ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №4-5(224-225)'14

Святой Иоанн Павел II

(1920-2005 гг.), Папа

Св. Иоанн Павел II (Кароль Войтыла), Папа
Вадовицы, 18 мая 1920 г. – Ватикан, 2 апреля 2005 г.
(Папа с 22.10.1978 по 02.04.2005)

Родился в Польше в Вадовицах, был первым Папой-сла¬вя¬ни¬ном и первым Папой не итальянцем со времен Адриана VI. В своей речи при восшествии на престол заявил, что намерен развивать и распространять наследие II Ватиканского собора. 13 мая 1981 г., в годовщину явлений Фатимской Богоматери, ранен пулей турка Али Агчи. Средоточием его проповеди всегда и безоговорочно было Евангелие. Чрезвычайно большое значение имеют его энциклики, среди которых достаточно было бы упомянуть «Redemptor hominis», «Dives in misericordia», «Laborem exercens», «Veritatis splendor» и «Evangelium vitae». Ведение межрелигиозного и экуменического диалога, защита мира и человеческого достоинства являлись повседневными целями его апостольского и пастырского служения. Его ревностная забота о распространении благовестия и о свободе народов проявлялась буквально во всем: в многочисленных поездках по пяти континентам, посланиях, грандиозных богослужениях, незабываемых жестах (от встречи в Ассизи с мировыми религиозными лидерами и до молитвы у Стены плача в Иерусалиме). Так Кароль Войтыла ввел человечество в III тысячелетие.

Иоанн Павел II - 264-ый по счету Папа (т.е. 263-ий преемник св. Петра). Кароль Юзеф Войтыла, избранный Папой 16 октября 1978 г., родился 18 мая 1920 г. в Вадовицах – маленьком городке в 50 км. от Кракова. Он был вторым из двух сыновей Кароля Вой¬тылы и Эмилии Качоровской, умершей в 1929 г. Его старший брат Эдмунд, врач по профессии, скоропостижно скончался в 1932 г., а отец, армейский унтер-офицер, в 1941 г.

В возрасте 9 лет он впервые приступил к св. Причастию, а в 18 принял миропомазание. По окончании высшей школы Мартина Вадовита в Вадовицах в 1938 г. Кароль поступил в Кракове в Ягелонский университет.

Когда нацистские оккупанты закрыли университет в 1939 г., Кароль (в 1940-1944 гг.) устроился на работу сначала в каменоломню, а затем на химическую фабрику “Solvay”, чтобы заработать себе на жизнь и избежать депортации в Германию. Начиная с 1942 г., почувствовав призвание к священству, он посещал курсы подпольной высшей духовной семинарии в Кракове, куда его направил архиепископ Краковский кардинал Адам Стефан Сапега. Одновременно, являлся одним из руководителей опять-таки подпольного «Театра рапсодии».
В послевоенное время продолжал обучение во вновь открытой Краковской высшей духовной семинарии и на факультете богословия Ягелонского университета вплоть до священнического рукоположения в Кракове 1 ноября 1946 г.

Немногим позднее он приглашен кардиналом Сапегой в Рим, где в 1948 г. получил степень доктора богословия, защитив диссертацию на тему веры в произведениях св. Иоанна Креста. В тот же период во время каникул выполняет пастырское служение среди польских эмигрантов во Франции, Бельгии и Голландии.

В 1948 г. возвращается в Польшу и становится викарным настоятелем сначала в расположенных неподалеку от Кракова Неговицах, а затем прихода св. Флориана в Кракове. Одновременно, вернувшись к изучению философии, вплоть до 1951 г. являлся академическим капелланом. В 1953 г. защитил в Люблинском католическом университете диссертацию на тему возможности построения христианской этики исходя из этической системы Макса Шелера. Некоторое время спустя стал профессором нравственного богословия и этики в Краковской высшей духовной семинарии и на факультете богословия люблинского университета.

4 июля 1958 г. Папа Пий XII назначил его титулярным епископом Омби и викарным епископом Кракова. Епископское рукоположение получил 28 сентября 1958 г. в Вавельском кафедральном соборе от архиепископа Евгениуша Базяка. 13 января 1964 г. Павел VI назначил его архиепископом Краковским, а 26 июня 1967 г. присвоил ему кардинальское звание.
Еще как архиепископ Краковский он принял участие в заседаниях II Ватиканского собора (1962-1965 гг.), внеся важный вклад в разработку конституции «Gaudium et spes». А в качестве кардинала участвовал в 5 ассамблеях синода епископов.

