В первые дни приближающейся осени в Казахстан по приглашению апостольской нунциатуры и посольства Египта приедет известный по всему миру Ансамбль Давида, специализирующийся на исполнении древних коптских гимнов. Всего состоится два концерта: 5 сентября в кафедральном соборе Астаны и 7 сентября в карагандинском кафедральном соборе. В программу концертов войдут древние гимны в честь Бога и Пресвятой Девы Марии, а также покаянные молитвы.
Концерты будут посвящены страдающему от братоубийственных столкновений народу Египта. Приглашаем всех независимо от вероисповедания, и христиан, и мусульман, придти на это мероприятие, чтобы вместе помолиться о мире в этой стране и прикоснуться к духовному богатству коптской Церкви.
Немного об ансамбле
Ансамбль Давида создали в 1975 г. четыре музыканта: дирижер ансамбля, певец и мастер игры на лютне Георг Кириллос, пианист Наги Файек, скрипач Эдвард Ганна и гитарист Морис Азиз. Специализируется группа на исполнении коптских гимнов, возраст которых насчитывает уже почти 2000 лет и которые дошли до нас благодаря устной традиции, передававшейся на протяжении столетий из поколения в поколение.
Эта гимнографическая традиция считается естественным продолжением традиции гимнов фараонов, и то, что она сохранилась до наших дней – это чудо, удивляющее весь мир.
Ансамбль известен также особое манерой исполнения псалмов, написанных много тысяч лет назад. Конечно, сегодня никто не сможет сказать, как именно исполняли свои молитвенные произведения сами псалмопевцы. Но участники ансамбля стараются составлять музыку на высоком духовном и научном уровне, благодаря чему многие слушатели убеждают, что именно так звучало музыкальное сопровождение, написанное самим царем Давидом.
Выступления
Ансамбль Давида несколько раз объезжал с гастролями весь Египет и принимал участие в празднования 2000-ого Рождества Христова в Каирском доме оперы, а также выступал с концертами в Американском каирском университете и во французских и итальянских культурных центрах.
Кроме того, они приглашались на множество международных фестивалей, в том числе на таких известных мероприятиях, Фестиваль священных искусств, организованный Египетским центром культуры и искусства в Париже в декабре 1995 г., и Фестиваль Востока в Стокгольме в июне 1997 г.
Ансамбль известен также исполнением так называемых голгофских гимнов, которые восходят ко временам фараонов и возраст которых насчитывает уже 5000 лет. На двух таких крупных выступлениях в 1998 г. Марсельском доме оперы и в Королевском кафедральном соборе в Сэн-Дени в Париже ему аккомпанировал Софийский филармонический оркестр и хор округа Венеции. Тогда Моника Георг, самая юная 20-летня участница ансамбля пела соло под аккомпанемент лютни, буквально очаровав французскую публику. По приглашению египетского посольства во Франции Ансамбль Давида выступал также в январе 2000 г. Институте арабского мира в Париже и в южно-французском г. Агд.
Кто такие копты?
Название «копты» происходит от арабского «кипти», т.е. «египтяне». И копты действительно считаются прямыми потомками древних египтян. На данный момент они составляют около 8-9 % населения Египта, т.е. примерно 6 млн. человек. Это представители одной из самых древних ветвей христианства, сохранившие в своей истории и культуре черты, уходящие корнями в глубину веков, в мир фараонов и их подданных. Большинство из них принадлежит к Коптской Православной Церкви Александрии, а небольшая часть (более 160 тыс. человек) – к Коптской Католической Церкви.
Христианское учение нашло множество последователей в Египте уже в середине I века. Согласно преданиям самих коптов, его принес сюда их первый патриарх св. Марк – автор одного из четырех канонических евангелий. Уже в III в. Библия была переведена на коптский язык и появилась оригинальная литургия, во многом близкая к византийской. Вместе с тем в христианство были взяты элементы древней египетской погребальной практики, такие как мумификация и подарки умершим.
Как уже было сказано выше, большинство коптов принадлежит к Коптской Православной Церкви Александрии. Это самоназвание не должно вводить в заблуждение: коптские православные не находятся в каноническом общении с другими православными патриархатами. Дело в том, что копты не приняли решения Халкидонского собора (451 г.) о двух природах во Христе – божественной и человеческой. В отличие от католиков и православных они полагают, что эти природы при воплощении слились в Богочеловеке в единое целое. Окончательное отделение коптской Церкви от вселенской произошло в середине VI в., когда Александрийский патриархат распался на две кафедры – греческую, признававшую халкидонские постановления (мелькиты), и египетскую, не признававшую их. Правда, впоследствии копты не раз предпринимали попытки сближения с православием, но по разным причинам они всегда оканчивались неудачей.
