Имели смелость смотреть на раны Иисуса
Проповедь Папы Франциска на канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II на площади св. Петра
Центром этого воскресенья, завершающего Пасхальную октаву и объявленного Иоанном Павлом II праздником Божьего милосердия, являются пять прославленных ран воскресшего Иисуса.
Он показал их сразу же, когда явился апостолам вечером первого дня после субботы, т.е. в день Воскресения. Но в тот вечер там не было Фомы, и когда другие ученики рассказали ему, что видели Господа, он ответил, что не поверит, пока не увидит и не коснется этих ран. Восемь дней спустя Иисус новь появился в горнице среди учеников, и на этот раз Фома был с ними. Иисус, обратившись к нему, предложил коснуться Его ран. И тогда этот честный человек, привыкший проверять все самому, встал на колени перед Учителем и сказал: «Господь мой и Бог мой!» (Ин 20, 28).
Раны Иисуса – это испытание для веры, но это также и подтверждение веры. Именно поэтому на прославленном теле Христа эти раны не исчезли, а остались. Ведь они служат постоянным знамением любви Божьей к нам и необходимы для веры в Бога. Не для веры в то, что Бог есть, а для веры в Бога, Который есть любовь, милосердие и верность. Св. Петр, пользуясь словами Исаии, пишет христианам: «ранами Его вы исцелились» (1 Петр 2, 24; ср. Ис 53, 5).
Свв. Иоанн XXIII и Иоанн Павел II имели смелость смотреть на раны Иисуса, касаться его пронзенных рук и открытого бока. Они не стеснялись тела Господа, не гнушались Им и Его крестом, не стыдились тела брата (ср. 58, 7), потому что в каждом страдающем видели Христа. Эти смелые мужчины, полные решимости Духа Святого, несли Церкви и миру свидетельство благости Бога и Его милосердия.
Это были священники, епископы и Папы ХХ в. Они разделили его трагедии, но не поддались им. Бог в них был могущественнее, сильнее была вера в Иисуса Христа, Искупителя человека и Господа истории; сильней в них было милосердие Божье, раскрывающееся в этих пяти ранах; сильнее была материнская близость Марии.
В этих двух людях, созерцавших раны Христа и свидетельствовавших о Его милосердии, пребывали «упование живое» вместе с «радостью неизреченной и преславной» (1 Петр 1, 3. 8), упование и радость, которые Христос дает Своим ученикам и которые никто и ничто не может у них отнять. Пасхальные упование и радость, прошедшие огненное испытание самоотречения, жертвы и близости к грешникам до крайности, до тошноты от горечи этой чаши. Эти упование и радость оба Папы получили в дар от воскресшего Господа и щедро раздавали народу Божьему, вечное признание которого заслужили.
Тем же упованием и радостью дышала первая община верующих в Иерусалиме, о чем рассказывают Деяния апостолов (2, 42-47). Это сообщество жило сутью Евангелия, т.е. в любви, милосердии, простоте и братстве.
Именно такой образ Церкви стоял перед глазами отцов II Ватиканского собора. Иоанн XXIII и Иоанн Павел II сотрудничали с Духом Святым в деле обновления и адаптации к сегодняшним реалиям (aggiornamento) Церкви в соответствии с ее первоначальным обликом, который в течение столетий придавали ей святые. Будем помнить, что именно святые движут Церковь вперед и делают возможным ее рост. Созвав собор, св. Иоанн XXIII проявил чуткую податливость для внушений Святого Духа, позволил повести себя Ему и стал для Церкви пастырем, вождем, которого ведет Дух Божий. То было его великое служение Церкви, и потому для меня он всегда будет Папой, послушным Святому Духу.
Св. Иоанн Павел II, служа народу Божьему, был Папой семьи. Он сам как-то сказал, что хотел бы, чтобы его вспоминали именно как Папу семьи. С радостью подчеркиваю это в связи с синодом о семье и с семьями, на котором он, без сомнения, сопровождает и поддерживает нас с неба.
Пусть же оба новые святые пастыри народа Божьего ходатайствуют за Церковь, чтобы в пастырском служении семье в течение этих двух лет синода она была послушна Святому Духу. Пусть оба учат нас не гнушаться ран Христовых и постигать тайну Божьего милосердия, которое всегда верит и всегда прощает, потому что всегда любит.