Евхаристия: школа для искуства мира
На моей родной земле, над дверью одного важного здания военной академии, поместили надпись «Si vis pacem para bellum» («Хочешь мира –готовься к войне»). Эта фраза очень известна со времен римской империи. На правительствах стран лежит обязательство защищать своих граждан от возможных внешних и внутренних угроз, обучая своих подчиненных в духе дисциплины и военной сноровки. Однако, наша земная жизнь была бы довольно печальной, если бы весь ее смысл заключался только в том, чтобы защищать или атаковать. Мы родились не для войны, но для мира. Не смотря на то, что войны были и будут, будем с упорством строить мир! На то есть воля Божья постоянно наполнять Своим миром нас и все обстоятельства нашей жизни (ср. 2 Фес 3, 16).
Для исполнения этой миссии, Божественное Провидение установило другой тип «академии», куда мы, ученики Иисуса направляемся, чтобы быть наставленными, спастись, укрепить и защитить личный и общественный мир. Все святые были воспитаны в этой «академии». Пророчески на это указали слова святого Иоанна Павла II: «Истерзанный облик нашего мира, вступившего в новое тысячелетие вместе с призраком терроризма и трагедией войны, более чем когда бы то ни было требует от христиан переживать Евхаристию как великую школу мира, где формируются мужчины и женщины, становящиеся, в соответствии с различными уровнями их личной ответственности в общественной, культурной и политической жизни, созидателями диалога и общения» (Апостольское послание «Mane nobiscum», 27).
Китайский генерал Сунь Цзы, в своей известной работе «Искусство войны», написанной за несколько веков до Христа, настаивал, что «лучшая победа состоит в том, чтобы победить не сражаясь», ведь наиболее заслуженные мастера военной науки одерживали победу над врагом без сражения (Гл. 3). Эта книга вдохновила многих великих стратегов, политологов и деловых людей, но мне кажется, что немногие последовали этому правилу. Иисус Христос, Князь мира (Ис 9, 6), который одержал победу над своими врагами, следуя тактике смиренного агнца, ожидавшего своей смерти в молчании (Ис 53, 7), Он является великим Учителем в искусстве мира; и в Евхаристии Он дал нам свое учительское поучение: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22, 19).
Хорошо переживать Святую Мессу – лучший способ, который имеет христианин в созидании мира. Участие в Евхаристии не есть только присутствие во время проведения простого внешнего или общественного обряда, но переживание личного вклада в мирную жертву и общение между Богом и человеком. Совсем ни одно и то же, просмотр футбольного матча по телевизору и реальная игра на площадке с мячом у твоих ног. Была ли у тебя такая мысль как «умираю со скуки во время Мессы»? Не кажется ли тебе, что это больше соответствует человеку, который имеет нечувствительное и отчаявшееся сердце, микроскопическую любовь и роковое заблуждение? Так будем же участвовать в Евхаристии как Киринеянин: неся чужой крест на своих плечах, как если бы он был собственным. Понесем на своих плечах всю ту боль, что ранит человеческое сердце, всю скорбь, неудачи и превратности жизни, личные, семейные и мировые тревоги, слезы невиновных и вину нерадивых. А также, конечно, и наши собственные жизненные огорчения, немощность, несправедливость и непонимание, трудности и беспокойства за прошлое, настоящее и будущее. Все это, возложенное на алтарь, будь уверен, станет преображено в Божью благодать, которая поможет справиться со всем с благородством и оптимизмом, потому что на тебя изольется поток новой надежды, рожденной близким присутствием Спасителя. «Зрелый христианин» это тот человек, который берет на себя обязательство и ответственность за мир, приступая к Евхаристическому столу.
Евхаристия спасает мир, потому что она делает досягаемым плод единственного события, что дает истинный мир: смерть и воскресение Иисуса Христа. Бог продолжает приглашать нас на брачный пир (Мф 22, 8-12); и те, кто облечен во Христа, с радостью отождествившие себя с Его жертвой и идеалом, питаются лучшим вином и мясом самым чудесным (Ис 25, 6), наполняются любовью и миром Божьими, превращаясь в символы и орудия спасения. Евхаристию можно сравнить с авианосцем, взлетая с которого, христиане распространяют благодать, полученную от Бога, и к которому возвращаются вновь, чтобы наполниться «горючим и боеприпасами», чтобы затем вновь взлететь на выполнение новой миссии радости, мира и общения.
