Пасхальное Триденствие
- Подробности
- Категория: Газета "Кредо" №3(271)'18
- Опубликовано 13.03.2018 12:40
- Просмотров: 967
Пасхальное Триденствие
(руководство от отца Ангело Скарано)
Введение в Триденствие
Великая тайна Пасхи имеет много вариантов классификации. Богатство, сокрытое в литургических знаках и текстах Библии – огромно, поэтому мы можем вновь и вновь «искать, стучать и копать» и обязательно откроем что-то новое.
С любопытством ребенка, мы можем углубляться в эти дни, снова и снова задавая себе вопрос: «Что это значит?» (ср.: Исх 12, 26). И если не находим ответа, то можем просто спросить об этом в молитве у Самого Бога.
Эти три дня можно свести к простой литургии в Церкви, и не более того. Однако чувство, смысл Триденствия не заключается только в праздновании, но в преобразовании жизни: «И вы должны умывать ноги друг другу» (Ин 13, 14), «мы должны умереть и воскреснуть со Христом» (ср.: Рим 6).
Это не так трудно – провести несколько часов в Церкви, трудно – найти «жизненный источник», который именно сейчас, в этот момент, пробуждает меня к новой жизни: это может быть одна мысль, один стих Священного Писания. Это то, что я должен держать в сокровищнице своего сердца, «этим жить», позволяя ему проникать в меня и формировать. Проникать до мозга костей.
Для каждого дня будут предложены рассуждения, а в заключение даны темы для личного размышления. Конечно, можно выбрать и другие темы, но всё-таки я за то, чтобы вы хоть иногда следовали некоторым внешним проявлениям, чтобы наш опыт Триденствия не остался только в сердце. Как людям, нам необходимо внешнее проявление, в конце концов, этому учит и сама Литургия. Вы увидите, что благодаря этим конкретным жестам и наше переживание (кульминации литургического года) будет более «полным и интересным».
Великий Четверг
Возлюбив Своих сущих в мире,
до конца возлюбил их.
Ин 13, 1
Это ключевая фраза для понимания тайны Триденствия. Это предложение, на первый взгляд почти «банально» – сколько раз сегодня в проповедях мы говорили о любви к Богу… так часто, что нас это уже оставляет холодными.
Ученики знали Божье милосердие, они знали о великих делах Божиих, которые сотворил Господь. Они знали и любовь Иисуса. И всё же это стало чем-то новым. Потрясающе новым. Непонятным. Шокирующим. Словно что-то существовало «за гранью». Очень хорошо это понимал Петр, поэтому и воскликнул: «не умоешь ног моих вовек» (Ин 13, 8). Никогда не возлюбишь меня «до такой степени». Таким сумасшедшим способом.
Несколько лет назад в СМИ появился рекламный слоган: «Живи на максимум».
Иисус не знал этот лозунг, но «жил на максимум» и «любил на максимум». До конца – «лучшим» способом.
Мы можем об этой любви написать множество книг и обширных работ, но всё-таки это остается «выше» и «над» – разум, опыт, идеи. Это большее. Больше чем наш опыт с Богом, который мы имеем на сегодняшний день. Больше чем наши знания.
Незадолго до смерти бл. Елизавета Святой Троицы написала завещание своей настоятельнице Гермаин. В этом письме среди прочего она поддерживает ее такими словами: «Позволь себе полюбить больше». Это немного странный призыв для кармелитки, – для женщины, которая знала Божью любовь. И Елизавета побуждает к большему: «позволь себе больше полюбить». Как будто она сказала: «Позволь себе полюбить до крайности, до предела возможного: ведь любовь Иисуса ты познала так мало. Так мало по сравнению с тем, насколько Она тебя превышает. Позволь себе так полюбить – шокирующе и непонятно, – как при омовении ног. Будь открыта для сюрпризов. Позволь себе полюбить даже там, в своей зоне комфорта, в приватном секторе без Иисуса. И там, где у тебя есть только «грязь», болото, до сих пор кровоточащие раны. И восхищайся тем, что Иисус принимает тебя такой и желает прикоснуться к тебе даже там, где ты этого не хочешь».
Если ты действительно веруешь, что Иисус хочет дотронуться до твоих грязных ног, ты можешь сказать: «Приди, коснись меня. Омой меня».
Очень часто в этот день мы останавливаемся только на внешних проявлениях преданности Иисуса: Он омыл ноги, Он отдал Себя в Даре Евхаристии. Но наиболее важно то, что внутри Иисуса! В Его Сердце горит желание отдать Себя Своим друзьям: «Я с нетерпением хотел есть с вами». С желанием, с огнем, со страстью.
