Верховного Понтифика Франциска
епископам, священникам и дьяконам, посвященным мужчинам и женщинам и всем верным-мирянам о вере
1. «Lumen fidei» – этой фразой церковная традиция назвала великий дар, оставленный нам Иисусом, Который в Евангелии от Иоанна сказал так: «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Ин 12, 46). А святой Павел приводит такие слова: «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца» (2 Кор 4, 6). Среди язычников, жаждавших света, был распространен культ бога Солнца, «Солнца непобедимого», к которому взывали на рассвете. Но, хотя солнце вставало ежедневно, древние прекрасно понимали, что оно не может озарить своим светом все человеческое бытие. Ведь солнце не освещает все реалии, его лучи неспособны проникнуть во мрак смерти, где глаз человеческий уже не видит света. Святой мученик Иустин как-то заметил: «Никогда ни один человек не принял смерти ради веры в солнце». Сознавая, сколь великие горизонты открывала им вера, христиане называли Христа истинным Солнцем, Которое «лучами Своими дарует жизнь». Марте, оплакивавшей умершего брата Лазаря, Иисус сказал: «Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?» (Ин 11, 40). Кто верует, видит: видит некий свет, озаряющий весь жизненный путь, так как нисходит к нам от Христа воскресшего – Звезды утренней незаходящей.
Обманчивый свет?
2. Однако, мы можем слышать, как многие наши современники говорят об этом свете нечто противоположное. В наши дни часто думают, что он мог быть достаточным для древних обществ, но мало пригоден для нового времени, для окрепшего человека, гордящегося своим разумом и ищущего новые пути в будущее. И потому вера кажется уже светом обманчивым, не дающим человеку воспитать в себе смелость познания. Молодой Ницше предлагал сестре Элизабет рискнуть пойти «новыми стезями... в сомнении своего свободного суждения» и добавлял: «Здесь расходятся пути человеческие: если хочешь обрести мир души и счастье, то веруй, если же желаешь быть учеником истины – исследуй». Вера препятствует поиску. Исходя из этого убеждения, Ницше строил свою критику христианства, которое якобы гасит силу человеческой экзистенции, похищая у жизни новизну и приключение. Таким образом, вера – это будто бы только иллюзия света, мешающая нам нашем пути свободных людей в будущее.
3. В этом процессе вера ассоциируется с тьмой. Кое-кто надеялся, что ее можно сохранить, найти для нее новое место, если примирить ее со светом разума. И место веры было найдено там, куда не может проникнуть свет разума, где человек не может уже иметь непоколебимой уверенности. Таким образом, вера понималась как прыжок в пустоту, который мы за недостатком света, совершаем под действием некоего слепого чувства, или как субъективный свет, который может, пожалуй, согреть сердце и принести личное утешение, но который нельзя при этом предлагать другим как объективный и универсальный свет, способный осветить путь всем. Но постепенно становилось очевидным, что свет разума не может собственными силами озарить будущее, которое все же оставалось, в конце концов, покрыто мраком и пугало человека неизвестностью. Так человек отвернулся от великого света, от поиска великой истины, довольствуясь малыми светильниками, освещающими лишь краткие моменты и неспособными указать путь. Когда нет света, все перемешивается, невозможно отличить добро от зла, путь, ведущий к цели, от путей, который заведет нас в бесконечные круги без определенного курса.
