Библейская и исламская духовность о сердечной мудрости
- Подробности
- Категория: Газета "Кредо" №8(288)'19
- Опубликовано 13.08.2019 14:48
- Просмотров: 811
Диалог с исламом можно вести через концепцию и символ сердца. Мы уже об этом частично говорили в «Кредо». Но теперь посмотрим на синтез этой темы.
Библейское учение о сердце
Начнем с библейского учения о сердце. Вообще в русском переводе Библии слово сердце встречается 591 раз в Ветхом Завете и 155 раз в Новом Завете (плюс еще больше 150-ти производных от него слов). Может быть, некоторые случаи ветхозаветного употребления слова
«сердце» и не вполне соответствуют нашему современному контексту, но и оставшиеся случаи будут свидетельствовать о центральности понятия сердца как в Новом, так и в Ветхом Завете.
Именно сердце стоит на первом месте в заповеди любви к Богу: «люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (Втор 6, 5). Это же подтвердит и Сам
Иисус Христос: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всем разумением твоим» (Мф 22, 37; см. также: Мк 12, 30; Лк 10, 27).
К Богу нужно стремиться сердцем: «Всем сердцем моим ищу Тебя» (Пс 118(119), 10); «В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» (Пс 118(119), 11); «Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое» (Пс 118(119), 32). Подобное доминирование сердца приводит даже к противопоставлению его уму: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой» (Притч 3, 5).
Но сердце главенствует не только в добром, но и в плохом: «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления. Это оскверняет человека» (Мф 15, 19-20); «извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства» (Мк 7, 21).
Поэтому Бог и пророки призывают к очищению и обновлению сердца: «Смой злое с сердца твоего» (Иер 4, 14); «Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешили вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух» (Иез 18, 31); «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему» (Иоил 2, 13); «Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, …тот получит благословение от Господа» (Пс 23(24), 4); «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5, 8).
А просить у Бога нужно, в первую очередь, вразумления и очищения сердца: «Приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти» (Пс 118(119), 36); «Сердце чистое сотвори во мне, Боже»
(Пс 50(51), 12); «даруй же рабу Твоему сердце разумное» (3 Цар 3, 9). И Бог слышит эти мольбы и дает «иное сердце» (1 Цар 10, 9), что особенно полно раскрывается в Новом Завете.
Поэтому всеми силами надо очищать сердце и святить в сердцах своих Господа Бога
(ср. 1 Пет 3, 15). А первая и наиглавнейшая заповедь и Ветхого и Нового Завета – «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим…» (Мф 22, 37; ср.: Мк 12, 30; Лк 10, 27).
Коран и Сунна о мистике
сердца
Начнем с того, что трудно переоценить важность упоминания сердца в Коране в интересующем нас смысле. Мы говорим о сердце как о средоточии нашего знания о Божественном присутствии. Тоже самое встречаем и в Исламе: арабское существительное «кальб» встречается 132 раза.
Коран постоянно подчеркивает необычайную близость Аллаха к человеческому сердцу, например: «И знайте, что Аллах стоит между человеком и его сердцем» (8:24).
О божественном знании: «Это те, о которых знает Аллах, что у них в сердцах» (4:63); «Аллах знает то, что в ваших сердцах» (33:51).
Знание Аллаха того, что в сердце у человека, охватывает и самые потаенные людские намерения. Это один из важных индикаторов и ориентиров для понимания коранической перспективы духовного измерения сердца. И вот что в этой связи еще стоит упомянуть: «…Он взыскивает с вас за то, что приобрели ваши сердца» (2:225).
Когда в Коране и Сунне употребляется слово «сердце», имеется в виду то, что соответствует ему в человеке, то, что уясняет истину вещей. Оно может быть обозначено именем сердца, что в груди, поскольку между этим даром и телесным сердцем существует особая связь, и, хотя оно и связано со своим телом (человека), но именно посредством сердца. Поэтому Сахл ат-Тустари уподобил сердце престолу, а грудь – трону, сказав: «Сердце – это престол, а грудь – это трон». Не следует думать, что он видит здесь престол и трон Аллаха, это немыслимо. Он хотел (сказать), что это его владения, русло его распоряжений и установлений, и они для него как престол и трон для Всевышнего Аллаха».
Ибн Араби о сердечной
мудрости
Ибн Араби, крупнейший представитель и теоретик суфизма. Получил прозвание «величайший учитель» (аш-шайх ал-акбар).
Достаточно вспомнить его классическое рассуждение о мудрости сердца истинных арифов в главе о Шуайбе из «Гемм мудрости», где упомянут и этот аят Корана: «Поистине, в этом – напоминание тому, у кого есть сердце или кто преклонил слух и сам присутствует» (50:37).
Аят Корана, смысл которого изложен выше, чудесным образом передает суть Ибн Араби о сердечной мудрости.
Если с более широкой точки зрения, так хорошо проиллюстрированной в этой главе, верно то, что всё человеческое восприятие, весь опыт – это в конечном счете теофания (Божественное проявление), то еще более бесспорно, как показано в упомянутой главе при различении редких «просвещенных» познавших и остальное человечество, что в жизни многих людей истинно созерцательная молитва и обыденное состояние восприятия разделены, как два берега реки. И река кажется слишком большой, чтобы перекинуть через нее мост своими усилиями: молитвой или другими формами духовной практики.
Что делает сердце свидетельствующим и созерцающим Истинного активно и осознанно, так что наше неустойчивое осознание превращается в подлинную молитву и воспоминание о Боге? Эта трансформация обыденного опыта в осмысленную теофанию, когда бы и как она ни происходила, всегда представляет собой таинственное раскрытие (фатх), или озарение.
