ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №12(232)'14


Отец Августин Станканинец 


Греко-католический
священник Василианин
в советское время служивший
в Казахстане

Одним из греко-ктолических священников служивших в советское время в Казахстане был иеромонах Августин (Антоний) Станканинец ЧСВВ (Василианин), доктор теологических наук (защитил докторскую диссертацию в Григорианском университете в Риме). Пройдя через сталинские лагеря, о. Антоний Станканинец в течение 34 лет (1957 – 1991 гг.) служил верующим в Казахстане: в Караганде, Чу, Чарске (Шаре), п. Новотроицком (п. Толе Би, Джамбульской обл.) и во многих других местах. Митрополит Иосиф Слипый (предстоятель Украинской Греко-католической Церкви в 1944 − 1984 гг.) встречался с о. Антонием Станканинцем в заключении. Как вспоминал митрополит, о. Антоний Станканинец в своих убеждениях остался верен Греко-католической Церкви.

Родился Августин Станканинец 21 июня 1905 года  в многодетной семье служащего Дионисия Станканинца и Елизаветы Шнайдер в Ужгороде.  Родители были глубоко верующими людьми и так же воспитывали своих детей. Посеянные родителями зерна веры дали плоды: два сына Августин и Иосиф стали священниками. Августина после получения начального образования родители отдали в Ужгородскую гимназию, которую он окончил в 1921 году. В гимназии он также получает и углубленное духовное воспитание.

Следующим шагом стало вступление в Орден Святого Василия Великого. Монашескую жизнь Августин Станканинец начал в Мукачевском монастыре отцов Василиан на Чернечей горе. Он выбрал монашеское имя – Антоний.  Новициат в монастыре проходил вместе с будущим Хайдудорогским епископом Николаем Дудашем под руководством чрезвычайно набожного магистра о. Глиба Кинаха. Закончив новициат, 27 октября 1922 года, он приносит первые монашеские обеты.  2 октября 1927 года в монастыре в Кристинополе над Бугом (с 1951 года г. Червоноград Львовской обл.) брат Антоний Станканинец принял пожизненные монашеские обеты.

В 1927 году, Протоигумен Львовской провинции отослал брата Антония на обучение в Рим (Италия), где он учился до 1931 года в Григориальной греко-католической семинарии «Коллегиум Рутеникум».  Получив семинаристское образование в Григорианском университете, он продолжил свое обучение и защитил докторскую диссертацию, и ученый совет университета присвоил Антонию Станканинцу ученую степень доктора теологических наук.

В 1930 году Антоний Станканинец был рукоположен в священники греко-католическим епископом Петром Гебеем. Свое священническое и монашеское служение о. Антоний нес в Мукачевском монастыре.  В течение последующих лет, находясь в различных василианских монастырях, о. Антоний выезжал с миссионерской деятельностью в греко-католические общины Мукачевской и Прешовской епархий.

С 1934 по 1935 годы Антоний Станканинец был редактором Василианского журнала «Благовісник», в котором печатал и свои статьи. Во время допросов службами безопасности, между прочими обвинениями, о. Станканинцу был предъявлен № 2 этого журнала за 1935 год, в котором была опубликована его статья, осуждающая коммунистическую партию и советскую действительность.

13 ноября 1940 года Папа Пий XI подписал декрет, согласно которому монахи ЧСВВ, которые проживали на территории Венгрии, делились на три группы: венгерскую, русинскую и румынскую. «Русинскую группу возглавил о. Антоний-Августин Гам-Станканинец ЧСВВ». (Циркуляр єпархії Мукачівської, VI, 1940).

В 1939 году о. Антоний Станканинец был выселен мадьярскими войсками с территории Закарпатья и помещен в монастыре в с. Повч (Венгрия), где пробыл до 1941 года, после чего вновь вернулся в Мукачевский монастырь. Находясь в с. Повче, настоятель монастыря Евчак, показал о. Антонию Акт венгерских оккупационных войск, где было указано, что Станканинец выселен из Закарпатья за то, что во время наступления венгерских войск в 1938 году на г. Мукачево, подговаривал Чехословацкие войска взять в плен венгерский танк. Однако такого, по словам о. Антония, никогда не было.

В начале 1941 года, согласно распоряжению хортистского комиссара Закарпатской Украины Миклоша Козмы, о. Антоний Станканинец и члены возглавляемой им группы русинских василиан были высланы в Трансильванию (историческая область Румынии) в с. Никула. Венгерские власти обвинили василиан в антимадьярской деятельности, которая заключалась в том, что они не пропагандировали мадьяризацию закарпатского населения. В мае 1942 года, после смерти комиссара М. Козмы, о. Станканинцу, вместе с другими отцами, было разрешено вернуться в Закарпатье.

С августа 1944 г. по март 1947 г. отец Антоний Станканинец проживал в Мукачевском монастыре, был помощником игумена и заведовал монастырской библиотекой. По поручению игумена о. Ивана Сатмария ЧСВВ, показывал гостям ценную литературу, хранившуюся в монастырской библиотеке. Был преподавателем литургики для монахов.

