В этом году, поехав в Польшу за казахстанской визой, я с радостью воспользовалась возможностью поближе познакомить моих соотечественников с действительностью и реалиями Казахстана. Помимо многочисленных запланированных и «случайных» встреч с разными людьми, я побывала также в Люблине в ответ на приглашение профессора о. Романа Дзвонковски и директора паллотинского лицея и гимназии провести лекции на тему католичества в Казахстане и о поляках на этой территории. Собралось четыре класса. Лишний раз убеждаюсь, что молодежь, где бы она ни жила, искренне ищет Истину с большой буквы, не довольствуясь подделками. Ей нужна конкретика, авторитеты, наше внимание. Я заметила, что эти четыре класса слушали меня не из вежливости, а действительно хотели узнать что-то новое, слушали по-настоящему. Оба священника разделяли мое мнение.
Посчастливилось мне также поучаствовать в Международном съезде экзорцистов и их сотрудников в Ченстохове. Нас, представителей Казахстана, было маловато, а именно: о. Станислав Хоинка (экзорцист), еще один священник (не экзорцист, а просто интересующийся этой темой), о. Збигнев Котлински (тогда находившийся на лечении в Польше) и я (сотрудник). Надеюсь, когда-нибудь нас будет больше. На съезде затрагивались насущные вопросы духовных опасностей. Углубив свои знания на эту тему, я еще более осознаю, что без фундамента, которым является молитва, нет смысла строить стены, класть крышу, ибо все развалится. Одновременно я вижу, что злой дух ставит западни и духовные капканы именно там, где нет солидного знания и бдительности. Некоторые люди путают демонологию с демономанией. А ведь между ними есть огромная разница. Вот уже несколько лет, когда во время катехизации и или просто в беседах с разными людьми я говорю о десяти заповедях Божьих, на первую из них у меня уходит больше времени, чем на остальные. Складывается впечатление, что порой мы живем как бы на поверхности, опасаясь спуститься на самое дно нашей души. Временами человек даже хотел бы углубиться, но боится неизвестности, инстинктивно опасаясь потерять почву под ногами, осознать свою немощь, стараясь всеми силами укрепиться в своей независимости от всего и от всех. Однако, без осознания и признания правды о своей греховности человек далек от Бога, неспособен обратиться, принять Господа как Начало, Центр и Цель своей жизни. Добродетель религиозности заключается именно в чувстве зависимости от Бога, которое радует и успокаивает. Если Иисус не будет Мерилом нашей жизни, злые силы с легкостью смогут завлечь нас в свои сети.
Один из отцов экзорцистов обратил однажды внимание на близость слов «верить» и «верность». Это дает богатую пищу для размышлений. Без решительности в борьбе трудно надеяться на победу.
У оккультизма есть три приема. Во-первых, человеку внушают, что сатаны нет. Часто можно встретиться с мнением, что злого духа как такового не существует, и сатана – это всего лишь персонификация зла, и мы сами создаем в своей жизни рай или ад. Происходит метафоризация дьявола, когда он перестает быть личностью в сознании людей (если вообще был ею), а становится символикой. Другой вид обмана: сатана существует, но он вовсе не так зол и опасен. Тем самым усыпляются разум и воля слабо верующих людей. И третий прием: убедить в том, что достаточно иметь учителя или хорошего тренера, которые смогут научить нас, как перехитрить злого духа и даже им манипулировать. По меньшей мере, глупо и наивно воспринимать подобные идеи всерьез. «Существование злых духов – это реальная и опасная действительность», – сказал все тот же отец экзорцист. Хотя сатана уже побежден св. архангелом Михаилом, Непорочной Девой Марией, Самим Иисусом Христом, все же в этой жизни нам просто необходимо постоянно хранить бдительность, потому что он часто принимает «вид ангела света» (2 Кор 11, 14). Злой дух будет атаковать не с наших сильных, а со слабых сторон. А как часто слишком малое значение придается этой сфере духовной жизни – нашим слабостям. Но, если мы не будем принимать их всерьез, как зарождающийся грех, это может привести нас к духовному параличу и летаргии. А, если мы будем держаться одной рукой за Божью Матерь, а другой – за святой Крест Господень, то не упадем. Здесь необходим героический акт полного доверия Богу! Чего от всего сердца всем нам желаю!
С. Марина Юрченко