3. О великой добродетели любви святой Матери Терезы Иисуса к ближним
О великой добродетели любви святой Матери Терезы Иисуса к ближним, и о удивительных благодатях, которые она испросила для них своей молитвой
Чтобы перейти к повествованию о зрелой и героической добродетели любви св. Терезы к ближним, вспомним о ее детстве, которое оставило неизгладимый след на всей жизни святой. Отец Терезы Алонсо Санхес де Сепеда был образованным человеком с очень добрым и благородным сердцем, он относился ко всем с уважением и пониманием. Тереза пишет, что одно время вместе с ними в доме жила рабыня их дяди, к которой их отец (у которого было 11 детей) относился как к собственной дочери. Еще одной красивой чертой его воспитания было: не говорить плохого о ближних и не позволять говорить плохое другим. Тереза была его любимой дочерью и неудивительно, что она переняла от своего отца эти человеколюбивые черты, которые стали «неким основанием» для принятия Божьей благодати любви к ближним, которая станет предметом моего повествования.
Ради Создателя св. Тереза любила своих ближних, потому что в них видела и любила Господа, ее любовь к людям, соответствовала ее ревностной любви к Богу. Влекомая этой любовью, св. Тереза Иисуса подвергала себя стольким испытаниям и путешествиям, в которых помимо холода, дождя снега и невыносимой жары, отягощенная многими болезнями и внутренними страданиями, все силы устремляла к одной цели: основание новых реформированных обителей Кармелитского Ордена, – истинных храмов совершенства, в которых столько душ могло спастись. Тереза завидовала проповедникам и тем, кто своим служением приобретал души для Бога. Она усердно возносила свои моления Господу, чтобы Он позволил ей, посредством молитвы иметь доступ к Его Божественному Величию, ибо молитва стала для нее единственным прибежищем и средством привести к Нему хоть одну душу, в то время когда сатана захватил их великое множество (имеется ввиду раскол Католической Церкви Реформацией Лютера).
Из пламенного желания спасения ближних, исходило ее уважение и доброжелательность ко всем, посвятившим себя служению ради духовного блага других, будь то преподавание богословия, проповедь, или какая-либо иная душпастырская деятельность.
Когда случалось так, что кто-то из служителей Божьих заболевал, то св. Тереза усиленно молилась и просила, чтобы сестры в монастырях тоже молились о скором выздоровлении, чтобы души верующих, по причине болезни священника не понесли никаких потерь. А если кто-то из священников умирал, то она сильно огорчалась и проливала слезы. «Однажды – пишет о. Франциско, – когда Матерь Тереза разговаривала со мной, вспомнился ей один благочестивый слуга Иисуса Христа, и она, размышляя о том, что Церковь утратила такого человека, который служил стольким людям, вдруг с великим огорчением и печалью сказала мне: «Да поможет мне Господь! Ну почему же я так сильно люблю Его служителей, если их отсутствие приводит меня к такой глубокой печали?». Так же было, когда она услышала о смерти великого служителя Божья апостола Андалузии, доктора богословия святого отца Иоанна Авильского, то великая скорбь охватила ее душу, и она начала плакать. Спутницы ее были весьма удивлены, тем более что не видели, чтобы Тереза оплакивала чью-либо смерть (Когда она была в Сеговии, и ей принесли печальную новость о смерти ее родного брата, она не проронила ни слезинки, но сложив руки для молитвы, прославила Господа). Сестры, видя, что теперь она плачет, спросили: «Наша Матушка, да что ты так горюешь, тем более если о. Иоанн Авильский был таким благочестивым священником, то значит, что уже радуется с Богом в небе?». А Тереза ответила: «Что он теперь с Богом, – в этом я абсолютно уверенна. Только вот Церковь наша утратила значительный столп, и большое число душ с тем утратило великую опору, и моя душа в том числе. И хотя я была так далеко от него, все же была ему многим обязана».
