ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №2(282)'19


42 римский Папа - Св. Бонифаций I

 

 

42 римский Папа

Церковное имя

Св. Бонифаций I


Светское имя
-
Годы понтификата
28,29.XII.418 – 4.IX.422


Место рождения
и происхождение

римлянин





Мало известно о жизни св. Бонифация I до его избрания. «Liber Pontificalis» называет его римлянином и говорит, что он был сыном пресвитера Иокунда. Считается, что он был рукоположен Папой Дамасием I (366–384) и был представителем Папы Иннокентия I в Константинополе примерно в 405 году.

После смерти Папы Зосимы Римская Церковь погрузилась в пятый раскол, образовавшийся в результате двойных выборов Папы. Подобные вещи нередко нарушали покой Церкви в первых веках. Сразу же после похорон Зосимы, 27 декабря 418 года, часть римского духовенства, состоящая главным образом из диаконов, захватила Латеранскую базилику и самовольно избрала Папой архидиакона Евлалия. Когда же высшее духовенство попыталось войти в базилику, толпа приверженцев Евлалия агрессивно вытолкнула их. На следующий день представители высшего духовенства, во многом против своей воли, избрали Папой престарелого Бонифация, священника, которого высоко ценили за его милосердие, эрудицию и добрый нрав. В воскресенье 29 декабря (некоторые источники оспаривают эту дату – Прим.), как Евлалий, так и Бонифаций были рукоположены: Бонифаций в церкви св. Марцелла, поддержанный девятью провинциальными епископами и примерно семьюдесятью священниками, а Евлалий – в Латеранской базилике, в присутствии диаконов, нескольких священников и епископа Остии, который был призван для участия в рукоположении несмотря на то, что был болен.

Каждый из претендентов стал действовать как Папа, и Рим погрузился в бурные беспорядки, вызванные столкновениями соперничающих фракций. Префект Рима, Симмах, враждебно настроенный по отношению к Бонифацию, сообщил о волнениях императору Гонорию в Равенну и обеспечил признание императором Евлалия законным Папой. Бонифаций был изгнан из города. Его сторонники, однако, добились того, чтобы император услышал их и созвал синод италийских епископов в Равенне, где враждующие Папы могли бы встретиться и обсудить ситуацию (это произошло примерно в феврале-марте 419 года). После того, как решения проблемы достичь не удалось, синод принял решение собраться в мае в более представительном составе – с участием италийских, галльских и африканских епископов, – чтобы уладить проблему. Он также предписал обоим претендентам покинуть Рим до тех пор, пока решение не будет найдено и запретил им возвращаться под страхом осуждения. Исполнять Папские обязанности во время Пасхальных служб был назначен Ахиллей, епископ Сполеция.

Однако 18 марта Евлалий самовольно вернулся в Рим, собрал своих сторонников, возобновив конфликт, и, не подчинившись приказам префекта покинуть город, захватил Латеранскую базилику в Великую Субботу 29 марта, намереваясь возглавлять Пасхальное Богослужение. Потребовалось вмешательство имперских войск, чтобы выдворить его оттуда и сделать возможным проведение Ахиллеем Богослужения. Император был глубоко возмущен произошедшим, после чего отказался признавать Папой Евлалия и 3 апреля 418 признал Бонифация законным Понтификом. Последний вернулся в Рим 10 апреля и был радостно встречен народом. Евлалий смирился с императорским решением, удалившись из города. Ему была предоставлена другая Епископская кафедра, хотя источники разнятся относительно ее местоположения.

Тем не менее, сторонники Евлалия по-прежнему мечтали о его возвращении. В начале 420 года, серьезная болезнь Папы Бонифация побудила их предпринять еще одну попытку возведения Евлалия на Папский Престол. Однако Бонифаций поправился, после чего 1 июля 420 года попросил императора принять меры для предотвращения возобновления схизмы в случае его смерти. Тогда император Гонорий издал указ, согласно которому в случае спорных выборов ни один из претендентов не должен быть признан Папой, а должны состояться новые выборы.

