Бл. Андрей Фу Йен
26 июля, первомученник вьетнамский
Фу Йен (Вьетнам), 1626 г. – Кванг Нам (Вьетнам), 26 июля 1644 г.
Имя: греч. «мужественный, доблестный».
5 марта 2000 г. Папа Иоанн Павел II причислил к сонму блаженных группу мучеников, погибших в различных уголках мира, в том числе и в нескольких миссионерских странах. Среди них, например, были 30 священников и мирян, отдавших свои жизни в Бразилии; 11 монахинь из Конгрегации Святого Назаретского Семейства, претерпевших мученичество в Белоруссии; таиландский священник Николай Бункерд Китбамрун; филиппинский катехизатор Петр Калунгсод и его коллега Андрей Фу Йен – вьетнамский первомученик.
Все вместе они представляют всемирную панораму мученичества 1644-1944 гг., иллюстрируя собой, сколь высокой ценой благородной крови своих детей христианство по сегодняшний день, как и в первые века, оплачивает распространение евангельского учения.
Блаженный Андрей Фу Йен, которому посвящена эта страничка, родился в 1626 г. во вьетнамской провинции Фу Йен. Он был последним ребенком христианки Иоанны. Отец Андрея умер вскоре после его рождения, так заботливая и мудрая мать воспитывала его в одиночку.
Одаренный живым умом, он был довольно слаб физически. По настоянию матери французский миссионер-иезуит о. Александр де Роде (1591-1660 гг.) принял его в число своих учеников. В 1641 г. в возрасте 15-и лет вместе с матерью он принял крещение. Год спустя юный Андрей стал одним из ближайших помощников о. Александра, поступив на курсы катехизаторов при ассоциации «Maison Dieu» (франц. «Дом Божий»). Воспитанники давали обещание, в котором брали на себя обязательство явно и публично всегда служить Церкви, помогая священникам и распространяя Евангелие. Эта группка образцовых неофитов впоследствии образовала ядро коренного вьетнамского духовенства.
Катехизатор Андрей отличался своей естественностью и подготовленностью, подлинной верой и евангельским прилежанием, что, конечно же, помогло ему впоследствии мужественно претерпеть мученичество. В июле 1644 г. мандарин Онг Нге Бо вернулся в провинцию Кванг Нам, где к тому времени поселился Андрей, с приказом императора Аннама воспрепятствовать распространению христианства на вверенной ему территории. И первыми, кого коснулись гонения, были катехизаторы-вьетнамцы.
Не знавший о новых распоряжениях императора, подстрекаемого своей любовницей Тонг-Ти-Таоим – заклятым врагом католицизма, о. Александр, пришел во дворец нанести визит вежливости мандарину, с которым у него прежде были хорошие отношения. Правитель предупредил его о высочайшей немилости, постигшей миссионера из-за большого числа вьетнамцев, обращенных им в свою веру, и потребовал от него покинуть Вьетнам и вернуться в Макао. Он также сообщил о. де Роде, что местные христиане как подданные императора будут схвачены и, в том случае, если они будут упорствовать в новой вере, их признают виновными и приговорят к суровым наказаниям.
Покинув дворец, о. Александр рассказал обо всем катехизаторам и отправился в тюрьму, где вот уже несколько дней содержался 73-летний катехизатор по имени Андрей. В его отсутствие посланные мандарином солдаты ворвались в миссию, чтобы схватить руководителя катехизаторов престарелого судью Игнатия. Но так и не найдя его, на обратном пути, чтобы не возвращаться с пустыми руками, они арестовали 18-летнего катехизатора Андрея. Избив его палками и связав, они отвезли его на лодке ко дворцу мандарина Онг Нге Бо.
Вечером 25 июля 1644 г. Андрея привели к правителю. На все обвинения и предложения отречься от христианства юный катехизатор отвечал по примеру бесстрашных и героических мучеников первых веков. Он смело исповедовал свою веру и был готов перенести любые пытки.
Разгневанный мандарин приказал положить ему на плечи кочинчинский крест (что-то вроде перекрещенных столбов) и отвести его в тюрьму. То же ожидало и престарелого Андрея. В то утро о. де Роде навестил их в тюрьме, и они обменялись обещаниями молиться друг о друге. Вскоре оба Андрея – старый и молодой – вышли из тюрьмы г. Кванг Нам и с кочинчинскими крестами на плечах, как два разбойника, пошли по городским улицам через рынок Ке Хам, чтобы предстать на публичной аудиенции у мандарина.
Старик получил прощение в связи с преклонным возрастом и при содействии португальских торговцев, а молодой катехизатор был приговорен к смерти и отправлен обратно в тюрьму. Ок. пяти часов вечера 26 июля 1644 г. солдаты забрали Андрея из тюрьмы и повели его к месту казни. Вслед за ними шел о. Александр де Роде и множество португальских и вьетнамских христиан.
Юноша со спокойным лицом приветствовал и ободрял всех, радуясь тому, что завершает свою короткую жизнь мученичеством. Уже смеркалось, когда несколькими ударами копий ему пронзили левый бок, и пока один из солдат заносил над его шеей свой меч, он успел громким голосом выкрикнуть имя Господа.
Забальзамированное тело мученика было перенесено в Макао – португальскую колонию (ныне в Китае), служившую базой для миссионеров региона Кочинчины. Здесь он и находится по сей день в коллегии Общества Иисуса. Голова вьетнамского первомученика оставалась у о. Александра де Роде все то время, пока он находился в этом регионе, а затем была перевезена иезуитами в Рим, где и хранится до сих пор.
Литургическое воспоминание празднуется 26 июля.
Антонио Боррелли