Один из ее исповедников написал о Терезе следующее: «Если бы мы хотели поведать о безмерном духовном даре, какой обретают все те, которые имеют общение с этой служительницей Господней, никогда бы мы не закончили, ибо воистину она для нас – великое чудо Божье. С того времени как я знаком с ней, я убедился на долгом собственном опыте, что Иисус Христос щедро одарил меня Своей благодатью (знакомством с Терезой) во многих ситуациях, в которых я ощутимо испытал помощь Божью; в глубине души мне невозможно не признать ее за святую, или я совсем далек от достаточного познания ее великой внутренней святости…». О святости Терезы свидетельствует вся ее жизнь, давайте рассмотрим несколько фактов.
Начнем с того, о чем она сама повествует в «Книге жизни»: Тереза помогла своему отцу встать на путь внутренней молитвы, и когда тот умер, его исповедник сказал Терезе, что отец ее умер в святости. Своим примером, смирением и советами она помогала сестрам из монастыря «Воплощения», а также помогала многим своим знакомым встать на путь молитвы.
Немаловажным будет узнать некоторые случаи, негативно отразившиеся на здоровье Терезы и оставившие свой след на всю жизнь. После поступления в монастырь от непривычной монашеской дисциплины здоровье Терезы сильно ослабло, и отец взялся вылечить ее. Интересно то, что лечить от боли в сердце Терезу повезли к знахарке, которая использовала в своей практике весьма сомнительные средства: отвары, в состав которых входили слабительные травы, крылья мух и экскременты змей. Такое зелье она принимала на протяжении месяца, но состояние ее здоровья совсем ухудшилось. Последствия такого лечения чуть не оказались фатальными: у Терезы сожгло внутренние органы, так, что она почти не могла есть и впала в кому на несколько дней. Все думали, что она умерла, но отец не позволял ее похоронить. А на Успение Пресвятой Богородицы Тереза пришла в себя. Она вернулась в монастырь, но почти два года была прикована к постели, Тереза просила об исцелении св. Иосифа и, наконец, смогла встать на ноги.
Из этого становится понятно, что Тереза страдала физически на протяжении всей своей жизни, но это не помешало ей служить ближним. Когда она лечилась у знахарки, то узнала, что в той местности есть один священник, который уже 7 лет живет в греховной связи с женщиной, повесившей на его шею заколдованный талисман. Слова Терезы произвели на этого человека такое сильное впечатление, что он отдал ей чародейский амулет, и его глаза открылись, он разорвал позорную связь и предался покаянию. Год спустя он умер с великим чувством веры и благочестия. «Другой священнослужитель пребывал некоторое время в омерзительном смертном грехе и в таком состоянии служил Святую Мессу. Тереза пообещала, что препоручит его Богу и будет писать ему письма. Когда он получил 1-е письмо, то исповедовался, и написал святой, что уже несколько дней не грешит, но теперь его ужасно мучают искушения и очень просил ее, чтобы она еще сильнее молилась о нем. Тогда Матерь Тереза попросила Иисуса Христа, чтобы искушения у этого священника утихли, а вместо него была искушаема она, она пожертвовала собой лишь бы этим не оскорбить Его. И Бог внял ее молитве, священник избавился от искушений, а Тереза подвергалась жестоким пыткам в течение месяца. После этого, когда искушения подступали к священнику, он перечитывал письма Терезы и все проходило».
В некоторых священниках Тереза воспламенила желание освящения (такими были о. Педро Ибаньес и o. Винсент Барон). Она усиленно молилась о их освящении и была сама удивлена тому, что за такой короткий срок (один из них в течение 3 месяцев) они достигли такого высокого совершенства в молитве, к которому она сама шла 20 лет.
