С 13 по 17 сентября 2013 г. в Казахстане находился кардинал Леонардо Сандри, префект Конгрегации по делам восточных Церквей, который передал приветствия и слова ободрения Папы Франциска маленькой католической общине в нашей стране. Главной целью его поездки было состоявшееся 15 сентября освящение нового греко-католического храма св. Иосифа Обручника в центре Астаны, а также знакомство с местной общиной Украинской Греко-католической Церкви. В качестве подарка Папы, он передал новому приходу чашу и часть реликвий св. Иосафата Кунцевича, хранящихся в ватиканской базилике св. Петра.
Его высокопреосвященство отслужил также св. Мессу в астанинском римско-католическом соборе и посетил местную соборную мечеть, где пообщался с главным имамом столицы и прочими представителями исламского духовенста. Кроме того, ватиканский гость побывал в Успенском кафедральном соборе Русской Православной Церкви, где поклонился находящимся здесь чтимым иконам и святым мощам и пообщался с православным духовенством. Благочинный Астанайского церковного округа архимандрит Сергий (Карамышев) выразил признательность Римско-католической Церкви за переданную в 2010 г. в главный православный храм Казахстана частицу мощей св. апостола Андрея Первозванного. В свою очередь, представитель Ватикана поблагодарил архимандрита за теплый прием, передал слова приветствия главе Православной Церкви Казахстана и заверил в своем желании содействовать дальнейшему развитию сотрудничества между митрополичьим округом и католиками нашей страны. Еще одим пунктом астанинской программы кардинала стало посещение мемориального комплекса на месте бывшего лагеря для семей репрессированных АЛЖИР.
16 сентября Леонардо Сандри выехал в Караганду. По пути он ненадолго заехал в приход св. Алексия Зарицкого в Пришахтинске, а в 11 часов утра встретился с акимом Карагандинской области Бауржаном Абдишевым и городским главой Мейрамом Смагуловым. Его высокопреосвященство поблагодарил местные власти за сотрудничество с Католической Церковью и подчеркнул, что «оно возможно благодаря мудрой политике президента страны, который родом из этих мест и умеет хорошо вести страну». В завершение кардинал отметил: «Все понтифики Католической Церкви подчеркивали, что католики относятся к стране, в которой они живут, как к своей отчизне. Хочу заверить вас, что все католики, живущие здесь, чувствуют себя гражданами Казахстана. Они трудятся и работают во благо этой страны, являются ее патриотами этой страны, и будьте уверенны, что уних всегда найдете у них поддержку, чтобы вместе строить государство, согласие и мир».
Затем гость из Ватикана посетил Греко-католический собор Покрова в Караганде и кафедральный собор Пресвятой Девы Марии Фатимской - Матери всех народов. А в 16 часов, в заключении своего визита, отслужил св. Мессу в монастыре сестер-кармелиток к которым направил эти слова: «В конце этих дней, встреча с вами даст возможность вспомнить, что в конце каждой церковной деятельности и в человеческое существование само по себе является созерцание Бога.» Он также передал призыв Папы о молитве за мир в Сирии и на Ближнем Востоке и сестрам и всем присутствующим передал Папское благословение.
Предлагаем вашему вниманию интервью, которое его высокопреосвященство дал журналисту Ватиканского радио Серджио Чентофанти:
– Это была, прежде всего, встреча с греко-католиками, т.е. верующими восточного обряда, проживающими в Казахстане. В Астане я освятил новую церковь, посвященную св. Иосифу. Сегодня здесь, в Караганде, мне довелось встретиться с местной общиной, которая намного больше астанинской. Таким образом, главная цель моей поездки – это знакомство с поместной Греко-католической Церковью. Была также прекрасная встреча с латинскими католиками в кафедральном соборе Астаны, а сегодня я побывал в латинском кафедрале Караганды, где меня ждали священники и епископ. Кроме того, хотелось бы упомянуть прекрасную встречу с имамом Астаны в местной мечети и посещение кафедрального собора астанинского архиепископа Русской Православной Церкви. Самого архиепископа как раз не было, и потому меня встречал архимандрит, и у нас с ними получилось по-настоящему братское общение.
– В каком положении находится маленькая католическая община в Казахстане? Как складывают отношения с мусульманским большинством, и что можно сказать о религиозной свободе?
– Сказал бы, что, благодарение Богу, Казахстан – это страна, где есть возможность вести религиозную жизнь, основанную на свободе вероисповедания, на осуществлении этой свободы, на диалоге и взаимоуважении. И маленькая католическая община в меру своих небольших сил вносит вклад в углубление этого духа согласия и взаимопонимания между различными религиозными деноминациями Казахстана, поддерживая добрые отношения, прежде всего, с исламским большинством и Православной Церковью. Эта страна мира и общения между всеми.
– Что хотел передать Папа этой общине?
– Папа поручил мне передать свои приветствия и благословение и заверить в том, что он помнит о местных католиках, и, прежде всего, попросить, чтобы на всех этих встречах все мы пребывали в единстве с понтификом в его молитве о мире во всем мире и, в первую очередь, в Сирии. Эта интенция повторялась на всех богослужениях. Мне выпала честь принести это послание мира, а также христианского обновления и возвращения к евангельской простоте. Кроме того, Святой Отец пожелал подарить греко-католической общине чашу для нового прихода, которую я назвал знаком любви понтифика.
– Вы молились о мире в Сирии. Как Вы думаете, российско-американский договор дает какую-то надежду?
– Все мы, все горячо надеемся и верим, что и жест Папы, объявившего пост и молитвенное бдение, поможет просветить и подвигнуть сердца тех, кто принимает решения и с той, и с другой стороны, чтобы они выбрали мир, чтобы не было насилия и жертв, особенно среди самых слабых, оказавшихся в эпицентре той драмы, которая разыгралась в Сирии.
Префекта Конгрегации по делам
Восточных Церквей во время
божественной литургии освящения греко-католического храма в Астане, воскресенье, 15 сентября 2013 г.
Ваше высокопреосвященство апостольский нунций архиепископ Маури Буэндия, ваше пре-освященство Епископ Милян, делегат верховного архиепископа его блаженства Святослава Шевчука, ваши преосвященства, досточтимый протоиерей Говера, делегат Конгрегации по делам Восточных Церквей, многоуважаемые представители властей, досточтимые отцы и монашествующие, сестры и братья в Господе!
Очень рад возможности быть здесь с вами, потому что радость, присущая воскресенью, дню воскресшего Господа, сегодня делает еще полнее дар освящения этого нового храма. Вы и протоиерей Говера через апостольского нунция и при его поддержке просили меня приехать к вам, чтобы предстоять на этой литургии, и это говорит всем об одной очень простой реальности: не о знаке большей значимости торжества, а о ясном знаке того, что каждым даром Господа, если это настоящий дар, нельзя не поделиться. Кроме того, мое присутствие – это еще и видимый знак единства с тем, кто поставлен зримым гарантом церковного единства, Святым Отцом Папой Франциском. Он просил меня донести до вас чувство его отцовской заботы, которую пожелал выразить, передав вам в дар прекрасную чашу для евхаристической жертвы и свое апостольское благословение, которое в конце богослужения я уделю вам от его имени. Из ватиканской базилики, где покоятся останки епископа и священомученика Иосафата, прибыли также мощи, которые мы недавно поместили в престол. Помолимся о Папе и вместе с Папой, продолжая, прежде всего, взывать, как он просил нас, о мире в Сирии, на Ближнем Востоке и во всем мире. Вместе с понтификом обратимся также мыслью к его блаженству Святославу, направившего в качестве своего представителя епископа Миляна, и помолимся обо всей Украинской Греко-католической Церкви. Мне хотелось бы также остановиться на двух моментах из чтений этого дня, которые помогут нам в нашей сегодняшней молитве.