За время своего понтификата Папа Иоанн Павел II совершил 146 пастырских поездок по одной только Италии и как епископ Римский посетил 317 из 333 местных приходов. Что касается заграничных поездок – этого выражения неустанного пастырского попечения преемника Петрова о всей Церкви, то их было 104.
Его важнейшие папские наставления содержатся в 14 окружных посланиях, 15 апостольских увещеваниях, 11 апостольских конституциях и 45 апостольских посланиях. Он также является автором 5 книг: «Переступить порог надежды» (октябрь 1994 г.), «Дар и тайна: на пятидесятую годовщину моего священства» (ноябрь 1996 г.), «Римский триптих» - своего рода поэтические медитации (март 2003 г.), «Встаньте, пойдем!» (май 2004 г.) и «Память и самосознание» (февраль 2005 г.).

Святой Отец совершил 147 церемоний беатификации 1338 блаженных и 51 церемонию канонизации 482 святых. Он провел также 9 консисторий, во время которых назначил 231 (+1 in pectore, т.е. тайного) кардиналов, и председательствовал на 6 пленарных заседаниях коллегии кардиналов.
С 1978 г. понтифик созвал 15 ассамблей синода епископов: 6 общих очередных ассамблей (в 1980, 1983, 1987, 1990, 1994 и 2004 гг.), 1 общую внеочередную ассамблею (в 1985 г.) и 8 особых ассамблей (в 1980, 1991, 1994, 1995, 1997, две в 1998 и в 1999 гг.).

Ни один Папа прежде не встречался со столькими людьми, как Иоанн Павел II. На более чем 1160 общих аудиенциях по средам присутствовало 17 млн. 600 тыс. паломников. Прибавьте сюда все частные аудиенции и разного рода религиозные церемонии: в одних только празднованиях Великого юбилея 2000 г. участвовало более 8 млн. человек. А сколько миллионов верующих имели радость видеть его во время его пастырских поездок по Италии и миру?! Да и к тому же еще огромное количество государственных мужей: достаточно вспомнить 38 официальных визитов, 738 аудиенций и встреч с главами государств и 246 аудиенций и встреч с премьер-министрами.

По материалам Св. Престола

Семья сильна Богом


До сих пор остаюсь под впечатлением от конгресса «Вера, жизнь, семья», прошедшего 21-22 марта при приходе св. Антония в Кокшетау по инициативе движения “Pro Life”, которое в архиепархии св. Марии в Астане представляет о. Павел Блок.

На страницах газеты «Кредо» мне хотелось бы поделиться некоторыми мыслями из моего выступления на этом конгрессе. Они касаются воспитания супругов и семей в вопросе святости жизни в рамках Домашней церкви. Более всего я мечтаю именно о том, чтобы в Казахстане местные семьи усвоили взгляд на тему святости жизни, предлагаемый Католической Церковью. Все приведенные в моем выступлении примеры семейных пар я почерпнул из жизни моей любимой родины – Польши. Уповаю на то, что по милости Божьей и наша Церковь в Казахстане увидит такие семьи внутри себя.
В начале своего выступления я поделился опытом, полученным накануне. Мне довелось выполнять роль официанта на свидании молодой пары – Ксении и Руслана, которые готовятся к таинству брака. Это моя постоянная «должность» на реколлекциях для супругов – создавать атмосферу настоящего свидания: подготовить стол, зажечь свечи, включить подходящую музыку…, принять заказ, подать кофе, пирожное, мороженое… Рассказывая о вчерашних переживаниях, я видел улыбки на лицах участников конгресса. Однако, Церковь в рамках Движения домашней церкви делает ударение на обязанность ежемесячного супружеского диалога, воспитывает к такому диалогу и дополнительно является форумом для такого диалога. Подчеркиваю это последнее утверждение: является форумом, т.е. пространством, предоставляющим возможность для диалога. В моем сердце по сей день светится радость, которую излучали супруги – участники реколлекций – после таких бесед. Я был свидетелем слез счастья у людей с многолетним опытом брака, которые не могли припомнить таких замечательных мгновений, как те, что они пережили в ходе супружеского диалога. Вот что значит разговор супругов с Иисусом в центре! Вроде бы не так уж много надо, чтобы в духе истинной и нежной любви вести повседневную жизнь в браке. Но чаще всего мы выбираем ссоры, молчание и прочие формы вражды, которые ничего не решают и, более того, ведут к охлаждению отношений и оставлению горячих тем и проблем в подвешенном состоянии. Ту радость, о которой говорилось выше, я видел и на лицах Ксении и Руслана накануне конгресса. Во время короткой встречи после свидания я сказал им, что продолжением супружеского диалога должен быть половой акт, но, так как они пока не женаты, им следует терпеливо ждать сих сладостей. Это вызвало у них не смущение или уныние, а зрелое принятие моих слов… и, в общем-то, позиции Церкви по данному вопросу! Наши люди способны ставить себе высокие планки. Без сомнения, им помогает в этом восприятие Церкви не как источника сухих предписаний и запретов, а как форума встречи между Богом и человеком, а также между человеком и человеком. По моим наблюдениям, такое восприятие убеждает наших верующих в правоте Церкви, когда она говорит о неприкосновенности жизни с момента зачатия и о добрачном и брачном целомудрии. Рискну сказать больше: наших верующих не нужно убеждать в правоте позиции Церкви, потому что с этим все согласны. Им лишь нужно романтично преподнести ее учение. И тут следует сместить ударения: речь идет не только о позиции, но и о форме ее преподнесения. Как преподать эту истину? Объявить ее с амвона? Да! Изложить на конференции? Да! Подготовить свидание? Да, да, да… Подготовить и пилотировать! Всем, кто готовится к браку, адресую сказанное бл. Иоан¬ном Павлом II: «Человек не может жить без любви. Он остается для себя самого существом непонятным, жизнь его лишена смысла, если не откроется ему Любовь, если он не встретится с Любовью, если не прикоснется к ней и не сделает ее некоторым образом своей, если не обретет в ней живого участия» («Redemptor hominis» и «Familiaris consortio»). Пусть эти слова станут ключом к пониманию себя и, в то же время, единственной сладостью в прекрасное время помолвки, а также стимулом строить глубокую связь, в основе которой будут лежать Божьи заповеди.

