, услышал голос: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» «Кто Ты, Господи?» – воскликнул в страхе наш герой. «Я Иисус, Которого ты гонишь... Встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать», – звучал ответ (Деян 9, 3-7).
Сопровождавшие Савла солдаты не знали, что и думать. Они видели, как он упал, слышали голос, но не поняли, что произошло. Их предводитель ослеп, и они отвели его в Дамаск, где он три дня кого-то ждал и постился, пораженный тем, что произошло.
Вскоре ему представился случай познакомиться с местной общиной христиан, глава которых пришел к нему на третий день и сказал: «Брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа» (Деян 9, 17). С этими словами Анания возложил на Савла руки, исцелив его, а затем крестил.
Прозревший провел еще несколько дней в Дамаске, проповедуя в синагогах к огромной радости христиан и смятению иудеев, решивших, что он сошел с ума.
Его до глубины души потрясли слова Анании: «Бог отцов наших предъизбрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника и услышал глас из уст Его, потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал» (Деян 22, 14). В этот момент, можно сказать, родился Павел – апостол язычников. Он решил удалиться в пустыню, чтобы сосредоточиться, собраться с мыслями и полнее осознать ниспосланный ему дар.
Возможно, именно тогда и произошло то, о чем он сам рассказывает во втором послании к Коринфянам: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (12, 2-4).
И действительно, Павел не знал лично Иисуса, как другие апостолы, и потому не прошел последовательно всю подготовку, необходимую для предстоявшего ему служения. Но Учитель компенсировал ему это с помощью необычайных откровений, таких как озарение по пути в Дамаск и созерцание божественной действительности в Раю. Иначе Павел не смог бы благовествовать так, как он это делал.
Встреча и отношения с апостолами
Просветленный этим созерцанием, он возвращается из уединения в Дамаск и с жаром проповедует Иисуса, вызывая гнев у иудеев, считавших его отступником и пытавшихся убить его. Опасаясь за жизнь Павла, христиане спустили его ночью в корзине с городских стен. Это произошло ок. 39 г.
Бежав в Иерусалим, Павел провел там около полумесяца и встретился с Петром и Иаковом, которым рассказал о своей новой жизни. Апостолы поняли его, и он целыми днями оставался с ними, беседуя об Иисусе. Но местная община не сразу поверила своему бывшему гонителю. И лишь поручительство Варнавы – левита, пользовавшегося большим авторитетом, рассеяло последние сомнения.
В Иерусалиме Павел также не упускал случая для благовестия, но его проповедь слишком раздражала иудеев и тревожила христиан. В конце концов, он счел для себя лучшим перебраться в Кесарию, а затем вернулся в Киликию в свой родной Тарс и взялся за привычное ремесло изготовителя палаток.
Мы не знаем, чем Павел занимался с 39 по 43 гг., пока его не отыскал Варнава, посланный апостолами организовать жизнь зарождающейся общины в Антиохии. Здесь Павел навсегда отказался от имени Савл, осознав, что он послан не столько к иудеям, сколько к тем народам, которых его сородичи именовали гоями. В Антиохии последователи Иисуса впервые стали называться христианами.
К концу 43 г. Павел и Варнава вернулись в Иерусалим с гуманитарной помощью для местной Церкви. В обратный путь они отправились уже втроем, взяв с собой Иоанна-Марка – сына вдовы Марии, у которой жили апостолы в Иерусалиме, и племянника Варнавы. Этот юноша и станет вскоре известным нам евангелистом Марком.
Первое апостольское путешествие
В 45 г. Варнава и Павел решили отправиться на миссию в соседние регионы. Первым делом они отправились на Кипр – родину Варнавы. Неизвестно, как долго они благовествовали на этом острове, но именно здесь у Павла произошел конфликт с волхвом Елимом. На обратном пути в Антиохию благовестники побывали в нескольких городах Малой Азии. В анатолийском г. Пергии Марк, измотанный трудностями путешествия, покинул своих товарищей и вернулся в Иерусалим.
Павел и Варнава отправились в Листру, где первый исцелил калеку, так что местные жители приняли миссионеров за Зевса и Меркурия и даже собирались принести им жертву.
Споры вокруг Закона Моисеева
Удовлетворенные достигнутыми результатами, апостолы вернулись в Антиохию и застали местную общину в крайнем смятении. Оказалось, что несколько христиан, пришедших из Иерусалима, своими речами поставили под сомнение действительность крещения без обрезания. Павел и Варнава, чтобы прояснить этот вопрос, отправились в Святой город, что привело к созыву так называемого первого церковного собора.