1. Христос – наше единственное богатство, драгоценное сокровище, ради которого стоит оставить все, обращая к Нему всю нашу привязанность и любовь, предпочитая всякому другому человеку или вещи Его сладкое присутствие! Вступая в диалог с сегодняшним Евангелием, мы осознаем, что схожи с евангельским персонажем. Нам хотелось бы быть счастливыми, поступать правильно, соблюдая правила, что само по себе хорошо, но может оказаться пустым. Заповеди – не самоцель, а как бы указатели, которые в еже-дневном выборе помогают нам слышать Кого-то, Кто сопровождает и любит нас. Это не столько правила, сколько дары, позволяющие нам «войти в жизнь». И что такое эта жизнь, а здесь подразумевается жизнь вечная, как не жизнь в единстве с Богом и с братьями? И эта жизнь не начинается ли уже с того, что я выбираю сегодня? Сколькими вещами мы пытаемся наполнить свое сердце и свои дни, забывая Его?! Эту страну, расположенную как связующее звено между Западом и Востоком, между Европой и Азией, пересекал когда-то Шелковый путь, но и сегодня она играет центральную роль в контактах и обменах между двумя субконтинентами. В прошлом, наряду с обменом специями и товарами, происходило также и обогащение знаний благодаря встрече народов и их разных культур. Позднее жадность, неумеренное желание владеть начали все более преобладать, принося корысти немногим богатым в ущерб множеству бедных. А затем наступило время насилия и войн. Об этом напомнил нам Папа Франциск во время бдения о мир в субботу, 7 сентября, и молитвы «Angelus» в воскресенье, 8 сентября: с одной стороны, доброта творения, задуманная Богом, а с другой – насилие, которое развязывается зачастую, чтобы скрыть обогащение одних путем погони за ресурсами других и нелегальную торговлю оружием. Строительство этого храма – видимый знак того, что ваша община хочет встретить Христа, Спасителя и Искупителя, наше единственное богатство и провозглашать Его вместе с братьями латинскими католиками и православными, стремясь всегда к диалогу любви с приверженцами ислама, составляющими большинство местного населения.
2. Мы часто поддаемся искушению думать, что Евангелие, Иисус – это красивая реальность, но из прошлого. Мне хотелось бы, чтобы мы поразмышляли над словами Павла из второго чтения, не только доказывающие его достоинство апостола воскресшего Христа, но и помогающие нам постичь динамику веры и свидетельства, в которую Святой Дух вдыхает жизнь и действенность и сегодня среди нас. Ведь мы обязаны своей верой непрерывной цепи свидетелей, всем своим существованием подтвердивших, что Христос – единственный, Кому стоит отдать жизнь. В первую очередь, я подразумеваю мучеников, попавших в эти края из Украины как депортированные за то, что были христианами и католиками. Они здесь жили героически до пролития крови или смерти от невзгод. Благодаря им, которых режим хотел заставить испытать ад на земле, взошел свет и разносился запах Рая, так как они не отдалились от Христа в своих сердцах и в непрерывном служении братьям. Мне хотелось был упомянуть здесь, как это сделал бл. Иоанн Павел II во время незабываемого визита в 2001 г., бл. Алексия Зарицкого, умершего в лагере в Долинке, и бл. епископа Никиту Будку, умершего в лагере Каражаре.
3. По заступничеству Пресвятой Богоматери, Царицы мира, попросим Бога продолжить нашими жизнями непрерывную цепь свидетелей, жили для Христа – единственного богатства. Бл. Алексий Зарицкий говорил: «У кого есть Бог в душе, у того есть все. У кого нет в душе Бога, у того нет ничего, даже если он – властелин мира. Иисус, мой Иисус есть, Он рядом со мной и любит меня! Устраивайте свои жизни так, чтобы в будущем мы все смогли найтись в Сердце Иисуса и прославлять Бога всю вечность». Аминь.
Кардинал Жан-Луи Торан 22 сентября в 11 часов отслужил св. Мессу в кафедральном соборе Приснодевы Марии в Астане. Высокому гостю из Ватикана сослужили апостольский нунций Мигель Маури Буэндия, архиепископ Томаш Пэта и священники астанинской архиепархии.
На литургии присутствовал также заместитель председателя Агентства по делам религий господин Азильханов М., приветствовавший кардинала и всех католиков.
Впервые его высокопреосвященство Жан-Луи Торан встречался с верующими Астаны четыре года назад, когда он принимал участие в Съезде лидеров мировых и традиционных религий. Но на этот раз встреча с астанинцами была проникнута особым духом, так как она просиходила как раз в 12-ую годовщину визита бл. Иоанна Павла II в Казахстан. По случаю этой даты после завершения литургии состоялось возложение венка
Главной же целью нынешнего приезда кардинала в Казахстан было участие в мероприятиях, посвященных 10-летию первого Съезда лидеров мировых и традиционных религий в Астане. Напомним, что за это время прошло уже четыре таких съезда. В их работе принимали участие руководители и выдающиеся представители ислама, христианства, иудаизма, индуизма, буддизма и других религий. На диалоговой площадке съезда проходил насыщенный и содержательный разговор по духовному сближению религиозных общин, а также принимались совместные обращения, адресованные гражданам, народам и правительствам.
23-24 сентября 2003 г. в Астане состоялся I Съезд лидеров мировых и традиционных религий. Участники приняли решение о проведении межрелигиозного саммита на регулярной основе и создании его рабочего органа - секретариата Съезда лидеров мировых и традиционных религий.
12-13 сентября 2006 г. в состоялся II Съезд лидеров мировых и традиционных религий под общей тематикой: «Религия, общество и международная безопасность». Съезд прошел в новом, специально построенном для проведения форума здании - Дворце мира и согласия (пирамида). В его работе форума приняли участие 43 делегации из 20 стран Европы, Азии, Африки и Америки. Были приняты «Принципы межрелигиозного диалога» и выдвинута инициатива создания Международного центра культур и религий под эгидой съезда.
1-2 июля 2009 г. в казахстанской столице проходил III Съезд лидеров мировых и традиционных религий под общей тематикой: «Роль религиозных лидеров в построении мира, основанного на толерантности, взаимном уважении и сотрудничестве». В его работе приняли участие 77 делегаций из 35 стран мира, представлявших все основные религии мира. В соответствии с резолюцией Генеральной ассамблеи ООН, принятой 13 ноября 2008 г., съезд прошел при участии и технической помощи со стороны системы ООН. Для координации деятельности съезда, расширения взаимодействия и сотрудничества с другими форумами и международными организациями, деятельность которых направлена на диалог культур и религий президент Назарбаев предложил создать Совет религиозных лидеров.
IV Съезд лидеров мировых и традиционных религий состоялся 30-31 мая 2012 г. в Астане под общей тематикой: «Мир и согласие как выбор человечества». Форум собрал 87 делегаций из 40 стран мира.
В рамках IV Съезда продолжилась дальнейшая институционализация форума, в частности, был создан координирующий орган – Совет религиозных лидеров, куда вошли руководители и выдающиеся представители мировых и традиционных религий.
