Фатима.
Статуя Приснодевы Марии, почитаемая паломниками в португальской Фатиме в часовне Явлений местной базилики, вскоре будет выставлена в Ватикане. Она прибудет сюда по желанию Святого Отца по случаю Дня мариинского культа, который организует в рамках Года веры Папский совет по евангелизации. В воскресенье, 13 октября, у ног Фатимской Богоматери понтифик посвятит мир непорочному сердцу Приснодевы Марии. А в Фатиму к международным паломническим торжествам 12 и 13 октября по поручению Папы приедет его государственный секретарь кардинал Тарчизио Бертоне.
Информация об этом размещена на интернет-страницах фатимского святилища, где также сообщается о письме вышеназванного совета, адресованном епископу епархии Леирия-Фатима монс. Антонио Марто. Архиепископ Рино Физикелла упоминает в нем о том, что на День мариинского культа приглашены все церковные объединения с соответствующей духовностью. Как и предыдущие мероприятия, проходившие в рамках Года веры, мариинский уикенд также начнется с паломничества ко гробу апостола Петра в ватиканской базилике и окончится воскресной евхаристией, которую Папа совершит на площади св. Петра. «Папа Франциск хотел, чтобы эти дни в качестве особого знака сопровождало изображение Марии, почитаемое христианами всего мира. Поэтому наш выбор пал именно на статую Приснодевы Марии розария», - пишет далее монс. Физикелла.
Фигура Богородицы покинет Фатиму только на два дня, чтобы уже в третий раз навестить Ватикан. При понтификате Иоанна Павла II она дважды выставлялась на площади св. Петра: сначала 24 марта 1984 г., когда бл. Папа посвятил мир непорочному сердцу Приснодевы Марии, а потом 8 октября 2000 г., когда он же вверил ее заступничеству наступающее тысячелетие.
Бенедикт XVI: «Бог велел мне покинуть престол Петров»
Ватикан.
«Бог велел мне покинуть престол Петров». Такое высказывание Бенедикта XVI процитировало 19 августа католическое новостное агентство "Zenit", ссылаясь при этом на некий источник, пожелавший остаться неизвестным. Он принадлежит к числу тех немногих посетителей, которым в последние шесть месяцев довелось лично беседовать с почетным Папой, уединившимся в бывшем затворническом монастыре Mater Ecclesiae. Отвечая на вопрос о причинах отречения, отставной понтифик сказал, что Бог не являлся ему в тайном видении и не дал какого-то иного зримого знамения. Это было скорее «мистическое переживание», – пояснил Бенедикт XVI и добавил: «Господь пожелал зародить в моем сердце тоску по полному одиночеству с Ним и только с Ним в сосредоточении молитвы... Чем больше я наблюдаю за харизмой Папы Франциска, тем все яснее убеждаюсь, насколько это мое решение было поистине волей Божьей».
По мат. ВР
В первые дни приближающейся осени в Казахстан по приглашению апостольской нунциатуры и посольства Египта приедет известный по всему миру Ансамбль Давида, специализирующийся на исполнении древних коптских гимнов. Всего состоится два концерта: 5 сентября в кафедральном соборе Астаны и 7 сентября в карагандинском кафедральном соборе. В программу концертов войдут древние гимны в честь Бога и Пресвятой Девы Марии, а также покаянные молитвы.
Концерты будут посвящены страдающему от братоубийственных столкновений народу Египта. Приглашаем всех независимо от вероисповедания, и христиан, и мусульман, придти на это мероприятие, чтобы вместе помолиться о мире в этой стране и прикоснуться к духовному богатству коптской Церкви.
Немного об ансамбле
Ансамбль Давида создали в 1975 г. четыре музыканта: дирижер ансамбля, певец и мастер игры на лютне Георг Кириллос, пианист Наги Файек, скрипач Эдвард Ганна и гитарист Морис Азиз. Специализируется группа на исполнении коптских гимнов, возраст которых насчитывает уже почти 2000 лет и которые дошли до нас благодаря устной традиции, передававшейся на протяжении столетий из поколения в поколение.
Эта гимнографическая традиция считается естественным продолжением традиции гимнов фараонов, и то, что она сохранилась до наших дней – это чудо, удивляющее весь мир.
Ансамбль известен также особое манерой исполнения псалмов, написанных много тысяч лет назад. Конечно, сегодня никто не сможет сказать, как именно исполняли свои молитвенные произведения сами псалмопевцы. Но участники ансамбля стараются составлять музыку на высоком духовном и научном уровне, благодаря чему многие слушатели убеждают, что именно так звучало музыкальное сопровождение, написанное самим царем Давидом.
Выступления
Ансамбль Давида несколько раз объезжал с гастролями весь Египет и принимал участие в празднования 2000-ого Рождества Христова в Каирском доме оперы, а также выступал с концертами в Американском каирском университете и во французских и итальянских культурных центрах.
Кроме того, они приглашались на множество международных фестивалей, в том числе на таких известных мероприятиях, Фестиваль священных искусств, организованный Египетским центром культуры и искусства в Париже в декабре 1995 г., и Фестиваль Востока в Стокгольме в июне 1997 г.
