47 римский Папа - Св. Симплиций
- Подробности
- Категория: Газета "Кредо" №8(288)'19
- Опубликовано 13.08.2019 14:46
- Просмотров: 841
47 римский Папа
Церковное имя
Св. Симплиций
Светское имя
-
Годы понтификата
3.III.468 – 10.III.483
Место рождения
и происхождение
Тиволи, Западная Римская
империя (совр. Италия)
Согласно «Liber Pontificalis», св. Симплиций был сыном гражданина Тиволи по имени Кастин. После смерти Папы Илария в 468 году он был избран его преемником. Его избрание не сопровождалось какими-либо трудностями, однако его понтификат пришелся на период падения Западной Римской империи. После того, как в 455 году был убит император Валентиниан III, в Западной Римской империи начался период быстрой смены малозначимых императоров и ее сотрясали восстания и вторжения варваров, один из которых, Одоакр, низложил последнего императора Ромула Августа в 476 году, объявив себя королем Италии. Это ознаменовало собой конец Западной Римской империи. Несмотря на то, что Одоакр был арианином, он с большим уважением относился к Католической Церкви и сохранил большую часть прежней римской администрации, поэтому при его правлении в жизни Рима не произошло значительных изменений.
Папа Симплиций решительно защищал независимость Церкви от цезаропапизма восточно-римских (византийских) правителей и авторитет Апостольского Престола в вопросах веры. Как и его предшественники св. Симплиций решительно отвергал 28 канон Халкидонского Собора (451 г.),
предоставлявший кафедре Константинополя, названного Новым Римом, те же привилегии чести, которыми обладал Римский Епископ, тем не менее, признавая себя вторым после него. В свое время папские легаты протестовали против этого канона, а св. Папа Лев I Великий его не утвердил. Тем не менее Патриархи Константинополя пытались добиться того, чтобы этот канон вступил в силу, а император Византии (Восточной Римской империи) Лев II хотел получить подтверждение этого от Папы Симплиция. Понтифик, однако, отклонил прошение императора, выступая против канона, который, среди прочего, ущемлял права восточных патриархов.
Помимо этого, во время понтификата Папы Симплиция в Восточной Римской (Византийской) империи увеличивалось влияние ереси монофизитов. Восстание Василиска в Византии окончилось тем, что он отправил императора Зенона в изгнание, захватив трон. После чего он начал искать поддержки у монофизитов и позволил их патриархам вернуться на свои кафедры. Василиск также издал религиозный указ (Энкикликон), в котором повелел принимать только первые три Вселенских Собора, отвергая Халкидонский Собор и письмо Папы Льва. Все епископы должны были подписать этот эдикт. Однако Константинопольский Патриарх Акакий колебался, хотя и собирался подписать этот эдикт. Тем не менее, под влиянием населения и особенно монахов, твердо придерживающихся католического учения, он выступил против императора в защиту веры, находящейся под угрозой. Священство и монашество Константинополя было поддержано Папой Симплицием, стремившимся защитить католическое учение и Халкидонский Собор. Папа разослал письма, призывая всех, включая самого узурпатора Василиска придерживаться истинной веры. В частности, в своем письме Василиску от 10 января 476 года Папа Симплиций писал: «Эта норма (т.е. учение Халкидонского Собора, с чем боролся узурпатор – Прим. Пер.) поддерживается преемниками того, кому Господь доверил заботу обо всём стаде овец, и кому обещал, что не оставит его до конца времен» (Thiel, «Rom. Pont.», 182). Кроме того, св. Симплиций в своей переписке с Василиском разбирал дело Александрийского Патриарха Тимофея III Салофакиола, который был смещен императором, а на его место был поставлен антихалкидонит Тимофей II Элур.
Когда в 477 году император Зенон сверг Василиска, вновь вернув себе власть, он отправил Папе полностью католическое исповедание веры, и в ответ св. Симплиций 9 октября 477 года поздравил императора с возвращением к власти и призвал его благодарить за эту победу Бога, желавшего таким образом восстановить свободу для Церкви. Зенон отозвал эдикты Василиска, и восстановил Патриарха Тимофея III Салофакиола на Александрийской кафедре, тем не менее, не трогая его предшественника, ввиду его пожилого возраста и скорой кончины. После этого монофизиты Александрии выдвинули на ее кафедру Петра III Монга, однако император Зенон повелел казнить его, но тому удалось скрыться, и, опасаясь волнений монофизитов, император отказался от применения силы.
