ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №5(273)'18


История одного священника…

История одного священника…

 

«Блажен и свят имеющий участие

в воскресении первом: над ними смерть

вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога

и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет». 

Откр 20, 4-6

 

 

В этом году исполняется 40 лет со дня официальной регистрации католической общины в городе Павлодаре.

40 лет – это много или мало?.. Мало, если сравнивать эти годы с двухтысячелетней историей христианства. 40 лет – это огромный этап жизни нескольких поколений верных мирян, сохранявших веру в своих сердцах и передавших ее своим детям и внукам…

Мой рассказ о человеке, который помогал поддерживать этот Живой Огонь в сердцах и душах тех, кто волею судьбы оказался вдали от родных мест.

 

В годы Второй мировой войны в Павлодарскую область были переселены немцы из Поволжья, поляки с Западной Украины, а также литовцы, латыши и другие народы, депортированные и отбывавшие тюремные заключения в лагерях Карлага и трудовых армиях. В большинстве своем они были католиками, которым долгие годы приходилось тайно собираться по воскресеньям в разных квартирах и домах для совместных молитв, чтения Библии. В своих молитвах люди просили и о священниках…

 

В 1978 году стало возможным подать документы для регистрации католической общины в Павлодаре. Власти довольно быстро удовлетворили просьбу верующих, а на второй день после официальной регистрации общины в Павлодар приехал о. Франц Мегнис. В то время, когда прихожане ликовали и благодарили Бога за такую большую милость, власти и спецслужбы негодовали: как так могло получиться, что о приезде священника им ничего не было известно заранее?

 

Однако о. Францу властями и «органами» было поставлено условие: будешь сотрудничать – сможешь служить, а если нет – убирайся! Отказавшись от таких условий, о. Франц уже собрался уезжать, как пришел уполномоченный по делам религии и сообщил об официальном разрешении обслуживать верующих Павлодара и Павлодарской области. В этом событии отец ясно увидел знамение и волю Божию.

 

Священника никогда не видели праздно проводящим время. Если он не работал, то молился. Он никогда не выпускал Розарий из своих рук. Под его опекой были и два прихода, возникшие в поселках Красноармейка и Щербакты. Не унимались и «органы»: частые допросы, их неусыпное внимание приносили тяжелые переживания и моральные страдания о. Францу.

 

Годы испытаний и лишений, которые вместе с народом пережили и священники, дали о себе знать… Отец Франц был тяжело болен, но стойко переносил страдания. В конце декабря 1982 года он всё же был экстренно госпитализирован и прооперирован. Несмотря на то, что о. Франц шел на
поправку, врачи настаивали на проведении второй операции. Однако одна из медицинских сестер отделения, где лежал больной, настоятельно советовала не делать вторую операцию, чтобы сохранить жизнь священника. Два месяца после операции о. Франц провел в кругу прихожан, пошел на поправку. Навещавшие его о. Альбинас Думбляускас из Караганды и прихожане видели, что происходит, и считали опасным проведение операции в местной больнице, предлагали ехать в Ригу и сделать операцию там, но получили отказ. Свой отказ о. Франц в очередной раз объяснил: «На всё есть воля Божия!».

 

В середине марта 1983 года о. Франца всё-таки положили в больницу, заверив: операция, которую предстоит сделать, является рядовой и всегда проходит благополучно. За день до операции его навестил о. Иосиф Свидницкий. Исповедовавшись и приняв Святое Причастие,
о. Франц произнес: «Как я рад, что смог исповедоваться в последний раз!». Только позже все смогли понять смысл слов «исповедоваться в последний раз!».

 

По словам врачей, операция прошла успешно, но всех настораживало то, что посетителей в палату не пускали. Приехавший в город о. Александр Бень смог пройти к о. Францу, взяв с собой Евхаристию. Однако то, что ему суждено было увидеть, повергло в шок: на кровати, без сознания, весь посиневший лежал о. Франц. Он не реагировал ни на что. Лишь при звуках молитвы отпущения грехов на мгновение открыл глаза, улыбнулся, превозмогая боль, и вновь потерял сознание… Потом была еще одна операция, два дня реанимации… Только теперь к нему уже никого не пропускали, не давали никаких комментариев о состоянии здоровья… А весь приход неустанно молился…

 

23 марта 1983 года в 21:30 отец Франц скончался в одиночестве больничной палаты… Врачи сослались на инфекцию, которая попала в раны…

Похороны состоялись 29 марта, в Страстной понедельник на павлодарском кладбище… Кроме большого числа прихожан, проводить в последний путь  о. Франца Мегниса приехали шесть священников из разных мест: из Фрунзе – о. Готтлиб, из Алма-Аты –
о. Георгий, из Караганды – о. Альбинас, из Целинограда – о. Болислав, из Кустаная – о. Александр, из Новосибирска – о. Иосиф…

 

Прошло уже 35 лет, как о. Франц завершил свой земной путь и вступил в чертоги Вечной жизни. В приходском музее бережно сохраняются фотографии и некоторые личные вещи священника. К сожалению, на просторах интернета не удалось найти ни одной библиографической ссылки на запрос «о. Франц Мегнес». Но маленький листочек бумаги, найденный в одной из старых книг церковной библиотеки, на котором были записаны воспоминания одной из прихожанок, свидетеля тех давних событий, дал мне возможность донести миру историю этого священника, который оставался верен своему Призванию до конца и который видел во всём, что происходит (даже в смерти), волю Божию.

Татьяна Бичинева

(на основе воспоминаний

с. Филомены-Терезы)

 

 

P.S. Католический священник о. Франц Мегнес родился в Латвии, до 1940 года поступил в Духовную семинарию, после войны девять лет скрывался от преследований. Вступил в монашеский орден Непорочного Зачатия Марии, MJC, где окончил подпольную Духовную семинарию. При таком условии ему невозможно было получить Приход. Тем не менее в течение пяти лет он официально был настоятелем Павлодарского прихода – прихода, который стал первым и последним в его жизни.












.