Ансамбль известен также исполнением так называемых голгофских гимнов, которые восходят ко временам фараонов и возраст которых насчитывает уже 5000 лет. На двух таких крупных выступлениях в 1998 г. Марсельском доме оперы и в Королевском кафедральном соборе в Сэн-Дени в Париже ему аккомпанировал Софийский филармонический оркестр и хор округа Венеции. Тогда Моника Георг, самая юная 20-летня участница ансамбля пела соло под аккомпанемент лютни, буквально очаровав французскую публику. По приглашению египетского посольства во Франции Ансамбль Давида выступал также в январе 2000 г. Институте арабского мира в Париже и в южно-французском г. Агд.
Кто такие копты?
Название «копты» происходит от арабского «кипти», т.е. «египтяне». И копты действительно считаются прямыми потомками древних египтян. На данный момент они составляют около 8-9 % населения Египта, т.е. примерно 6 млн. человек. Это представители одной из самых древних ветвей христианства, сохранившие в своей истории и культуре черты, уходящие корнями в глубину веков, в мир фараонов и их подданных. Большинство из них принадлежит к Коптской Православной Церкви Александрии, а небольшая часть (более 160 тыс. человек) – к Коптской Католической Церкви.
Христианское учение нашло множество последователей в Египте уже в середине I века. Согласно преданиям самих коптов, его принес сюда их первый патриарх св. Марк – автор одного из четырех канонических евангелий. Уже в III в. Библия была переведена на коптский язык и появилась оригинальная литургия, во многом близкая к византийской. Вместе с тем в христианство были взяты элементы древней египетской погребальной практики, такие как мумификация и подарки умершим.
Как уже было сказано выше, большинство коптов принадлежит к Коптской Православной Церкви Александрии. Это самоназвание не должно вводить в заблуждение: коптские православные не находятся в каноническом общении с другими православными патриархатами. Дело в том, что копты не приняли решения Халкидонского собора (451 г.) о двух природах во Христе – божественной и человеческой. В отличие от католиков и православных они полагают, что эти природы при воплощении слились в Богочеловеке в единое целое. Окончательное отделение коптской Церкви от вселенской произошло в середине VI в., когда Александрийский патриархат распался на две кафедры – греческую, признававшую халкидонские постановления (мелькиты), и египетскую, не признававшую их. Правда, впоследствии копты не раз предпринимали попытки сближения с православием, но по разным причинам они всегда оканчивались неудачей.
Помимо собственно коптов в состав Коптской Православной Церкви входит также Эфиопская Православная Церковь, получившая определенную автокефалию лишь в 1959 г. Кроме того, в 1998 г. коптский Патриарх даровал полную автокефалию Эритрейской Православной Церкви, отделившейся от Эфиопской Православной Церкви. Все три Церкви, несмотря на свое название, по сей день не признают постановления Халкидонского собора и поддерживают каноническое общение лишь с другими монофизитскими Церквами.
В 1741 г. коптский Патриарх Иерусалима Анастасий вступил в полное общение с Римом. Папа Бенедикт XIV установил для коптской католической общины апостольский викариат. Сам Анастасий вскоре вернулся в лоно Коптской Православной Церкви, но линия коптских апостольских викариев была продолжена. В 1824 г. Св. Престол создал для коптов-католиков патриархат, в первое время существовавший, однако, лишь на бумаге из-за противодействия его деятельности со стороны властей Османской империи. Патриархат был признан в 1829 г. и тогда же получено разрешение на строительство церквей. В 1895 г. Папа Лев XIII повторно учредил коптский патриархат и в 1899 г. возвел епископа Кирилла в ранг Патриарха с титулом «Патриарх Александрии и всех коптов».
Вопль Церкви в долине Нила
Еще в VII в. Египет был завоеван арабами, и с тех пор копты вынуждены жить среди преобладающего мусульманского большинства. Отношения между египетским христианством и исламом в разное время складывались по-разному. Были периоды относительного мирного сосуществования, но бывали и периоды более или менее суровых гонений и притеснений.
Если говорить о нынешнем положении египетских христиан, то его следует назвать трагическим. На протяжении последних десятилетий копты не раз становились объектами нападений со стороны исламских экстремистов. Но справедливости ради следует сказать, что подобные акты подвергались осуждению духовных лидеров местного ислама и жестко пресекались светскими властями. Однако, в 2011 г. в результате государственного переворота был отстранен от власти президент Хосни Мубарак. На последовавших затем парламентских выборах 40% голосов избирателей получили представители религиозно-политического объединения «Братья-мусульмане», которая была запрещена еще
в 1954 г. как экстремистская организация, но, тем менее, регулярно выдвигала своих сторонников либо по спискам других партий, либо в качестве независимых кандидатов. А в июне 2012 г.
президентом стал Мухаммед Мурси, выдвиженец Партии свободы и справедливости, образованной братьями-мусульманами. В результате и без того сложное положение христиан еще более ухудшилось. Приобретенная таким образом власть буквально развязала руки экстремистам, которые почти открыто начали преследовать коптов, убивая священников и простых верующих и разрушая храмы. Стоит хотя бы вспомнить атаку на собор св. Марка в Каире, когда толпа забросала камнями и бензиновыми бомбами христиан, собравшихся на отпевание жертв предыдущего нападения. Официальные власти тогда на словах осудили действия экстремистов, но потом обвинили в произошедшем самих христиан, якобы спровоцировавших нападавших.