В 10-летие первого Съезда лидеров мировых и традиционных религии в Астане
20-26 сентября в Казахстане находился председатель Папского совета по межрелигиозному диалогу кардинал Жан-Луи Торан. Он приехал в нашу страну по приглашению председателя Сената парламента Республики Казахстан и главы секретариата Съезда лидеров мировых и традиционных религии Кайрата Мами.
Главной целью приезда кардинала было участие в праздновании 10-ой годовщины первого съезда. В память об этом событии 25 сентября в Астане прошло XII заседание секретариата съезда, а также международная научно-практическая конференция «Роль межрелигиозного форума в Астане в диалоге цивилизаций». В конференции приняли участие представители многих религий. В первой части докладчики рассказали о значении уже прошедших четырех съездов. Во второй говорилось о перспективах дальнейшего развития межрелигиозного диалога, проходящего в Казахстане. Все выступавшие выразили благодарность Республике Казахстан за эту инициативу.
Заместитель руководителя администрации президента республики Баглан Майлибаев зачитал послание президента Н.А. Назарбаева, в котором глава государства в очередной раз заявил о важности съезда как глобальной и общечеловеческой платформы диалога и о вкладе этого форума в деле прогресса культур и цивилизаций, уже признанной международным сообществом.
Председатель сената парламента Республики Казахстан и глава секретариата съезда Кайрат Мами, говоря о роли Президента Республики в работе съезда, напомнил также о конкретных инициативах Казахстана, таких как отказ от ядерного оружия, стратегия развития 2050, общий прогресс страны (вхождение в число 50 развитых стран мира). Казахстан – это мост между Востоком и Западом, а казахстанская модель является примером согласия и терпимости. Секретариат съезда осуществляет свою деятельность при поддержке ООН. Господин Мами добавил также, что данный Конгресс должен взять на себя инициативу в деле воспитания молодежи, беря за образец морали слово Божие, как сказал Святой Отец Франциск в послании мусульманам, призывая последних к диалогу.
Его высокопреосвященство Кардинал Торан, подчеркивая важность диалога, заметил, что нравственные ценности объединяют и верующих, и неверующих. Упомянув же о последних случаях нападений на христиан, он призвал всех к минуте молчания. Нужно различать религию и политику. Агентство по делам религий и центр культуры и религий в Казахстане являют пример плодотворного сотрудничества. Затем представитель Ватикана отметил, что не следует преумножать излишне органы и структуры съезда, потому что зачастую простота – лучшая форма организации. Кардинал заметил также что диалог, по сути, является необходимостью, а не выбором: не может быть мира на земле без диалога, особенно среди верующих, составляющих на сегодня большую часть человечества.
Многие выступавшие подчеркивали необходимость перенесения результатов съезда с уровня лидеров на уровень все верующих, особое значение придавая воспитанию молодежи в духе взаимного уважения, диалога и сотрудничества во имя мира.
Следует напомнить, что в феврале этого года казахстанская делегация во главе с председателем сената Кайратом Мами побывала в Ватикане, где присутствовала на общей аудиенции у Святого Отца, а затем приняла участие в заседании Папского совета по межрелигиозному диалогу.
о. Павел Блок
Верховного Понтифика Франциска
епископам, священникам и дьяконам, посвященным мужчинам и женщинам и всем верным-мирянам о вере
1. «Lumen fidei» – этой фразой церковная традиция назвала великий дар, оставленный нам Иисусом, Который в Евангелии от Иоанна сказал так: «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Ин 12, 46). А святой Павел приводит такие слова: «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца» (2 Кор 4, 6). Среди язычников, жаждавших света, был распространен культ бога Солнца, «Солнца непобедимого», к которому взывали на рассвете. Но, хотя солнце вставало ежедневно, древние прекрасно понимали, что оно не может озарить своим светом все человеческое бытие. Ведь солнце не освещает все реалии, его лучи неспособны проникнуть во мрак смерти, где глаз человеческий уже не видит света. Святой мученик Иустин как-то заметил: «Никогда ни один человек не принял смерти ради веры в солнце». Сознавая, сколь великие горизонты открывала им вера, христиане называли Христа истинным Солнцем, Которое «лучами Своими дарует жизнь». Марте, оплакивавшей умершего брата Лазаря, Иисус сказал: «Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?» (Ин 11, 40). Кто верует, видит: видит некий свет, озаряющий весь жизненный путь, так как нисходит к нам от Христа воскресшего – Звезды утренней незаходящей.
Обманчивый свет?
2. Однако, мы можем слышать, как многие наши современники говорят об этом свете нечто противоположное. В наши дни часто думают, что он мог быть достаточным для древних обществ, но мало пригоден для нового времени, для окрепшего человека, гордящегося своим разумом и ищущего новые пути в будущее. И потому вера кажется уже светом обманчивым, не дающим человеку воспитать в себе смелость познания. Молодой Ницше предлагал сестре Элизабет рискнуть пойти «новыми стезями... в сомнении своего свободного суждения» и добавлял: «Здесь расходятся пути человеческие: если хочешь обрести мир души и счастье, то веруй, если же желаешь быть учеником истины – исследуй». Вера препятствует поиску. Исходя из этого убеждения, Ницше строил свою критику христианства, которое якобы гасит силу человеческой экзистенции, похищая у жизни новизну и приключение. Таким образом, вера – это будто бы только иллюзия света, мешающая нам нашем пути свободных людей в будущее.
3. В этом процессе вера ассоциируется с тьмой. Кое-кто надеялся, что ее можно сохранить, найти для нее новое место, если примирить ее со светом разума. И место веры было найдено там, куда не может проникнуть свет разума, где человек не может уже иметь непоколебимой уверенности. Таким образом, вера понималась как прыжок в пустоту, который мы за недостатком света, совершаем под действием некоего слепого чувства, или как субъективный свет, который может, пожалуй, согреть сердце и принести личное утешение, но который нельзя при этом предлагать другим как объективный и универсальный свет, способный осветить путь всем. Но постепенно становилось очевидным, что свет разума не может собственными силами озарить будущее, которое все же оставалось, в конце концов, покрыто мраком и пугало человека неизвестностью. Так человек отвернулся от великого света, от поиска великой истины, довольствуясь малыми светильниками, освещающими лишь краткие моменты и неспособными указать путь. Когда нет света, все перемешивается, невозможно отличить добро от зла, путь, ведущий к цели, от путей, который заведет нас в бесконечные круги без определенного курса.
