ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №11(219)'13
Среди гонений/1 Священники Казахстана и Средней Азии


Мы начинаем публиковать список священников, которые находились в лагерях или ссылках на территории Казахстана и Средней Азии, служили местным католикам латинского обряда или греко-католикам во времена преследований.

Если у Вас есть какая-либо информация
о священниках, служивших верующим в те годы, просим сообщить сотруднику Центра
исторической документации Католической Церкви Казахстана

Старикову Евгению 100026г. Караганда,
пр. Шахтеров, 32;
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ,
тел.: +77754788340


1) Адомайтис Франц (Пранас). Служил в г. Сарань (см. http://lists.memo.ru/index1.htm, Адомайтис Пранас сын Иозаса, Шченсный А., Отцы церкви. Отцы наших отцов. Мы дети нашего Отца, Караганда, 2000 г., с. 194).

2) Барвицкий Чеслав Войцехович. 14 октября 1951 г. переведен в Карлаг, откуда 5 августа 1956 г. был освобожден. Проживал в с. Дунилово Молодечненского района, в конце года выехал в Польшу (см. Книга памяти. Мартиролог Католической Церкви в СССР, М., 2000 г., с. 308-309).

3) Бекиш Вацлав Иванович. 24 августа 1949 г. приговорен к 5 годам, отправлен в Песчанлаг (Особый лагерь № 8 – г. Экибастуз Павлодарской области). В начале 1950-х — переведен в Степлаг (Особый лагерь № 4 – пос. Джезказган Карагандинской области), откуда 20 июля 1956 г. был освобожден. Выехал в с. Оссово Радунского района Гродненской области, позднее переехал к брату в Вильнюс, где в 1964 г. скончался (точная дата смерти неизвестна) (см. Книга памяти. Мартиролог Католической Церкви в СССР, М., 2000 г., с. 267).

4) Бекиш Павел. В 1946 г. (?) был арестован за «антисоветскую пропаганду» и приговорен к лагерному заключению; отправлен в Песчанлаг (г. Экибастуз Павлодарской области). После освобождения из лагеря вернулся в Вильнюс, где служил в храме Святого Духа и где 9 июля 1984 г. скончался (см. Книга памяти. Мартиролог Католической Церкви в СССР, М., 2000 г., с. 267).

5) Бенгас Михаил. Место заключения – Карлаг. В 1956 г. освобожден (см. Книга памяти. Мартиролог Католической Церкви в СССР, М., 2000 г., с. 706).

6) Бень Александр Степанович (Одорык) (францисканец). 6 мая 1946 г. приговорен, отправлен в Степлаг (Джезказган Карагандинской области), откуда 26 января 1953 г. был освобожден и выслан в Кокчетавскую область (ПП ГП МВД СССР). 20 апреля 1956 г. освобожден из ссылки. До 1958 г. жил без паспорта, работал в котельной, тайно совершал богослужения. В 1975 г. получил разрешение на организацию прихода в Кустанае (Казахстан). Нелегально обслуживал католиков в различных городах и селах Сибири. 1 июня 1991 г. скончался в Кальварии Пацлавской под Пшемыслем в Польше (см. Книга памяти. Мартиролог Католической Церкви в СССР, М., 2000 г., с. 267-268).

7) Бехлер Валентин. С 1928 г. настоятель прихода в с. Кляйн-Либенталь под Одессой, где и был арестован и приговорен к 5 годам ссылки в Казахстан. Известно, что в 1938 г. о. Валентин находился в ссылке в Караганде. Дальнейшая судьба неизвестна (см. Книга памяти. Мартиролог Католической Церкви в СССР, М., 2000 г., с. 213).

8) Блавацкий Илья (греко-католик) (03.10.1911 г. – 23.11.1988 г.). Также содержался в лагерях Карагандинской обл. Казахской ССР: Степном ИТЛ, г. Джезказган – по состоянию на 28.05.1950, а также 29.02.1952 г. – 18.10.1954 г.; Песчаном ИТЛ, г. Караганда – по состоянию на 10.03.1951. После освобождения 18.10.1954 г. из Степного ИТЛ находился на спецпоселении в г. Красноярск, где жил вместе с родителями и сестрами с детьми. Занимался тяжелым физическим трудом – работал грузчиком леса. Как активный пастырь подпольной ГКЦ принадлежал к группе наиболее доверенных священников митрополита И. Слепого. В 1957 г. митрополит именовал о. Илью Блавацкого администратором Центральной Сибири с центром в г. Красноярск (см. Источники о. Василия Говеры).