Как известно, в начале июля текущего года в результате нового военного переворота Мухаммед Мурси был смещен с поста и оказался в тюрьме. Однако, ожидаемого улучшения положения христиан не произошло. Братья-мусульмане не пожелали отказываться от власти, и начавшиеся протесты вскоре переросли в открытые кровопролитные столкновения с армией. Исламисты обвинили также в пособничестве перевороту коптов. Нападению подверглись уже 80 церквей по всей стране и несколько христианских школ. В Луксоре армия вынуждена была взять под охрану местные церковные здания. И здесь нужно сказать, что на защиту христиан становятся уже и простые мусульмане, не желающие наблюдать со стороны за разгулом экстремизма.
Крайнюю обеспокоенность сложившейся ситуацией высказал 15 августа во время молитвы «Ангел Господень» Папа Франциск: «К сожалению, из Египта приходят скорбные известия, – сказал он. – Хочу посвятить свои молитвы всем жертвам и их семьям, раненым и всем пострадавшим. Помолимся вместе о мире, диалоге и примирении на этой дорогой нам земле и во всем мире». Призыв Святого Отца к миру и диалогу был оценен по достоинству не только египетскими христианами, но и мусульманами. Об этом рассказал в телефонном интервью Ватиканскому радио руководитель пресс-службы Епископской конференции Египта о. Рафик Грайхе: «Как только Папа закончил праздничную молитву «Ангел Господень», египетские католики, православные и даже мусульмане сразу начли публиковать папское высказывание во всех газетах и на веб-сайтах, как будто все только и ждали его слов!
Призываем всех присоединиться к интенциям Папы и молиться о воцарении мира на берегах древнего Нила, чтобы все жители Египта, и христиане, и мусульмане, смогли наконец-то жить спокойно и с уверенностью смотреть в будущее.
А. Н.
С 11 по 15 августа 2013 г. в национальном святилище в с. Озерном состоялась 15-ая встреча молодежи, собравшая около 300 молодых людей из всех уголков России и Казахстана под общим девизом всемирных дней молодежи, которыми были слова Иисуса: «Идите, научите все народы». По словам настоятеля о. Войчеха, национальное святилище в Озерном стало интернациональным, и участники встречи смогли пережить дух ВДМ в Рио-де-Жанейро в казахстанском Озерном.
Встречи молодых в Озерном начались по инициативе архиепископа Яна Павла Ленги и Общины блаженств в 1997 г. и постепенно начали набирать обороты. По словам архиепископа Томаша Пэты, 15-ая встреча молодежи в Озерном – это историческая встреча. В этом году Озерное собрало не только юношей и девушек со всех уголков Казахстана, но также 80 молодых людей со всей России от Санкт-Петербурга до Благовещенска и еще 10 из Германии.
Встреча молодежи в Озерном – это, в первую очередь, паломничество, поэтому программа встречи несла молитвенно медитативный характер, включая конференции, молитвы, песнопения и паломничества к Деве Марии с Рыбами и к Голгофе Озерного – Волынской сопке, где установлен Крест как памятник всем репрессированным в Казахстане.
Встреча началась торжественной св. Мессой, после которой участникам представилась возможность познакомиться друг с другом, рассказывая о своих приходах.
Конференции делились на три пункта: вера, надежда и любовь. О. Дмитрий, викарий в с. Камышенка и ведущий конференции, сказал: «Я соучаствую и стараюсь не мешать Святому Духу, чтобы Он работал в наших сердцах и вел нас вместе в школе Марии к Сердцу Иисуса. Я пытаюсь размышлять над добродетелями в свете темы «Идите, научите все народы»: свидетельство, миссионерство и евангелизация молодежи в Казахстане, в России и во всей Католической Церкви».
На второй день было паломничество к статуе Девы Марии с Рыбами на том месте, где когда-то было то самое озеро, некогда спасшее местное население от голода. Как прошло паломничество, нам рассказали участники: «С утра у нас были катехизы, а после обеда мы совершали паломничество к Марии с Рыбами. Но перед этим одна из местных жительниц, проживающая в Озерном с 1947 г., поделилась своей историей. Поляков депортировали в Казахстан, в степь – они и основали с. Озерноe. В первые годы было очень сложно, несмотря на большой урожай пшеницы, люди оставались голодными, так как весь урожай уходил на фронт. Депортированные молились розарием, собирались по домам, прятались. Наступила весна, с холмов хлынула вода огромными потоками, и возле села образовалось озеро, в котором оказалось много рыбы. Улов был настолько большим, что хватило, чтобы накормить все село, соседские поселения и даже отправить на фронт. Местные жители стали благодарить Богородицу за чудо, а население округи стало называть это село Озерным».
Александра, Щучинск
«Я приехала в Озерное за верой, потому что она мне нужна. Я вижу, что у меня нет такой веры, какая была у тех людей, которые основали село и создали это место. Паломничество к Деве Марии с Рыбами было запоминающимся, так как мы шли в ожидании увидеть чудесное озеро. Когда мы пришли, то озера никто не увидел – для некоторых это было настоящее потрясение. А я думаю, что новое чудо. Когда большой поток молодежи стал спускаться в углубление, где когда-то было озеро, мы заполнила пространство, как воды с рыбами, и озеро вновь образовалось. Волны снова ударились о скалу, на которой стоит статуя Божьей Матери, мы пришли к ней, пришли, чтобы поклониться и оставить наши дары, нашу рыбу, нашу благодарность».
