ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №7-8(227-228)'14


Миропомазание: или как начатое закончить хорошо


Казахский народ, столь богатый обычаями и традициями, сохраняет в семейной среде одно красивое и значимое понятие: «Тұсау кесу» («Разрезание пут»). Какие-то элементы этого обряда могут варьироваться в зависимости от региона, но общая структура остается неизменной. Когда ребенку исполняется два года, его ноги перевязывают двумя веревками, как правило, белого и черного цветов. Особому гостю (в древности старались пригласить самого старого и уважаемого человека, чтобы он мог стать для мальчика или девочки образцом на будущее) предоставляется особая честь разрезать путы, чтобы ребенок начал свободно делать свои первые шаги. Затем его проводят за руку по полоске ткани, в конце которой его могут ждать различные знаки внимания. Церемония завершается подарками и пиром для ребенка и приглашенных.

Если ты заметил, дорогой читатель, этот столь трогательный обряд при всей своей простоте содержит интересное и богатое содержанием поучение о человеческом призвании. Белые и черные веревки напоминают нам, что все мы на жизненном пути сталкиваемся с проблемой добра и зла, с тем, что служит во благо или разрушает нас, с благословением или проклятием, со свободой или рабством. И человек перед лицом такой дилеммы всегда должен выбирать; он не может стоять на месте с ногами, «связанными нерешительностью», потому что мы рождены для того, чтобы идти вперед в свободе. Чтобы выйти победителями из подобных дилемм, нам нужен кто-то, кто поможет нам преодолеть сомнения, какой-то «образец» на этом человеческом пути. Кроме того, в виду нашей слабости нам нужна и «дружеская рука», которая будет опорой в странствии к той цели, у которой ждут великие блага. И все это... с возраста двух лет!
Разве тебя не радует то нежное внимание к детям, которое выражено в этой традиции, а также то значение, которое придается их первым шагам в жизни с того момента, когда просыпается их осознание свободы и движения? К сожалению, со временем мы часто об этом забываем.
Описанный ритуал живо напоминает мне 4 и 5 главы послания св. апостола Павла к Галатам. Советую тебе прочитать и перечитать этот текст. Иисус Христос дал нам свободу, которую мы обретаем в таинстве крещения. Но, чтобы жить и странствовать в этой свободе, нам нужны помощь и руководство Святого Духа. Если мы позволим Ему вести нас «за руку», то унаследуем великие богатства и дары, которых жаждут наши сердца.

Одной из величайших трагедий нашей эпохи можно назвать детский холокост. Во многих регионах мира детей эксплуатируют как солдат или рабов, используют их слабость и невежество. Даже в так называемых «развитых странах» они зачастую становятся активными или пассивными жертвами потребленческого мира, порождающего труднопреодолимые зависимости и нравственные отклонения. Как же нуждаются дети не только во всяческой человеческой помощи, но и в поддержке Святого Духа!
Таинство миропомазания — не награда или диплом, получаемый по прохождении определенного курса подготовки или катехизации. Не забывай, что это дар Божий, отвечающий на нужду человека. Это также тайна: мы не в состоянии постичь все действия, которые Дух Святой творит в душе, и все пути, по которым Он ведет нас. Это тайна еще и потому, что нам трудно объяснить, как вопреки всем беспокойствам и даже бедам присутствие Утешителя наполняет нас миром.

«Катехизис» напоминает нам, что миропомазание — это обязательное дополнение крещения, его полнота (п. 1304), что-то вроде покраски или обоев на стене: без них можно жить в доме, но любой гость сразу почувствует, что «здесь чего-то не хватает...». Для принятия этого таинства Церковь латинского обряда издревле требует только «возраста распознания» (п. 1307) и надлежащей подготовки. Поэтому к нему можно приступить еще до первого причастия, что было обычной практикой для раннего христианства.
Возвращаясь к обряду «Тұсау кесу», если мы рассматриваем крещение как знамение нашей новой жизни, нашего рождения для царства свободы, завоеванной Христом, то миропомазание представляется той «дружеской рукой», которая помогает нам идти по пути свободы, той «дарованной стойкостью», которая придает нам твердости в битвах с врагом, желающим, чтобы мы споткнулись и упали на жизненном пути, тем «духовным утешением», которое наполняет нас миром среди радостей и горестей, и в здравии, и в болезни...
Иисус обещал послать Святого Духа «Утешителя». Он утешает нас, давая нам твердую веру в воскресение Господа, в Его близость, в силу и величие Его милосердной любви. Мы помазаны елеем пасхальной радости, елеем мира.
Помнишь голубя, принесшего Ною масличную ветвь в конце потопа (Быт 8, 11)? С тех пор практически все народы и культуры признают за этой птицей особое призвание: быть вестником мира. Это универсальный символ. Но нельзя забывать, что именно возвестила эта «масличная» веточка. Развращенный грехом мир погрузился в воды, чтобы быть очищенным. И маслина стала символом начала обновленного, лучшего мира, мира, в котором возможна была надежда.

Эта масличная веточка — аллюзия к сакраментальному помазанию священным елеем спасения, надежды, мира и согласия, стойкости и утешения. Как в начале творения Дух Божий витал над водами и хаосом (Быт 1, 2), так и голубь (символ Святого Духа) витал над водами потопа, неся весть победы милосердия Божьего.
Миропомазанные, взрослые и дети, обретают способность вести полную христианскую жизнь, чтобы «прямо с этого момента», достичь духовной зрелости, чтобы быть свидетелями надежды в меру своего возраста и положения, масличными ветвями, несущими благословение Божье (ср. Пс 128/127/, 3). Сколько образцов героической святости среди детей предлагает нам история Церкви! Св. Тарцизий, св. Доминик Савио, св. Мария Горетти, Фатимские дети...
О, если бы мы, взрослые, умели принимать Царствие Божье, как дети...! О, если бы мы чаще вспоминали Христа — наш образец святости и жизни в свободе...! О, если бы позволили Духу Святому вести нас за руку, как двухлетних детей...!

Благодарим Тебя, Боже Отче, за то, что Твой Дух нас направляет, за то, что Ты делаешь нас Твоими детьми и наследниками Твоего Царствия (ср. Рим 8, 14. 17). Благодарим Тебя, Иисус, за то, что Твой благой Дух уверенно ведет нас к земле истинной (ср. Пс 142/141/, 10)! Благодарим Тебя, Дух Святой, за то, что даешь нам учиться у детей!

Епископ Хосе Луис
из «Послания о таинствах»