На опушке леса цветет живокость. Ее округлые темно-зеленые листья так и колышутся на ветру. Аккуратные, но крепкие тонкие стебли. Голубые бутоны, как будто вырезанные из тяжелого шелка, сияют, как драгоценные камни, наполняя воздух своей синевой. Но вот кто-то приходит и срывает цветок, а когда он ему надоедает, бросает в огонь... Пара мгновений, и вся эта сияющая красота превратилась бы в горсточку серого пепла.
Но то, что огонь делает за несколько секунд, происходит постоянно со всем живым: с изящным папоротником, высоким коровяком, могучим дубом. Та же участь ждет легкого мотылька и быстрокрылую ласточку, проворную белку и тяжеловесного быка. Одно всегда и всюду: быстро или медленно, от раны или от болезни, от огня или от голода либо от чего-то другого – все равно от всей этой цветущей жизни остается только пепел.
Сильный живой организм превращается в кучку праха, которую разметает каждый легкий ветерок. Яркие цвета – в серую пыль. Бурлящая чувствующая жизнь – в убогую мертвую глину... И даже меньше, чем в глину – в пепел!
То же случится с нами. Как мы холодеем, когда заглядываем в открытый гроб и видим там кучку костей и горсть серого пепла.
«Помни человек,
что ты – прах
и в прах обратишься!»
Да, мимолетность – это пепел. Наша мимолетность, а не других. Наша, моя! О моем исчезновении мне говорится, когда священник в начале поста чертит на моем лбу крест пеплом, оставшимся от свежих зеленых веток с прошлогоднего Вербного воскресенья:
«Memento, homo,
quia pulvis es,
et in pulverem reverteris!»
Все обратится в пепел: мой дом, моя одежда и предметы, мои деньги; лес, поле и луга; идущая рядом собака и животные в сарае; рука, которой пишу, глаза, которыми читаю, и все мое тело; люди, которых любил, и те, кого ненавидел, как и те, кого я боялся. Все, что мне на земле казалось великим и малым или отвратительным – все обратится в пепел, все...
Романо Гвардини
(«Сакраментальные знаки»)
Персоналистическая концепция брака и семьи в «Послании к семьям» Иоанна Павла II
Человеческая любовь является понятием сложным и неоднозначным. Она подобна лучу солнца, преломленному в призме и разложенному на множество составляющих. В греческом и латинском языке существует множество понятий, позволяющих отобразить это богатство: «eros», «philia», «agape»; «amor», «caritas», «dilectio», и даже «pietas», «afectio», «studio». С одной стороны любовь есть тем, что подвластно нам («наша» любовь); с другой стороны - любовь охватывает нас, настигает нас как бы извне. В сверхприродном плане любовь является Божиим даром, но чтобы она могла стать любовью человеческой, мы должны усвоить ее. Человеческая любовь всегда амбивалентна: она рождает в нашем сердце высочайшую жертвенность, но легко может превратиться в инстинкт обладания и потребления.
Здесь бы мне хотелось ограничить проблематику любви до любви супружеской в понимании Папы Римского Иоанна Павла II на примере одного лишь текста - «Послания семьям», написанного Папой по случаю Всемирного года семьи (1994).
В своих размышлениях Иоанн Павел II исходит из идеи богоподобия человека. Мысль Папы идет в следующем направлении: то, что составляет сущность человека, то, что проявляется в нем как ценность, то, что может реализовать человеческие надежды, самое глубокое и прекрасное - все это в мире людей оказывается даром. Именно понятие дара наиболее четко определяет образ бытия человека как личности, существа духовно-телесного, диалогического и находящегося в отношении с другими. Итак, человек - дар как для самого себя, так и для других. При этом этот полученный дар одновременно становится для человека и заданием. Именно принятие этого задания и определяет величие пасхального человека. Жизнь такого человека перестает быть существованием для самого себя и становится жизнью для других. Библия представляет человека не как «вещь в себе», а как существо, открытое в отношении к другому, человека в диалоге. Чрезвычайно отчетливо это проявляется в родительстве: «Именно такое родительство стоит у истоков семьи как человеческой общины: общины личностей, соединенных в любви (communio personarum)». Дальше Папа пишет: «И тут - с учетом всей бытийной диспропорции - проявляется подобие семьи божественному «Мы». Только личности способны к бытию «in communione» (в общине-общении). Семья берет начало из такого рода супружеской общности, которую II Ватиканский собор определяет как «союз». В этом союзе «супруги взаимно отдают друг другу самих себя и принимают друг друга»».