Анастасия, Караганда
На третий день утром началось новое паломничество – на этот раз ко кресту на Волынской сопке, расположенную в 12 км. от села. По пути паломники пели гимны, читали молитву розария и останавливались для конференций. По традиции на сопке читается молитва Крестного пути. В этом году анимированный Крестный путь готовила молодежь из Караганды. Участники, в буквальном смысле, проходили крестный путь. Раньше на этом месте добывали мрамор и сопка изрезана ложбинами, где сейчас расположены стояния.
«Путь до Казахстана из Благовещенска занимает четыре дня. Так как у меня плотный график, я не надеялась, что попаду на эту встречу, но с помощью Божьей я приехала сюда. Мне приятно находиться в атмосфере с людьми близкими мне по духу. Мне нравится адорация, молитва прославления, во время которой мы можем открыто смотреть на Бога, разговаривать с Ним, обсуждать наши личные отношения. Особенно мне понравился Крестный путь, он был великолепен, я первый раз молилась с таким большим количеством молодых людей. У меня сейчас трудный период в жизни. То, что вчера я слышала и видела, заставило меня плакать. Я католичка с детства и никогда не думала, что у меня может быть кризис веры – во всех областях жизни сложно.
Я думаю, что Бог хочет сказать что-то через это, и я пытаюсь разобраться. Крестный путь помог мне взглянуть на себя, на жизнь и на свою веру с другой стороны. Наверное, это все не просто так делает Бог, наверное, Он хочет сделать мою веру более крепкой и сильной. Я чувствую, что
я укрепилась в ней».
Марина, Благовещенск,
Россия
Встреча закончилась св. Мессой торжества Взятия на небеса Пресвятой Богородицы, которую служил апостольский нунций архиепископ Мигель Маури Буэндия вместе с епископом Карагандинским Янушем Калетой, архиепископом из Астаны Томашем Пэтой и епископом Клеменсом Пиккелем из Саратова.
Идея участия россиян во встречах в Озерном возникла на ВДМ в Мадриде, когда молодежь задалась вопросом: «Почему бы нам не сделать общую встречу для молодых людей из бывших стран СНГ?» Епископ Клеменс Пиккель, ответственный по Вопросам молодежи в России, и Российская молодежная комиссия поддержали эту идею. Начались поиски, и архиепископ Томаш Пэта выступил с предложением провести такую встречу в национальном святилище Девы Марии в с. Озерное.
О. Ярослав из Сургута, председатель молодежной комиссии: «Эта встреча станет традицией, и уже принято решение об участии молодежи Казахстана во всероссийской встрече молодежи в 2015 г. Возможно, это будет в Преображенской епархии в Омске или Челябинске».
Молодые люди, разъехались по домам, расплылись как рыбы из чудесного Озера Богородицы. Будем стремиться к тому, чтобы наши жизни принесли плоды свидетельства, миссионерства и евангелизации.
Алексей Готовский
Архиепархия в Астане
Здравствуйте дорогая редакция газеты «Кредо». Решила Вам написать. Читаю газету регулярно. Нахожу в ней ответы на волнующие меня вопросы. Газета рассказывает нам о жизни Католической Церкви в нашей стране Казахстан. Наши сердца наполняются радостью.
Хочется рассказать о нашем приходе св. Иоанна Крестителя. В нашей маленькой часовне собирается совсем небольшое количество прихожан, но нас всех объединяет вера и любовь к Богу.
Мы благодарны Господу за то, что Он даровал нам замечательных священников, о которых мы давно мечтали и молились. И Бог услышал наши молитвы. Это о. Пшемыслав, о. Томаш, о. Ярослав, а теперь о. Мариуш. Он приезжает к нам два раза в месяц, и мы все с большим желанием идем на св. Мессу, на которой многое узнаем о Боге, и наши сердца наполняются светлыми прошениями. Мы благодарны так же нашим монахиням – сестрам Рафаэле, Иоанне, Пасхалии, а сейчас и с. Лилиане и часто молимся за них.
Хочется сделать маленькое отступление и рассказать о далеком прошлом. В 1936 г. наших родителей направили на спецпоселение в Казахстан по национальным мотивам, и мы подвергались политическим репрессиям. Я, например, с 1939 по 1956 г., и только в 1956 г. была реабилитирована. С болью вспоминается то ужасное время, когда мы невинно страдали. У нас не было права говорить на родном языке и даже просто пойти в соседнее село. Все должны были отмечаться в комендатуре. Мы боялись говорить о своей вере, но собирались вечерами у кого-нибудь в доме, чтобы молиться за завешенными окнами. Рисковали мы и те, кто проводил богослужения. Нас тайно крестили, и для всех нас дорого тот день, когда это произошло.
Сейчас другое время. Мы живем в многонациональной стране со свободой вероисповедания. Много различных религиозных конфессий, и между ними царит мир и согласие. Мы гордимся тем, что живем в этой стране, жители которой когда-то приняли нас с состраданием и помогали, чем могли. И мы им очень благодарны, и всегда будем помнить о них.
На фотографии празднование в честь св. Иоанна Крестителя в нашем приходе с о. Мариушем и
с. Лилианой. Мы им очень благодарны за их труд. Желаем им здоровья на долгие лета. Да хранит их Бог!
Шульц Гелена Р.,
приход Иоанна Крестителя,
с. Летовочное,
Тайыншинский р-н
Северо-Казахстанская область
Как известно, в Республике Казахстан, являющейся многонациональным государством, на территории которого проживают около 130 различных национальностей, на сегодняшний день действует более 100 католических храмов и часовен, среди которых определенную роль в духовном становлении и развитии общества играет и церковный приход Успения Пресвятой Богородицы г. Талгара, начавший свое существование в 1992 г.