В момент слабости даже сам Салофакиол разрешил помещать имя монофизитского патриарха Диоскура в диптихи для чтения на церковных богослужениях. 13 марта 478 года Папа Симплиций написал Патриарху Акакию Константинопольскому, что ему следует призвать Салофакиола смыть этот позор, который он навлек на себя. Патриарх подчинился, отправив в Рим легатов с посланиями. По его просьбе, Папа осудил поименно еретика Петра Монга и других еретиков, а также назначил константинопольского Патриарха быть его представителем в борьбе с монофизитами. Когда же в 497 году, монофизиты Антиохии восстали и убили Патриарха Стефана II, Акакий рукоположил Стефана III, а затем Калландиона в качестве его преемников. Папа Симплиций тем временем решительно требуя от императора наказать убийц, одновременно осудил Акакия за превышение полномочий в совершении этих рукоположений, но одновременно даровал ему необходимую диспенсацию. После смерти Салофакиола александрийские монофизиты вновь избрали патриархом Петра Монга, тогда как католики – Иоанна Талайю. Однако, и Константинопольский Патриарх Акакий, и император Зенон, выступили против Талайи, в том числе из-за дружбы последнего с находившимся в то время во вражде с императором патрицием Иллом, и на этот раз они поддержали Монга. Монг был отправлен в Константинополь для продвижения своей ереси. Вместе с Акакием они договорились об общей формулировке, объединявшей католиков с монофизитами, которая в 482 года была одобрена императором, и получила название Энотикон. Тем временем, Иоанн Талайя отправил Папе послов, чтобы уведомить его о своем избрании, но одновременно Понтифик получил и другое письмо, от императора, с обвинениями в адрес Талайи и требованиями признать Монга. Чтобы выяснить, в чём дело, св. Симплиций отложил признание Талайи, однако выразил решительный протест против избрания Монга на Александрийскую кафедру. Тем временем Патриарх Акакий, поддерживая свой союз с Монгом, старался убедить восточных епископов вступить с ним в церковное общение. Долгое время Акакий не присылал Папе никакой информации о происходящем, за что, в своем последнем письме Понтифик сурово критикует его. Когда же, наконец, в 483 году, Талайя прибыл в Рим, Папа Симплиций был уже мертв.
Помимо заботы о делах на Востоке, св. Симплиций проявлял также ревностную заботу и о делах на Западе, несмотря на тяжелое положение Церкви во время хаоса, вызванного миграцией. В частности, он назначал севильского епископа Зенона Папским викарием в Испании, чтобы он мог представлять Папу на этой территории. Кроме того, когда в 482 году Равеннский епископ Иоанн объявил Мутину своей суффраганной епархией, и рукоположил для нее епископа Георгия, Папа Симплиций решительно опротестовал его действия, отстаивая права Апостольского престола.
Симплиций проводил и большие строительные работы. Он основал четыре новых церкви в Риме. В частности, он повелел превратить большое помещение в виде ротонды на Целийском холме в церковь, посвященную св. Стефану. Большая часть того здания всё еще существует, нося имя базилики Санто-Стефано-Ротондо. Помимо этого, Папа Симплиций превратил в церковь, посвященную св. Андрею еще одно здание, расположенное рядом с базиликой Санта-Мария-Маджоре. Понтифик также возвел еще одну церковь, посвященную св. Стефану Первомученику, позади церкви Святого Лаврентия в Агро Верано (Сан-Лоренцо-ин-Агро-Верано), однако эта церковь не сохранилась. Четвертую основанную им церковь в городе Папа Симплиций посвятил св. Бальбине, она стоит до сих пор.
Чтобы удостовериться в регулярном совершении Таинств в великих катакомбных церквях за городскими стенами, Понтифик повелел клиру трех назначенных им районов города в установленном порядке, отвечать за их отправление в этих церквях. Одной из таких церквей была церковь Святого Петра в Ватикане, в западном портике атриума которой впоследствии был похоронен и сам св. Симплиций.
После смерти Папы Симплиция король Одоакр захотел оказать влияние на избрание Папы. Посланный им префект Василий, заявил, что перед своей смертью Папа Симплиций просил издать указ о том, что никто не может рукоположить Римского Епископа без согласия светской власти. Однако римское духовенство выступило против этого указа, продолжая соблюдать указ императора Гонория, изданный им по просьбе Папы Бонифация I, в соответствии с которым Папой мог считаться только тот, чье избрание происходило в соответствии с канонической формой, Божественным одобрением и всеобщим согласием.
Память св. Симплиция традиционно отмечается 2 или 3 марта. Эпитафия св. Симплицию, существовавшая, по свидетельству Иоанна Диакона, еще в IX в., не сохранилась.
Вадим Пархоменко
.