Свет, который вновь нужно узреть
4. Таким образом, необходимо вновь открыть природу света, свойственную веру, потому что, когда гаснет этот свет, ослабевают и другие. Ведь природа света веры уникальна, так как он способен озарить все человеческое бытие. Дабы свет был столь силен, он должен исходить не от нас самих, а излучаться своим первичным источником, то есть проистекать от Бога. Вера зажигается, когда человек находит Бога живого, призывающего нас и являющего нам Свою любовь – любовь, которая нас предваряет и на которую мы можем опереться, чтобы иметь твердую основу и строить свою жизнь. Преображенные этой любовью, мы обретаем новые глаза, мы ощущаем в ней обетование великой полноты, и перед нами открываются горизонты будущего. Вера, ниспосылаемая нам Богом как сверхъестественный дар, дабы наш путь озарился светом, который направлял бы наше странствие по времени. С одной стороны, этот свет исходит из прошлого, свет полагающей основание памяти о жизни Иисуса, которой была явлена Его неподдельная любовь, сумевшая победить смерть. Но в то же время, так как Христос воскрес и перевел нас по ту сторону смерти, вера – это свет, исходящий из будущего, открывая перед нами великие горизонты и выводя нас за рамки нашего обособленного «я» к широте общности. Так мы понимаем, что вера не обитает во мраке, а сама есть свет для нашей тьмы. Данте в «Божественной комедии», исповедовав свою веру перед святым Петром, характеризует ее так: «искра здесь живая, / Чье пламя разрослось, пыланьем став / И, как звезда небес, во мне сверкая». И именно об этом свете веры хотелось бы Нам поговорить, дабы он сиял все ярче, озаряя настоящее, и был звездой, указующей нам путь сегодня, когда человек особенно нуждается в свете.
Господь накануне Своих страданий говорил Петру: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (Лк 22, 32), а затем просил его, дабы в этой вере он «утвердил братьев». Ясно сознавая долг преемника Петрова, Бенедикт XVI объявил нынешний Год веры, то есть время благодати, помогающее нам вкусить великую радость веры и оживить сознание обширности панорамы, которую открывает перед нами веры, чтобы мы в единстве исповедовали ее неискаженной, верные памяти о Господе и подкрепляемые Его присутствием и действием Святого Духа. Убеждение, что вера наделяет жизнь величием и полнотой и что зиждется она на Христе и Его силе, вдохновляло миссию ранних христиан. Среди деяний мучеников мы находим такой диалог между римским префектом Рустиком и христианином Гиераксом: «Спросил префект Гиеракса и о том, где именно родились его родители. Гиеракс ему ответил: "Истинный Отец наш – Христос, а мать – вера, которой мы веруем в Него"». Для первых христиан вера как встреча в Богом живым, явленным во Христе, была «матерью», так как вывела их к свету, родила в них божественную жизнь, новый опыт и светозарное видение жизни, и потому они были готовы нести публичное свидетельство до конца.
6. Год веры начался в пятидесятую годовщину открытия II Ватиканского вселенского собора. Данное совпадение указывает на то, что этот собор был собором веры, так как он призвал нас поставить во главе нашей церковной и частной жизни примат Бога во Христе. Ведь Церковь никогда не воспринимала веру как нечто завершенное, но всегда знала, что этот дар Божий нужно питать и укреплять, чтобы он и впредь направлял ее странствие. Благодаря II Ватиканскому вселенскому собору вера воссияла изнутри нашего опыта, сопровождая современного человека на его путях. И тогда стало очевидно, насколько вера может обогатить жизнь во всех ее проявлениях.
7. Эти размышления о вере, продолжающие сказанное об этой богословской добродетели церковным учительством, должны дополнить то, что писал в окружных посланиях о любви и надежде Бенедикт XVI. Он же почти закончил черновой вариант окружного послания о вере. И Мы благодарим его за это и в духе братства во Христе принимаем его чрезвычайно ценный труд, введя в текст лишь некоторые дополнения. Ведь преемник Петров вчера, сегодня и завтра призван «укреплять братьев» в этом неизмеримом сокровище веры, который Бог даровал каждому человеку как свет на его пути.
В вере, этом даре Бога, влитой им сверхъестественной добродетели мы познаем, что нам дана великая Любовь, что к нам обращено благое Слово и что, когда мы принимаем это Слово, Которое есть Иисус Христос, Слово воплощенное, Дух Святой нас преображает, освещает нам путь в будущее и дает нам крылья надежды, дабы мы с радостью шли по этому пути. Вера, надежда и любовь в их изумительном сочетании образуют динамическую силу христианского бытия, ведущую его к полному общению с Богом.
КРЕДО, перевод с латинского
Арман Нурланов
Солнце, море, голубое небо... И это только маленькая часть того, чем довелось насладиться участникам поездки в Капчагай. В этом году викарием прихода Матери Божией неустанной помощи в Астане о. Евгением была организована поездка для молодежи на юг Казахстана. В ней приняли участие 23 человека. Отдых длился с 31 июля по 7 августа. В течение года в приходе Матери Божией неустанной помощи регулярно проходили встречи для молодежи. Летний отдых стал своего рода итогом этих встреч, а также еще одной возможностью познакомиться с близкими по духу людьми.
Все началось с поезда Костанай-Алматы, который доставил группу к месту назначения. Чуть больше дня в дороге при жаркой погоде были непростым испытанием для многих, но все покрывал интерес друг к другу, ведь большинство участников были едва знакомы и уже в поезде стали ближе узнавать друг друга. А вечером вся группа, привлекши часть попутчиков, собралась за игрой «Мафия». По прибытии в Капчагай молодежь расположилась в здании, принадлежащем местному к детскому дому, и тут же отправилась осваивать водные просторы этого чудного городка. Капчагайское водохранилище, которое местные жители называют «морем», является весьма своеобразным водоемом. Можно дойти почти до его середины, не погрузившись при этом в воду даже до плеч. Вода голубая и чистая, теплая, а у берега, что называется, «как парное молоко».
Программа поездки была весьма насыщенной. В первый день была организована работа в двух группах, перед которыми стояла задача создать логотип молодежного лагеря и презентовать его, озвучив ожидания участников от данной поездки.
Программа лагеря включала 3 поездки. Первая была совершена 2 августа в Чарынский каньон. Он находится в 195 км. к востоку от Алматы и является вторым по величине в мире после Большого каньона в Америке, его протяженность составляет 154 км. «Чарынский каньон — памятник природы, сложенный из осадочных пород, возраст которых составляет около 12 млн. лет. Высота отвесных гор достигает 150-300 м.», — сообщается в «Википедии». Католическая молодежь посетила «Долину замков» — излюбленное место туристов. Целью путешественников была река Чарын, на берегу которой прошла св. Месса. По пути в каньон и обратно встречались различные поселки. Наиболее запоминающимся был Тургень, где можно купить вкуснейший виноград, только снятый с веток и еще теплый от яркого летнего солнца. По возвращении в Капчагай молодые покорители вершин и низин освежились после тяжелого путешествия в «парном молоке» Капчагайского водохранилища. Поход на озеро после поездок по сути стал своего рода традицией.
Суббота и воскресенье прошли в Капчагае. Было время и для труда, и для музыкальных репетиций в рамках подготовки к воскресному богослужению. Также были организованы мастер-класс по плетению розариев и игровая программа.
Воскресенье началось с торжественной св. Мессы, на которой присутствовали местные прихожане и дети из детского дома. После литургии всех ждал конкурс, включавший работу с Библией. И снова озеро, «Мафия»...
Утром в понедельник, вооружившись рюкзаками с провизией и теплыми кофтами, юные исследователи отправились на Чимбулак – горнолыжную базу, с которой начался очередной пеший поход, включавший две части. Первую часть пути до памятника погибшим в горах преодолели практически все. Здесь была отслужена св. Месса за тех, кому посвящен этот памятник. Затем, подкрепившись бутербродами, отважные отправились дальше. Приходилось преодолевать усталость и боль в ногах, но все эти испытания стоили того, чтобы узреть ту красоту, которую создал Господь вокруг бывшей столицы Казахстана. 13 человек из группы смогли достичь пункта назначения, которым стала метеостанция Мынжылки, находящаяся на высоте 3100 метров. «Впервые в жизни я увидела снежные вершины гор. Было очень здорово, когда мы, преодолевая усталость и боль, шли. И потом, когда я увидела эти вершины, почувствовала облегчение и радость», – вспоминает Евгения Тулаева. Но это было еще не последним сюрпризом в тот день. С Чимбулака группа возвращалась в кабинках, передвигающихся по канатной дороге. Отсюда открывались самые неожиданные и великолепнейшие картины. Не один человек, находясь там, вспомнил слова апостола Петра: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи...» (Мф 17, 4).