Здесь с 9 по 15 июня 2013 г. в очередной раз был организован лагерь духовных реколлекций для ребят от 5 до 14 лет, направленный на развитие духовности детей и укрепление их веры. В этот лагерь были приглашены юные прихожане из г. Талгара и поселков Талгарского района (Белбулак, Тонкирис, Нура, Амангельды, Жетыген), а также из г. Иссык.
Кроме о. Казимира (бывшего настоятеля прихода г. Талгара), семинариста Виталиуса и сестры-монахини Эмилии на весь период реколлекций для оказания помощи была приглашена и молодежь (Рита, Вера и Таня).
Во время духовных реколлекций и отдыха дети молились, размышляли над истинами, которые доносились до них во время св. Мессы устами о. Казимира. Кроме того, каждый день детей был заполнен также активно-развлекательными мероприятиями: поход в Чарыньский каньон и знакомство с детским домом «Ковчег», поездка на Медеу и горнолыжный комплекс «Чимбулак», посещение центра отдыха «Вираж» и форелевого хозяйства, а также участие в спортивных состязаниях и играх.
О детском лагере духовных реколлекций мы поговорили с Викторией Ваховской, которая с удовольствием поделилась своими впечатлениями:
– Вика, насколько мне известно, вы не в первый раз проходите духовные реколлекции в детском лагере? Скажите, пожалуйста, какую пользу извлекли вы для себя в период отдыха в этом лагере?
– Мне все очень понравилось, потому что я побывала в Чарыньском каньоне и в других красивых местах, где мне не приходилось бывать раньше, познакомилась с другими ребятами, с которыми я до сих пор переписываюсь по электронной почте. В целом, этот лагерь помог мне расширить мой кругозор и найти новых друзей.
Многие дети (а их было 22 человека) остались очень довольны и благодарили Бога за то, что с помощью Его благодати смогли увидеть красивые места родного края и стали намного взрослее, а, значит, по-другому смотрят теперь на этот мир и на себя самих в этом мире.
Хаят Яхина
Епархия в Алматы
В начале августа вышел в свет очередной том бюллетеня «Acta Apostolicae sedis», в котором публикуются все официальные документы Св. Престола. Сборник, кстати, доступен и в интернете, начиная с издания от 1909 г. Нынешний двойной номер (http://www.vatican.va/archive/aas/documents/2013/aprile-maggio2013.pdf - AAS 105, № 4-5, стр. 352-357) – первый, который выходит при понтификате Папы Франциска, и содержит одну новинку: полный текст размышления, произнесенного в Сикстинской капелле в начале последнего конклава.
Подобные размышления произносятся за закрытыми дверями и никогда ранее не обнародовались. Но на этот раз тот же текст был опубликован и в ватиканской газете " LґOsservatore Romano" (в номере от 8 августа). Размышления, открывающие конклав, всегда подготавливает один из кардиналов, который не обязательно должен быть выборщиком. В 2005 г. это было поручено иезуитскому кардиналу Томашу Шпидлику, а в нынешнем году в Сикстинской капелле проповедовал опять-таки монах, представитель ордена августинцев 87-летний мальтийский кардинал Проспер Грек, профессор патристики.
Предлагаем вашему вниманию десять пунктов, в которых его высокопреосвященство представил 13 марта 2013 г свое видение того, чего «хочет Христос от Церкви».
1. Евангелие без скидок
После Своего воскресения Иисус послал апостолов по всему миру, чтобы они приобретали учеников из всех народов и крестили их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мф 19, 19). Церковь исполняет это и несет Евангелие без скидок и растворителей. Как только мы соглашаемся на компромисс, Евангелие теряет свое dynamis (греч.: силу, динамичность – прим. ред.). Это как из бомбы вынуть тротил. Нельзя идти на поводу у соблазнительных идей, будто бы II Ватиканский собор дал равные шансы на спасение находящимся вне Церкви и тем самым сделал относительной необходимость крещения. Именно это стало одной из причин того бедственного положения, когда многие католики сегодня забывают или вообще не хотят крестить своих детей.
2. Соблазн креста
Евангельская весть о Царствии Божьем конкретизируется в вести об «Иисусе Христе, и притом распятом» (1 Кор 2, 2). Этот соблазн креста уничижает hybris (тщеславие) человеческого разума и возвышает его до принятия мудрости, нисходящей свыше. И снова, если личность Христа делается относительной и ставится на один уровень с другими «спасителями», христианство теряет свою основу. Именно проповедь абсурдности креста за неполные три столетия лишила силы культ римского императора и открыла человеческому уму новые горизонты надежды и воскресения. По этой надежде тоскует и сегодняшний мир, страдающий от экзистенциальной депрессии.
3. Церковь мучеников
Распятый Христос внутренне связан с распинаемой Церковью. Это Церковь мучеников, начиная с исповедников первых столетий и заканчивая множеством верующих, которые и сегодня в некоторых странах гибнут только за то, что идут на воскресную Мессу... Иисус предупреждает: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин 15, 20). Так что преследования – это quid constitutivum (лат: определяющий элемент – прим. ред.) Церкви... Это крест, который она должна принять. И преследования не только физические. Ведь порой гонения выражаются во лжи: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф 5, 11). Все вы недавно испытали это благодаря некоторым СМИ, которые не любят Церковь. Когда обвинения лживы, не нужно обращать на них внимание, потому что иначе они причинят большую боль.