С глубоким волнением рассказывал я участникам конгресса о моем близком друге Йонаше и его жене Камиле. В долгой беседе он поведал мне о свидании с будущей супругой, во время которого со слезами признался ей, что Бог и Церковь – самое важное для него, и он не представляет себе жизнь без св. Мессы и молитвы. Камила не была тогда особо верующей. И он не принуждал ее к религиозным практикам, но смело дал понять, какое большое значение имеет для него духовная сфера. Никогда не забуду смс, полученный от Йонаша спустя много времени после нашего разговора. Он писал: «Сегодня Камила сама пошла в церковь. Обычно мы ходили вместе, и я чувствовал, что она делает это только ради меня. Но сегодня я просто на седьмом небе от счастья, потому что она пошла одна и потом позвонила мне и сказала: “Я сделала это только для Бога!”» Его радость стала моей радостью. Он был на седьмом небе, и я тоже. Но это еще не конец. Помню, как подпрыгнул на три метра над тем самым седьмым небом, когда Йонаш написал мне длинный e-mail с впечатлениями от очередного свидания. На этот раз они говорили о контрацепции. Он сказал Камиле, что может согласиться только с Божьим взглядом на деторождение, т.е. с естественным планированием семьи. Камила возражала? Она спросила Йонаша: «Когда начнем?», и попросила его помочь освоить этот метод. Мой друг просто сбил меня с ног своей красотой чада Божьего. Добавлю только, что Йонаш – воспитанник движения «Свет-жизнь», одной из структур Домашней церкви!

Потом я рассказал участникам конгресса о своей родной сестре Изабеле, свадьба которой была отложена на полгода, потому что ее парень, а теперь уже муж, мусульманин, не соглашался на венчание. Не знаю подробностей их долгих разговоров, но в результате он все же согласился. Более того, он даже полюбил наши католические праздники и полностью изменил отношение к христианству, хотя и остается мусульманином. Вершиной этого взаимного урока любви и уважения стало несчастье, которое выпало на их долю: у моей сестры был выкидыш. Помню те несколько дней огромного напряжения, в котором жили мои родители и я. Когда, наконец, удалось поговорить по телефону, то слова сестры нарисовали нам прекрасный образец любви ее супруга: «Мой муж отпросился с работы и проводит со мной 24 часа в сутки, помогает и утешает; самое важное… он рядом. Мне ничего больше не нужно. Не надо приезжать. Спасибо за ваши молитвы». «Стоило поставить веру выше любви и пережить общий кризис еще на стадии помолвки. Стоило отложить свадьбу. Вы получили прекрасный урок. Уже есть первые плоды, а остальные будете собирать всю жизнь», – так я прокомментировал эту ситуацию и, следовательно, этот брак. Добавлю только, что моя сестра также встретилась с движением «Свет-жизнь» и сейчас в Англии активно и регулярно участвуют в приходской жизни.