9) Блехман Болеслав Константинович. 24 февраля 1934 г. приговорен к 3 годам ИТЛ. 18 июня отправлен в Карлаг, откуда 29 мая 1936 г. был освобожден и выслан на Северный Кавказ. С 19 июня проживал в Орджоникидзе, где 2 декабря 1936 г. был арестован по обвинению в том, что, «являясь членом контрреволюционной группы, распространял клеветнические сведения о колхозниках, о тяжелом материальном положении колхозного крестьянства и рабочих в Советском Союзе». 1-2 ноября 1937 г. на закрытом судебном процессе о. Болеслав был приговорен по ст. 58-8 УК РСФСР к 10 годам ИТЛ с конфискацией имущества (ПП ВТ СКО). 7 декабря 1937 г. приговор был утвержден в Москве (ПП ВК ВС СССР). Отправлен в лагерь. Дальнейшая судьба неизвестна (см. Книга памяти. Мартиролог Католической Церкви в СССР, М., 2000 г., с. 213-214).

10) Богаткевич Станислав Станиславович. 29-30 марта 1950 г. был приговорен к 10 годам ИТЛ с поражением в правах на 5 лет. Отправлен в Песчанлаг (пос. Экибастуз), в 1953 г. переведен в Степлаг (пос. Джезказган Карагандинской области). 20 июля 1956 г. освобожден из лагеря и выехал в д. Пеликаны Полоцкой области. В конце 1956 г. выехал в Польшу, где служил в Быстшице (Силезия), а с 1970 г. был настоятелем прихода Чернин во Вроцлавской епархии (см. Книга памяти. Мартиролог Католической Церкви в СССР, М., 2000 г., с. 310).

11) Богуцкий Кароль Антонович. 9 апреля 1940 г. был арестован и приговорен к 10(?) годам ИТЛ. Отправлен в Херсонский лагерь, потом переведен в Акмолинское отделение Карлага, где 11 февраля 1942 г. скончался (см. Книга памяти. Мартиролог Католической Церкви в СССР, М., 2000 г., с. 28-29).

Евгений Стариков
Продолжение следует
Свет и тепло

Мы мечтаем о единении с Богом и должны мечтать о нем по самой глубинной нашей потребности. Два пути к нему указывает нам сама наша душа. Это разные пути, но они сходятся в одной цели.
Первый путь к единению проходит через познание и любовь.
Познавать значит соединяться. Познавая, мы вникаем в вещи и вбираем их в себя. Они становятся нашими, частью нашей жизни. Любовь – это также всегда единение. Наверное, даже не просто стремление к нему; она сама уже соединение. Насколько человек что-то любит, настолько он это ценит. Но такая любовь своеобразна. Эту своеобразность мы имеем в виду, называя ее «духовной», но данное слово не совсем верно выражает ее суть. Духовна и другая любовь, о которой пойдет речь позднее. А своеобразность заключается в следующем: эта любовь ведет к единению не в бытии, а некоем движении, в сознании и мышлении.
Есть ли для такой любви какой-то внешний символ? Внешнее подобие? Конечно, и оно удивительно: свет и тепло.
Вот стоит свеча, увенчанная жарким пламенем.
Наш глаз видит ее свет, вбирает в себя, соединяется с ним и все-таки не касается его. Пламя остается в себе, а глаз в себе, и все же здесь происходит горячее слияние, единение, полное уважения и целомудрия, можно сказать. Без прикосновения и смешения в чистом созерцании.
Глубокое подобие того единения, которое возникает между Богом и душой в познании. «Бог есть истина», – говорит Св. Писание. Кто познает истину, тот обретает ее в духе. Бог обитает в мысли, верно Его познающей. Бог живет в духе, истинно Его постигающем. Поэтому «познать Бога» значит слиться с Ним, как глаз с огнем при созерцании света. Единение с пламенем достигается также посредством тепла. Мы чувствуем его на лице, на руке. Наблюдаем, как огонь пронизывает нас своим теплом, а он, неприкосновенный, остается в себе.
Вот любовь: соединиться с пламенем Бога посредством тепла, но при этом нисколько не коснуться Его. Ведь Бог добр, и кто любит добро, у того в духе также уже обитает добро. Добро становится моим, едва я полюблю его; и насколько я люблю его, настолько оно мое, и все же я не дотрагиваюсь до него. «Бог есть любовь, – сказал св. Иоанн, – и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».
Познавать Бога и любить Его значит соединиться с Ним. Так достигается вечное блаженство созерцания и любви. Это ни в коем случае не означает жадно стоять перед Богом: это значит все глубже Его ощущать, наполниться и насытиться Им.
Недавно мы уже говорили о том, в каком смысле пламя может быть подобием души. Теперь мы в нем видим также подобие живого Бога, потому что «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы». Как пламя изучает свет, так Бог излучает истину. И душа вбирает в себя истину и соединяется в ней с Богом точно так же, как глаз смотрит на свет и соединяется в нем с огнем. Пламя излучает также тепло; точно так же Бог излучает согревающую доброту. И, кто любит Бога, то соединяется с Ним в доброте, как рука и лицо соединяются с пламенем, когда чувствуют его тепло. Но пламя остается в себе, неприкосновенное, чистое, благородное. Точно так же, как о Боге говорят, что Он «обитает в неприступном свете».
Лучезарное жгучее пламя – образ живого Бога!
Как хорошо мы понимаем это, когда во время обрядов Великой субботы пасхальная свеча становится символом Христа! Когда дьякон с радостью поет о пламени, называя его «Lumen Christi», и когда от этого пламени зажигаются свечи в храме, чтобы везде сияли и пылали свет и тепло живого Бога.