Настоящее супружество не может быть эгоистичным. Именно поэтому сущность брака лучше всего выражает образ союза-завета. Этот союз неразрывен, поскольку он - основа общего блага семьи. Это общение любви укрепляется благодаря детям, приходящим в мир в семье. «Общее благо семьи находит себя во вновь родившемся».
Открываясь перед другими людьми, человек участвует во всеобщем священстве Христа. В этой открытости является и проявляется жертвенность всей экзистенции и миссии Христа. Здесь понятие дара обогащается категориями труда, жертвы, посвящения, борьбы, преображения, которые неизбежны при описании великого и фундаментального труда - быть человеком.
Однако такая открытость для другого и преображение человека возможны только благодаря освобождающей силе Святого Духа, восстанавливающего в человеке нарушенный порядок. Лишь обратившись от греха, от эгоизма к Богу человек сможет обрести самого себя и, благодаря этому, открыться для мира других творений.
Продолжение следует
Валентина Лыкова
отец семьи, память 8 сентября
«Благотворительность не должна оглядываться назад, но всегда смотреть вперед, так как число ее прошлых благодеяний всегда невелико, в то время как настоящие и будущие несчастья, которые ей надлежит смягчить, бесконечны».
Cотни тысяч волонтеров работают в 130 странах мира, вот уже полтора века ведя свою борьбу с бедностью, как явной, так и скрытой. Речь идет о группах, называемых «конференциями» приходов, стран, кварталов, предприятий. Все вместе они составляют Общество св. Викентия Паольского – организации «католической, но мирской; бедной, но заботящейся о бедных, чтобы поддержать их; смиренной, но многочисленной», как написал о ней 23 апреля 1833 г. один из основателей парижского отделения «Действия» Фредерик Озанам.
Он родился в Италии в ту пору, когда его отец служил в медсанчасти наполеоновской армии. После Ватерлоо семейство Озанам вернулось в Лион. Фредерик был средним из трех сыновей; один из его братьев стал впоследствии священником, а другой пошел по стопам отца. Фредерик же по окончании лицея пожелал изучать юриспруденцию и отправился в Париж, где поселился в доме Анре-Мари Ампера – величайшего исследователя электродинамики, именем которого названа основная единица силы электрического тока.
Под влиянием глубоко верующего ученого Фредерик присоединился к кругам интеллектуальной католической молодежи, собиравшимся вокруг Эммануэля Бэли – одного из главных представителей католического культурного пробуждения. В 1836 г. он получил степень бакалавра юриспруденции,а в 1839 г. – словесности, защитив дипломную работу на тему философии у Данте Алигьери: «Поэт нашего настоящего такой, каким он был в свою эпоху; поэт свободы, Италии и христианства». Его работа вскоре была переведена на английский, немецкий и итальянский языки, так что Озанам получил предложение возглавить одну из кафедр Сорбонны. Но, несмотря ни на что, он всегда оставался преданным «св. Викентию» и продолжал всей душой побуждать и направлять. Он пояснял, что «Действие» работает под полную ответственность мирян и не занимается лишь чистой благотворительностью. Оно претворяет милосердие в жизнь, прежде всего, постоянно живя физически рядом с бедными, в их домах. Конечно же, члены общества оказывали и материальную помощь в случае неотложной необходимости, но и в этом случае главная цель состояла в том, чтобы вывести бедного из его состояния: «Земля похолодела; от нас, католиков, зависит, возродится ли вновь тот жизненный жар, который распространялся бы вокруг!»
В 1841 г. Фредерик Озанам женился на своей землячке Амалии Сулакруа, которая родила ему дочь. Друг парижских интеллектуалов, непрерывно путешествовавший по Европе, он всегда возвращался в свой бедный мирок Общества св. Викентия, распространение которого направлял и поддерживал. Блаженный возвращался к конкретному бедняку, к конкретной семье, лично бывая у них, что всегда было главной отличительной чертой «Действия» и жизни самого Фредерика. Для него не существовало таких обязанностей и забот, которые могли бы освободить от долга посетить собрата и искать новых способов помочь бедным и привести человека к процветанию.
Фредерик Озанам умер в Марселе по пути домой из Тоскании, где вместе с Чезаре Бальбо выступал с докладами в Академии делла Круска. 27 августа 1997 г. в Париже Папа Иоанн Павел II причислил его к лику блаженных.
Доминисо Агассо
Церковь в Японии с радостью ожидает скорой беатификации Юкона Такаямы, прозванного самураем Христа. Епископат страны восходящего солнца передал всю необходимую документацию в ватиканскую Конгрегацию по делам канонизации. Председатель местной епископской конференции архиепископ Леон Джун Икенага надеется, что беатификация состоится через два года, когда будет отмечаться 400-летие со дня смерти этого японского христианина.