Петр еще раз подтвердил, что спасение дается по благодати Господа Иисуса, не сделавшего никаких различий между обрезанными евреями и верными-неевреями. Павел, в свою очередь, рассказал об удивительных успехах благовестия, достигнутых у «гоев», и высказался против обязательности соблюдения всех предписаний Закона, за которое выступали, прежде всего, христиане из фарисеев, с детства привыкших соблюдать такие предписания, как обрезание, отказ от нечистой пищи и близких контактов с язычниками и т.п.
Точку в дискуссиях поставил Иаков, предложивший не обязывать обращенных из язычества к соблюдению Закона Моисеева, и все согласились с этим предложением. Павлу, Варнаве, Силе и Иуде Фаддею было поручено донести до различных поместных общин принятые на соборе решения. Но полемика между христианами еврейского и нееврейского происхождения не утихала еще долгое время, пока Церковь, уже укоренившаяся в греко-римском мире, не освободилась от влияния синагоги.
Второе апостольское путешествие
В 50 г. Павел решил отправиться вместе с Варнавой в повторное путешествие по Малой Азии. Варнава предложил взять с собой Марка, но Павел решительно воспротивился, опасаясь тех же проблем, что и в прошлом путешествии. Апостолы так и не смогли договориться, и в итоге Варнава с Марком вновь оказались на Кипре, а Павел с Силой (он же Силуан) выбрали новый путь.
Это апостольское путешествие продолжалось до 53 г. и началось с Греции и Македонии, где Павел евангелизировал Филиппы. Здесь миссионеров схватили, бичевали и бросили в тюрьму. Но после ночного землетрясения и обращения надзирателя они уже на следующее утро вновь оказались на свободе.
После этого происшествия Павел и Сила побывали еще в Фессалониках, Верии и, наконец, прибыли в Афины, где апостол без особого успеха выступил в местном ареопаге. Проведя около полутора лет в Коринфе, миссионеры вернулись в Антиохию.
Третье апостольское путешествие
В 53 или 54 гг. началось третье большое путешествие св. Павла. Отправной точкой стал Эфес. Здесь апостол провел около трех лет, и в его проповедь привела к ослаблению культа Артемиды и, как следствие, сокращению продаж связанных с этим культом атрибутов. Производители последних, в конце концов, подбили народ убить его, но тот вышел из этой передряги невредимым, а эфесская община была вверена окормлению Тимофея.
Из Эфеса Павел вновь отправился в Македонию и на три месяца задержался в Коринфе. Здесь он собирался сесть на корабль, но там на него организовали засаду, и апостол в итоге продолжил путь по суше в сопровождении Луки, который впоследствии подробно рассказал обо всем происходившем в Деяниях апостолов.
Бывший гонитель Церкви с волнением посещал основанные им самим христианские общины в Малой Азии, предполагая, что видит их в последний раз. Последним пунктом путешествия стала Кесария, где пророк Агав предрек Павлу скорый арест и заключение. Но тот в мае 58 г. все же продолжил путь в Иерусалим, чтобы доставить туда пожертвования, собранные за время поездки.
Судебные разбирательства
Хотя часть общины в Иерусалиме встречала Павла с радостью, другая все же отнеслась к нему с некоторым холодком, что было связано с не утихавшими дискуссиями вокруг принятия язычников в христианство.
С еще большей неприязнью смотрели на него иудеи, в конце концов, обвинившие его в святотатстве против храма, поскольку он якобы ввел туда христианина-нееврея Трофима. Это обвинение вызвало бурную реакцию толпы, и лишь вмешательство трибуна Клавдия Лисия спасло Павла от линчевания. Однако и римляне, приняв апостола за беглого египетского мятежника, хотели бичевать его, но, узнав, что он – римский гражданин, отказались от своих намерений.
На следующий день в синедрионе Павлу удалось поссорить друг с другом саддукеев и фарисеев, так что Лисию пришлось вернуть его в тюрьму. А еще через день трибун отправил апостола в Кесарию, поскольку группа решительно настроенных фанатиков собиралась убить его, невзирая на римскую стражу.
Прокуратор Антоний Феликс, хотя и обеспечил Павлу довольно сносные условия, но, надеясь на выкуп, продержал его в заключении без суда и следствия почти два года. И лишь его преемник Порций Фест в 60 г. решил начать разбирательства в Иерусалиме, но апостол запротестовал и как римский гражданин потребовал суда императора.
При первой же возможности узника передали центуриону Юлию, который должен был доставить его в Рим. Павла в этом путешествии сопровождали Лука и Аристарх. Однако у берегов Мальты корабль потерпел крушение, и им пришлось на три месяца задержаться на этом острове. С первой же оказией они отправились в Сиракузы, оттуда – в Реггию Калабрию, Поццуоли, Аппиев Форум, Три Таверны и, наконец, в 61 г. достигли Рима.
В ожидании процесса, которому не суждено было начаться, потому что так никогда и не прибудут обвинители из Палестины, Павлу дозволено было принимать у себя в камере гостей.