Правление Папы Бонифация было отмечено большим рвением и активностью в установлении дисциплины и порядка в Церкви. Бонифаций I отказался от политики своего предшественника по наделению некоторых западных епископов экстраординарной властью Папских викариев. Бонифаций уменьшил их власть, восстановив власть митрополитов, главных епископов провинций. В частности, уменьшению власти подвергся архиепископ Арля, Патрокл, которого Папа Зосима наделил огромными полномочиями, что спровоцировало протесты других галльских епископов.

Папа Бонифаций унаследовал от своего предшественника проблемы с африканскими епископами, касающиеся права на апелляцию в Рим и порядка его осуществления, прежде всего в деле Апиария (см. статью о Папе Зосиме). Карфагенский поместный Собор, выслушав легатов Папы Зосимы, отправил 31 мая 419 года ответное письмо уже Папе Бонифацию. В нём говорилось, что Собору не удалось удостовериться в истинности канонов, которые легаты процитировали как никейские, хотя потом выяснилось, что они сардикийские. Тем не менее Собор согласился соблюдать их до тех пор, пока не состоится их проверка. Это письмо часто цитируется в качестве демонстрации непокорного отношения африканской Церкви по отношению к Риму. Однако беспристрастное изучение этого вопроса ведет к тому, что более резкое заключение, чем то, что сделал Дом Чэпмен едва ли может быть сделано: «Оно было написано со значительным раздражением, однако, намеренно сдержанным тоном» (Dublin Review. July 1901, 109-119). Африканские епископы были раздражены дерзостью легатов Папы Бонифация, их возмутило то, что от них требовали подчиниться законам, которые, по их мнению, не соблюдались последовательно в самом Риме. Их манера письма ясно дала это понять Бонифацию I, однако они были далеки от того, чтобы отречься от его власти, обещая повиноваться подозрительным, на их взгляд, законам, что означает их признание роли Папы в качестве защитника дисциплины в Церкви.

Папа Бонифаций I горячо поддерживал св. Августина в борьбе с пелагианством. Получив два письма от пелагиан, клевещущих на св. Августина, он отправил их ему. В знак своей признательности св. Августин посвятил Папе свой ответ на эти письма, содержащийся в его сочинении «Contra duas Epistolas Pelagianoruin Libri quatuor».
На Востоке Папа Бонифаций ревностно отстаивал свою юрисдикцию над церковными провинциями Иллирии, которые хотел забрать под свой контроль Константинопольский Патриарх, воспользовавшись тем, что они оказались в составе восточной части Римской Империи после ее раздела. Бонифацию при поддержке правителя Западной Империи Гонория, удалось отстоять свои права на эти земли у императора Восточной Империи Феодосия II, а также добиться того, чтобы епископ Фессалоник оставался Папским викарием для этой территории, главенствуя над местными митрополитами и епископами, чье рукоположение было возможно только с его разрешения. Тем не менее, хотя император Феодосий и вернул церковную власть над Иллирией Папе Бонифацию, его прежний указ о передаче этих земель Константинопольскому Патриарху сохранился в составленном им Кодексе законов, перейдя оттуда и в более поздний Кодекс Юстиниана, что создало в будущем немало проблем для последующих Пап.

Папа Бонифаций I возобновил действие нормы, введенной Папой Сотером, и запрещающей женщинам прикасаться к тканям, используемым на Литургии и прислуживать во время каждения ладаном. Он также запретил рабам становиться священнослужителями.

Сохранились послания Папы Бонифация I, однако в собрании, приведенном в «Patrologia Latina» из 15 посланий подлинных только 9.

Бонифаций I был похоронен в катакомбах Максима у Соляной дороги, рядом с могилой его любимой святой Фелицитаты, в честь которой и в благодарность за ее помощь, он возвел часовню над кладбищем, впоследствии получившую ее имя.
Память св. Бонифация I
ныне отмечается в Католической Церкви 4 сентября согласно Римскому мартирологу. Прежде она отмечалась
25 октября.

Вадим Пархоменко








.