Выше я привел примеры молодых пар, но чаще мне приходилось сталкиваться с супругами с большим стажем. Эти браки – верное отражение идеала, предлагаемого движением Домашняя церковь. После каждой встречи с такой семьей остается впечатление, что они познакомились только вчера, хотя, в действительности, живут вместе уже 20, 30 или даже 50 лет. Как им удалось сохранить такой юной свою супружескую любовь? И это не только мое впечатление, но и впечатление пар, участвующих в реколлекциях в Щучинске и Кокшетау. Ева и Конрад (35 лет брака и четверо взрослых детей) поделились опытом, который им пришлось пережить несколько лет назад. Подрастающие дети… Каждый знает, чем это пахнет. Время взросления – это время бунта и ссор с родителями. «Старший сын, – рассказывает Конрад, – в моем присутствии упрямо ругался с мамой. Я подошел к нему, схватил за рубашку, прижал к стене и сказал: “Это твоя мама. Но не забывай, что это также моя девушка”». Ссоры и войны с родителями с тех пор были невозможны. Это подей¬ствовало и на младших. Вот что значит семья, сильная Богом! Твоя семья также может быть сильной Богом.

В Казахстане есть много прекрасных супружеских пар. Но есть и проблемные браки. У Церкви есть прекрасное предложение и для тех, и для других – Домашняя церковь. Это не свидание вслепую, а свидание с Иисусом в центре на всю жизнь, пока смерть не разлучит вас. Домашняя церковь помогает супругам черпать силу таинства венчания, жить таинством венчания и совершать это таинство на протяжении всей жизни. Как? Ежедневная личная молитва, чтение слова Божьего, ежедневная супружеская молитва, ежедневная семейная молитва, ежемесячный супружеский диалог, ежемесячная супружеская встреча и ежегодные реколлекции. Уже сегодня предлагаю вас воспитывать свое сердце в Домашней церкви и принять участие в летних реколлекциях, которые пройдут в Щучинске и Кокшетау с 19 по 27 июля 2014 г. Стимулом и в то же время итогом моей статьи пусть будут слова Папы Франциска: «Мне хотелось бы подчеркнуть одну вещь: брак – это ежедневный труд, можно сказать, профессия, ювелирная работа, потому что муж обязан делать женщину все более и более женой, а жена обязана делать мужчину все более и более мужем. Нужно расти по-человечески как муж и жена. Это происходит между вами и называется совместным ростом. Но этот рост проходит не сам собой! Господь благословляет, но растете вы благодаря своим усилиям, своим отношениям, образу жизни и взаимной любви. Помогайте расти друг другу! Всегда поступайте так, чтобы другой рос. Работайте над этим. И тогда однажды, я уверен, ты пойдешь с мужем по улице своего города, и люди будут говорить “Посмотрите, какая прекрасная жена! Да и он ее достоин!” Нужно стараться помогать расти друг другу. И это станет наследством, которое вы оставите детям: их папа и мама росли вместе и помогали друг другу все более быть мужем и женой».

О. Рафал Лар
Модератор Домашней церкви в архиепархии св. Марии в Астане
Архиепархия в Астане

Обновление в Щучинске


С 10 по 15 марта в Щучинске проходили реколлекции для ординариев Казахстана и Средней Азии. В них приняли участие: архиепископ Томаш Пэта (Астана), епископы Януш Калета (Караганда), Хосе Луис Мумбиела Сиерра (Алматы), Аделио дель'Оро (Атырау), Ежи Мацулевич (Узбекистан), Николай Мессмер (Кыргызстан) и Атаназиус Шнайдер (епископ-помощник Астаны), а также о. Педро Лопес (Таджикистан), о. Анджей Мадей (Туркменистан) и митрофорный протоиерей о. Василий Говера (греко-католик).

Реколлекции провел о. Иосиф Мария Шнидер из бенедиктинского монастыря в Озерном. В своих конференциях он сосредоточился на жизни старца Силуана. Этот русский православный монах и мистик (1866-1938 гг.) жил в монастыре св. Пантелеймона на горе Афон в тишине и неизвестности и лишь после смерти прославился как великий учитель молитвы. Его сочинения свидетельствуют о глубокой духовности и близости их автора к Богу. Они посвящены различным аспектам внутреннего пути: молитве и смирению, миру, воле Божьей и свободе, любви, монашеству и послушанию, тоске по Богу и познанию Его, пастырям, Богоматери и святым, покаянию и благодати.