Любовь Терезы к ближним изливалась на всех страдающих, а также на страдающих в Чистилище. Ее подруга (из-за которой она поступила в монастырь «Воплощения») явилась ей после своей смерти и сказала: «Благодаря тебе, Тереза, я спасена». Также Господь открыл святой, что ее отец спасен по ее ходатайству. Святая Тереза Иисуса дарила свою любовь ближним, совершая безмерно много добра, как живым, так и усопшим. Такое апостольство стоило ей немало, когда она предпринимала попытку освободить кого-либо от смертного греха, то в течение нескольких дней непрестанно молилась и если видела, что человек встал на верный путь покаяния, то знала, что теперь бесы будут мстить ей. Много людей благодаря ее молитвам оставляли бренность и суетность века сего и посвящали свою жизнь Богу. Была одна девушка, которую Матушка очень любила, но ей нравились мирские развлечения, что сильно огорчало Терезу. И все же св. Тереза продолжала молиться за нее и однажды дала прочитать ей фрагмент из «Подражания Христу», и Иисус тронул ее сердце. Она осознала пагубность своей жизни и вскоре, на удивление всего города, поступила в монастырь Босых Кармелиток.
Другим примером проявления любви св. Терезы было ее служение ближним. Когда она видела больных, то очень сострадала им (особенно сестрам) и старалась помочь в их нуждах. Если случалось, что в доме нет лекарств для больных, то сразу посылала приобрести необходимое, не скупясь и не взирая на бедность, только бы хоть как-то облегчить их страдания. Господу такая забота Терезы о сестрах была очень приятна, и Он заранее, иногда даже чудесным способом, заботился о необходимом для больных в монастыре. При основании монастыря св. Иосифа в городе Авила не раз случалось так, что на обед было только 1 - 2 яйца на всех, тогда Матушка просила отдать их наиболее нуждающимся сестрам. И тогда все сестры единогласно признавали, что именно Терезе они полагаются, так как она имела больше недугов, чем остальные, но Тереза никогда не соглашалась с этим.
При основании обители в г. Бургос (это последний монастырь основанный самой Терезой при жизни), сестры какое-то время жили в госпитале, так как еще не был куплен подходящий дом для монастыря. Тереза была очень больна, ее горло было так воспалено, что кровоточило и она не могла есть и чувствовала отвращение к пище. Во время болезни она сказала, что охотно бы съела сладкий апельсин, тогда, как будто случайно, одна дама передала несколько апельсинов для Терезы, но она, вложив их в рукав своего хабита, пошла посетить одного больного, и раздала апельсины самым слабым в больнице. Когда сестры стали укорять ее за это, Тереза ответила им: «В действительности я хотела их для больных, нежели для себя, и истинно радуюсь, что принесла им какое-то облегчение в их скорбях». Был в госпитале один человек, испытывающий сильные страдания от своей боли, он кричал, чем причинял страдания другим больным. Когда Матерь Тереза подошла к нему – он утих, и она сказала: «Как же так, сын мой, что ты так громко кричишь? Почему же ты не переносишь своей боли с большим терпением из любви к Спасителю?». И поручив его Господу, с радостью заметила, что страдания больного уменьшились, и он больше не кричал. Так в течение 3-4 недель Матушка завоевала сердца всех больных, и они были сильно опечалены, когда пришло время расставаться с ней, ведь только одно ее присутствие облегчало их страдания.
В начале своей монашеской жизни в монастыре «Воплощения» Тереза сделала себе постановление, что каждый день будет делать хотя бы один добрый поступок из любви к ближним, и если случалось что в течение дня ей не позволили это сделатьдругие занятия (хотя в монастыре выполненная вовремя обязанность уже считается добрым делом), тогда вечером, услышав сестру, идущую в свою келью по лестнице, Тереза выходила с зажженной лампой, чтобы осветить путь и проводить ее. В основанных монастырях Тереза с радостью и смирением выполняла все обязанности по дому: от служения на кухне до работ требующих особого смирения. Когда после Мессы сестры забывали сложить свои литургические плащи, она делала это охотно, и говорила, что ей очень приятно послужить этим ангелам.