На этом обрывается рассказ Деяний апостолов. О дальнейшей судьбе Павла мы можем лишь догадываться на основании кое-каких намеков из его позднейших посланий. По всей вероятности, апостола, в конце концов, освободили, поскольку в 64 г. во время гонений Нерона его в Риме не было. Возможно, он к тому времени отправился в свое четвертое апостольское путешествие в Испанию. Известно также, что Павел оставил своих учеников Тита и Тимофея на Крите и в Эфесе соответственно, чтобы те продолжили там начатое им дело евангелизации.
Мученичество
В 66 г., вероятно, в Никополе Павла вновь арестовали и доставили в Рим, где он оказался в почти полном одиночестве. Одни из его учеников на тот момент были далеко, другие отступили от веры во Христа. Местные христиане, загнанные гонениями в подполье, также редко посещали его, и лишь Лука оставался с ним до самого конца.
На этот раз римский трибунал приговорил апостола к смертной казни. Предание, датирующее его мученичество 29 июня, не указывает, однако, года; возможно, это случилось в 67. Согласно тому же преданию, Павел, римское гражданство которого не позволяло его распять, был обезглавлен за стенами города на так называемом Шалфейном болоте. Впоследствии этот участок получил наименование Трех фонтанов благодаря трем источникам, появившимся в тех местах, где отсеченная голова апостола коснулась земли. Христиане погребли его тело при Остийской дороге, а впоследствии над могилой была воздвигнута величественная базилика св. Павла за стенами.
Почитание
Трудно сказать, погибли ли апостолы Петр и Павел одновременно, или их мученичества отделяли все же несколько лет. Однако, мы можем быть уверенны в том, что 29 июня 258 г. при императоре Валериане (253-260 гг.) их останки были перенесены в Катакомбы св. Севастиана, чтобы уберечь их от осквернения. Почти век спустя Папа Сильвестр I (314-335 гг.) решил перенести мощи св. Павла на место первого погребения, а император Константин Великий повелел построить над гробом церковь. Этот храм был перестроен в 395 г. в базилику, которая просуществовала до 1823 г., когда ее уничтожил сильный пожар, после которого на том же месте была воздвигнута нынешняя базилика.
Латинская Церковь почитает обоих апостолов как покровителей Вечного города, потому что они первыми принесли веру в столицу империи и заложили тем самым основы христианского Рима.
Литургическое торжество свв. Петра и Павла было введено в церковный календарь раньше, чем Рождество и позднее праздника Пресвятой Девы. Помимо нее только у них и св. Иоанна Крестителя есть более одного дня воспоминания в году: 25 января празднуется обращение св. Павла, 22 февраля – день кафедры св. Петра, 18 ноября – освящение базилики свв. Петра и Павла и, наконец, их общее торжество 29 июня.
Учение св. Павла
14 его посланий, адресованных христианским общинам той эпохи (филиппийцам, колоссянам, галатам, коринфянам, римлянам, евреям, фессалоникийцам, ефесянам), а также отдельным ученикам (Титу, Тимофею, Филимону), входят в канон Св. Писания и являются одной из основ учения Церкви. В них Павел возвещает Евангелие, о котором говорит следующее: «Я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа».
В своих посланиях он затрагивает такие основополагающие темы, как вера, крещение, оправдание верой, грех, человечество, Святой Дух, проблема неверия и обращения евреев, природа апостольского служения, кровосмешение, брак и девство, совершение Евхаристии, использование харизм, христианская любовь, воскресение мертвых, страдания и надежды апостолов.
И еще: тайна воплощения, Христос и Церковь, всеобщее спасение, смирение Иисуса, Его владычество над миром, ответственность верных за собственное спасение, второе пришествие Христа и антихрист, образ и деяния Спасителя в призме Ветхого Завета и его жертвы, культа, священства, храма, наконец, практические рекомендации по руководству общиной, заступничество за беглого раба.
Павел в искусстве и культе
Этот человек невысокого роста с крючковатым носом и больными глазами пламенно желал исполнить порученную ему миссию, но при этом не отказывался от своих прав и хранил верность правилами и законам. Но в искусстве художники изображали его, как кому больше нравилось: зрелым мужчиной или старцем с бородой и усами, вьющимися вокруг проплешины волосами. Подобным представлением мы во многом обязаны апокрифическим «Деяниям Павла и Феклы» - его ученицы из Иконии.
Помимо Рима он почитается как покровитель Мальты, а с 16 июля 1914 г. – Греции. Трудно сосчитать базилики и церкви, посвященные ему по всему миру. Его имя носят восемь общин в одной только Италии и целая митрополия в Бразилии.
Чтут его как заступника канатчики и корзинщики; у него ищут помощи во время морского шторма, при змеиных укусах и слепоте.
Его иконографическим атрибутом является меч – орудие его мученичества.
Антонио Боррелли