Впечатления:

О. Рафал Лар, настоятель прихода св. Авраама: Я не участвовал прямо в реколлекциях, но тоже смог кое-что почерпнуть из них благодаря утренним Мессам, на которых вместо проповеди свои размышления предлагал о. Иосиф. Они всегда начинались с вопроса: «О чем я могу просить Бога сегодня?» и каждый раз в конце ярко звучал ответ: о единстве с Отцом, о любви и благодати Бога… В течение дня я занимался разными делами. Иногда терял терпение, расстраивался, но ответ, данный мною в размышлении, действовал и работал. Я оставался в единстве с Богом в тяжелые минуты, даже если по-человечески проигрывал. И это было нечто!!!

Все «приключения», которые произошли со мной за эти дни и о которых знаю только я и в какой-то мере епископы, подтверждают, что это было очень хорошие время. Сатана не спал и на многие лады пытался разрушать, потому что не может равнодушно наблюдать, как люди переживают подобный замечательный опыт, но Бог сильнее… Да! Не то слово! Господь побеждал на моих глазах. Этого я не забуду долго. Вот как Он укрепляет веру.

О. Анджей Мадей: Благодарю Бога за реколлекции в Щучинске. За что благодарю? – За дар встречи с епископами Католической Церкви в Центральной Азии. – За о. Педро из Таджикистана, который присоединился к нашей общине. – За священников, моих соотечественников, и за такой гостеприимный реколлекционный дом. – За больничных сестер, которые помогли мне победить грипп. – За горы снега, которого мы почти не видим у нас в Туркменистане. – За близость к Богоматери в Озерном. – За слово, которое проповедовал нам отец-бенедиктинец Иосиф Мария Шнидер. – За посещение строящейся церкви. – За все добро, которое мы тут получили (в том числе и за еду!).

Защищайте Жизнь!


21 и 22 марта в рамках Недели молитвы о святости семьи и защите жизни в г. Кокшетау прошел семинар «О вере, семье и жизни».
Открыл семинар о. Павел Блок докладом: «Угроза цивилизации смерти», в котором подробно рассказал о современном геноциде. Об абортах, эвтаназии и других средствах массового истребления человечества на земле. Продолжилась встреча докладом Татьяны Антоновой. Она рассказала о «Влиянии контрацептивов на детородную систему». Здесь очень наглядно было показано, как легко нас обманывают, выдавая контрацептивы за безвредные средства против болезней и нежелательных беременностей, а так же всевозможные абортивные средства, которые вредят здоровью женщины, вызывая бесплодие.

После небольшого перерыва о. Рафал Лар из г. Щучинска поделился с нами услышанными им свидетельствами. А так же рассказал о супружеских встречах, которые проводятся в приходе. Такие встречи называются «Домашняя Церковь». Важно подчеркнуть полезность таких встреч, влияющих на укрепление брачного союза. После Святой Мессы, все участвовали в Крестном Пути, посвященном всем детям, убитым в лоне матери. Закончился первый день фильмом и вечером свидетельств.

Следующий день семинара начался адорацией и утренней молитвой. После завтрака о. Алексей Мицинский рассказал нам о «характерных чертах супружеской любви и супружеских отношений», подчеркивая, как важен диалог супругов друг с другом. Продолжили встречу координаторы Движения чистых сердец в Казахстане о. Павел Витек и с. Лилиана Буланда. Они рассказали о культуре жизни молодого поколения, которое стремится к чистым отношениям и хочет строить свою любовь вместе со Христом. А после небольшого перерыва с. Фаустина из Общины блаженств г. Кокшетау помогла нам лучше разобраться в «призвании женщины».

После докладов о. Павел Блок рассказал про «Духовное усыновление нерожденного ребенка» и призвал нас принять в этом участие. Ведь именно наша молитва может спасти малышу жизнь. Также каждый желающий мог поделиться еще раз своим свидетельством.
После совместной молитвы Венчиком к Божьему милосердию к нам присоединился о. Александр Василенко, священник Русской Православной Церкви. Он подробно рассказал о том, как Православная Церковь участвует в деле по защите жизни. Закончился семинар св. Мессой, на которой предстоял архиепископ Томаш Пэта. В семинаре приняло участие около 60 человек из Астаны, Караганды, Тайынши, Келлеровки, Петропавловска, Щучинска, Костаная, Макинска, Чкалова и Кокшетау.

