ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №6-7(274-275)'18


Жамбыл Жабаев (1846 – 1945) Великий поэт и певец души казахского народа

Жамбыл Жабаев.
Ранние годы

Великий казахский поэт-импровизатор Жамбыл Жабаев родился в семье бедного кочевника возле горы Жамбыл 28 февраля 1846 г. на территории нынешнего Жамбылского района, Алматинской области. Отец назвал мальчика в честь горы Джамбул (Жамбыл). Поэтому в некоторых источниках его имя пишут как Джамбул Джабаев.

Как и другие дети из дырявых юрт, он пас байский скот, не зная ни школы, ни грамоты. Но будучи активным и любопытным ребенком Жамбыл любил шумные компании, многолюдные места и часто проводил время с табунщиками и чабанами, поскольку те знали много веселых песен и сказок. Также маленький Жамбыл Жабаев с удовольствием слушал сказания о великих людях прошлого и старые легенды.

Жамбыл Жабаев рано научился играть на домбре. Мать поэта Улдан поддерживала мальчика и говорила, что талант игры на домбре передал ему дядя.
Домбра (каз. домбыра) – это струнный щипковый музыкальный инструмент, который существует в культуре казахского народа. Домбра считается народным музыкальным инструментом казахов и ногайцев. Она имеет богатую историю. Археологическими исследованиями установлено, что сакские кочевые племена более 2 тысяч лет назад использовали двухструнные музыкальные инструменты, которые схожи с казахской домброй и могут быть ее прототипом.
Под длительным влиянием тюркских народов (гунны, авары, болгары, хазары, половцы, ордынцы), восточные славяне переняли этот музыкальный инструмент под названием домра.

Марко Поло в своих трудах отмечал, что этот инструмент присутствовал у тюркских воинов-кочевников, которых в то время на Руси называли татарами. Они пели и играли на нём перед боем, для достижения соответствующего настроя.

 

Призвание – стать
акыном

В 14 лет Жамбыл решает стать акыном. За благословением он идет к отцу, но тот отвергает просьбу сына. Несмотря на отказ, Жабаев всё-таки уходит из дома и становится учеником акына Суюнбая. Шесть лет он перенимал опыт учителя, пока в 20-летнем возрасте не стал самостоятельным акыном.

Акын – это поэт-импровизатор, поэт и певец у тюркоязычных народов Средней Азии, в частности, у казахов, киргизов, ногайцев и каракалпаков. Есть похожие народные певцы – жыршы (ырчы) (сказители) и оленши (песенники), но, в отличие от акынов, они исполнители, а не создатели произведений. Стихи акыны читают нараспев под звуки (домбры, комуза) – струнного щипкового инструмента с овальным корпусом, грифом и тремя (двумя) струнами.
Знаменитый мастер устного народного творчества, поэт-импровизатор Жамбыл Жабаев был современником А. Герцена, Н. Некрасова, И. Тургенева, Т. Шевченко. Кстати он был и ровесником великого Абая Кунанбаева. Именно они стоят у истоков казахской новой литературы, ее обеих рек: письменного и устного поэтического слова. И надо сказать, что они оба жили и творили в исторически бурное и для России, и для Казахстана время.

У Жамбыла не было возможности получить образование, но благодаря своему умению анализировать увиденное и выражать свои мысли в стихотворной форме, когда поэту только исполнилось 16 лет он и его песни стали известны всей казахской степи. Жамбыл пел исключительно на казахском языке, и с этого времени стал постоянным участником песенных состязаний – айтысов.

 

Соревнования и победы
на айтысах

Айты́ш у киргизов и башкир, (от кирг. айтыш, башк. әйтеш – сказ), айты́с у казахов – импровизированное состязание двух акынов, форма устной народной песенной поэзии. Исполняется с аккомпанементом на народных струнных инструментах (у киргизов комуз).
Во время айтыша два сидящих (реже стоящих) друг напротив друга акына исполняют своеобразный песенный диалог, постоянно передавая очередь и подхватывая слова оппонента. Песни во время состязания могут быть на любую произвольную тему. По итогам соревнования выбирается победитель, при этом оценивается как музыкальность и ритмичность, так и сообразительность в парировании аргументов соперника.
Многие из айтысов Жамбыла с казахскими и киргизскими акынами вошли в сокровищницу казахского устного народного творчества.

