ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №11(219)'13

Свет и тепло

Мы мечтаем о единении с Богом и должны мечтать о нем по самой глубинной нашей потребности. Два пути к нему указывает нам сама наша душа. Это разные пути, но они сходятся в одной цели.
Первый путь к единению проходит через познание и любовь.
Познавать значит соединяться. Познавая, мы вникаем в вещи и вбираем их в себя. Они становятся нашими, частью нашей жизни. Любовь – это также всегда единение. Наверное, даже не просто стремление к нему; она сама уже соединение. Насколько человек что-то любит, настолько он это ценит. Но такая любовь своеобразна. Эту своеобразность мы имеем в виду, называя ее «духовной», но данное слово не совсем верно выражает ее суть. Духовна и другая любовь, о которой пойдет речь позднее. А своеобразность заключается в следующем: эта любовь ведет к единению не в бытии, а некоем движении, в сознании и мышлении.
Есть ли для такой любви какой-то внешний символ? Внешнее подобие? Конечно, и оно удивительно: свет и тепло.
Вот стоит свеча, увенчанная жарким пламенем.
Наш глаз видит ее свет, вбирает в себя, соединяется с ним и все-таки не касается его. Пламя остается в себе, а глаз в себе, и все же здесь происходит горячее слияние, единение, полное уважения и целомудрия, можно сказать. Без прикосновения и смешения в чистом созерцании.
Глубокое подобие того единения, которое возникает между Богом и душой в познании. «Бог есть истина», – говорит Св. Писание. Кто познает истину, тот обретает ее в духе. Бог обитает в мысли, верно Его познающей. Бог живет в духе, истинно Его постигающем. Поэтому «познать Бога» значит слиться с Ним, как глаз с огнем при созерцании света. Единение с пламенем достигается также посредством тепла. Мы чувствуем его на лице, на руке. Наблюдаем, как огонь пронизывает нас своим теплом, а он, неприкосновенный, остается в себе.
Вот любовь: соединиться с пламенем Бога посредством тепла, но при этом нисколько не коснуться Его. Ведь Бог добр, и кто любит добро, у того в духе также уже обитает добро. Добро становится моим, едва я полюблю его; и насколько я люблю его, настолько оно мое, и все же я не дотрагиваюсь до него. «Бог есть любовь, – сказал св. Иоанн, – и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».
Познавать Бога и любить Его значит соединиться с Ним. Так достигается вечное блаженство созерцания и любви. Это ни в коем случае не означает жадно стоять перед Богом: это значит все глубже Его ощущать, наполниться и насытиться Им.
Недавно мы уже говорили о том, в каком смысле пламя может быть подобием души. Теперь мы в нем видим также подобие живого Бога, потому что «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы». Как пламя изучает свет, так Бог излучает истину. И душа вбирает в себя истину и соединяется в ней с Богом точно так же, как глаз смотрит на свет и соединяется в нем с огнем. Пламя излучает также тепло; точно так же Бог излучает согревающую доброту. И, кто любит Бога, то соединяется с Ним в доброте, как рука и лицо соединяются с пламенем, когда чувствуют его тепло. Но пламя остается в себе, неприкосновенное, чистое, благородное. Точно так же, как о Боге говорят, что Он «обитает в неприступном свете».
Лучезарное жгучее пламя – образ живого Бога!
Как хорошо мы понимаем это, когда во время обрядов Великой субботы пасхальная свеча становится символом Христа! Когда дьякон с радостью поет о пламени, называя его «Lumen Christi», и когда от этого пламени зажигаются свечи в храме, чтобы везде сияли и пылали свет и тепло живого Бога.

Романо Гвардини
(«Сакраментальные знаки»)