В конце особым образом хотелось бы поблагодарить всех организаторов семинара: Центр культуры и диалога им. Иоанна Павла II в г. Астане и Общину блаженств г. Кокшетау. А так же всех докладчиков и участников семинара. «Вы – свет мира», – говорит Господь. Итак, что же может помешать этому свету светить?

О. П. Блок

Патена


Было утро. Я взобрался на вершину и оглянулся назад. Далеко внизу лежало озеро, а вокруг него в свете зари стояли горы – высокие и тихие. Все было так чисто! Пространство было проникнуто величием, а деревья со своими благородно растущими ветками – такими свежими! И во мне самом все мое существо было наполнено такой ясной и радостной силой, что мне казалось, будто из меня исходят незримые спокойные лучи, и все уплывает в сияющую даль.
Тогда я понял, как у человека может кипеть сердце, когда он стоит, подняв лицо к небу и распростирая руки, как блюдо, обращенное вверх к бесконечно благому Богу, Отцу света, Который есть любовь, и принося Ему в жертву окружающее и все, что там, в свете, кипит и сияет в безмерной тишине. И человеку кажется, будто с этого блюда его рук все лучезарно и свято возносится ввысь.

Так стоял когда-то Христос на вершине духа и приносил Отцу Свою любовь, Свою дышащую жизнь во всеобъемлющую жертву. Это та вершина, подготовительной ступенью к которой была гора Мориа, где Авраам принес свою жертву. А еще раньше – то место, где царь-священник принес свою жертву примирения. А потом еще то место, где в доисторические времена жертва Авеля возносилась к небесам в своей незапятнанной чистоте.

Всегда возвышается эта вершина, всегда протянута длань Божья, и всегда возносится ввысь дар, когда священник (т.е. не он, поскольку он – всего лишь человек, ничтожное орудие) стоит у алтаря и возносит ввысь блюдо, патену, на которой лежит белый хлеб.
«Прими, Отче святой, всемогущий вечный Боже, эту непорочную жертву, которую я, Твой недостойный служитель, приношу Тебе, Богу живому и истинному, за все неисчислимые грехи, оскорбления и нерадения мои и за всех вокруг стоящих, дабы мне и им послужила она во спасение для жизни вечной».

Романо Гвардини
(«Сакраментальные знаки»)

Среди гонений/5 Священники Казахстана и Средней Азии


33) Вонсуль Николай Владимирович (греко-католик). Родился в 1906 г. в селе Волкинцы Борщевского района Тернопольской области, украинец, образование высшее духовное. Служил священником Греко-католической Церкви. До ареста проживал в селе Кулачковцы, Гвоздецкого района Станиславской области, 16 апреля 1946 г. был осужден Военным трибуналом войск МВД Станиславской области по ст. 54-1«а» УК УССР к лишению свободы в лагерях сроком на 10 лет с поражением в правах на 5 лет. Начало срока - 3 августа 1945 г. Конец срока - 3 августа 1955 г. Меру наказания отбывал сначала в Карлаге МВД СССР, куда прибыл 15 июля 1946 г. из Харькова. Затем 4 февраля 1951 г. для дальнейшего отбывания наказания убыл в Особый Песчаный лагерь МВД СССР. 17 января 1955 г. из мест заключения освобожден и направлен в ссылку на поселение в г. Караганду. 29 октября 1955 г. от дальнейшего нахождения в ссылке на поселении освобожден со снятием судимости (ср. Архивные карточки № 10990 и № 4628, в: Архив ЦПСИП Карагандинской области).

34) Воронецкий Михаил Викторович. Родился в 1908 г. в Новой Вилейке под Молодечно (возможно Новая Вилейка – городок, позднее один из районов Вильнюса (Литва) – прим. ред.). Получил высшее духовное образование и в 1934 г. был рукоположен. С 1937 г.