В Евхаристии мы получаем Мир, не так как дает мир, но как дар Божий (ср. Ин 15, 27). Евхаристия представляет собой школу диалога, потому что в Ней, Бог показывает нам изумительный пример. Он сам идет к нам навстречу с желанием показать свое милосердие, указать на путь Истины, вручая свою Жизнь как лекарство от всего плохого, что есть у нас. Наполеон говорил: «На войне, как и в любви, чтобы достичь успеха, встречи не избежать». Христос, который возлюбил нас до конца (ср. Ин 13, 1), дает нам вкушать свое тело, чтобы быть ближе к нам настолько, насколько это вообще возможно: внутри нашей души. Он выполняет свое обещание сотворить в нас свою обитель (Ин 14, 23). Тогда в душе человека прорастает райский мир, усмирение страстей и преодоление страха.
Позволь мне спросить тебя: если Бог так приближается к твоему сердцу, как ты подходишь к Евхаристии? Подходишь ли с убеждением и надеждой к Нему, как великому Любящему? Отражается ли это в твоем внешнем поведении? И прежде всего, как это отражается на твоей душе? Сосредоточенно ли переживаешь каждый момент совершения Евхаристии: чтения и песнопения, твои ответы, жесты, молитвы и молитвенную тишину? Каждый элемент совершения Евхаристии призван помочь твоей душе более действенно наполняться миром Божьим. Христианская община будет процветать и наполняться радостью только тогда, когда ее члены, приходя на евхаристическую Литургию, не сохраняют в своем сердце никакой злобы, ненависти или вражды. Поэтому, во время Мессы, прежде чем приступить к святому Причастию, предлагается небольшой обряд взаимного пожелания мира.
Евхаристия – центр христианской жизни, как Солнце для солнечной системы. Без Солнца, планеты отправились бы дрейфовать… также и твое сердце без Евхаристии. Общественный мир, который основывается на внутреннем мире нашей души, имеет своим центром Евхаристию, наподобие Солнца, приводящего в порядок «микрокосмос», о котором уже было сказано, в послании о таинстве Примирения. В книге генерала Сунь Цзы говорится: «победоносная армия сначала осознает условия победы, а затем ищет битвы; проигравшая армия сначала сражается, а затем ищет победу» (Гл. 4). Человек или общество без Евхаристии, следуют критерию, «проигравших» – победа, если они ее достигнут, будет куда более дорогой и трудной. Без Евхаристии не может быть полноты ни христианской жизни... ни человеческой.
Говорят, что качества солдата измеряются жертвой, которую он готов отдать ради победы. Самопожертвование, на которое мы идем ради того, кого любим, показывает не только качества любящего, но также и любимого. Христос любит тебя и отдает себя в Евхаристии, как дар, как жертва благоуханная! (ср. Еф 5, 2) Этот мир предлагает нам мир при условии, что одни рассматривают других как возможных боевых неприятелей. Но Христос дает иной мир. Люди не осуждены на недоверие одних к другим, но призваны к любви. В Евхаристии Бог смотрит на нас с отеческой любовью, и учит стремиться к братскому миру. Огнем святого Причастия куются мужчины и женщины, несущие мир: мир внутренний, дар которого предназначен всем без исключения. Поэтому активное участие в Евхаристии – вершина гуманизма. Блажен народ, питание которого мир Христов!
Благодарю Тебя, Господи, за то, что жизнь Евхаристией делает нас участниками победы Твоей Любви, и за то, что Ты обучаешь нас искусству Мира, чтобы преобразовать «мечи свои на орала, и копья свои – на серпы» (Ис 2, 4), отчаяние в надежду, обиду в прощение, ненависть в любовь, наполняя эту земную жизнь с каждым днем больше и больше знаками и благословениями Твоего Царства.