Завершился лагерь посещением Иле-Алатауского национального природного парка, куда молодежь Астаны отправилась, чтобы посетить православный мужской монастырь в Аксайском ущелье. Природа ущелья кардинально отличается от природы, к примеру, гор. Растительность здесь кажется дикой, тропки узкие, по бокам заросшие кустарниками и колючками. По дну бежит горная река с очень бурным течением. Подъем был достаточно крут. Но с того места, где начинается самая трудная часть пути, камнями и ветками деревьев вымощены ступеньки, по бокам которых деревянные перила. Наверняка, и тут постарались монахи. На вершине ущелья располагается часовенка, а также кельи, находящиеся на расстоянии брошенного камня друг от друга. В монастыре 5 монахов разного возраста. Удалось молодежи и помолиться у могилы блаженных Серафима и Феогноста, трагически погибших обитателей этого монастыря, и испить воды из святых источников. На обратном пути из скита в тени деревьев было совершено богослужение.
В любое путешествие человек может отправиться в одиночестве. Но в данном отдыхе было важно именно единение людей с общей верой, идеями, моральными устоями, ведь в мире столь много людей именно для того, чтобы друг друга обогащать. «За эти семь дней я стал ближе к Богу, и в этом мне помогли духовно расти мои еще 22 друга», – сказал Тамерлан Начметдинов.
На следующий день отдохнувших и зарядившихся положительными эмоциями путешественников ждала обратная дорога в обыденную жизнь с проблемами, загруженностью на учебе и работе, а также с приятными и яркими воспоминаниями о неделе радости, проведенной с Богом и ближними в местах, славящих Господа своей красотой. Как отметила Мария Юзупанова, «центром этой поездки стало более глубокое познание нашего Творца благодаря посещению красивейших мест и исследованию Божьих творений».
Участники лагеря от чистого сердца благодарят о. Евгения Джигаря за организацию данной поездки, с. Елену за духовную поддержку и наставничество, Горчичко Татьяну за обеспечение питанием. Отдельную благодарность заслужили о. Ондрей Славик, настоятель прихода в Капчагае, и сестры ордена Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии, которые оказали душевный прием группе молодежи из Астаны. Пусть Господь воздаст им за доброту и заботу! АК
Под таким названием прошел спектакль в святилище Божьего милосердия г. Петропавловска, который нашему вниманию представила молодежь прихода. Режиссером, сценаристом и костюмером была с. Циприана Шченх.
5 августа 2013 сестры отмечали 150-летие своей конгрегации. Нынешний юбилей – особенный момент как для всей Конгрегации, так и для каждой сестры в отдельности, потому что он празднуется в Год веры, который мы переживаем вместе со всей Церковью. Это время радости, благодарения и прославления Бога за Его милосердие.
Юбилейный праздник начался со встречи в монастыре у сестер Божьей Матери Милосердия в Петропавловске. Среди приглашенных был и высокий гость из Астаны – епископ Анатазиус Шнайдер. Также присутствовали редемптористы из Петропавловска: декан и настоятель о. Дариуш Пашиньски, о. Кшиштоф Бугара, настоятель прихода в Тайынша о. Стефан Высоцки, настоятель прихода в Келлеровке о. Мариуш Ставаж, бенедиктинцы из Озерного Йозеф Мария Шнидер и Беер Йозеф Матияс, о. Адам, семинарист Вадим, сестры назаретянки, сестры служительницы непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии, друзья и благотворители монастыря сестер в Петропавловске и Тайынша. После беседы гости смогли оценить прекрасные кулинарные способности монахинь и блюда польской кухни.
После спектакля сестры Роза Вельгат и Клавдия Залевска поблагодарили Бога за великий замысел, ради которого в сердце каждой монахини была вложена милость призвания и призыв к сотрудничеству со спасительным Милосердием, а также за кандидаток, которые придут в их общину. «Милосердный Бог, стремясь привести к Себе тех, кто отдалился от Него из-за греха и человеческих слабостей и желая спасти и восстановить униженное нравственное достоинство падших женщин, избрал Еву Каролину Потоцкую. Он призвал ее покинуть "родовое гнездо", состоятельную аристократическую среду, чтобы стать матушкой Терезой – матерью для заблудших, презираемых, выброшенных на обочину общества душ. Господь пожелал сделать ее орудием своего Милосердия. Мы благодарим сегодня за призвание нашей матушки-основательницы, за все, что она сделала в ее жизни. Благодарим также за дар, каким является для нас св. сестра Фаустина, за послание милосердия, которое через нее Бог даровал всему миру». Сестры поблагодарили также Бога за нашего архиепископа Томаша Пэту, сказавшего незабываемые слова: «И Казахстан имеет право на милосердие». Так он выразил желание, чтобы конгрегация и продолжала свою миссию в Петропавловске, а потом и в Tайынше.
Монахини от всего сердца поблагодарили всех присутствующих за участие в празднике
и в литургии, которую отслужил епископ Анатазиус Шнайдер.
В своей проповеди его преосвященство отметил, что благодаря великому дару св. Фаустины Ковальской Конгрегация сестер Божьей Матери милосердия известна всему миру. Их даже часто называют «сестрами фаустинками». Он пожелал, чтобы сестры своим присутствием сеяли милосердие и жили им. Размышляя над притчей о милосердном самаритянине, епископ заметил, что у всех нас есть свои раны, а Церковь – это дом, в котором Бог святыми таинствами исцеляет, лечит, оказывает милосердие.
После святого причастия с. Клавдия прочла «Акт доверия конгрегации милосердному Богу». А после епископского благословения прихожане смогли почтить мощи св. Фаустины и получили от сестер брошюрку «Уповай» (пути милосердия святой Фаустины).
Юбилейный праздник закончился встречей в кафе храма с милой беседе за чашкой чая.
Галина Тайлакова
Ежегодное паломничество в Камышенку
В каждой семье, в каждой общине есть свои традиции. Традицией прихода Матери Божьей неустанной помощи в Астане стало ежегодное паломничество в Камышенку к иконе Богоматери Ченстоховской. Этот путь занимает два дня, за которые паломники преодолевают расстояние в
50 км.
С чем же связано особое почитание данной иконы? Ответ кроется в ее истории. Согласно легенде, ченстоховская икона относится к тому типу образов Пресвятой Богородицы, который восходит к евангелисту Луке. В 326 г., когда св. Елена посетила Иерусалим для поклонения святым местам, она, по преданию, получила эту икону в дар и привезла ее в Константинополь.