Помимо собственно коптов в состав Коптской Православной Церкви входит также Эфиопская Православная Церковь, получившая определенную автокефалию лишь в 1959 г. Кроме того, в 1998 г. коптский Патриарх даровал полную автокефалию Эритрейской Православной Церкви, отделившейся от Эфиопской Православной Церкви. Все три Церкви, несмотря на свое название, по сей день не признают постановления Халкидонского собора и поддерживают каноническое общение лишь с другими монофизитскими Церквами.
В 1741 г. коптский Патриарх Иерусалима Анастасий вступил в полное общение с Римом. Папа Бенедикт XIV установил для коптской католической общины апостольский викариат. Сам Анастасий вскоре вернулся в лоно Коптской Православной Церкви, но линия коптских апостольских викариев была продолжена. В 1824 г. Св. Престол создал для коптов-католиков патриархат, в первое время существовавший, однако, лишь на бумаге из-за противодействия его деятельности со стороны властей Османской империи. Патриархат был признан в 1829 г. и тогда же получено разрешение на строительство церквей. В 1895 г. Папа Лев XIII повторно учредил коптский патриархат и в 1899 г. возвел епископа Кирилла в ранг Патриарха с титулом «Патриарх Александрии и всех коптов».
Вопль Церкви в долине Нила
Еще в VII в. Египет был завоеван арабами, и с тех пор копты вынуждены жить среди преобладающего мусульманского большинства. Отношения между египетским христианством и исламом в разное время складывались по-разному. Были периоды относительного мирного сосуществования, но бывали и периоды более или менее суровых гонений и притеснений.
Если говорить о нынешнем положении египетских христиан, то его следует назвать трагическим. На протяжении последних десятилетий копты не раз становились объектами нападений со стороны исламских экстремистов. Но справедливости ради следует сказать, что подобные акты подвергались осуждению духовных лидеров местного ислама и жестко пресекались светскими властями. Однако, в 2011 г. в результате государственного переворота был отстранен от власти президент Хосни Мубарак. На последовавших затем парламентских выборах 40% голосов избирателей получили представители религиозно-политического объединения «Братья-мусульмане», которая была запрещена еще
в 1954 г. как экстремистская организация, но, тем менее, регулярно выдвигала своих сторонников либо по спискам других партий, либо в качестве независимых кандидатов. А в июне 2012 г.
президентом стал Мухаммед Мурси, выдвиженец Партии свободы и справедливости, образованной братьями-мусульманами. В результате и без того сложное положение христиан еще более ухудшилось. Приобретенная таким образом власть буквально развязала руки экстремистам, которые почти открыто начали преследовать коптов, убивая священников и простых верующих и разрушая храмы. Стоит хотя бы вспомнить атаку на собор св. Марка в Каире, когда толпа забросала камнями и бензиновыми бомбами христиан, собравшихся на отпевание жертв предыдущего нападения. Официальные власти тогда на словах осудили действия экстремистов, но потом обвинили в произошедшем самих христиан, якобы спровоцировавших нападавших.
Как известно, в начале июля текущего года в результате нового военного переворота Мухаммед Мурси был смещен с поста и оказался в тюрьме. Однако, ожидаемого улучшения положения христиан не произошло. Братья-мусульмане не пожелали отказываться от власти, и начавшиеся протесты вскоре переросли в открытые кровопролитные столкновения с армией. Исламисты обвинили также в пособничестве перевороту коптов. Нападению подверглись уже 80 церквей по всей стране и несколько христианских школ. В Луксоре армия вынуждена была взять под охрану местные церковные здания. И здесь нужно сказать, что на защиту христиан становятся уже и простые мусульмане, не желающие наблюдать со стороны за разгулом экстремизма.
Крайнюю обеспокоенность сложившейся ситуацией высказал 15 августа во время молитвы «Ангел Господень» Папа Франциск: «К сожалению, из Египта приходят скорбные известия, – сказал он. – Хочу посвятить свои молитвы всем жертвам и их семьям, раненым и всем пострадавшим. Помолимся вместе о мире, диалоге и примирении на этой дорогой нам земле и во всем мире». Призыв Святого Отца к миру и диалогу был оценен по достоинству не только египетскими христианами, но и мусульманами. Об этом рассказал в телефонном интервью Ватиканскому радио руководитель пресс-службы Епископской конференции Египта о. Рафик Грайхе: «Как только Папа закончил праздничную молитву «Ангел Господень», египетские католики, православные и даже мусульмане сразу начли публиковать папское высказывание во всех газетах и на веб-сайтах, как будто все только и ждали его слов!
Призываем всех присоединиться к интенциям Папы и молиться о воцарении мира на берегах древнего Нила, чтобы все жители Египта, и христиане, и мусульмане, смогли наконец-то жить спокойно и с уверенностью смотреть в будущее.
А. Н.