Между белым и черным… Язык цветов в казахской культуре
- Подробности
- Категория: Газета "Кредо" №3(283)'19
- Опубликовано 07.03.2019 14:08
- Просмотров: 5588
Между белым и черным…
Язык цветов в казахской культуре
В казахском языке постоянные словосочетания, связанные с цветом, являются объемными. В них отражены быт, традиции и обычаи казахского народа.
Казахский язык, как и другие тюркские языки, богат фразеологизмами, которые используются в различных стилистических целях в устной и письменной речи. Казахский народ воплотил во фразеологизмах взгляды, выражающие его миропознание. Иногда также священные слова, иногда проклятия.
Он научился кратко и точно выражать свои мысли, экономно и эффективно использовать слова.
Метафоры цвета
Казахское национальное миропознание тесно связано с окружающей средой и природой. В то же время свое миропознание, эстетическое мировоззрение, эмоциональное состояние, понятие о нравственности казахский народ выражал через цвета.
Окружающая среда, мироздание, любая вещь материальной культуры, одежда, оборудование или обычаи и традиции, связанные с духовной культурой, воспринимаемые вне цвета, теряют свое культурное содержание. Цветовые наименования, отражающие особенности национального миропознания, четко прослеживаются во фразеологизмах, поэтому фразеологизмы, включающие цветовые понятия, рассматриваются как целостные сложные номинативные понятия, выражающие, наряду с номинативными, и познавательные функции.
Символизм цвета
О символизме цвета А. Маргулан писал: «Синий цвет – символ неба, символ поклонения небу, красный – огня, солнца, белый – правды, радости, счастья, желтый – разума, черный – земли, зеленый – весны, молодости».
Казахи представляли мир в форме четырехугольника, каждую сторону представляли в определенном цвете, а именно: восток – в синем, юг – в красном, север – в черном, запад – в белом.
Такое распределение цветов основывалось на движении солнца по небосклону. У казахов есть цвет «ала» – «полосатый», он символизирует многоцветье мира.
1) Желтый цвет
У казахского народа желтый цвет обозначал движение, тоску, бесконечную жизнь, простор и весомость. Таким образом, желтый цвет в понимании казахов означает длительный, непрерывный вид движения. В подтверждение приведем следующий ряд фразеологических сочетаний: от слова «желтый»произошли фразеологизмы, выражающие чувство тоски: желтая печаль (букв.) – тягостная печаль; ожидать до пожелтения (букв.) – ожидать, тоскуя длительное время.
2) Синий цвет
Слово «синий»широко употреблялось во фразеологизмах и словосочетаниях в разных значениях. Так, в понимании казахов синее небо означало божественное начало, данное небу. В то же время значение слова «синий»в различных фразеологизмах разное. Например, синяя буря (букв.) – в значении очень сильный, мощный; синий осел – упрямый, легкоуправляемый человек; синий болтун (букв.) – говорун, с пеной у рта; синий мозг (букв.) – говорится о человеке, который не усваивает сказанного; с небес снизошло – в значении бог спустил блага с небес. Символ монгольского синего цвета – это вечное небо, вечная жизнь, мир, спокойная душа. Много монголов считают, что они «Под вечным небом – синий Монгольский народ» – «Хөх Мөнх тэнгэрийн доорх хөх Монголын ард түмэн». Книги и другие источники, история в Монголии называются – синие книги, синие источники, монгольская синяя история.
3) Красный цвет
Красный цвет изначально связывался с цветом солнца, огня и до сегодняшнего дня считается у многих народов священным цветом. Вместе с тем слово «красный»употребляется и в значении «юный, новорожденный»: красный беркут (букв.). У казахов цвето-обозначение «красный»встречается и во фразеологизмах, связанных с обычаями и традициями казахов. Например, согласно обычаям, к жилищу, где только что родился верблюжонок, привязывали красный флаг.
Красный флаг выражал понятие «неокрепший, новорожденный». В других фразеологизмах красный цвет означал красивый, прекрасный: красивое лицо, прекрасная внешность, прекрасный лик, прекрасное волнение; остроумие – красное (мудрое) слово, красный (острый) язык, красный (умный) мужчина; жестокость – нещадный меч, жестокий человек, кровавый (испепеляющий) взгляд, плохая кровь; символ молодости: юная пора, юный возраст, крепкие ноги и др.
4) Коричневый цвет
Коричневый (қоңыр) цвет для казахов знак тишины, тепла, безопасности.
Компонент «коричневый», присоединяясь к другим словам, превращается в устойчивое словосочетание. Он выражает значение «средний». Например, бархатный вечер, мягкая осень, бархатный голос и др.
5) Зеленый цвет
Зеленый цвет ассоциируется с пробуждением природы, рождением новой жизни. Традиционно казахи не делают различия между синим и зеленым цветом. Возможно, это связано с архетипом всеединства мира, с переходом в отдаленной перспективе зелени степи в синь неба и их слиянием.
Вместе с тем в словарном запасе древних тюрков есть слово «йашыл», трансформировавшееся в казахское «жасыл». Жусуп Баласагуни в поэме «Благодатное знание» использует этот термин, характеризуя зелень тополей.
Символ монгольского зеленого цвета – это символ роста, увеличения, выращивания, возрастания.
Между белым и черным
цветами
Наиболее сложные отношения у казахского народа с белым и черным цветами. Большое место в материальной и духовной культуре занимают черный и белый цвета. Именно они занимают противоположенную позицию: белое – черное; плохое – хорошее; высокое – низкое и т.д. Остальные цвета спектра таких оппозиций не образуют.
Эти понятия вошли глубоко в сознание и язык народа. Прежде всего цветообозначения белый и черный в познавательном понимании казахского народа применялись для разграничения хорошего и плохого. Это своего рода символизм совести.