Наиболее известны айтысы Жамбыла с Бактыбаем, Ай-кумыс, Сарыбасом, Шашубаем и Кулмамбетом. В этом ряду выделяется айтыс Жамбыла со знаменитым Куланаяном Кулмамбетом. После победы над Кулмамбетом, которого он победил благодаря тому, что прославлял не правителей своего рода и волостных старшин, а людей, защищающих интересы всего казахского народа.

В мощи народа –
Сила моя,
Цель народу моя ясна.
Богатырям я честь
Воздаю,
Вот на какой я земле
стою!

– так отвечал Жамбыл в споре с акыном Кулмамбетом!

Жамбыл Жабаев стал самым почитаемым и популярным акыном своего рода. Будучи продолжателем традиций, заложенных в творчестве знаменитого акына Суюнбая, Жамбыл Жабаев в своих произведениях выражал надежды и чаяния простого народа и прославлял подвиги батыров.

Кто это батыр? Багатур (древнетюрк. baγatur, также батур – древнетюрк. batur; монг. баатар; башк. батыр; тув. маадыр; араб. بهادور‎) – почетный титул у тюркских и монгольских народов, присоединяемый к имени (например, Субэдэй-багатур, Есугэй-багатур) – «герой», «доблестный воин», «богатырь».

 

Творчество народного
поэта

Поэтическая манера Жамбыла отличалась психологической насыщенностью и конкретностью изображения жизни, задушевностью и эпической простотой повествования. Он сочетал устные формы с литературными, поэтические отрывки с прозаическими.
Великий поэт казахского народа прославился не только своей поэзией, но также и ораторским мастерством. Поэзия Жамбыла всегда была связана с жизнью простого народа. На протяжении всей своей жизни он был на стороне народа и защищал его права.

Жамбыл Жабаев известен ведь не только своим красноречием, его очень уважали и чтили все окружающие. Он неоднократно побеждал в словесных состязаниях – айтысах. Жамбыл сумел поднять процесс «импровизации» казахского ораторского искусства на новый этап развития. В своих стихах он восхвалял не только Жетису и Алатау (ср. Стихотворние), но и любил весь окружающий мир.

Жамбыл Жабаев много ездил по родному Семиречью. Каждое его выступление было настоящим праздником для трудового народа. Его правдивые песни о народном горе, о чаяниях и нуждах простых людей встречали горячее одобрение слушателей.

Жамбыл звал казахов к дружбе с великим русским народом, он сложил множество лирических, бытовых, социально-сатирических песен, героических поэм и сказок («Собака бая Кадырбая», «Черный указ», «Поэма гневного сердца», поэмы «Утеген батыр», «Суранши батыр», сказка «Хан и акын», «Сказка о лентяе» и др.)

Поэзия Жамбыла Жабаева отличается психологической насыщенностью и простотой повествования. Его произведения конкретно и задушевно изображают жизнь. Отличительная особенность работ Жамбыла – сочетание устной и литературной форм речи (он не умел писать).

Среди его работ: сказки, героические поэмы, бытовые, лирические и социально-сатирические песни.
В своих стихах Жамбыл Жабаев призывал к дружбе между народами, практически все песни знаменитого акына – это искренний рассказ о людях труда.
Поэма «Суранши батыр» описывает противостояние казахов ордам грабителей Коканда. Такими набегами кокандцы хотели поработить казахский народ. Специалисты называют это произведение исторически достоверным.
Поэму «Отеген батыр» Жабаев написал под влиянием рассказов об Асане Кайгы – философе XV века. В ней говорится о скитаниях батыра Отегена в поисках лучшей судьбы для своего народа.

 

Советское прошлое
Жамбыла

Советское прошлое поэта пронизано патриотическим духом. С 1936 года Жамбыл пишет несколько знаменитых в то время песен, в которых лидерам страны приписывались черты героев эпоса, воспевались их достоинства. Его песни искренне прославляли жизнь в СССР и широко распространялись властями. Фигура 90-летнего Джамбыла подавалась в образе восточного мудреца-аксакала, приветствующего новый строй и его людей.

