ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №6-7(214-215)'13

Как в Буэнос-Айресе укоренилось почитание
Приснодевы Марии Узлоразрешительницы


Ангел подает Богоматери длинную ленту, всю перевязанную запутанными узлами. Она их развязывает и выпускает из рук полоску ткани, которую подхватывает другой ангел. Приснодева облечена в солнце, под ногами у нее месяц, а нал головой венец из двенадцати звезд. Левой ногой она давит голову змея. Над всей сценой взлетает белая голубица, а в самом низу мы видим другого ангела, который ведет в церковь путника с собакой.

Мы находимся в самом сердце баварского Аугсбурга перед образом Maria Knotenlöserin – Марии Узлоразрешительницы. Местную церковь св. Петра на Перлахе ежегодно посещают тысячи паломников, чтобы попросить Богоматерь развязать всевозможные узлы, осложняющие их земные жизни. Большим почитателем этой мариинской иконы является и Святой Отец. Папа Франциск распространил культ этой иконы и у себя на родине. О благоговении верующих перед аргентинской Virgen Desatanudos рассказывает ректор кафедрального собора Буэнос-Айреса о. Алехандро Руссо:

«Святой Отец в бытность свою священником, иезуитомом, какое-то время учился в Германии. И там в одной церкви увидел иконку Приснодевы Узлоразрешительницы, привез эту открыточку в Буэнос-Айрес и начал прикладывать ее ко всем своим письмам. Почитание этого мариинского образа быстро распространялось, и, в конце концов, одна аргентинская художница предложила написать его точную копию в часовне иезуитского Университета Спасителя в Буэнос-Айресе. В эту часовню, чтобы почтить Богородицу, приходило много людей, так что помещение оказалось слишком маленьким. Некоторые сотрудники университета, прихожане из квартала Агрономия, попросили своего настоятеля поместить еще большую копию в церкви св. Иосифа Таларского. Их желание исполнилось 8 декабря 1996 г. В итоге культ Матери Узлоразрешительницы распространился настолько, что по выходным и 8 числа каждого месяца сюда приходили и приходят от 20 до 30 тыс. людей. Новые репродукции образа пусть даже не всегда надлежащего качества стали появляться в других приходах города и страны. Столь яркое проявление почитания подвигло архиепископа Буэнос-Айреса к следующему шагу: три года назад кардинал Бергольо подписал декрет, которым объявил церковь св. Иосифа Таларского "национальным святилищем нашей Владычицы Узлоразрешительницы". Так что этим культом мы обязаны нынешнему Святому Отцу. На любое письмо он отвечал лично и, кроме мариинской иконки, прикладывал и изображение св. Иосифа. Образ Приснодевы Марии Узлоразрешительницы он помещал и на рождественских и пасхальных посланиях и раздавал его в день своей епископской хиротонии».

История появления мариинского образа не до конца известна. Его приписывают кисти художника эпохи барокко Иоганна Георга Мельхиора Шмидтнера (1625-1705 гг.). Заказчиком вроде бы был дворянин Геронимус Амброзиус Лангенмантель (1641-1718 гг.), желавшего таким образом поблагодарить Богородицу за важное событие в жизни своего деда Вольфганга. У того были серьезные проблемы в семье, так что дело шло уже к разводу. Тогда он посетил иезуита о. Якоба Рема в немецком Ингольштадте и вместе с ним молился к Богоматери, прося ее разрешить эту критическую ситуацию. В итоге супругам удалось сохранить брак. Этот эпизод объясняет назначение двух фигур в нижней части картины: это ангел Рафаил ведет ветхозаветного Товию к его невесте Сарре.

«Очень трудно сказать, как появилась картина. Теорий множество, и необходимо тщательное исследование. По одним версиям, автор неизвестен, по другим им был вышеназванный живописец, третьи говорят о иных художниках. Как бы то ни было, оригинал не подписан. Несомненно, однако, что в сердцах верующих образ пробуждает глубокое благоговение и сеет покой, какими бы серьезными ни были их испытания. Сюда приходят люди с семейными проблемами, множество отцов и матерей, у которых трудности с детьми, особенно когда речь идет о наркотиках. К этой иконе обращаются больные и безработные. Хотелось бы сказать следующее: давайте молиться к Пресвятой Деве, которая развяжет и последний узелок, как врата небес, развязывающие узлы души в Чистилище».

«Узел, возникший из-за непослушания Евы, был развязан послушанием Марии. Что запутала дева Ева неверием, то распутала Дева Мария верой», – пишет св. Ириней в «Adversus haereses» (III, 22). Это высказывание отца Церкви также разъясняет нам символику баварской картины.

«Не случайно, что Святой Отец на другой день после своего избрания впервые публично выступил именно в храме св. Марии Великой, чтобы почтить мариинскую икону Salus populi Romani – Спасение римского народа. Еще в бытность свою архиепископом Буэнос-Айреса будущий Папа Франциск отличался огромным благоговением перед Приснодевой и искренним сыновним почтением к ней. Входя в собор, он смотрел на образы Богоматери и часто подходил к ее статуям, чтобы коснуться их, как это делают паломники. Глубоко чтил также Луханскую Богородицу, не пропустив ни одного традиционного октябрьского паломничества к ней. В Лухане без перерывов, иногда даже ночи напролет исповедовал паломников из Буэнос-Айреса. На торжество Тела и Крови Христовых по городу проходит процессия со статуей Луханской Богоматери. Нынешний Папа ежегодно препоручал город материнской заботе Приснодевы Марии», – говорит ректор кафедрального собора в Буэнос-Айресе о. Александро Руссо.

Яна Груберова