В традиционной культуре казахов, белый цвет является священным, то есть белое – это символ чистоты, непорочности, справедливости, а также высокого социального положения. Так, правящий род чингизидов у казахов назывался «ак сөөк» – белая кость. В древности на белой кошме поднимали избранного хана, в жертву приносили белых овец и белых баранов.
Белый цвет до сегодняшнего дня в казахском языке – символ хорошего, позитивного, чистоты, невинности: Ақ көңіл (светлая душа), ақ жүрек (доброе сердце), ақ ниет (добрые пожелания), ақ жан (чистая душа).
Это символ радости, благосостояния: ақ түйенің қарны жарылу (благая весть), ақ тілеу (чистые пожелания); символ святости: ананың ақ сүті (материнское молоко), ақ жауып арулау (проводить благословениями); символ красоты, стати: ақ маңдай (белоликая, светлоликая), ақ дидар (белолицая, светлолицая); символ родовитости, принадлежности к ханскому, аристократическому роду: ақ сүйек (аристократ), ақ орда (ханская орда), ақ үй (дом правителя), ақ кигізге көтерді (выбрали правителем); символ почета, признания: ақ сақалды (белобородый, аксакал), ақ жаулық (мать), ақ бас (светлая голова).
Казахский народ черный цвет, символ страдания, использовал как для преувеличения плохого, негативного, так и для гиперболизации хорошего, позитивного. По мнению ученого-этнографа Гроссе, для казахов черный цвет – полисемантичный (имеет разные значения).
Академик А. Н. Кононов, исследовавший смысл наименований цвета в тюркских языках, особо отмечает, что в данных языках прилагательное «черный»имеет около двадцати дополнительных переносных значений. В действительности переносных значений у слова «черный»в тюркских языках значительно больше.
Разные значения слова
«черный»
Основное значение слова «черный»– цвет угля. В этом смысле оно явилось основой зарождения многих фразеологизмов со значением неприятный, бесстыдный, злодей, неблагодарный, бесстыжий и др., со значением проклятия: Чтобы ты захлебнулся кровью! Пусть покарает тебя! Пусть кара спустится на твою голову! и др. Они представляют в современном казахском языке производные переносные значения на основе номинативного смысла слова «черный».
У слова «черный»переносное значение превалирует над его буквальным смыслом. Сочетаясь со многими номинациями со значением вещи, явлений и деятельности, слово «черный»явилось основой создания символов. Например, черный флаг, черная кочевка, черное намерение, черное сердце и др.
В казахском миропознании в большинстве случаев слово «черный»связано со смертью, страданиями. Об этом обычае Курбанали Халид в книге «Тауарих хамса» писал: «Казахи после захоронения покойного устанавливают черное». Значение слова «черный»во фразеологизмах: облачиться в черное, черные помыслы, выражает страдание, наказание, траур, символизирует уход в вечность.Но нельзя категорически утверждать, что черное во фразеологических сочетаниях означает только плохое, негативное.
Позитивное значение
черного цвета
В национальном миропознании казахов можно выделить и позитивные стороны черного цвета. Изначальное значение слова «черный» – цвет, противоположный белому. Это его основное значение. Но это номинативное значение не может быть единственной основой.
Знаковое содержание черного цвета у тюрков выражало многочисленные оттенки смыслов. Так, например, выражение «кара букара» (черный народ) у казахов употреблялось не в уничижительном смысле, а в значении «сильный», «многочисленный» народ. В тюркских языках черный цвет (кара) несет не только отрицательный оттенок (плохой, скверный), но и положительный – великий, сильный, народ.
Исходя из данного познавательного характера, слов, соотносящихся по семантике со словом «черный», можно определить следующие значения: цвет, неизвестность, печаль, жестокость, святость, простоту.
Символическое значение святости
У черного цвета в казахском языке есть символическое и позитивное значение святости, священности. Это можно наблюдать на примере использования слова «черный»в составе словосочетаний черный шанырак (святая семья, дом), черный казан (священный очаг). Многие исследователи тюркскихязыков отмечают употребление слова «черный»и в значениях: большой, хороший, много.
В таком же значении употребляетсясочетание «черное слово»(букв.) – длинное(буквально), то есть содержательное, глубокое слово. Кара шанырак – черный шанырак (букв.) – большая, святая семья; черная сила (букв.) – (большая) сокрушительная сила; черная тяжесть (букв.) – очень тяжелая и др.
В национальном миропознании казахов следует отметить особенности, связанные с концептом «черный»: в значении святой, рождаться. Одно из проявлений взаимосвязи познавательных способностей древних тюрков и современного казахского народа – почитание Земли-матери, поклонение Земле-матери.
Ранее у древних тюрков, затем и у кочевых казахов Земля обожествлялась так же, как и Солнце, небо, огонь и вода: черная земля (букв.) – священная земля.
Итак, в казахском языке черный цвет отличается широтой (продуктивностью) употребления. Черный – один из цветов в казахском языке, имеющий множество переносных, условных, символических значений. В тюркских языках много устойчивых сочетаний, имеющих отношение к этому слову, они с течением времени обновляются, дополняются.
В таком контексте, сложно отличить черное от белого. Черное, в казахском мировосприятии, может быть не только плохим, но и хорошим.
Различие настолько тонко, что сравнимо лишь с тем, как разрезать волос ровно посередине.
Источники:
1. Кайырбаева, К. Т. Символическое значение этнокультурных номинаций в казахском языке: автореферат / К.Т. Кайырбаева. – Алматы, 2004.
2. Елибаева, К. Ж., Символика и семантика цвета в казахской культуре, Вестник МГУКИ, 2012, 4 (48) июль – август.
о. Александр Посацкий
.