капеллан городской больницы во Львове, оставался там во время советской и немецкой оккупации. После возвращения Красной Армии и установления советской власти о. Михаил стал настоятелем прихода в с. Лысково Ружанского района Брестской области. 25 мая 1949 г. там же был арестован, 13 июля 1949 г. приговорен по ст. 63-1, 76, 72«б» УК БССР к 25 годам лагерей с поражением в правах по ст. 34 «а», «б», «в» УК БССР на 5 лет (ПП ВТ войск МВД по Брестской области). В приговоре говорилось: «В Ружанском районе Брестской области с начала 1948 г. существовала и активно действовала антисоветская польская националистическая подпольная организация, которая ставила задачей вооруженную борьбу против СССР и создание польского буржуазного государства. Участниками этой организации являлись: Шкулепа Алексей Иванович, Кологрив Константин Осипович, Козодой Иван Антонович, Вольный Чеслав Мечиславович, Панасик Вацлав Игнатьевич, Воронецкий Михаил Викторович и Стасюкевич Николай Васильевич. Они были приговорены: Шкулепа - к 25 годам, Kологрив - к 25 годам, Стасюкевич - к 10 годам, Воронецкий - к 25 годам, Панасик - к 10 годам лишения свободы. Срок наказания отбывали в Сеплаге». О. Воронецкий Михаил Викторович был отправлен в Степлаг (Джезказган Карагандинской области), откуда 16 июля 1956 г. освобожден. Проживал в Вильнюсе, служил в приходе в с. Ружаны под Вильнюсом, а с 1991 г. стал профессором духовной семинарии в Гродно (ср. Шченсный А., Отцы церкви. Отцы наших отцов. Мы дети нашего Отца, Караганда, 2000, с. 187-188; Книга памяти. Мартиролог Католической Церкви в СССР, М. 2000, с. 275.)

35) Воронич Иосиф Янович. Родился в 1882 г. в с. Носовцы Подольской губернии. По окончании гимназии проучился год в Киевском университете, затем окончил Житомирскую духовную семинарию и в 1907 г. был рукоположен. Два года проучился в университете в Инсбруке (Австрия). С 1909 г. служил в с. Гнивань-Витава, где у него были неприятности с царскими властями, с 1910 г. трудился викарием кафедрального собора св. Софии в Житомире, с 1915 г. - в разных приходах, которые в военное время оказались в бедственном положении (например, в с. Терешки), с 1917 г. - в селах Ходорки и Лощины. С 1918 г. стал настоятелем в приходах сел Яловичи, Лещины, Топоры Киевского деканата, в 1920 г. вернулся в приход Ходорки, где организовал кружок розария, который раз в неделю собирался на общую молитву в одном из зданий, где жили девушки, принадлежавшие к группе. Раз в месяц о. Иосиф у этих девушек совершал божественную литургию.

Продолжение следует
Евгений Стариков

«Любовь не ищет своего»


Половое воспитание: формирование установок на социальные роли отцовства и материнства

Я хотела бы коснуться вопроса о том, как просвещать ребенка в вопросах полового воспитания, чтобы не нанести ему эмоциональных травм, которые могут проявиться и во взрослой жизни, а также как сформировать правильное отношение к психосексуальной сфере. Ребенок получает информацию о себе и окружающем его мире через диалог со взрослыми. Но бывают некоторые сферы жизни, о которых родители не очень любят говорить с детьми. К ним относится сфера половой жизни человека.

Между 3-м и 5-м годом жизни у ребенка возникает естественный вопрос: «Откуда берутся дети?» И чаще всего неподготовленные родители дают уклончивый или ложный ответ.
Уклончивый ответ родителей начинает беспокоить ребенка, концентрирует внимание на этой теме. Получив еще несколько уклончивых ответов, ребенок перестает затрагивать эту тему и обсуждать волнующие его вопросы с родителями. Встречаются родители, которые заявляют, что их ребенку уже 8 лет, а он еще «об этом» не спрашивал. Но дело, по-видимому, обстоит иначе: он спрашивал, но не получил обстоятельного ответа и перестал обращаться к родителям с этими вопросами, а нашел другие источники информации.

Еще хуже, если родители на вопрос ребенка «Откуда берутся дети?» отвечают неправдой. Существует несколько схем ложных ответов: «Мы тебя нашли», «Мы тебя купили» и т.п. Такие ответы, с одной стороны, учат ребенка тому, что можно солгать, если неудобно сказать правду, как делают родители (ведь ребенок поймет, что родители его обманули). С другой стороны, такие ответы лишают его чувства безопасности, даже создают ощущение угрозы. Ребенок рассуждает так: «Если меня купили, то могут и продать», «Если меня нашли, то могут потерять». Рано или поздно ребенок убедится, что родители солгали, что правда выглядит совсем иначе, и доверие к родителям будет подорвано.

