«Как вы думаете, всегда ли я была такой спокойной, как сейчас? – размышляла моя знакомая, доктор Ф. Л. и, улыбаясь, задумчиво смотрела в окно – Как же, как же. После первой аттестации я находилась в столь ужасной ситуации, что никому не желала бы такого; беды валились на меня со всех сторон так, что я просто НЕ ХОТЕЛА ЖИТЬ. Вы понимаете? Наверно в мире нет такого человека, который хоть однажды не пережил этого момента, но люди различаются тем, как они реагируют на такие ситуации, как с ними справляются... Я не смогла. Я не хочу говорить о том, как я решилась оставить жизнь и открыть дверь, чтобы уйти из нее, и вы наверно понимаете, что для врача достаточно легко найти способ, чтобы тихо и безболезненно покинуть этот мир…
Все что я должна была еще сделать, – я сделала, я не хотела оставлять после себя что-либо «неубранным», ни в отношениях, ни в собственности. Я так решила и думала, что так будет лучше, я даже сделала уборку во всем доме. «Я убираюсь в последний раз», – подумала я, когда вытаскивала пылесос. «Расчесываюсь в последний раз», – говорила себе, когда делала прическу. Я не хотела, чтобы меня нашли «некрасивым трупом». Таких моментов было много. Я помню, что когда расчесывалась, я улыбалась себе в зеркале, даже на грани смерти, я по-прежнему оставалась тщеславной и хотела нравиться. Я находилась под действием таблеток, и поэтому моя смерть не казалась мне столь страшным мраком, в который нужно войти; я чувствовала себя так, как будто я должна войти в поезд, который довезет меня по назначению, как средство, чтобы попасть на отдых. Тогда мне пришло в голову пойти погулять в последний раз: «Моя последняя прогулка». Был прекрасный весенний день, и я сказала: «ПОЧЕМУ БЫ НЕТ?», – и в последний раз вышла погулять, последний раз решила пройтись по городу, в котором родилась и где провела детство и юность, где я видела прекрасное и уродливое. То, что это было в последний раз, придавало особый вкус и очарование прогулке, как будто я шла через какой-то незнакомый город, ВПЕРВЫЕ, но в ПОСЛЕДНИЙ раз. «Меня не станет», – пришло мне в голову. – «Меня не станет. Ну и что?» И когда я шла по весеннему городу, меня настигли отчаяние и тревога, несмотря на успокоительное, которое я взяла с собой. Я развернулась и пошла домой через вишневый сад, чтобы как можно быстрей оказаться дома. А потом я заметила маленькую надпись на одном из домов, она была написана на кусочке бумаги. Я остановилась и стала читать снова и снова. Раньше, такие надписи казались мне глупыми и бессмысленными, и я не понимала, зачем их клеят... Эти слова... Лишние слова... Но теперь, в этих словах для меня словно мелькнул луч света, пронзающий тьму, беспокойство и суету. Я начала плакать и пока шла домой, чувствовала, что как будто снова стала ребенком, который держит за руку Кого-то чрезвычайно Важного, очень Доброго, так, как раньше я гуляла с моим отцом, когда была маленькой девочкой, а мама оставила нас... Как будто меня за руку держала огромная, Всемогущая сила... Я пришла домой и вместо того, чтобы покончить с собой, заварила чай... Я сидела и в течение длительного времени смотрела в окно на цветущий сад, и вдруг почувствовала себя глупой, потому что хотела покинуть эту красоту, отказаться от всех этих даров, которые ждут меня... А потом я уснула, а когда проснулась, было уже утро – время идти в больницу и заботиться «о своих больных», я быстро приняла душ и позавтракала...
«Что бы я без вас делала», – прошептала мне в тот день одна умирающая бабушка, которую я навестила в палате. Я села на ее кровать, и попыталась утешить... На моих глазах появились слезы.
Это словно «стрелы света», которые вдруг пронзают вас, и тьма вокруг начнет исчезать и наступает утро... Эти стрелы света дают вам силы и уверенность – уверенность в том, что жизнь имеет смысл, и вы вдруг понимаете, что так же, как и эти стрелы можете посылать свет тем, кто находится в темноте... И вы можете подарить им Свет.
А та надпись, которую я увидела приклеенной на штукатурке дома, была простой:
«ИИСУС ЛЮБИТ ТЕБЯ».