Юкон Такаяма – феодальный господин и самурай, который обратился ко Христу и принял крещение под именем Иустина. Когда в Японии разразились антихристианские гонения, Такаяма не отрекся от веры, но, отказавшись от всех своих должностей и привилегий, покинул родину и умер на Филиппинах. Если этого самурая вознесут на алтари, что он станет первым японцем, беатифицированым единолично. У Японии уже есть 42 святых и 393 блаженных, все они мученики и вспоминаются группами, так как прошли групповой процесс. Беатификационного процесса ожидают еще несколько тысяч мучеников, ставших жертвами великого гонения, продолжавшегося в Японии с XVI по XIX вв.
Как мы уже говорили, физические проблемы могут стать причиной проблем психологических и духовных. Правда также и то, что разумное удовлетворение физических потребностей улучшает работу мозга и духа. Одна из главных проблем, которые нас беспокоят сегодня – это проблема стресса. Он вызывается нервным напряжением, переутомлением, временной потерей внутренней гармонии и лишает нас чувства внутреннего равновесия и спокойствия. Такой стресс – это просто факт нашей жизни. Его никто не может избежать. Вызывающие его события или ситуации могут быть как негативными, так и позитивными и, на первый взгляд, приятными. Каждый новый вызов требует адаптации, а это само по себе уже может привести к стрессу. И хотя взросление обычно идет нам во благо, мы всегда нуждаемся в равновесии и гарантии нашего спокойствия, в стабильном и неизменном мире. Новорожденный ребенок может принести так же много стресса, как и смерть кого-то близкого. Влюбленность способна вести к стрессу не меньше, чем разочарование в любви. Но каким бы ни был его источник – приятным или неприятным, стресс легко может стать причиной того, что мы будем чувствовать себя несчастными.
Четырьмя главными путями, по которым стресс входит в нашу жизнь, являются:
наша жизненная среда;
наше тело;
наш разум;
наш дух.
Среда, в которой мы живем, всегда требует от нас определенной адаптации. Она вынуждает нас терпеть мороз и зной, шум, толпу, сосуществование с другими, нехватку времени, угрозы нашей безопасности и самоуважению. С нашим телом также бывает связано множество ситуаций, ведущих к стрессу: быстрое взросление, постепенное старение, болезни, несчастные случаи, нарушения сна или пищеварения. Разум и его различные проявления тоже могут порождать стресс. Когда, например, мы считаем себя ни к чему негодными или нелюбимыми, ничего не стоящими убожествами. Когда воспринимаем свои ошибки, как катастрофы, или когда нам кажется, что окружающая действительность нам угрожает. Результатом всего этого может быть только стресс.
И, конечно, намного большую дисгармонию может создавать наш позабытый дух. Часто нам кажется, что мы вполне можем обойтись без убежища и защиты веры и без ее подсказок. Но скоро начинаем чувствовать болезненное одиночество и тревогу и впадаем в депрессию. Что-то в нас хочет знать, откуда мы, что здесь делаем и куда идем. И, если нам не удается найти смысл жизни, то дух переживает стресс. Нам не хочется признавать себя простыми смертными, существование которых не имеет смысла. Как может вызывать стресс больное тело, так в пустоту, рождаемую стрессом, может завести и страдающий дух.
Едва мы оказываемся в состоянии стресса, что бы его ни породило, в нашем теле сразу происходят биохимические изменения. Мы слышим голос: «борись или беги». Разум ощущает беспокойство и угрозу. Мозговой центр посылает всему телу информацию. Химические соединения, несущие это сообщение, побуждают организм ускорить его биологические и гормональные процессы и подготовить нас к тому, чтобы мы как-то справились с этой угрозой или отступили. Всего два десятка лет назад медицина открыла существование химических послов, известных как «нервные импульсы». Именно благодаря их действию у нас расширяются зрачки, чтобы мы лучше видели, обостряется слух, мышцы напрягаются, чтобы мы справились с новой угрозой, которую ощущает тело. Учащается сердцебиение и дыхание. Происходит отток крови от конечностей к туловищу и голове, и поэтому руки и ноги холодеют и начинают потеть.
Если стресс продолжается долго, то это состояние становится хроническим. С точки зрения нашей психики при стрессе все теряет свои настоящие пропорции. События, которые обычно нас не особенно волнуют, начинают приносить страдания. Нам тяжело сосредоточиться. Хронический стресс нарушает сон и питание. Мы начинаем спать и есть слишком много или нерегулярно.