4. Когда обвинения правдивы
Другое дело, когда нас упрекают по делу, как это было во многих случаях сексуальных преступлений. Нужно смириться пред Богом и людьми и постараться любой ценой искоренить зло, как Бенедикт XVI делал это, глубоко сожалея о подобных трагедиях. Лишь так можно снова заслужить доверие мира и подать пример честности. Множество людей сегодня не находит веры в Христа, так как Его лик затемняется или закрывается учреждениями, которым не достает прозрачности. Недавно мы оплакивали различные прискорбные проступки, совершенные священниками и мирянами прямо в папском доме. Но в то же время мы должны сознавать, что это зло, каким бы тяжким оно ни было, в сравнении с другими бедами из истории Церкви является ничем иным, как простудой. И, как с помощью Божьей были преодолены те беды, так будет преодолен и нынешний кризис. Но простуду нужно правильно лечить, чтобы она не перешла в воспаление легких.
5. Сатанинский дым в Церкви
Злой дух мира сего, «mysterium iniquitatis» (лат.: «тайна беззакония» – прим. ред., 2 Фес 2, 7) без устали старается проникнуть в Церковь. Не будем забывать предостережения пророков ветхозаветного Израиля, ища союза с Вавилоном и Египтом. Нам нужно держаться политики ex fide (лат.: «из веры» – прим. ред.), доверяя только Богу (ср. Ис 30, 1; 31, 1-3; Ос 12, 2) и Его завету. Мужайтесь! Христос говорит нам: «Мужайтесь: Я победил мир» (Ин 16, 33).
6. Скрытая схизма
Не менее тяжелой обязанностью станет для будущего Папы и сохранение единства внутри самой Церкви. Между ультратрадиционалистами и ультрапрогрессивными экстремистами, между священниками, восстающими против послушания, и между теми, которые не видят знамений времени всегда будет опасность малых схизм, которые не только вредят Церкви, но и противоречат воле Божьей. Единство во что бы то ни стало. Но единство не значит однообразие. Оно, конечно же, не должно означать конец внутрицерковной дискуссии, которая идет на протяжении всей истории. У всех есть право выразить свое мнение о миссии Церкви, но его нужно выражать в линии того depositum fidei (лат.: депозит веры – прим. пер.), который должен хранить Папа вместе со всеми епископами.
7. Сексуальная свобода и прогресс
Богословие сегодня, к сожалению, страдает от слабости мысли, овладевшей философией. Нам нужны серьезные философские основы, чтобы изъяснять догматы с помощью надлежащей герменевтики, которая говорила бы на языке, понятном сегодняшнему миру. Однако, зачастую предложения многих верующих, желающих развития Церкви, касаются степеней свободы в области сексуальности. Чисто церковные законы и традиции, конечно, можно изменить, но не каждое изменение означает развитие означает прогресс. Всегда нужно задумываться, послужат ли эти изменения росту святости Церкви или, наоборот, затемнят ее.
8. Маленький остаток, который не поклонится Ваалу
На Западе, по крайней мере, в Европе христианство переживает кризис... Здесь царят незнание и пренебрежение, касающиеся не только католического учения, но и самих азов христианства. Остро ощущается необходимость новой евангелизации, которая начиналась бы с настоящей и содержательной керигмы, которая проповедовалась бы неверующим и сопровождалась бы неустанной катехизацией, питаемой молитвой. Ведь человеческое пренебрежение никогда не победит Господа, и мы видим, что, пока в Европе перед Ним закрывают двери, они открываются в других местах, особенно в Азии. Но и на Западе Бог сохранит тот остаток Израилев, который не поклонится Ваалу, остаток, который мы находим, прежде всего, в многочисленных объединениях мирян, одаренных разными харизмами, коими они вносят огромный вклад в дело новой евангелизации... Однако, каждой из таких общин следует остерегаться самомнения, будто бы Церковь выражает себя только через них. Бог не может быть побежден нашим пренебрежением. Церковь Его, силы ада могут ранить ее в пяту, но не могут одолеть ее.
9. Простая вера
Еще одним фактором надежды, о котором мы не можем забывать, является sensus fidelium (чувство веры верующих). Августин называет его «внутренним учителем» каждого верующего... Это учитель формирует в сердце критерии распознания истины и заблуждения и позволяет нам интуитивно отличать то, что «по Божьи», от того, что исходит от мира и зла (1 Ин 4, 1-6). Угольки святой веры горят в душах миллионов обычных верующих, далеких от того, чтобы называться богословами, но способных подать добрый совет пастырям, черпая из глубины своей молитвы, размышления и благочестия. Через них исполняются слова Писания: «Погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну» (1 Кор 1, 19). Это значит, что, когда мир со всей своей наукой и знанием оставит логос человеческого разума, божественный Логос воссияет в простых сердцах, вырабатывающих сок, который питает тело Церкви.