Достоверная история иконы Ченстоховской Божьей Матери прослеживается с конца XIII в., когда галицко-волынский князь Лев Данилович (основатель города Львова (Лемберга), 1268-1270 гг.) перевез образ в город Белз, находившийся на территории бывшей Червонной Руси, где икона прославилась многочисленными чудесами. Одно из чудес произошло во время осады города татаро-монголами. Осажденные, уповая на заступничество Пресвятой Богородицы, вынесли образ на городскую стену, и одна из стрел, выпущенных нападавшими, вонзилась в лик Царицы небесной. Из раны на иконе истекла кровь, а татарами овладело полное помрачение: они подняли оружие друг на друга. Оставшиеся в живых в ужасе бежали прочь от города. С тех пор на иконе остался знак в виде язвы треугольной формы, который сохранился и до настоящего времени.
После завоевания Польшей западно-русских земель, включая Галицко-Волынское княжество, польский князь Владислав Опольский в 1382 г. перенес икону на Ясную гору близ Ченстоховы во вновь построенный монастырь паулинов. Икона с того времени получила свое нынешнее название. В начале XV в. монастырь подвергся нападению гуситов и был разграблен, однако чудотворный образ чудом был спасен. По одной из версий, два шрама на иконе остались от ударов сабель гуситов.
В середине XVII в., когда почти вся Польша была захвачена шведами, шведский король Карл Х Густав, потерпел поражение под Ченстоховским монастырем. Помощь и заступничество Царицы небесной подняли патриотический дух поляков, и война со шведами закончилась для Польши успешно. В том же 1656 г. польский король Ян Казимир, возвратившись во Львов, обнародовал манифест, по которому поручал свое государство покровительству Божьей Матери. Ввиду того, что образ Богоматери, по мнению искусствоведов, принадлежит ко времени до разделения церквей, а предположительно, икона была создана в Византии в IX-XI вв., образ почитается как католиками, так и православными. Праздник иконы отмечается 26 августа.
Икона Ченстоховской Богоматери в Камышенке является копией оригинальной иконы, выполненной на деревянной панели размерами 122.2 x 82.2 x 3.5 см. На ней Богородица держит на левой руке Младенца-Христа и правой рукой указывает на Него. Богомладенец правой рукой благословляет, а в левой держит Евангелие. Правая ланита Божьей Матери пересечена двумя параллельными рубцами, перекрещенными на линии носа третьим. На шее видны следы шести рубцов, два из которых наиболее заметны, остальные четыре видны слабее. Из-за темного оттенка лика икона также известна как «Черная Мадонна». Местом расположения и центром почитания оригинала иконы является Ясная гора в г. Ченстохова в Польше. В стране традиционно проводятся масштабные паломничества к этому образу, особенно приуроченные к празднику Успения Богородицы 15 августа, в них принимают участие католики многих стран. Часовня, где ныне находится Ченстоховская икона Божьей Матери, полностью отдана под хранилище даров, принесенных богомольцами. Эти вещи покрывают все стены помещения. Здесь и украшения, снятые с себя верующими, и деньги, и даже костыли, ставшие кому-то ненужными. В память об исцелении от недугов верующие приносят и прикрепляют на стену часовни кулоны в форме ноги, руки, сердца и т.д. Первые массовые паломничества в Ясногорский монастырь известны еще с начала XV в. По давней традиции, паломники, отправившиеся к святыне в одиночку, примыкали к группам богомольцев, собиравшихся в соседних с Ченстоховой населенных пунктах, где им безвозмездно предоставлялись кров и пища, а потом все вместе шли к Ясной Горе. Эти традиции сохранились и в паломничествах, совершаемых в Камышенку. Возникновение Камышенского прихода Матери Божьей Ченстоховской связано с тем, что в 1936 г. на территорию Казахстана привозили ссыльных заключенных из Польши и Украины. Новые условия жизни и суровый климат были губительны для переселенцев, и многие из них были похоронены уже в первый год жизни здесь. Весной 1937 г. часть жителей села решила вернуться назад на Украину, прошли 8 км, их остановили, арестовали, многих расстреляли в г. Караганда. В 1938 г. на Рождество верующие организовали процессию с крестом по улицам Камышенки. С того времени и вплоть до 50-х годов верующие собирались тайком ночью, за закрытыми окнами и дверями в домах местных жителей и молились. Пожилые женщины самостоятельно совершали обряды крещения.
Впервые в село начали приезжать священники в 1953-1954 гг. Среди них был Бронислав Джепецкий и другие. Они совершали таинства крещения, миропомазания, венчания. В 1955 г. о. Бронислав получил разрешение на работу в Зеленом Гае. Верующие из Камышенки проходили расстояние в 25 км, чтобы участвовать в св. Мессе, особенно по воскресеньям. В 70-е годы преследование верующих несколько ослабилось, и священники чаще стали приезжать в приход и совершать обряды. В мае 1991 г. о. Отто Мессмер освятил фундамент под церковь. Через год в 1992 г. строительство церкви было завершено. Так благодаря молитвам и труду людей старшего поколения в с. Камышенка был воздвигнут храм. Сбылось то, о чем мечтали и молились верующие. Большую помощь в возведении храма оказало руководство местного колхоза. Осенью 1993 г. в село приехал из Польши о. Иренеуш Новак, который проработал в приходе до осени 1998 г. С его появлением началась постоянная душепастырская работа.
26 августа 1994 г. апостольский администратор Казахстана и Средней Азии епископ Ян Павел Ленга совершил освящение храма. С тех пор ежегодно в этот день совершают паломничество в с. Камышенку люди, просящие у Матери Божьей укрепления своей веры и помощи в делах.
Паломничество этого года стало 19-м по счету. В нем приняло участие около 50 человек. Астанинские паломники начали свой путь у с. Новоишимка в количестве 38 человек, собирая по пути тех, кто также хотел помолиться у копии чудотворной иконы. Первую остановку паломники сделали в с. Новоишимка, чтобы поприветствовать местных жителей и отслужить св. Мессу. Пунктом назначения на первый день паломничества было с. Зеленый Гай, где прихожане и местные жители приняли путников на ночлег. Во второй день паломники посетили с. Каменка, где прихожане приготовили для них сытный завтрак. По пути верующие молились, пели песни, во время остановок о. Иосиф из Макинска проводил конференции. Каждый паломник шел к иконе Матери Божьей Ченстоховской, неся намерения прихода, которые предложил архиепископ Томаш Пэта, а также свои собственные просьбы и слова благодарности. Достигнув места назначения, путники посвятили себя заступничеству Девы Марии. Затем была совершена торжественная св. Месса при участии архиепископа Томаша Пэты, после которой всех ждал вкусный ужин, приготовленный жителями Камышенки. Набравшись сил, паломники тронулись автобусом в обратный путь, усталые, но счастливые.
Приглашаем всех желающих присоединиться к юбилейному 20-му паломничеству летом 2014 г. При себе иметь намерение!
АК
В сентябре в гости к казахстанским бенедиктинцам из с. Озерное приезжала очень представительная делегация: сразу три аббата из разных частей света: о. Анастазиус Райзер из бенедиктинского аббатства Перамиго в Танзании, о. Михаэль Рупер из аббатсва Мюнстершварцах в Германии и о. Эмамануэль Рутц из аббатства св. Отмарсберга в Швейцарии. Мы попросили их рассказать о целях приезда.
- Скажите, какова цель вашего приезда? Так просто погостить или с каким-то определенным намерением?
- Нет, мы приехали не просто в гости, а чтобы посмотреть, что еще бенедиктинцы могли бы сделать здесь, в Казахстане, какие перспективы развития открываются перед нами.
- Бенедиктинская миссия здесь в Казахстане – единственная в Центральной Азии или есть еще монастыри в этом регионе?
