Духовные ОПАСНОСТИ НЬЮ-ЭЙДЖ-РЕЙКИ
Рейки - это одна из важных и наиболее популярных целительных техник в Нью Эйдж. Представление этой практики поможет нам понять также механизм других техник в движении Нью Эйдж. Целительные практики часто пропагандируют какую-либо религию, вид магии или образ мира. Это перевод самых важных содержаний на эту тему авторства О.Александра Посацкого.
Рейки (япон. «универсальная жизненная энергия») - это инициированная и оккультная практика, представляемая, для приличия, как натуральная «техника релаксации, терапевтическая и целительная; система натурального целительства, опирающаяся на идеи универсальной энергии, которая необходима для жизни и проникает все живые организмы» (Sz. Beżnic, Reiki, w6 Religia, Encyklopedia PWN, Warszawa 2003). Это описание указывает, что рейки основана на мистическом мировозрении.
По мнению сторонников этой практики, рейки - это древняя традиция натурального целительства, повторно открытая в конце XIX века японцом Микао Усуи; в такой форме рейки в основном и рекламируется - кроме того, подчёркивается, что она не имеет религиозного характера, тогда как является не только мировозрением, но и культом, потому что рейки вырастает из контекста оккультной (магической) инициации (контринициации) Усуи и инициированной передачи духовных отношений, основанной на магической «манипуляции sacrum», а также на святотатском переопределении великих религий, как буддизм и христианство в духе магического упрощения и синкретизма (где всегда говорится также о реинкарнации); неслучайно, это одна из наиболее популярных методик или инициаций (посвящений) Нью Эйдж; воплощающих все теоретические и практические принципы этого движения, соответствует также всем правилам, встречающимся в биоэнерготерапии.
С христианской точки зрения в теории, равно как и в практике, у рейки появляются такие проблемы, как: идолатрия (самообожествление), спиритизм и синкретизм; выступает здесь и смешение понятий: религия путается с магией, а духовность с оккультизмом. Это может быть опасно не только для веры и духовности, но также для здоровья психического и физического (с угрозой потери жизни), в чём убеждают свидетельства бывших последователей, практиков и пациентов (клиентов) Рейки, нередко экзорцизмованных; среди них есть много католиков, временами даже духовные лица.
В оценке Рейки употребляются принципы, похожие на те, которые обязывают к оценке мировозрения и культа Нью Эйдж; из-за них различные международные антисектантские организации считают рейки деструктивной сектой, в том также известные православные исследователи, такие как проф. Александр Дворкин.
1. Рейки как оккультное посвящение. Усуи, был вероятно христианским духовным (хотя неизвестно какого вероисповедания), передавая своим ученикам библейское учение, он имел постоянную проблему в объяснении описанных в Священном Писании целительных чудес, стараясь углубить свои знания в этой сфере, он выехал в США, где участвовал в университетских занятиях в Чикаго (получил степень доктора философии). Во время учёбы Усуи заинтересовался учением Будды, а после возвращения в Японию, овладел санскритом и китайским языком, чтобы быть способным самостоятельно изучать оригинальные тексты.
В буддийских монастырях Усуи наталкивается на интересующие его темы и реконструирует на их основании древнюю лечебную систему, которую назвал «Рейки» (япон. rei - «универсальный»). В буддийских монастырях в Японии он отыскал древние книги, одна из которых содержала неизвестные и забытые слова, символы и знаки, какими якобы пользовался Будда, и которые были описаны каким-то его учеником; были там также и обстоятельно начерченные методы лечения: формулы, знаки, описания позиций рук. Эти знания не дали ему однако силу исцеления, но он искал её в медитативных практиках и постах (которые длились 21 день). Спустя какое-то время Усуи перенёс опыт инициации (посвящения): заметил стекающий с неба ясный луч, который его поразил своей силой, сплыли на него также ясные знаки, тогда, якобы, он и получил целительную силу.
Посвящение Усуи имеет оккультный характер, потому что инициированная сила неизвестна (occultus) и безличностна, её способом опыта является медиумический транс (человек становится каналом этой силы), будучи противоположным религиозному экстазу. Медиумизм заключается в том, что проходя через намеренную пассивность к так называемому изменённому состоянию сознания, передаётся контроль какой-либо силы, которую обычно называют космической силой, хоть очень часто это контакт со спиритическим миром.
