Святое пространство
У естественного пространства есть три измерения, которые мы знаем. Они говорят нам, что это упорядоченное пространство, а не хаос, что все вещи упорядочены в отношении друг друга и занимают определенное место в их иерархии. Благодаря этому порядку мы можем осмысленно строить свою жизнь и развивать ее, возводить дома, обставлять их и жить в них.
У сверхъестественного, священного пространства также есть свой порядок. Он зиждется на тайне.
Церкви строятся с запада на восток и обращены к восходу солнца. Их пронизывает тетива солнечных лучей. Они должны принимать первые и последние проблески светила. Христос – Солнце святого мира. Вектор Его пути – вот порядок святого пространства, порядок всего строения, каждого образа и каждой фигуры, упорядоченно помещенной в вечную жизнь.
Когда читается Евангелие, богослужебную книгу переносят на левую сторону, т.е. на север, так как алтарь обращен на восток. Слово Божье приходит с юга и идет на север. Это не только литургическое напоминание о том, что когда-то оно пришло к нам от Средиземного моря. Юг – это полнота света, образ сверхъестественного сияния. Север – символ холода и мрака. Из света приходит слово Бога. Он, Свет миру, озаряющий тьму и проникающий мрак, будет ли принят?
Третий вектор – это линия сверху вниз. Священник, готовя жертвоприношение, поднимает патену и чашу. Ведь Бог «наверху», «святой в вышних». Молящийся поднимает вверх глаза и руки «de profundis» (лат.: «из глубины») к «святой высоте». И, когда епископ или священник благословляют, то кладут руку на голову коленопреклоненного человека или на вещь, которую их просят освятить. Ведь любое творение «внизу», а благословение нисходит сверху, от Всевышнего. Вот третий вектор святого пространства – линия души: линия жажды, молитвы и жертвы. Вектор Бога – вектор благодати, полноты и святости.
Так проходят эти три вектора святого пространства:
1) К лику восходящего солнца – Христа. Ему навстречу обращен взгляд верующего; от Него лучи Божьего света изливаются в наши сердца. Вот великий вектор, по которому стремится душа и нисходит Бог.
2) Вектор от севера к югу, по которому тьма взирает на свет, излучаемый словом Божьим. Он исходит из пылающего сердца, чтобы озарять и согревать.
3) И, наконец, вектор снизу вверх, движение жаждущей, молящейся и жертвующей души из глубины к престолу всевышнего Бога. На это движение отвечает полнота, нисходящая в благодати, благословении и таинстве.
Романо Гвардини
(«Сакраментальные знаки»)