С установлением Советской власти в Закарпатье началось гонение на Греко-католическую Церковь. Многие приходы были переданы православным. В селе Тростник на Виноградовщине священник Корнелий Елеш (1919-1945 гг.) выехал в Венгрию к своим родственникам. Пользуясь случаем, сотрудники КГБ вместе с местными властями попытались организовать инициативную группу (двадцатку), которая подписала бы заявление о перерегистрации Греко-католической Церкви в Православную. Когда это не удалось, они закрыли Церковь, а позже передали ее православным.

7 апреля 1945 года, по поручению епископа Теодора Ромжи, о. Антоний на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы совершил богослужение в с. Тростник,  тогда еще семинарист Ужгородской духовной академии о. Михаил Маслей так описывает те события: «... Нашу Церковь передали православным. Об этом я как семинарист семинарии сообщил епископу. Вскоре к нам прибыл о. Антоний Станканинец ЧСВВ с задачей, чтобы по просьбе верующих вернуть незаконно отобранную у них Церковь. В воскресенье, рано утром, в сопровождении верующих, мы пошли в Церковь. Дождавшись конца богослужения утрени, попросили православного священника оставить Церковь. Он уже был согласен сделать это. Но в Церковь вбежали шесть человек и подсвечниками из иконостаса начали бить нас. Верующие, выведя нас из Церкви, смыли кровь с наших ран, и мы в присутствии сотни верующих отправили св. Литургию во дворе школы напротив Церкви» (Благовісник. - № 11. - 1994).

Осенью 1946 года, по поручению Совета Министров УССР, в Мукачевском монастыре была проведена проверка библиотечной литературы, с целью выявления книг антисоветского характера. Поскольку о. Антоний был заведующим монастырской библиотеки, как он признался во время допросов, около сотни экземпляров, которые могли вызвать подозрение, он спрятал в архиве монастыря незадолго до проведения проверки. Однако все книги о. Станканинец скрыть не успел. Проверка проводилась во время нескольких дневных визитов госработников. Не раз отца Антония заставали за работой в библиотеке. Наконец те, кто до сих пор осуществлял поверхностный осмотр литературы заметили, что размещение книг в библиотеке изменено и некоторых экземпляров не хватает. После повторной проверки из библиотеки было изъято около 40 книг антисоветского содержания. Это заинтересовало ревизоров и в дальнейшем, из монастырской библиотеки было изъято около 5000 книг.

24 марта 1947 года советская власть передала Мукачевский монастырь православной епархии, а 32 монаха, проживающие в нем, были переведены в Имстичивский монастырь. Епископ Теодор Ромжа назначил о. Антония Станканинца настоятелем в с. Сусково Свалявского района. Этот приход был свободен в связи с отъездом настоятеля о. Ивана Ревт (1930-1946 гг.) в Венгрию. Отец Антоний, удовлетворяя духовные потребности верующих с. Сусково, проводил миссионерскую работу среди верующих других сел, таким образом, препятствуя власти в осуществлении ее планов по ликвидации Греко-католической Церкви. Когда сотрудники КГБ предложили ему воссоединиться с русским православием, он отказался, и 5 апреля 1949 года о. Антония Станканинца арестовали.

В постановлении об аресте о. Антония Станканинца от 30 марта 1949 года было сказано: «В апреле 1945 года, с целью насильственного захвата помещения православной церкви села Тростник... совместно с кулацкими элементами этого села спровоцировал реакционную часть греко-католиков на открытую борьбу против православного населения и тогда, во время богослужений, посредством шантажа и агитации, организовал «антисоветскую волынку» в этом же селе.

В результате организованной «антисоветской волынки», участниками был избит председатель сельсовета коммунист Н.Н.

В настоящее время Станканинец, будучи священником в с. Сусково, проводит нелегальные собрания студенческой молодежи, которую под прикрытием обучения религии, обрабатывает в антисоветском духе».

В начале допросов о. Антоний скрывал свое пребывание в Италии, Румынии и Галиции. Однако во время следующих допросов признался в этом. О том, почему он скрыл свое пребывание в вышеупомянутых странах, о. Антоний Станканинец сказал следователю следующее: «Исходя из прочитанных мною статей в советской прессе о том, что Рим и Ватикан ведет враждебную политику по отношению к Советскому Союзу, я намеревался скрыть от расследования свое пребывание в Риме в прошлом... о своем пребывании в Румынии и западных регионах Украины я промолчал потому, что не хотел, чтобы следователи интересовались лицами, с которыми я там общался, а так же, когда и с какой целью я там был и чем занимался».  Однако позднее, в одном из протоколов допросов, появляется перечень лиц, с которыми о. Антоний находился за границей.  Закарпатский областной суд от 23-24 мая 1949 года осудил о. Антония Станканинца на 25 лет лишения свободы, с конфискацией имущества.