Ибн Араби сказал: «Сердце – полированное зеркало, состоящее целиком из поверхности, которая никогда не ржавеет… Когда сердце вплотную занято познанием причин материального мира и таким образом отвлекается от познания Бога, такое внимание к чему-либо помимо Господа и представляет собой ржавчину на поверхности сердца. Она мешает покрытому ею сердцу открыть Истину, ибо Божественное присутствие постоянно обнаруживает себя, и невозможно представить, чтобы оно было когда-либо скрыто от нас. Далее, когда такое сердце не принимает Божественного присутствия путем похвального обращения к религиозному закону, потому что оно приняло что-то иное вместо него, то об этом ином говорят как о „ржавчине, покрове, слепоте, замке, коросте”».
Аль Газали – сердце как
духовный центр человека
Мухаммад аль-Газали – исламский богослов, правовед, философ и мистик, родом из области Хорасан в Персии (современный Иран). Один из наиболее авторитетных учителей, входящих в число основателей суфизма.
Для обретения ценных сведений стоит обратиться к одному из лучших знатоков – имаму Газали, который предупреждает об опасности путаницы в понимании слов «душа», «дух», «сердце» и «разум». Как он говорит, источник большинства ошибок – невежество в отношении значения этих слов и тех различий вещей, которые они обозначают.
Вот что аль-Газали говорит о сердце. Это слово «имеет два значения. Первое из них: ткань конусообразной формы, находящаяся в левой стороне груди.
Второе значение этого слова – божественный духовный дар, связанный с этим телесным сердцем. Этот дар есть суть человека, постигающее, знающее и осознающее в человеке, оно же беседующее, контролирующее, укоряющее и требующее; оно связано с телесным сердцем, и для умов большинства людей трудно разобраться, какова же эта связь.
Подобным же образом имам Газали разбирает слова «душа» и «разум». Далее он пишет: «Следовательно, открылось тебе, что значения этих слов (следующие): телесное сердце, телесный дух, желающая душа и знания. Эти четыре значения обозначены четырьмя словами. В пятом же значении, в значении знающего осознающего дара в человеке, совпадают все четыре слова.
И Газали говорит, что он называет «сердцем» и «человеческим духом». Это «дух человеческий, не являющийся телом и посему неделимый. Божественное знание снисходит в него, поскольку Бог един, и Он неделим. Знание – тоже едино и неделимо. Поэтому оно не может снисходить в какое-либо делимое, а только в то, что является цельным и неделимым».
Описания сердца в исламской мистике
«Сердце – это то, что не содержит даже ничтожной частицы желания, направленного на тварный мир» (Баязид Бистами).
«Разве можно скрыть от Него то, что в сердцах?! Ведь в них нет ничего, кроме того, что Он Сам туда вложил. Так как же укроется от Него то, что от Него исходит?!» (Ад-Дарани).
Сердце подобно сосуду: если он будет наполнен верой, знанием, наставлениями и приукрасится добрыми нравами, то из него будет истекать праведность в поведении и в поступках; если же сердце будет поражено сомнением, алчностью, любовью к мирскому и жестокостью, то из него будет истекать порочность в поведении и нравах его обладателя. Отсюда мы видим, что праведность раба зависит от праведности сердца, а его порочность исходит от порочности его сердца. На это указывает достоверный хадис пророка Мухамада. Исходя из этого, сердце – это самый почтенный орган в человеке и самое дорогое, чем он обладает. Оно – сосуд знания и постижений, оно – источник нравов и достохвальных качеств, оно – орган прозрения и лучшее мерило.
В изречениях ученых много ценных свидетельств о благих намерениях. Имам Газали сказал: «Намерения являются основой действий. Для действия необходимо намерение, чтобы оно было благом; намерение же само по себе останется благом, даже если действие не совершится из-за преграды»; «Бог смотрит на сердце людей, так как они являются носителями намерения».
Хазрат ходжа Моинуддин Хасан Чишти из Аджмера говорит: «Настоящее сердце – это то сердце, которое ни справа, ни слева, ни сверху, ни снизу, ни далеко, ни близко. Узнать это настоящее сердце нелегко, только те, кто близко к Богу, знают его. Сердце совершенного верующего – в реальности Трона Божия. Это место, где Святой проявляет Себя посредством Вечного зеркала великолепия» (Исрар ал-Васалин).
Совершенный человек (аль-инсан аль-камиль) – это зеркало, которое наблюдает, познаёт и отражает в себе и тот, и другой мир. Сказано в хадисе-кудси: «Вмещает Меня не небо или земля, а сердце Моего верующего раба» (Ахмад ибн Ханбал, Китаб аз-зухд). Совершенный человек живет в обоих мирах ради Аллаха.
Ан-Навави сказал: «Праведность сердца достигается только путем его освобождения от таких скрытых недугов, как ненависть, злоба, завистливость, жадность, скупость, высокомерие, склонность к высмеиванию других, стремление к показному, желание прославиться, хитрость, алчность и неудовлетворенность предопределенным…».
Хасан Басри сказал одному человеку: «Займись лечением своего сердца, ибо Аллаху нужно от рабов лишь то, чтобы сердца их были праведными».
«Когда в сердце приходит печаль, считай это удачей, ибо мужи благодаря печали достигают чего-либо» (Баязид Бистами).
«Сердце друга Бога – это область Божественного Таинства, и Бог не помещает свои Таинства в сердце того, кто возлюбил мир» (Джунайд).
Библиография:
https://azbyka.ru/serdce-xristianskoe-uchenie
Admin в Суфизм – Тасаввуф 20.07.2015
о. Александр Посацкий
.