Романо Гвардини
(«Сакраментальные знаки»)

«Любовь не ищет своего»

Семья и государство:
к отношениям партнерства

Семья является основной общностью людей. Она зиждется на любви мужчины и женщины, их солидарности, взаимном уважении, взаимопомощи и открытости на передачу жизни. У семьи есть свое достоинство, свои права и определенные функции, которые никакая другая человеческая общность выполнить не может. Отличительными чертами семьи являются общинный характер и взаимное участие, которые создают атмосферу служения друг другу и дают чувство внутренней безопасности.

Место семьи в человеческом сообществе
Семья – первая и наиболее естественная форма человеческих отношений в обществе. В ней человек приходит в этот мир, в ней он развивается, здесь формируется его личность, здесь он учится быть человеком. В своей семье он ищет утешения в минуты печали, переживает трагедии и радости, взлеты и падения.
Рождение семье дает брачный союз-завет мужчины и женщины. С момента заключения этого завета начинается история каждой новой семьи. Только в ней во всей полноте и естественности реализуется функция передачи жизни. Исключительно супругам принадлежит право решать вопрос о количестве детей, и на это решение не вправе оказывать влияние ни государство, ни международные организации, действующие под девизом планирования семьи.

Идеалы и реальность
Как должны складываться отношения между семьей и государством? В международных документах, касающихся прав человека («Всеобщая декларация прав человека», «Международный пакт гражданских и политических прав» и т.п.), семья провозглашается «основной ячейкой общества», которая должна охраняться этим обществом и государством.
Государству надлежит вести политику, направленную на поддержку семьи, и оказывать ей помощь. Оно не может и не должно подменять семью и присваивать себе ее функции. В то же время, оно должно создать такие правовые, организационные и экономические условия, которые облегчали бы семье выполнение ее основных заданий, таких как передача жизни, воспитание и материальное обеспечение детей, возможность их интеллектуального, эмоционального и духовного развития.
В действительности, чаще происходит все с точностью наоборот. В большинстве стран Европы и за ее пределами мы сталкиваемся сегодня с безразличием государства к проблемам семьи, а иногда и попросту с враждебностью. Государственная машина потеряла из виду тот фундамент, благодаря наличию которого семья и была названа «ячейкой общества». Парадоксально, что в последние десятилетия одновременно с разработкой международных документов, касающихся семьи, в мире было издано множество книг, провозглашающих гибель семьи. И поводы бить в набат есть! Это и резкий спад прироста народонаселения, и увеличение количества внебрачных связей и внебрачных детей, и возрастание числа разводов, и уменьшение численности бракосочетаний, и сокращение детей в семье до одного, и большой процент работающих матерей.
Часть вины за такое положение семьи лежит на государстве, которое ведет семейную политику, недружественную по отношению к институту семьи. Эта политика приводит к уменьшению ответственности конкретных людей. Свидетельством тому государственные дотации (пособия) для матерей-одиночек, ликвидация юридических барьеров, связанных с внебрачным рождением детей, и т.п. Подобным же образом выглядит отношение государства к вопросам контрацепции и абортов, где мы также наблюдаем либеральный подход к решению этих проблем.

Продолжение следует
Валентина Лыкова

«Mens sana in corpore sano»


Старая латинская пословица (а в то же время руководство по достижению счастья) гласит: «В здоровом теле здоровый дух». Современная наука, так четко разъясняющая нам причины стресса, говорит также, что его можно преодолеть. Мы способны разорвать этот заколдованный круг. Но для этого нам нужно научиться отдыхать, заниматься спортом и есть хорошо подобранную пищу. Древние мудрецы были правы: здоровое тело – это важное условие здоровья ума и духа. Ведь все это, как мы помним, наши составляющие, очень тесно взаимосвязанные друг с другом.