И Сердце Иисуса одинаково встречает и меня и тебя: «Желаю быть с тобой, хочу отдать Себя в Евхаристии». А я желаю принять Тебя. Горю желанием прикоснуться к Тебе. Быть с Тобой.
Темы для размышлений
1. В каких ситуациях ты переживаешь из-за того, что не чувствуешь любовь Иисуса?
2. Имеешь ли ты смелость, позволить Иисусу омыть твои грязные ноги, руки, глаза, уши, идеи, мысли?..
3. Во время тихой молитвы, можно протянуть руки и этим выразить, что ты отдаешь себя Иисусу. В руках можно держать какой-либо предмет, который дорог тебе, который тебя символизирует.
Страстная Пятница
Но Он взял на Себя наши немощи
и понес наши болезни.
Ис 53, 4
«Неизвестный убийца ворвался в магазин и застрелил десять случайных людей», «Двадцать лет совершал домашнее насилие», «Пятьдесят пять человек были убиты на площади», «Голод в Восточной Африке косит население».
Исаия добавил бы к этому: «Но Он взял на Себя наши немощи». Немощи именно этих конкретных людей. Мои немощи. А не какие-то «обобщенные».
Иисус отдает Себя мне. Он отдает Себя полностью тому, кем я являюсь. Поэтому Он погружается и в мои тени, страдания, вины. Тот, кто любит, становится похож на возлюбленного. Поэтому Иисус становится похож на меня: Он берет Себе мое уродливое лицо, мои грязные руки и сердце, мои болезни. Иисус переживает то, что чувствую я: то, что «Бога нет», что этот Бог здесь не для меня, что Он прячется и не отвечает на мой призыв. Христос хорошо знал чувство «отсутствия Бога», поэтому и воскликнул: «Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мк 15, 34).
Иисус выдает Себя, потому что Он хочет взять. Он хочет взять из моих рук мою грязь. Он берет, потому что Он так хочет. Он хочет больше, больше, чем я уже дал. Он хочет любить больше, Своей любовью заполнить пустоту и мою жизнь, «наполненную всем возможным и невозможным». Он берет невыносимую легкость бытия, а иногда, наоборот, ее невыносимую тяжесть. Он берет и грусть, которая является Божиим знаком, – знаком отсутствия Бога, потому что Бог – это радость.
Святой Иероним один раз услышал призыв Бога: «Отдай мне свой грех». Это не само собой разумеющееся, отдать – это действительно доверить Христу свой грех. И уверовать, что Он взял его на крест. И уничтожил. Распятый Иисус, конечно, хочет больше, чем просто грех: «Отдай мне свою боль. Горечь. Упреки. Непрощение. Неприятие проигрыша, ошибку, несправедливость».
Именно сегодня я могу вспомнить обо всех «минусах» своей жизни, и вместо того, чтобы полагаться на себя или других (Чем это вызвано?), вместо слёз (Почему это произошло? Почему моя жизнь не идет в другом направлении?), – я могу благодарить, что Он всё принял. И преобразил. Эта благодарность порождает счастливую тишину пятницы, а эти недостатки превращаются в достоинства. Кровоточащие раны – в славные раны, как у Иисуса.
Хочешь остаться в тихой радости у креста? Попробуй хотя бы немного, посидеть или постоять у креста, именно с этим взглядом веры: «Он взял на Себя мою боль, мои раны. Он принял страдания многих людей, которых я вижу на экране или в газетах. Он всё это взял на Себя. Всё. Полностью. Без исключений.
Благодаря Страстной пятнице я могу сделать шаг мужества и отдать Иисусу все свои недостатки или недостатки других людей. Снова и снова. До тех пор, пока не осознаю и не крикну: «Не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2, 20). Я уже не живу в боли, печали, пустоте, но в моей боли, печали, пустоте живет Иисус. Это не одноразовая акция, но продолжительный процесс до конца долгого «Великострастного сражения», когда я скажу: «Смерть, где твоя победа?» (1 Кор 15, 55).
Темы для
размышлений
1. Какая боль для тебя непреодолима?
2. Напиши на бумаге свои вины, раны, травмы и разочарования в жизни и положи их на крест, на тело Распятого. Оставайся благодарным за то, что Он взял на себя именно твои раны. Для более глубокого опыта в этот момент тебе может помочь несколько предложений благодарности.
3. Прочитай Страсти Христовы от Иоанна, главы 18-19. Читай медленно, и останавливайся на тех словах, которые затрагивают тебя. Не стесняйся останавливаться и размышлять над ними.
Великая Суббота
Крепка, как смерть,
любовь.
