Иоанн Павел II много внимания посвящает вопросу ответственного родительства. Сексуальные отношения по природе своей неразлучно связаны с воспроизведением рода и родительскими обязанностями. У человека это не единственная функция половых отношений. Т.е. не всякий супружеский акт должен приводить к появлению ребенка. «"Ответственное родительство" прямо и непосредственно касается того момента, когда мужчина и женщина, соединившись друг с другом, "как одна плоть", могут стать родителями. Данный момент особенно ценен для их межличностных отношений. Вместе с тем он заключает в себе еще и возможность стать родителями. Это момент, когда оба становятся отцом и матерью, давая жизнь новому человеческому существу. Два аспекта супружеского единения - соединения и продолжения рода - нельзя искусственно разделить, не нарушив при этом внутреннюю истину самого акта» (12).
Вопрос о супружеской любви (и о даровании жизни детям) Иоанн Павел II тесно связал с ответственностью. Эта персоналистическая категория чрезвычайно важна в мысли нашего Автора. Истинная любовь требовательна (14). Но подлинной любви может угрожать эгоизм. Здесь коренятся начала двух цивилизаций - цивилизации жизни и цивилизации смерти. Семья - и здесь Иоанн Павел II вторит Павлу VI - стоит у истоков цивилизации любви. «И если семья важна для цивилизации любви [...], то лишь в силу особой близости и интенсивности уз, возникающих в ней между людьми и поколениями. В то же время ее легко ранить, ей легко навредить, она подвержена опасностям, которые ослабляют или уничтожают ее внутреннюю сплоченность и разрушают ее» (13).
В этой связи особое значение приобретают отношения семьи с обществом (в особенности - с государством). «Любое действие, отодвигающее ее на задний план, отказ от полагающегося ей в обществе положения, будет озна-чать уничтожение подлинно социальной субстанции» (17). Но, к сожалению, современное государство приняло за свою основополагающую ячейку индивида и на нем строит свое развитие. Это явление типично для со-обществ, переживающих резкие перемены. В таких ситуациях государство скорее рассчитывает на отдельных людей, поскольку отдельный человек подвижнее, чем семья, он легче принимает новые идеи, лучше приспосабливается к новым условиям. Из-за этого семейная политика этих стран половинчатая. С одной стороны, санкционируется деятельность по поддержке семьи, а с другой - по ее разрушению.
Если государство в своем законодательстве не делает различия между браком и сожительством мужчины и женщины (а даже и гомосексуальными союзами) - во имя права каждого человека жить по своему желанию - то семья теряет свой исключительный статус. В таком случае, некоторые правительственные решения могут поддерживать семью, а другие разрушать ее.
В современном обществе заметны две противоположные тенденции в отношении семьи. Первая тенденция сводится к тому, что семья есть частное дело отдельных людей, и государство освобождается от каких бы то ни было обязанностей по отношению к семье. Семью следует предоставить ей самой. Согласно второй тенденции, государство принимает на себя ответственность за семью, но при этом оставляет за собой право вмешиваться в семейные дела, как бы подчиняя семью государству. Обе тенденции ведут к разрушению семьи. Поэтому столь важно напоминание Папы: «Вместе с тем права семьи - это не математическая сумма прав отдельных личностей. Ибо семья - нечто большее, нежели каждый отдельно взятый человек» (17). И далее: «Подлинно суверенный и духовно сильный народ всегда состоит из крепких семей: семей, осознающих свое призвание и миссию в истории. Семья всегда находится в центре этих задач и событий. Любое действие, отодвигающее ее на задний план, отказ от полагающегося ей в обществе положения, будет означать уничтожение подлинно социальной субстанции» (17).
Размышления Папы о семье, к которым вновь и вновь следует обращаться христианским супругам, могут стать для них источником глубоких размышлений, вдохновляющих их на прекрасные дела любви.
Продолжение следует
Валентина ЛЫКОВА