И последняя вещь: хронический или повторяющийся стресс изнашивает тело. Доказано, что он опасен для иммунной системы. В результате мы заболеваем, а иногда и умираем. Хронический стресс вызывает также повышенное или высокое кровяное давление, т.е. гипертонию. По оценкам специалистов, около 25% процентов американцев страдают от высокого давления, хотя половина из них не знает об этом. Стрессовое состояние зачастую становится главной причиной инфекций дыхательных путей, артритов, воспаления толстой кишки, диареи, астмы, нарушения сердечного ритма, множества сексуальных проблем, неправильного кровообращения и даже рака. Врачи из основанной в 1953 г. Американской академии психосоматической медицины полагают, что 75-90% всех указанных заболеваний вызываются именно стрессом. Самыми покупаемыми лекарствами в США являются успокоительный препарат валиум, индерал от высокого кровяного давления и тагамет от язвы желудка. Представители отрасли говорят, что ежегодные расходы на лечение болезней, связанных со стрессом, составляют от 50 до 75 млрд. долларов. Так что многие из нас носят в себе угрозу, которая ждет лишь подходящего случая, чтобы проявить себя.
Джон Пауэлл
Продолжение следует.
благослови моих детей;
сохрани их здоровье;
соблюдай их от всякого зла
и даруй им твердость
во всяком искушении;
помоги им понять
свое призвание
и избрать правильный
жизненный путь;
помоги возрастать им
в любви и познании добра.
Через Христа,
Господа нашего.
Аминь.
Небо и земля
Апостольский Символ веры исповедует, что Бог есть Творец неба и земли, а Никео-Константинопольский разъясняет: «...видимого всего и невидимого».
В Св. Писании словосочетание «небо и земля» означает все сущее, весь сотворенный мир. Оно также указывает на связь, существующую внутри творения, одновременно соединяющую и различающую небо и землю. «Земля» — это мир людей (ср. Пс 115, 16). «Небо» или «небеса» может означать небесный свод (ср. Пс 19, 2), но также и «местопребывание» Божие: «...прославляли Отца вашего небесного» (Мф 5, 16), — и, следовательно, также то «небо», которое есть эсхатологическая слава. Наконец, слово «небо» указывает «местопребывание» духовных созданий — ангелов, окружающих Бога.
Ангелы
Существование ангелов — истина веры. Ангелы есть духовные существа, бесплотные, в Св. Писании обычно называемые ангелами: это истина веры. Свидетельство Писания об этом столь же четко, как и единодушие Предания.
Видимый мир
Бог Сам сотворил видимый мир во всем его богатстве, разнообразии и порядке. Писание представляет дело Творца символически как последовательность шести дней «дел» Божиих, завершающихся тем, что Бог «почил» в день седьмой (Быт 1, 1–2, 4). Священный текст возвещает на тему сотворения мира истины, открытые Богом ради нашего спасения (Ср. DV 11.), которые позволяют «познавать глубокую суть творения, его ценность и назначение, которое есть во Славу Божию» (LG 36):
Ангелы — суть небесные создания, неустанно прославляющие Бога и служащие Его спасительному Замыслу по отношению к другим созданиям: «Ангелы содействуют всему, что для нас — благо»STh 1, 114, 3, ad 3. 350
Ангелы окружают Христа, Господа своего. Они в особенности служат Ему в исполнении Его спасительной миссии по отношению к людям. 351
Церковь почитает ангелов, которые помогают ей в ее земном паломничестве и опекают всякого человека. 352
Бог пожелал многообразия созданий и присущей им доброты, их взаимозависимости и их порядка. Он предназначил все материальные создания на благо рода человеческого. Человек и — через него — все творение предназначено к славе Божией. 353
Соблюдать законы, вписанные в творении, и отношения, вытекающие из природы вещей, есть начало мудрости и основание нравственности. 354
Что говорят документы?
Исповедание веры IV Латеранского собора утверждает, что Бог «с начала времен из ничего сотворил вместе ту и другую тварь, духовную и телесную, то есть ангелов и земной мир; потом тварь человеческую, которая наследует от обоих, поскольку состоит из духа и тела.»
DS 800; ср. DS 3002 и SPF 8
На связи святые!
""Ангел" означает служение, а не природу. Ты спрашиваешь как называется эта природа? - Дух. Ты спрашиваешь о служении? - Ангел. По тому, что он есть, он дух, по тому, что делает ангел."
Св. Августин,
Толкование на Псалмы, 103, 1, 15