10. В руках Христа Судьи
Хотя Дух Святой – душа Церкви, мы не всегда советуемся с Ним, строя планы для Церкви. Он выше любого социологического анализа или исторического прогноза, выше скандалов, внутренней политики, карьеризма и социальных проблем, которые своими переплетениями заслоняют лик Христов, сияющий даже сквозь густые тучи. Послушаем Августина: «Апостолы видели Христа и верили в Церковь, которую не видели; мы видим Церковь и должны верить в Христа, Которого не видим. Здраво прилепляясь к тому, что видим, мы достигнем видения Того, Которого ныне не видим» (проповедь 328, 3). Иоанн XXIII в 1961 г. принимал представителей дипломатического корпуса, аккредитованного при Св. Престоле, в этой Сикстинской капелле. Указав на главное лицо фрески Микеланджело «Страшный суд», он тогда сказал, что Христос будет судить и поведение целых народов на протяжении истории. Вы находитесь сейчас в той же часовне перед образом Христа, занесенная рука Которого хочет не сокрушить, а просветить ваш выбор, дабы он сделан был secundum Spiritum (лат.: по духу – прим. ред.), а не secundum carnem (лат.: по плоти – прим. ред.). Ведь избранный будет не столько Ваш, сколько Его...
Это была подборка текстов размышления, предложенного кардиналом Проспером Греком 13 марта 115 кардиналам выборщикам в начале конклава, на котором был избран Папа Франциск.
По мат. Ват.
Сирия. Исламистские боевики утверждают, что дамасские власти применили химическое оружие, в результате чего погибло 1200 гражданских лиц, в том числе множество женщин и детей. Повстанцы разметили в интернете шокирующие кадры, которые должны подтверждать их заявления. По словам апостольского нунция в Сирии монс. Марио Дзенари, 21 августа для Дамаска наступил решающий момент: конфликт, бушующий уже более двух лет, грозит вспыхнуть с еще большей силой.
«Эти кадры, кочующие по интернету и телеканалам, потрясли всех. Международное сообщество в шоке. Люди здесь в отчаянии, и я думаю, что это тревожный сигнал для мира: "Помогите нам остановить войну. Мы отчаялись и больше не можем так жить. Так долее не может продолжаться". Надеюсь, что этот вопль сирийцев дойдет до слуха международного сообщества, и оно немедленно найдет выход из этого тяжелого кризиса».
Постоянный наблюдатель при женевском офисе ООН монс. Сильвано Томази в интервью Ватиканскому радио добавляет:
«Нельзя слишком спешить с суждениями, потому что у нас нет достаточных данных. Международное сообщество, а именно ООН уже послало своих наблюдателей в Сирию, чтобы выяснить все обстоятельства данного преступления. Нам мой взгляд, мы не должны подходить к проблеме с предубеждением и огульно винить тех или других. Нам нужно постараться взглянуть на все с точки зрения каждой из сторон, непосредственно вовлеченных в конфликт. Власти в Дамаске подобные акции ни к чему, потому что она прекрасно понимает, что на нее тут же посыплются обвинения. При расследовании любого убийства всегда нужно искать мотивы. Кому может быть выгодно это нечеловеческое злодеяние?»
Запад открыто говорит о возможности вооруженной интервенции, если подтвердится, что химическая атака действительно имела место...
«Опыт подобных интервенций на Ближнем Востоке, например, в Ираке и Афганистане, показывает, что они не приносят никаких конструктивных результатов. Так что все еще верен принцип: война уничтожает все».
По мат. ВР
Падуя/Ватикан. Папа Франциск не перестает удивлять своими телефонными переговорами. В воскресенье, 18 августа, пополудни он позвонил 19-летнему студенту технического факультета из северо-итальянской провинции Падуя. Стефано Кавицца рассказал о 8-минутном разговоре местной газете "Padova Oggi": «Хотел поделиться этим фантастическим переживанием и, самое главное, показать смирение Папы и его близость к нам, простым верующим». Стефано вместе с родителями участвовал в св. Мессе Взятия на небеса Приснодевы Марии в Кастель-Гандольфо. Свое письмо понтифику он отдал одному из кардиналов. И ответа не пришлось ждать долго. «Он велел мне говорить ему "ты", – уверяет юноша. – Папа сказал: "Ты думаешь, что апостолы выкали Иисусу? Или называли его: 'Ваше высокопреосвященство'? Нет, они были друзьями, как мы с тобой. А я обычно тыкаю друзьям"». Святой Отец попросил молодого человека о молитве и посоветовал почаще обращаться к заступничеству св. Стефана, его небесного покровителя. На прощание Папа благословил своего юного друга: «Я чувствовал, как во мне растет великая сила. Это был самый прекрасный день моей жизни!», – признался итальянец.
Ватикан/Буэнос-Айрес. По сообщению католического новостного агентства AICA Папа Франциск уже более месяца служит Мессы в часовне Дома св. Марфы, пользуясь гостиями, присланными ему аргентинской заключенной. Габриэла Ц., отбывающая наказание в тюрьме „Unidad Peniterciaria 47"в провинции Буэнос-Айрес, начала печь гостии около года назад. По ее собственным словам, это занятие придает смысл ее жизни за колючей проволокой. Она знает, что дело ее рук становится Телом Христовым на литургиях во многих приходах аргентинской епархии св. Исидора. Женщина осуществляет весь процесс выпечки, и, по мнению знатоков, ей удается добиваться хорошего качества, чем она обязана специальной подготовке, которую прошла у местных бенедиктинцев.