- В Центральной Азии это пока единственный монастырь, но у нас монастыри в других районах Азии: на Филлипинах, в Китае, в Индии и в Корее.
- Есть ли какая-нибудь разница между жизнью бенедиктинцев здесь, в Казахстане, и, например, в Корее? Или ваши монастыри живут своим духом одинаково, несмотря на то, в какой стране находятся? Можно ли говорить о какой-то аккультурации бенедиктинского образа жизни?
- Жизнь бенедиктинцев везде одинакова. Везде они одинаково служат Богу и людям. Какие-то различия могут быть в повседневности, в видах деятельности, которой они занимаются в Корее или, например, здесь. Но наши братья так же, как и везде, собираются вместе для молитвы вместе молятся и живут вместе в одном доме.
- Конечно, устав для бенидиктинцев по всему миру один, но в каждой стране есть какие-то особенные моменты. Отличается ли чем-то служение вашего ордена здесь, в Казахстане?
- (отвечает Иосиф-Мария Алоиз Шнидер) Нашей первой задачей было строительство монастыря в таком совершенно особенном месте, как Озерное, где братья могли бы начать общинную жизнь. Мы построили эту келью и теперь помогаем в приходе, занимаемся духовной опекой сестер-кармелиток, о. Иосиф Матияс возглавляет Легион Марии, а я являюсь членом епископского совета. Конечно, это не очень большая работа, но она как раз по силам нашей маленькой общине.
(о. Иосиф Матияс Беер)Кроме того, нам кажется важным также помочь местным жителям изменить свой взгляд на труд, показать им пример того, как нужно трудиться во славу Божью. Отношение к инструментам, строительным материалам и окружающему миру... За советские времена люди привыкли здесь думать, что, раз все общее, значит не мое. А потому пусть все рушится и ломается, меня это нисколько не волнует. И наша конкретная задача, это побудить людей отказаться от такого отношения и раскрыть свои таланты, потому что только тогда у них будет будущее.
- В уставе братьев бенедиктинцев, насколько мне известно, 72 пункта. Современный Бенедиктинец знает все эти пункты наизусть?
- Само собой разумеется, потому что ежедневно по несколько пунктов читается во время приема пищи. Этому правилу уже 1500 лет. Но вы, наверное, хотели проверить нас, потому что пунктов не 72, а 73.
- 73? И что сказано в 73-м?
- В 73-м пункте сказано, что это еще не конец, а только начало. Весь устав очень серьезно изучается во время новициата. Кроме того, регулярно проводятся конференции, на которых община обсуждает толкование этих пунктов.
- Скажите, а если кто-то из молодых жителей Казахстана и Средней Азии захочет побольше узнать о жизни бенедиктинцев, они могут как-то с вами связаться, приехать к вам? Возможно, у вас бывают дни открытых дверей?
- Конечно, можно с нами связаться, и потом мы вместе решим, когда будет лучше приехать к нам. бывает, что мы уезжаем куда-то. Например, зимой мы поедем в Швейцарию, так что никого принять не сможем. Сейчас вообще как раз стоит вопрос о нашем будущем. Монастырь в Казахстане – это проект швейцарского аббатства Узнах, но сейчас у нас возникли определенные трудности. И вопрос в том, готовы ли другие аббатства помочь нам.
- Некоторые из вас впервые в Казахстане. Какие у вас впечатления от нашей страны и от местной Церкви? Что особого вы заметили?
- С одной стороны, эта страна быстро развивается, все время появляется что-то новое. Но все же видны и следы прошлого. История все еще присутствует здесь, и не только в зданиях и музеях, таких как Карлаг, но и в душах людей. Прошлое отражается на современности. И конечно, сегодня главная задача для Казахстана – это как независимое государство найти свой собственный путь.
Конечно, большой неожиданностью стала Астана. Это, действительно, удивительный город. Но, с другой стороны, видна большая разница между столицей и регионами. Еще очень понравилось то, что в Казахстане так много различных этнических и религиозных групп, и все они мирно сосуществуют друг с другом. И, без сомнения, очень хорошо, что президент и правительство, как мы слышали, прилагает все усилия к тому, чтобы этот мир сохранить. То, что в вашей стране мусульмане, католики, православные и другие деноминации живут в согласии и стараются что-то вместе предпринимать – это прекрасный путь в будущее. Перед республикой открываются огромные перспективы, и если этот мир сохранится, то со всеми вашими ресурсами вы, действительно, сможете достичь поразительных успехов в развитии.
- Благодарим Вас, за то, что Вы уделили нам время и поделились своими мыслями. Желаем Вам благословения Божьего здесь в Казахстане, чтобы дух св. Бенедикта, его идея единения с Богом и в молитве, и в труде, распространялась и в нашей страны. Спасибо большое!
МХ, АН
Каникулы с Богом в этом году «красиво» вписались в жизнь нашей апостольской администратуры. Уже стало традицией ежегодно организовывать для детей реколлекции, совмещенные с отдыхом. Благодаря пожертвованиям и помощи многих людей с 1 по 5 июля дети вместе с настоятелем из Хромтау о. Петром Клюзой отдыхали в Атырау. К этой группе присоединились и дети нашего прихода. Реколлекции они переживали в группе из 22 человек, присматриваясь к тому, как Святой Дух учит верить, как действует в жизни человека, помогая познавать Его плоды. На каждый день был определенный плод Святого Духа. В малых группах, которые вели о. Петр и семинаристы Руслан и Станислав, дети разговаривали с ними на разные темы, а также готовили сценки и плакаты. Центральным пунктом каждого дня была Евхаристия, во время которой местный настоятель, о. Цэзары Комосиньски, в своих проповедях помогал всем нам отыскать ответы на вопросы, касающиеся нашей веры и действия Духа Святого в нашей жизни.
Хватало также времени и на веселый отдых: рисование, спортивные игры, пение, купание в реке Урал и прогулка на катере. В прохладный день дети имели возможность пойти в кино.
А 31 июля все праздновали день рождения епископа Аделио дель'Оро. После Евхаристии для именинника была представлена пантомима, которую подготовила молодежь и дети из атырауского прихода, а затем все отправились в дом сестер на вкусный торт. После пятидневного пребывания дети, хоть и с грустью, но все же радостные, отдохнувшие и укрепленные духовно возвращались домой. Мы надеемся, что все посеянное в их сердцах с помощью Божьей благодати принесет в будущем обильные плоды.
С. Зофия
Вот еще Озерное
C 11 по 15 августа в национальном святилище в с. Озерное состоялась 15-ая встреча молодежи, темой которой были слова Иисуса: «Идите, научите все народы». В этом празднике участвовали представители и нашей Атырауской апостольской администратуры в составе 16 человек вместе с о. Петером Сакмаром из Уральска и с. Зофьей Сикора из Атырау. Поездка в Озерное превзошла все наши ожидания. Собралась молодежь из всех уголков Казахстана, России, Германии, Украины. Мы очень благодарны за присутствие и общую молитву наших епископов: архиепископа Томаша Пету из Астаны, епископа Януша Калету из Караганды, епископа Клеменса Пиккеля из Саратова и апостольского нунция, представителя Папы Римского в Казахстане архиепископа Мигеля Маури Буэндию за то, что возглавил св. Мессу в торжество Успения Пресвятой Богородицы, проповедовал, препоручил нас опеке Божьей Матери, передал привет от Папы Франциска и благословил нас на обратный путь. Мы также с радостью участвовали в конференциях, которые вел о. Дмитрий Бирюков, во встречах в группах и паломничестве на сопку к Матери Божьей с рыбами, в крестном пути. Каждый день мы начинали с утренней молитвы часослова и завершали выставлением Святых Даров, которое длилось всю ночь. В последний день, в торжество Успения Пресвятой Богородицы, на св. Мессу собрались не только участники встречи молодежи, но и местные прихожане, а также паломники из соседних селений. Мы очень благодарны Богу и Марии Деве за то, что смогли побывать на этом празднике молодежи, за эту теплую атмосферу и за тех людей, которых мы там встретили!