Отец Антоний Станканинец был направлен в лагеря ГУЛАГа Казахской ССР, где его труд использовался на строительных работах в пос. Рудник и городах Джезказган и Экибастуз. Во время работы в каменоломне осколком травмировал глаз. После удаления поврежденного глаза о. Антоний работал на кухне.

28 июля 1957 года  о. Антония освободили из-под стражи, но ему было запрещено возвращаться домой. Тогда он поехал в Караганду, где в то время находились и священники Мукачевской греко-католической епархии: епископ Александр Хира, капитульный викарий Мукачевской епархии о. Николай Мурани и о. Стефан Бендас. Отец Стефан Бендас по поручению о. Николая Мурани ознакомил о. Антония с латинской Литургией, и под его же руководством о. Антоний в августе 1957 года совершил свою первую св. Литургию западного обряда.

Через некоторое время о. Антоний переезжает в г. Чу Джамбульской области, где служит для местных немцев-католиков.  В течение трех лет, в часовне города Чу, вместе с о. Антонием Станканинцем совершал богослужения иеромонах отцов редемптористов греко-католик о. Юрий Потерейко.  Позднее о. Юрий Потерейко, после переезда из Чу в Алма-Ату, в течение многих лет служил в местном приходе.  А о. Антоний Станканинец, со временем, переезжает в п. Новотроицкое (в настоящее время п. Толе Би Джамбульской области). Здесь верующие имели отдельный молитвенный дом, в котором о. Антоний проводил богослужения.

Начиная с 1965 года о. Антоний Станканинец приезжает на богослужения в г. Чарск (г. Шар в Восточном Казахстане). На богослужениях в 1965 году присутствовало около 150 человек. Эту общину он обслуживал в течение 10 лет, приезжая на 2-3 дня один раз в год, а иногда и в два года.  Посещал также г. Фрунзе (г. Бишкек) и г. Кант в Киргизии.  Был на похоронах греко-католического епископа Александра Хиры в Караганде в 1983 году.

После 34-летней ссылки благодаря легализации Греко-католической Церкви в Закарпатье о. Антоний Станканинец 5 сентября 1991 года возвращается домой. Поселившись у своей сестры Магдалины Сливки в Ужгороде, он активно участвует в обслуживании духовных потребностей верующих, помогает организовывать церковные общины. Но состояние его здоровья стало ухудшаться, и он был вынужден уйти на пенсию и как священник.

На основании ст. 1. Закона Украинской ССР «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине» от 17 апреля 1991 года о. Антоний Станканинец был реабилитирован 29 октября 1991 года.

В 1995 году состоялась каноническая визитация всех подпольных василиан на Украине. Визитацию осуществлял Протоархимандрит Василианского Ордена о. Исидор Патрило. По его указанию, в июле 1995 года о. Станканинец, тяжело больной и нуждающийся в постоянной опеке, был направлен в Бучачский монастырь (Тернопольская область). Даже в этом он проявил монашеское послушание и полное посвящение своей жизни высшим целям.

В письме от 30 сентября 1998 года к епископу Мукачевской епархии Иоанну Семедию, игумен Бучачского монастыря о. Иван Майкович ЧСВВ дает такую информацию об о. Антонии: «... В нашем монастыре уже пятый год находится наш о. д-р Антоний Августин Станканинец ЧСВВ... Отец Антоний очень болен на сегодняшний день. Не буду описывать историю его болезни, но когда отца привезли к нам и врачи его осмотрели, потому что была такая необходимость, то они сказали, что отец может еще прожить 3-4 месяца. Но благодаря Богу уже пятый год как отец Антоний живет вместе с нами. Отец очень плохо слышит и уже полностью потерял зрение единственного глаза, второй потерял еще в ссылке в Сибири (Казахстане – ред.). Отец Антоний по натуре очень жизнерадостный человек и высокодуховный иеромонах. С большим трудом он передвигается по келье, держась за поручни на стене, которые для него установили. Имеет хорошую опеку со стороны бр. Андриана Савчина ЧСВВ, а до августа отцом занимался бр. Игнатий Москалюк, который сейчас находится на студиях (учебе в высшем учебном заведении – ред.). Они имеют обязанность 2-3 раза в год что-то написать семье... От семьи из Будапешта отец получал газеты и поздравления на праздники, а также и из Братиславы...».

Умер о. Антоний Станканинец 24 октября 1999 года в больнице города Ужгорода. Похоронен в Малоберезнянском монастыре св. Николая в Закарпатье (Великоберезнянский район).

Начиная со своего вступления в монастырь и в течение всей своей монашеской и священнической жизни о. Антоний отличался невероятной дисциплиной и несокрушимостью, был человеком слова. Очевидцы, братья-монахи, знавшие его по совместной жизни в Мукачевском монастыре, вспоминают о нем как о строгом монахе, который не допускал ни малейшей снисходительности в выполнении распорядка монастыря и монашеских правил. Тем не менее, уважали его все, поскольку видели в нем пример, о. Антоний был, прежде всего, строгим к самому себе.

 

Стариков Евгений