Так же как в жизнеописаниях других святых, у Матери Терезы Иисуса были недруги, которые не понимали ее и считали, что проводить реформу не женское дело. К концу жизни ей запретили основывать новые монастыри и предложили выбрать один из уже созданных и находиться в нем «под арестом». Терезе запретили любую переписку с единомышленниками: со св. Иоанном Креста (которого не реформированные кармелиты заключили в тюрьму), с дорогими ее дочерьми – настоятельницами в обителях; а также писали жалобы на нее инквизиции. Были и особенно болезненные моменты, связанные с ее дочерьми. Уже при основании последнего монастыря Тереза возвращалась из города Бургос в Авилу, и по пути навещала «виноградники, которые насадила ее десница», в некоторых из них ее встретил совсем нелюбезный прием, и Тереза старалась как можно быстрей уехать, чтобы не причинять сестрам хлопот. В то время она уже была пожилой и тяжело болела раком, а в некоторых монастырях ей не дали даже еды в путь. Приехав в Альба-де-Тормес, Тереза в тяжелом состоянии легла в кровать, с которой больше не встала и через несколько дней умерла (4 октября 1582г.).
Как уже было сказано любовь Матери Терезы к ближним была беспредельна, а ближними для нее были все, кому она сама становилась близкой. Она была милосердна ко всем, даже к тем, кто преследовал ее и не желал добра, даже к тем важным людям, которые говорили о ней оскорбительное и порочащее. Ее «местью» была большая доброжелательность и усиленная молитва за них. Так держа путь из Авилы до Медины-дель-Кампо и Вальядолида, в спутнике ей назначили одного босого кармелита, который был особым противником святой, человека, настроенного враждебно, он с великим старанием следил за всеми поступками и словами Терезы и подвергал их критике. Тереза приняла его присутствие, как дар Бога, потому что так решили власти Ордена. С сердечной снисходительностью и радостью она беседовала с ним в пути, чем удивляла других своих спутников. Тереза старалась сделать ему приятное, отдала ему все иконки из бревиария и даже самую любимую, изображающую Святого Духа, которая побуждала ее к особенному благочестию, и с которой не хотела расставаться. В том, что она подарила ему эту иконку, Тереза признавалась другим, потому что хотела показать свою благорасположенность к этому человеку. Неподалеку от дороги находился монастырь босых кармелитов, братья, жившие там, были очень негативно настроены против святой основательницы (это было время конфликтов и недоразумений между не реформированными кармелитами и босыми). Матерь Тереза хорошо знала, что делалось в этом монастыре, но все-таки хотела навестить его. Когда она встала у ворот монастыря, а братья узнали, что прибыла их основательница, то ни один из них не вышел. Такое поведение монахов не смутило св. Терезу, она звала каждого брата по очереди и беседовала с ними с несказанной доброжелательностью, казалось, что она хотела укрыть их всех в своем материнском сердце. Так она провела весь день, отдавая им всю свою любовь, а вечером отправилась в путь. Все монахи вышли проводить ее далеко за деревню, они говорили, что такой быстрый отъезд опечалил их; они были восхищены и одновременно пристыжены видом ее необычайной святости. В этом путешествии она приобрела и сердце своего спутника, когда он увидел, что путешествие приходит к концу, был очень огорчен этим и заявил Матери о готовности с превеликим удовольствием сопровождать ее и дальше, если она согласится. Когда святая Тереза Иисуса чувствовала у некоторых людей какую-либо неприязнь к себе, то старалась чаще видеться с ними, представляла им с восхищенной искренностью те места, против которых они были настроены, выясняла их трудности и примиряла с собой.
«Ибо правда, конечно, что зачастую это чувство [скорби] от моих тяжких грехов смягчается радостью, кою мне даёт то, что в этом постигается изобилие Твоего милосердия».
«Книга жизни», 4, 3