Песнь Песней 8, 6
Великая суббота остается немного неизвестной: в этот день не празднуем Мессу, иногда мы ходим в церковь только на вечернюю Литургию, которая уже относится к воскресенью. Какое содержание у Великой субботы? Как ее нужно прожить?
Ее содержание можно выразить в трех словах: тишина, могила, спуск.
Эта суббота приглашает нас открыть для себя тишину: «наполненную» тишину, а не пустую. Тишину поклонения тому, что Слово сильнее власти смерти.
В этот день Церковь рекомендует поститься, чтобы «расширилось сердце» для более глубокого принятия живого Иисуса, в Котором полнота. Хотя это не будет пост от пищи, но в этот день ты можешь оставаться в «роскоши лексуса» с постом от слов. От ненужной информации, новостей, от телевидения и интернета. Может быть, это будет тяжелый пост, но это отсутствие лишних слов может сделать тебя чувствительным к Слову. Мало того, еще более жаждущим Его присутствия в тебе.
Как заполнить «молчание» Великой субботы? Драма пятницы закончилась, ожесточенная борьба между светом и тьмой была завершена. После шторма приходит тишина. После возгласа Иисуса: «Боже мой, почему Ты оставил Меня?» приходит тишина. Повисает молчание, потому что Слово молчит. Молчание, потому что слово «не среди живых, но в могиле». Только Его тело остается в могиле: Сын Божий настолько полон жизни, что не может оставаться пленником тьмы, Его дух спускается в подземный мир и приносит прощение захваченным в царство мертвых.
Согласно древней проповеди для Святой субботы,
Иисус спускается и призывает Адама.
…Эти слова очень сильны и могут поразить нас как «молния», которая возбуждает и пробуждает: «Выходи. Я не создавал тебя для того, чтобы ты остался в темноте. Я не создавал тебя, чтобы ты был рабом смерти и зла. Чтобы ты лежал в пыли непринятия, самоосуждения, безнадежности и стереотипов. Воскресни из мертвых».
Темы для
размышлений
1. Найди сегодня силы для поста от СМИ и интернета?
2. Постарайся сегодня провести больше времени в тишине, возможно, в необычном месте на природе (или, если это возможно, в храме у Святого Гроба Господня). Сегодня ты можешь попробовать остаться перед Иисусом в тишине, без слов перед лицом Иисуса, Который сошел в небытие и пустоту. Пребывай с удивлением, что Он полнота, что Он наполняет твою пустоту, пустоту повседневной жизни, пустоту, которая возникла с уходом некоторых родных.
Воскресенье.
Воскресение
Господне
Но всё сие преодолеваем силою Возлюбившего нас.
Рим 8, 37
Я до сих пор помню, как более чем 20 лет назад я услышал в конце проповеди эту фразу: «Ты и Иисус – это непобедимая пара». Я помню из проповедей разве что что-то исключительное. Еще меньше, спустя столько времени. Я признаю, что это предложение затронуло меня так сильно, что я думал об этом много раз: в каком смысле я непобедим? Наверно это не так, что я буду идти по жизни как какой-нибудь супермен, который быстро и легко преодолевает проблемы и врагов. Конечно, нет.
Некоторый свет на понимание проливает св. Павел в Послании к Римлянам (8, 35. 37-39):
«Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? […]. Но всё сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем».
Таким образом Павел объясняет, что это победа в любви: Самая разрушительная сила бессильна по сравнению со Христом. С ним мы даже «больше, чем победители» (как можно буквально перевести греческий текст).
И над кем (или чем) мы празднуем эту победу? Это победа над эгоизмом. Непрощением. Злобой. Горечью. Безысходностью в безнадежной ситуации. Парализующей силой тревоги и боли. Победа над тьмой, нелепостью, разочарованием, неприязнью и эгоцентризмом.
Пасха может отмечаться как «День Победы». Это настоящая победа. И в этот день, ты можешь вновь «наслаждаться» тем, что ты на стороне Победителя. И даже в Нём.
Темы для
размышлений
1. Сегодня ты призван к тому, чтобы сначала найти определенную вещь (естественно, у себя дома), которая для тебя символизирует новую жизнь. Этот предмет можешь использовать в молитве, возможно, что он будет лежать рядом с крестом.
2. Какие ситуации и проблемы, «ставят тебя на колени»? Или сбивают тебя с правильного пути? С обновленной уверенностью ты можешь сказать: «Ни эта болезнь, ни этот коллега, ни и эта невыносима ситуации в семье… не может меня отлучить от любви Иисуса». В этот список можешь добавить те ситуации, которые давят на тебя своей тяжестью.
.