При посредничестве тюремного капеллана о. Хорхе Гарсии Куэвы она смогла передать гостии вместе с личным письмом в Ватикан. Папа Франциск ответил ей собственноручно: «Уважаемая Габриэла, благодарю Вас за доверие и за гостии. Я служу с ними св. Мессы и могу заверить Вас, что при этом чувствую волнение. Ваше письмо заставило меня задуматься, – продолжает Святой Отец, и обещает женщине свою молитву, а затем добавляет: «Меня очень радует и придает мне сил мысль о том, что Вы молитесь обо мне». В завершение письма понтифик благодарит заключенную за фотографию, которую он, по его словам, поставил на свой письменный стол. Заканчивается письмо традиционным для нынешнего Папы: «Да благословит Вас Иисус, и да хранит Вас Пресвятая Дева. От всего сердца. Франциск».
Дети младшего и среднего школьного возраста
Когда ребенок идет в школу, он уже прошел существенную часть физического и психологического созревания. Овладел основными двигательными навыками, усвоил какие-то привычки, которые делают его культурным существом, научился хорошо говорить, умеет принимать поставленные задачи и сотрудничать с другими в общем деле. Способен проявлять очень богатую шкалу эмоциональных выражений от сочувствия и до самооценки. Конечно, для взрослой жизни всего этого еще слишком мало. Ему нужно строить далее на этом фундаменте и приобрести, развить и отточить еще много навыков. Большая часть функций должна дозреть, а это требует времени. Остается уйма вещей, которым ребенку предстоит научиться. Потому он и становится школьником и на своем школьном рабочем месте в процессе систематического обучения готовится к позднейшему вступлению в трудовую и общественную жизнь.
В сравнении с пятью дошкольными годами школьный возраст длится намного дольше. Помимо школы вряд ли можно найти иной общий знаменатель для всех изменений и подвижек в развитии, характерных для всего этого периода. На старшие классы приходится уже переходный возраст, и мы отведем ему особое место в последовательности фаз развития. А сейчас остановимся на периоде «младшего» и «среднего» школьного возраста.
Младший школьный возраст от шести до восьми лет содержит многие признаки переходного времени. Слышатся еще отголоски дошкольного периода, но появляются и предзнаменования следующих фаз. Дети теперь растут быстрее, и матери часто жалуются врачам, что их чада слишком худые, у них просвечивают ребра и из-за игр им некогда нормально поесть. Но это явление вполне естественно и не должно пугать нас. Недаром ведь эту стадию называет первым переходным возрастом. У ребенка быстрее растут так называемые длинные кости, и он теряет прелестную детскую пухлость, типичную для дошколят. С этим связано и временное ослабление нервной системы, проявляющееся в повышенной утомляемости, беспокойстве и большей потребности в движении. Так что главная проблема первых трех классов – это не столько чему-то детей научить, сколько помочь им сохранить внутренний мир.
В сфере психологического и социального развития мы также переживаем переходный период. В начале школы дети еще очень часто не способны провести границу между действительностью и собственными фантазиями. Сказки по-прежнему очень популярны среди них, потому что фантазии помогают им переноситься в другие миры и преодолеть все логические противоречия. Все еще сильна также внушаемость. Если в первом классе один ребенок тянет руку, потому что знает правильный ответ, то руки станут тянуть и несколько других, которые этого ответа не знают. И если кому-то из детей в походе захотелось пить, то лучше всего сразу напоить всю группу. В первом классе мальчика и девочку пока можно уговорить держаться за руки по дороге в школу. Они все еще дети. Через год любая наивная близость между мальчиком и девочкой будет восприниматься ими как оскорбление зарождающегося мужского и женского достоинства.
В отличие от этого переходного периода средний школьный возраст от 8 до 12 лет представляет собой довольно обособленную, яснее отграниченную фазу развития. После предшествовавшей дисгармонизации физического развития теперь мы можем наблюдать определенную стабильность. Мальчики и девочки на этом этапе обычно отличаются очень хорошим здоровьем. Они достигают также и большой производительности. Просто удивительно, что эти дети могут сделать и выдержать. Он доводят до изнеможения родителей на лыжне, быстрее бегают и оказываются проворнее в подвижных играх, а в воде чувствуют себя, как в родной стихии. Но это также время, когда они бывают склонны к преувеличению, а потому мы должны следить за тем, чтобы в своей производительности они соблюдали здоровую меру.
Продолжается и развитие умственных способностей. Ребенок уже лучше думает и выносит суждения. От конкретного мышления переходит к абстрактному. Это хорошо проявляется в его способности решать сложнейшие математические задачи и оперировать большими числами. Логическая память начинает преобладать над механической, а в развитии восприятия способность слухового анализа и синтеза созрела настолько, что дети могут справиться и с такими коварствами нашей грамматики, как различение твердых и мягких слогов.
Психологи часто называют средний школьный возраст периодом максимальной «экстраверсии». Это значит, что ребенок еще не замыкается на собственных переживаниях и эмоциональных проблемах, что типично для подросткового этапа, а живет в беспроблемном мире вещей и действий. Природа, техника, спорт приобретают теперь огромную привлекательность, и многие дети могут уделять предмету своих интересов столько усердия и внимания, что становятся настоящими экспертами в данной конкретной сфере. Конечно, этот «экспертный» интерес не всегда согласуется со школьными требованиями и программами, но это все же нисколько не умаляет ценности целеустремленного рвения и старания, которые ребенок у же в этом возрасте может развить в себе. Типично также «коллекционирование» всех возможных хобби, начиная от почтовых марок через жуков и до записей в альбом.
Доцент, доктор Рудольф Смагел