Как же говорить с ребенком на темы, связанные с полом? Если ребенок задает вопрос, отвечайте просто, на понятном ребенку языке.
Обычно первый вопрос ребенка звучит так: «Откуда берутся дети»? «Откуда я взялся»?

Ответ родителей должен выглядеть следующим образом: «Ты родился. Люди встречаются, влюбляются, становятся мужем и женой, и у них рождается ребенок (желательно в это время рассказывать ребенку, как вы познакомились, полюбили друг друга, можно показать фотографии; дети очень любят такие разговоры). Мы очень рады, что у нас есть ты».
На первое время этот ответ вполне удовлетворит ребенка. Через некоторое время он захочет узнать подробности: «А как я родился? Как это произошло?» Начинайте ответ с того, что ребенок уже знает: «Ты уже знаешь, что мама с папой познакомились, полюбили друг друга и поженились. Мы очень хотели ребенка. Папа дал частичку своего тела, и мама дала частичку тела, и в животе у мамы появился ты. Мама носила тебя, и через девять месяцев ты появился на свет. Мы очень счастливы, что ты у нас есть».

Следующий вопрос может касаться процесса рождения. И снова ответ должен быть прост. Согласно принятому правилу, всегда говорим с самого начала: «Ты уже знаешь, что мама с папой познакомились, полюбили друг друга и поженились. Мы очень хотели ребенка. Папа дал частичку своего тела, мама дала частичку своего. Я носила тебя девять месяцев, а потом родила через родовой канал. Ты был тогда намного меньше, весил три с половиной килограмма, мне приходилось тебя пеленать и купать, носить на руках, качать». Запомните: объяснением всему всегда должна быть ваша любовь.

Следующий вопрос причиняет родителям много хлопот. Он касается того, каким образом частичка тела папы попала внутрь тела мамы. Ответ на него очень важен. Он будет касаться беспокойства, связанного со строением тела, т.е. разницей в строении тела мальчика и девочки.
Ответ начинаем с того, что ребенок уже знает: «Ты уже знаешь, что мы родили тебя. Я носила тебя девять месяцев, а потом родила через родовой канал. Как ты уже знаешь, именно я носила тебя в животе девять месяцев, а не папа. Мое тело устроено так, что я могу носить в себе ребенка, родить и выкормить его, а тело папы устроено иначе. Папа никогда не будет носить в себе ребенка, не будет его рожать, не будет кормить его грудью».

Продолжение следует
Валентина Лыкова

Бедный, розарий, блокнот и календарь


Учусь щедрости у бедняков с улиц. Каждый раз, когда иду к ним, чувствую, что получаю гораздо больше.
Мы ходим к беднякам один раз в неделю. Несем с собой в рюкзаках чай, кофе и печенье. В общем-то, этим не накормишь, но мы стараемся провести с ними время: поговорить, выслушать, улыбнуться.
Каждый раз, когда мы выходим на нашу маленькую миссию, я чувствую, что перешагиваю порог собственного мира – моего эгоизма, страха, переживаний. Я иду, чтобы встретить другого Человека, такого же, как я. Просто бедность бездомного явная, ее можно увидеть и почувствовать носом, а моя бедность – внутренняя, хорошо спрятанная. В компании двух моих сокурсников я делаю шаг навстречу другому Человеку. Мы завязываем разговор, делаем из продуктов в наших рюкзаках свежий чай или кофе, и я вижу, как лица, искаженные болью и грязью, преображаются: глаза светлеют, и я вижу улыбку – радушную, настоящую… На душе становится так легко и светло. Хочется снова отдать, чтобы получить и снова отдать. И так без конца.

Иногда бедняки с улиц так благодарны, что готовы отдать все последнее. Один из них снял с себя розарий и отдал его мне. Я не знала, как поступить. Было неловко забирать последнее. Но он так сильно хотел мне что-то отдать, что я взяла. На некоторых тайнах этого розария недостает зерен, но я его люблю. Он, как судьба людей с улицы – бедный, сломанный, испачканный, но в нем хранятся тайны Бога и Богородицы.

С тех пор я получила от бедняков еще календарь и блокнот. Молюсь на своем бедном розарии обо всех бедняках. Календарь повесила на стену в своей комнатке, отмечаю в нем важные даты, а в блокноте пишу свои заметки и имена людей с улиц.
Каждый раз, когда я смотрю на свои бедные четки, календарь и блокнот, то понимаю, что, даже если у тебя ничего нет, всегда есть, чем поделиться. Чтобы отдавать, не нужно быть богатым, нужно быть щедрым.

Ксения Готовская