Чтобы убедиться в значении тела, попробуйте вспомнить, как вы реагировали на какой-то раздражитель, когда телу было комфортно. А теперь вспомните, как вы реагировали на него в состоянии напряжения, когда вас мучила усталость или голод. Напряжение и стресс в нас могут порой вызвать даже самые ничтожные мелочи. Например, порвавшийся шнурок, когда нет времени искать другой, или ветка на дороге, которую нельзя объехать. В итоге стресс и напряжение многократно умножают все эти мелкие жизненные неприятности. Чаще вы спотыкаетесь не о высокие горы, а о маленькие бугорки. Стресс и напряжение создают оптический обман, работающий, как бинокль: мы все видим и воспринимаем с большим преувеличением.
Тело немедленно реагирует на любой стресс из любого источника.
Переутомление, потеря работы, смерть или развод с легкостью приводят к хроническому стрессу. Но из равновесия нас могут вывести и такие мелочи, как водопроводный кран, обычная ссора или не работающая кнопка. Информация «стресс!» тут же поступает в нейроны и нервы, регистрируется и начинает нагнетать повышенную выработку химических веществ, вызывающих напряжение. Моментальное воздействие. Когда тело застывает, сразу ослабевает деятельность ума и духа.

Джон Пауэлл
Из: „Štestí začíná uvnitř",
Продолжение следует

Духовные ОПАСНОСТИ

В этом году, поехав в Польшу за казахстанской визой, я с радостью воспользовалась возможностью поближе познакомить моих соотечественников с действительностью и реалиями Казахстана. Помимо многочисленных запланированных и «случайных» встреч с разными людьми, я побывала также в Люблине в ответ на приглашение профессора о. Романа Дзвонковски и директора паллотинского лицея и гимназии провести лекции на тему католичества в Казахстане и о поляках на этой территории. Собралось четыре класса. Лишний раз убеждаюсь, что молодежь, где бы она ни жила, искренне ищет Истину с большой буквы, не довольствуясь подделками. Ей нужна конкретика, авторитеты, наше внимание. Я заметила, что эти четыре класса слушали меня не из вежливости, а действительно хотели узнать что-то новое, слушали по-настоящему. Оба священника разделяли мое мнение.
Посчастливилось мне также поучаствовать в Международном съезде экзорцистов и их сотрудников в Ченстохове. Нас, представителей Казахстана, было маловато, а именно: о. Станислав Хоинка (экзорцист), еще один священник (не экзорцист, а просто интересующийся этой темой), о. Збигнев Котлински (тогда находившийся на лечении в Польше) и я (сотрудник). Надеюсь, когда-нибудь нас будет больше. На съезде затрагивались насущные вопросы духовных опасностей. Углубив свои знания на эту тему, я еще более осознаю, что без фундамента, которым является молитва, нет смысла строить стены, класть крышу, ибо все развалится. Одновременно я вижу, что злой дух ставит западни и духовные капканы именно там, где нет солидного знания и бдительности. Некоторые люди путают демонологию с демономанией. А ведь между ними есть огромная разница. Вот уже несколько лет, когда во время катехизации и или просто в беседах с разными людьми я говорю о десяти заповедях Божьих, на первую из них у меня уходит больше времени, чем на остальные. Складывается впечатление, что порой мы живем как бы на поверхности, опасаясь спуститься на самое дно нашей души. Временами человек даже хотел бы углубиться, но боится неизвестности, инстинктивно опасаясь потерять почву под ногами, осознать свою немощь, стараясь всеми силами укрепиться в своей независимости от всего и от всех. Однако, без осознания и признания правды о своей греховности человек далек от Бога, неспособен обратиться, принять Господа как Начало, Центр и Цель своей жизни. Добродетель религиозности заключается именно в чувстве зависимости от Бога, которое радует и успокаивает. Если Иисус не будет Мерилом нашей жизни, злые силы с легкостью смогут завлечь нас в свои сети.
Один из отцов экзорцистов обратил однажды внимание на близость слов «верить» и «верность». Это дает богатую пищу для размышлений. Без решительности в борьбе трудно надеяться на победу.
У оккультизма есть три приема. Во-первых, человеку внушают, что сатаны нет. Часто можно встретиться с мнением, что злого духа как такового не существует, и сатана – это всего лишь персонификация зла, и мы сами создаем в своей жизни рай или ад. Происходит метафоризация дьявола, когда он перестает быть личностью в сознании людей (если вообще был ею), а становится символикой. Другой вид обмана: сатана существует, но он вовсе не так зол и опасен. Тем самым усыпляются разум и воля слабо верующих людей. И третий прием: убедить в том, что достаточно иметь учителя или хорошего тренера, которые смогут научить нас, как перехитрить злого духа и даже им манипулировать. По меньшей мере, глупо и наивно воспринимать подобные идеи всерьез. «Существование злых духов – это реальная и опасная действительность», – сказал все тот же отец экзорцист. Хотя сатана уже побежден св. архангелом Михаилом, Непорочной Девой Марией, Самим Иисусом Христом, все же в этой жизни нам просто необходимо постоянно хранить бдительность, потому что он часто принимает «вид ангела света» (2 Кор 11, 14). Злой дух будет атаковать не с наших сильных, а со слабых сторон. А как часто слишком малое значение придается этой сфере духовной жизни – нашим слабостям. Но, если мы не будем принимать их всерьез, как зарождающийся грех, это может привести нас к духовному параличу и летаргии. А, если мы будем держаться одной рукой за Божью Матерь, а другой – за святой Крест Господень, то не упадем. Здесь необходим героический акт полного доверия Богу! Чего от всего сердца всем нам желаю!