Поэтические сборники Жамбыла Жабаева, изданные в ХХ веке, подвергались редактуре. Тексты искажались и трансформировались под влиянием господствовавшей идеологии. Все эти факторы идеологического воздействия не позволили в полной мере раскрыть поэтическое мастерство, масштаб и эпохальность творчества великого акына, по масштабному определению Президента РК Н. А. Назарбаева – Гомера ХХ века.

Фольклористика и литературоведение XXI века позволяют всесторонне изучить и обобщить духовный, социальный и гражданский пафос творчества Жамбыла Жабаева, ярких представителей авторской устной литературы и исследовать их творчество в полном объеме.

 

Признание не только
в Казахстане

В 1934 г. выступление Жамбыла на 1-ом республиканском съезде мастеров искусств подтвердило то, что он является поистине народным поэтом. Во время проведения Декады казахской литературы и искусства в 1936 г. в Москве, и торжеств, посвященных 750-летию поэмы «Витязь в тигровой шкуре» годом позже в Тбилиси, Жамбыл, которому исполнилось 90 лет, еще выше поднял славу казахской поэзии. В 1938 г. поздравления Жамбылу по случаю 75-летия его поэтической деятельности прислали Р. Роллан, М. А. Некое, К. Причард, М. Шолохов и другие знаменитые писатели того времени.

Творчество Жамбыла Жабаева актуально и по сегодняшний день, оно продолжает оставаться объектом пристального изучения не только казахстанских литературоведов, но и ученых из других стран мира.
Об этом сказала Государственный секретарь РК Гульшара Абдыкаликова, открывая 24 февраля 2016, в Алматы международный научный симпозиум «Ұлы дала жыршысы», приуроченный к 170-летию юбилея великого поэта, передает корреспондент BNews.kz.

«Великий казахский поэт XX века Жамбыл Жабаев посвятил свою жизнь продвижению вечных общечеловеческих ценностей, воспеванию добра, справедливости и воспитанию патриотизма. Его произведения переведены более чем на 50 языков», – отметила Госсекретарь.
В своей приветственной речи Г. Абдыкаликова подчеркнула тесную связь поэзии Жамбыла Жабаева с жизнью и историей казахского народа, отметив созвучность основных мыслей его произведений с общенациональной патриотической идеей «Мәңгілік Ел», выдвинутой Нурсултаном Назарбаевым.

«В своих песнях известный казахский поэт-импровизатор прославлял родной край, рассказывал о жизни народа, слагал героические поэмы о батырах, вдохновлял своими стихами солдат, в годы Отечественной войны защищающих Родину. Его стихи навсегда останутся в народной памяти», – подчеркнула Государственный секретарь РК Гульшара Абдыкаликова.

о. Александр Посацкий

 

 

 

Стихотворение «Алатау»
Жамбыла Жабаева
(1937 г., перевод К. Алтайского)

АЛАТАУ


В орлиных просторах большой высоты,
Как чалые кони, вздыбились хребты.
Над всем Джетысу поднялся Алатау,
Исполнен величия и красоты.

Снега на вершинах мерцание льют,
Косматые тучи нашли там приют,
Они, золотясь, при закате клубятся
И тайны жемчужных вершин стерегут.

С покрытых снегами и льдами громад
Кипит, низвергается, бьёт водопад,
Гремит валунами и пеной играет,
Из радужных брызг надевая халат.

Снега и орлы высоко в небесах,
А ниже – дремучих лесов полоса.
Зелёные сосны звенящею хвоей
Поют свои дикие песни в лесах…

В садах под плодами ломается сук,
В них сочные яблоки, сладкий урюк.
В горах созревают пурпурные вишни,
Ковры земляники алеют вокруг.

В лугах, зеленеющих, как изумруд,
Джейраны и туры кочевье ведут,
Багровые лисы и снежные барсы,
Медведи и волки в ущельях живут.

В долине меж гор под парящим орлом
Густой синевою блестит водоём,
Весёлые стаи играющей рыбы
Мерцают в воде голубым серебром.

На склонах трава от лучей золота,
Луга в бирюзовых и жёлтых цветах,
А ниже, в напевном журчанье арыков,
Столица – красавица Алма-Ата…










.