Молодежь Атырауской апостольской администратуры.
В подтверждение, того что нам понравилось, прилагаем свидетельство одной из участниц этой встречи:
«Благодарю Бога за встречу в Озерном, за единство молодых людей из разных стран, собравшихся, чтобы молиться вместе, воздавая хвалу Пресвятой Деве Марии – Царице Мира, избранной Богом Матери Иисуса. Все, что было, происходившее ежедневно на встрече, обогатило мою душу. Паломничество к Богородице с рыбами, на сопку, крестный путь, ежедневный розарий, работа в группах, конференции, знакомство с сестрами, священниками, молодежью – все это и еще многое-многое другое укрепило мою душу. То, что больше всего меня обрадовало и приятно удивило, это простое и открытое общение. Очень понравилось, что в храме все сидели на полу, кому как удобно. От этого атмосфера создалась очень уютная и какая-то семейная. Чувствовалось единство веры, и что что-то глубокое и ценное объединяет нас всех, таких родных, под крышей храма. Дух встречи создавали песни, особенно когда все брались за руки, создавая особое единство. Такая своеобразная духовная зарядка на будущее. Благодарю Бога за тех людей, которых Он мне послал на этой встрече, за новые знакомства. Благодарю за то, что вообще существуют такие встречи молодежи, что есть возможность увидеть, пообщаться и научиться, перенять опыт веры таких же молодых католиков. Эти встречи дают сознание того, что ты не одинок, а это очень укрепляет веру и дает силы нести свой крест дальше. На этой встрече я вновь почувствовала, как сильна вера и как общая молитва способна объединить людей, которые говорят на разных языках, живут в разных странах и ведут различный образ жизни, но, тем не менее это не мешает нам всем встать в адорации и вознести молитву Богу. Такой опыт необходим в жизни каждого молодого христианина. В последний вечер был розарий с интенциями участников: зачитывались анонимные просьбы к Деве Марии. Это было чудесно. Мы все молились друг за друга и за важных для нас людей. Безмерно благодарю Бога за все это! Иисус и Мария среди нас! Иисус и Мария в сердцах наших. Аминь.»
Дарья
Ровно год назад двери кафедрального собора Девы Марии Фатимской в г. Караганда отворились для жаждущих вознести свои молитвы Богу, воздавая Ему благодарение и хвалу. Это было долгожданное и знаменательное событие в жизни местных католиков, гостей и, конечно же, тех, кто участвовал в возведении этого великолепного храма.
Казалось бы, год – это маленький срок, но, на самом деле, каждая его минута прошита историей, которая начинается даже задолго до строительства самого храма. Главный художник и архитектор этого масштабного здания пару лет назад, он признался, что по окончании стройки он будет уезжать со слезой на щеке, потому что этот храм стал для него, словно родной ребенок. Но, с другой стороны, он был рад, что после него остается не только архитектурное великолепие, но и место молитвы здесь, на земле мучеников. И ведь так и есть: это как маленький ребенок, моменты, из жизни которого мы спешим запечатлеть на снимках, а в преддверии годовщины мчимся в поисках подарков.
Накануне праздника, 7 сентября, в стенах кафедрального собора зазвучали древние гимны и псалмы, которые были написаны много тысяч лет назад и передавались испокон веков исключительно в устной форме. А исполнить эти чудесные моленья к нам приехали представители Коптской Церкви - так называемый «Ансамбль Давида». Коллектив был приглашен по инициативе апостольской нунциатуры и посольства Египта. В первую очередь, концерт был посвящен страдающему от внутренних конфликтов народу Египта. Днем ранее гимны звучали в Астане, а уже после вечернего богослужения следующего дня их смогли услышать и в Караганде. Стены собора собрали большое количество желающих самого разного вероисповедания. А ведь как раз в те дни нас призывал Папа к молитве о мире между христианами и мусульманами на берегах древнего Нила.
На следующий день, едва на горизонте появились первые лучи солнца, священники, гости, и участники торжества завершали последние штрихи подготовки к знаменательному событию. В торжественной службе участвовали: апостольский нунций Мигель Маури Буэндия, архиепископ Томаш Пэта, епископ Атаназиус Шнайдер и епископ Януш Калета. В своей проповеди архиепископ Томаш Пэта напомнил о той земле, на которой построен нынешний храм, а точнее о ее истории. Когда-то на ней строились концлагеря, но ни одна слезинка, ни одна капля крови людей разных национальностей не упала напрасно. Матерь Божья собрала всех под свой покров, ведь не зря храм носит имя Марии – Матери всех народов. Находясь под крестом, она страдала за всех, даже за тех, кто распинал Иисуса. Приснодева – это наш помощник на пути к Иисусу, она всегда нам поможет и укажет, что нам делать, но для этого необходим пост, благодаря которому мы получаем смирение. Как говорит Папа Франциск, Иисусу, чтобы побеждать, не нужно войско, Ему нужно смирение христиан. И в заключение проповеди архиепископ указал на то, что мы должны внимательно слушать, о чем говорит нам Дева Мария, чтобы достичь Бога.
Затем богослужение продолжилось Евхаристией, а завершилось процессией вокруг храма под торжественный звон колоколов. Но затем присутствующих в храме еще ожидала инсценировка, которую подготовила с. Полина вместе с детьми и молодежью. Сценарий постановки отображал очень важное событие, которому надлежало быть вновь услышанным и наглядно показанным именно в этот день. Потому что эта история рассказывает о давней встрече епископа Яна Павла Ленги с матушкой Люсией де Жезуш Роза, одной из тройки детей, которым неоднократно являлась Пресвятая Дева Мария близ Фатимы в Португалии. Сценка еще раз напомнила всем об этой истории, а диалоги главных героев сделали нас намного ближе к истокам того события, к которому сегодня мы можем прикоснуться.
Ну, и куда же без воспоминаний, а самым лучшим архиватором воспоминаний являются фотографии, представленные в фильме, а также на небольшой выставке, которую можно было посмотреть в течение нескольких дней.
И какой же праздник обойдется без пира? Все участники торжества могли насытиться восточной кухней, а помимо этого созерцать веселые танцы и самим принять участие в одном из них. После чего желающим предложено было насладиться замечательным мастерским исполнением классических произведений на органе от Салтанат Абилхановой. Казалось бы, всем известные произведения звучали как что-то новое и неповторимое.
Но вот торжество подходил к концу, и собор стал старше еще на один день...
Сравнивая праздник годовщины освящения собора с первым годом жизни ребенка, хотелось бы пожелать, чтобы у нашего храма была здоровая и красивая семья, а ведь это все мы, приходящие сюда на молитву, проповедующие слово Божие и открывающие двери храма, в котором воцарилась любовь.
Инна Якутина