Процесс посвящения ведёт через 3-4 степени, которые постепенно очищают «биоканалы» (такой тезис опирается на непроверенном научно оккультном биологизме) и разрешают передачу энергии другим, даже на значительные расстояния. Утверждается, что инициируемый адепт никогда не теряет полученных способностей (это не является правдой, что вытекает из наблюдения за бывшими адептами, особенно экзорцизмованными). Лечение методикой Рейки заключается в возложении рук (типичный жест для многих инициированных практик, которым «ведомые силой» рейки, найдут места нагромаждения негативной энергии). Достижение искуссного статуса (3 степень) даёт право на посвящение в ученики и затем в мастера. Совершается это путём - типичной для эзотерической традиции - передачи посвящения, которая заключается между инными в том, что «учитель Рейки посвящает каждому из учеников несколько минут, во время которых проводит «Св. церемонию», основанную на подробном образце, открытом доктором Усуи в древних санскритских текстах» ( L.Bannet, M.Chambers, Reiki, лечение энергией. Исцеление прикасание дома, в больнице, хосписе, Bydgoszcz, 1977.)/
В искусстве рейки существует влияние на «психологическую сферу» человека без его согласия, утверждается, что человек, который прошёл посвящение II степени имеет возможность ментального влияния. Мастер рейки Ин. Петерко, в своей книге, предостерегает перед совершением таким способом изменений у какого-либо человека против его воли. (J.Peterko, Целительная энергия рейки, Gliwice 1999). Согласно R. Pindla «у многих поддающихся рейки наблюдаются негативные последствия в разных формах жизни, особенно в сфере психической (расстройства такие глубокие, что требуют психического лечения» (R.Pindel, Рейки, Методика лечения или секта?, w: A.Posacki, M.Choltwa, R.Pindel, A.Zwoliński, Рейки, Дождь небесной энергии?, Kraków 1997 ).
В описании действия инициации рейки дает огромное количество определений, предлагающих «научные» техники растворения заторов энергии, энергетических блокад, негативных мыслей. Однако, несмотря на подчёркивание простоты и позитивности в переживании посвящения, не могут укрыться удивительные и тревожные опасения. Возможное и реальное демоническое вмешательство определяется в идеологии рейки, также в спиритическом или теософском жаргоне, как посещение элементарных духов. «Возможно, что вы внезапно начнёте наблюдать даже «элементарных духов» и будете опасаться, что «вы спятили», потому что не можете себе объяснить таких явлений при помощи доступных в нашей культуре образов мира. Конечно, некоторые страны более других открыты на такие вещи например - Бразилия или Англия ( P,Horan, Сила Рейки, Podręcznik osobistej i globalnej transformacji, Kraków 1994).
2. Рейки в контексте христианской веры. В рейки существуют опасности как психофизические, так и духовные (не исключая демонической одержимости, что подтверждает душепастырско-экзорцистическая практика); бросает свет на этот факт прежде всего магическое использование тайных знаков, которые даже не буддийские, а скорее всего оккультные. Оккультный синкретизм рейки проявляется также в том факте, что она охотно сотрудничает с другими методиками или паранаучными теориями, парапсихологическими или оккультными, пропагандирующими Нью Эйдж, что косвенно способствует пропагандированию практик этого движения. Сторонники рейки удтверждают, что «с целью получения гармонии можно соединять рейки с произвольной техникой. Лично я использовал рейки вместе со звуком, цветом, минераллами, гомеопатией (...), акупрессурой (...), техниками совершенствования ума, биоэнерготерапией, а также психотроникой» (M.Hall, Рейки, Методика натурального исцеления, Warszawa 1995).
Магизм рейки проявляется между инными в её отрыве от «освящения» (связанного с тяжёлой работой над собой) соответствующего религии. Утверждается однако, что «рейки является внедоминационной и невмешивающейся в никакие религиозные или медитативные практики, и без какого-либо освящения, но обогащающей и усиливающей универсальность» (B.Müller, H.H.Günther, Рейки, Вылечись сам, Gdynia 1995). Рейки действительно не религия, но что-то, что её напоминает, входит в её область, и одновременно является её противоположностью, - имеет структуру магии. «При использовании Рейки мы собственно являемся чем-то больше, чем один «канал», потому что мы «рейки», мы «универсальная жизненная энергия», это «Бог в нас» так мощно действует. Это не наше ego (Я), только «я тот - который есть; Божественное Я в нас, с помощью которого может наступить исцеление. В результате перенесения рейки, пробуждаются самоисцеляющие силы, ибо каждый человек лечится сам» (там же); рейки не совместимо с христианством (и христианским исцелением), потому что в христианстве не человек лечится сам, но это Бог его лечит; эта возможность не берётся даже во внимание, ибо это вытекает из внутренних принципов системы рейки; по этой же самой причине выступает здесь и нехристианская оценка чудес.
В таком монизме или пантеизме наступает переопределение духовности, а особенно образа Бога. Бог, Который основательно отличается от Своего творения и бесконечно его перерастает. Определение «Я есмь Сущий» относится только к Богу и не имеет ничего общего с Божественным Я (Boską jażnią) в нас, в которое в христианстве не верят, в отличии от нехристианской гнозы. В этом видно гностический и идолопоклоннический характер контринициации рейки.