Свет, который вновь нужно узреть
4. Таким образом, необходимо вновь открыть природу света, свойственную веру, потому что, когда гаснет этот свет, ослабевают и другие. Ведь природа света веры уникальна, так как он способен озарить все человеческое бытие. Дабы свет был столь силен, он должен исходить не от нас самих, а излучаться своим первичным источником, то есть проистекать от Бога. Вера зажигается, когда человек находит Бога живого, призывающего нас и являющего нам Свою любовь – любовь, которая нас предваряет и на которую мы можем опереться, чтобы иметь твердую основу и строить свою жизнь. Преображенные этой любовью, мы обретаем новые глаза, мы ощущаем в ней обетование великой полноты, и перед нами открываются горизонты будущего. Вера, ниспосылаемая нам Богом как сверхъестественный дар, дабы наш путь озарился светом, который направлял бы наше странствие по времени. С одной стороны, этот свет исходит из прошлого, свет полагающей основание памяти о жизни Иисуса, которой была явлена Его неподдельная любовь, сумевшая победить смерть. Но в то же время, так как Христос воскрес и перевел нас по ту сторону смерти, вера – это свет, исходящий из будущего, открывая перед нами великие горизонты и выводя нас за рамки нашего обособленного «я» к широте общности. Так мы понимаем, что вера не обитает во мраке, а сама есть свет для нашей тьмы. Данте в «Божественной комедии», исповедовав свою веру перед святым Петром, характеризует ее так: «искра здесь живая, / Чье пламя разрослось, пыланьем став / И, как звезда небес, во мне сверкая». И именно об этом свете веры хотелось бы Нам поговорить, дабы он сиял все ярче, озаряя настоящее, и был звездой, указующей нам путь сегодня, когда человек особенно нуждается в свете.
Господь накануне Своих страданий говорил Петру: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (Лк 22, 32), а затем просил его, дабы в этой вере он «утвердил братьев». Ясно сознавая долг преемника Петрова, Бенедикт XVI объявил нынешний Год веры, то есть время благодати, помогающее нам вкусить великую радость веры и оживить сознание обширности панорамы, которую открывает перед нами веры, чтобы мы в единстве исповедовали ее неискаженной, верные памяти о Господе и подкрепляемые Его присутствием и действием Святого Духа. Убеждение, что вера наделяет жизнь величием и полнотой и что зиждется она на Христе и Его силе, вдохновляло миссию ранних христиан. Среди деяний мучеников мы находим такой диалог между римским префектом Рустиком и христианином Гиераксом: «Спросил префект Гиеракса и о том, где именно родились его родители. Гиеракс ему ответил: "Истинный Отец наш – Христос, а мать – вера, которой мы веруем в Него"». Для первых христиан вера как встреча в Богом живым, явленным во Христе, была «матерью», так как вывела их к свету, родила в них божественную жизнь, новый опыт и светозарное видение жизни, и потому они были готовы нести публичное свидетельство до конца.
6. Год веры начался в пятидесятую годовщину открытия II Ватиканского вселенского собора. Данное совпадение указывает на то, что этот собор был собором веры, так как он призвал нас поставить во главе нашей церковной и частной жизни примат Бога во Христе. Ведь Церковь никогда не воспринимала веру как нечто завершенное, но всегда знала, что этот дар Божий нужно питать и укреплять, чтобы он и впредь направлял ее странствие. Благодаря II Ватиканскому вселенскому собору вера воссияла изнутри нашего опыта, сопровождая современного человека на его путях. И тогда стало очевидно, насколько вера может обогатить жизнь во всех ее проявлениях.
7. Эти размышления о вере, продолжающие сказанное об этой богословской добродетели церковным учительством, должны дополнить то, что писал в окружных посланиях о любви и надежде Бенедикт XVI. Он же почти закончил черновой вариант окружного послания о вере. И Мы благодарим его за это и в духе братства во Христе принимаем его чрезвычайно ценный труд, введя в текст лишь некоторые дополнения. Ведь преемник Петров вчера, сегодня и завтра призван «укреплять братьев» в этом неизмеримом сокровище веры, который Бог даровал каждому человеку как свет на его пути.
В вере, этом даре Бога, влитой им сверхъестественной добродетели мы познаем, что нам дана великая Любовь, что к нам обращено благое Слово и что, когда мы принимаем это Слово, Которое есть Иисус Христос, Слово воплощенное, Дух Святой нас преображает, освещает нам путь в будущее и дает нам крылья надежды, дабы мы с радостью шли по этому пути. Вера, надежда и любовь в их изумительном сочетании образуют динамическую силу христианского бытия, ведущую его к полному общению с Богом.
КРЕДО, перевод с латинского
Арман Нурланов