С. Марина Юрченко

Жить и веровать строки из «Катехизиса», 413-421

Грехопадение


Бог бесконечно благ, и все дела Его благи. Однако никто не избавлен от опыта страдания и от зла в природе, порождаемых ограниченностью, свойственной созданиям, и особенно от вопроса о нравственном зле. Откуда берется зло? «Я искал, откуда происходит зло, и не находил решения», — пишет св. Августин258, и его скорбные поиски подойдут к концу лишь после обращения к Богу живому. Ибо «тайна беззакония» (2 Фес 2, 7) освещается лишь светом «тайны благочестия» (1 Тим 3, 16). Откровение любви Божией во Христе одновременно показало и размах зла, и преизбыток благодати. Значит, мы должны рассматривать вопрос о происхождении зла, приковывая взгляд нашей веры к Тому, Кто есть единственный его победитель (ср. Лк 11, 21–22; Ин 16, 11; 1 Ин 3, 8).

«Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих..., но завистью диавола вошла в мир смерть» (Прем 1, 13; 2, 24). 413

Сатана, или диавол, и другие бесы — ангелы, свергнутые после того, как по свободной воле отказались служить Богу и Его Замыслу. Их выбор противления Богу окончателен. Они стремятся вовлечь человека в свой мятеж против Бога. 414

«Получивший от Бога состояние праведности, человек, однако, по обольщению лукавого злоупотребил свободой с самого начала истории, противопоставляя себя Богу и желая достигнуть своей цели вне Бога»(GS 13, 1). 415

Своим грехом Адам, будучи первым человеком, утратил первозданную святость и праведность, полученную от Бога не только для себя, но для всего человечества. 416

Адам и Ева передали своему потомству человеческую природу, поврежденную их первым грехом, а следовательно, лишенную первозданной святости и праведности. Эта лишенность называется «первородным грехом». 417

В результате первородного греха силы человеческой природы ослаблены, она подвержена невежеству, страданию и господству смерти и склонна ко греху (склонность, называемая «похотью»). 418

«Вслед за Тридентским собором мы считаем, что первородный грех передается вместе с человеческой природой, "не подражанием, но продолжением рода", и что, таким образом, он "присущ каждому"»(SPF 16). 419

Победа над грехом, одержанная Христом, дала нам лучшие блага, нежели те, что грех у нас отнял: «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим 5, 20). 420

«Мир, как верят христиане, сотворен и храним любовью Творца; он впал в порабощение греху, но Христос, распятый и воскресший, сокрушил власть лукавого и освободил мир»(GS 2, 2). 421

Что говорят документы?

«Через всю историю человечества проходит ожесточенная борьба против сил тьмы, борьба, которая началась с самого начала и будет продолжаться, как сказал нам Господь, до последнего дня. Человек участвует в этом сражении и должен поэтому постоянно бороться, чтобы примкнуть к добру. И не без великих усилий, с помощью благодати Божией ему удается обрести внутреннее единство».

GS 37, 2.

На связи святые?

«Последствия первородного греха и всех личных грехов человеческих сообщают миру в целом состояние греховности, которое можно описать словами св. Иоанна: "грех мира" (Ин 1, 29). Эти слова выражают также отрицательное влияние, которое оказывают на людей общественные ситуации и социальные учреждения, являющиеся плодом человеческих грехов»

Бл. Иоанн Павел II, апостольское увещевание «Reconciliatio et poenitentia» («Примирение и покаяние»), 16.