Несмотря на большие и очевидные предупреждения, много христиан (в том числе духовные лица) поддались пропаганде рейки. Для большего замешательства в этом посодействовала деятельность пассионистки с. М. Бугай, - как Великого Мастера рейки. Анонимный священник, уже после получения II степени посвящения в рейки, разорвав с ней, и в публичном письме признался: «Говорилось мне: «Даже католическая монахиня является «мастером» в Польше и ведёт обучение; эта «система» находится над всеми религиями, и ты можешь ничего не опасаться!» Этим усыпили мою бдительность до такой степени, что на обучение, связанное со II степенью «посвящения» я пошёл в колоратке, а значит в священническом облачении. Я ужасно себя чувствовал на месте ученика, потому что мне не надлежало перенимать роль учителя даже тогда, когда я будучи в группе, в которой почти все считались католиками, должен был протестовать против провозглашения хотя бы буддийской теории реинкарнации» (ks.X, Reiki - klucz do Ki?, «Rycerz Niepokalanej», nr9, 1994). Другой пример деструктивного посвящения рейки описывает некая женщина: «Дала мне его сестра Мариуша Бугай. Я тоже сидела на табуретке с обязательно закрытыми глазами. Сначала показали нам четыре санскритских знака, ибо необходимо было их запомнить и выучить, а инициатор закодирует их в моём сознании. Запрещено было, также под угрозой, предать их кому-либо или раскрыть, нам приказали хранить в тайне все то, что было на посвящении. Никто не знает что там происходило, потому что у нас были закрытые глаза. Сестра ко мне не прикасалась. Произносила слава на иностранном языке и я чувствовала дуновение. Сказали нам, что во втором посвящении мы получим силу лечения всех болезней, путём пересылания Рейки на расстоянии (...). Потом без перерыва я должна была совершать рейки, это меня полностью поработило, мешало делать что-либо другое, работать и думать. Я теряла память. Ни чего не хотела. Затем у меня появлялись боли, которые снимала Рейкой. У меня не было ни на что времени, я хотела только совершать Рейки» (A.Zwoliński, Reiki, Kraków 1995). Моns. P. L. Ouintana из Секретариата в Ватикане в ответ на письмо-вопрос об отношении Церкви к рейки, констатировал: «Как до сих пор Церковь не заняла официальную позицию в деле практик Рейки.
Приложенные копии папских благословений для лиц, занимающихся этими практиками, которые доступны для каждого, не имеют силу, утверждающую их деятельность. В подходе к Рейки советуется большая осторожность. Хотя одиночные случаи злоупотребления не могут быть обобщаемыми, то однако они тревожно подтверждают опасение, что практики Рейки могут вести к религиозному равнодушию или фальсификации собственной религиозной тождественности (...). И поэтому, замечая возможность такой угрозы, настоятели в отношении монашествующих, а епископы в отношении к священникам и доверенных его опеки верным, могут, а иногда даже должны применить запрет практикования Рейки» (Секретвариат в Ватикане, 27.Х.2001).
В «Суммировании» американского епископского документа на тему Рейки (2009) читаем:
1. Терапия Рейки не имеет поддержки ни в научных исследованиях, ни в христианской вере. Католическая вера в целительное действие Рейки создаёт непримиримые дилеммы. Принимая во внимание науку о физическом здоровье и прибегание для этой цели к техникам лечения, не имеющим никакого научного обоснования (или даже достоверности), как правило, неразумно.
2. Принимая во внимание состояние духовного здоровья существуют, в этой связи, определённые риски (опасности). Чтобы использовать Рейки, надо принять, по крайней мере косвенным способом, основные элементы мировозрения, являющегося фундаментом Рейки, который не принадлежит ни к христианской вере, ни к миру науки. Без такой поддержки со стороны как христианской веры, так и науки, христианин, полагающийся на Рейки, входит в мир суеверий, в границы ничьей земли (пустоты), будучи ни верой, ни наукой. (Некоторые формы учат о потребности просьбы о помощи ангельских существ или, так называемых, «духовных наставников Рейки». Это создаёт дополнительный риск, подвергая себя к действию враждебной мощи и силы). Суеверие развращает веру человека путём поворота чувств и религиозных практик в ложное направление. (смотри ККК 2111; св.Фома Аквинский, Summa theologiae II-II, g.92, a1). В то время, иногда бывает, что люди становятся жертвами суеверий из-за своего неведения. Обязанностью всех тех, кто учит от имени Церкви является как можно более ревностная борьба с таким неведением.
3. Как терапия, Рейки несовместима ни с христианским учением, ни с научными доказательствами, и было бы неуместно, чтобы католические учреждения (католические учреждения здравоохранения, центры реколлекции, лица, предстваляющие Церковь) поощряли или одобряли терапию Рейки (сравни: Guidelines for Evatualing Reiki fa an alternative therapy. Cjmmittee on Doctrine. United States Conferebce of Catholic Bishops (25 March 2009)).
Марина Юрченко