Послание Святейшего Отца к Всемирному Дню Больного 11 февраля 2018 года
- Подробности
- Категория: Газета "Кредо" №2(270)'18
- Опубликовано 08.02.2018 10:58
- Просмотров: 1520
Послание Святейшего Отца к Всемирному Дню Больного
11 февраля 2018 года
«Mater Ecclesiae»: «Жено! се, сын Твой». «Се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин 19, 26-27).
Дорогие братья и дорогие сестры,
церковное служение больным и тем, кто заботится о них, должно продолжаться с новым рвением в верности миссии Господа (см. Лк 9, 2-6; Мф 10, 1-8; Мк 6, 7-13). Церковь должна следовать убедительному примеру своего основателя и Учителя.
Тема Дня Больного в этом году взята из слов, которыми Иисус, вознесенный на крест, обращается к Своей Матери Марии и к Иоанну: «Жено! се, сын Твой». «Се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин 19, 26-27).
1. Эти слова Господа проливают свет на глубокую Тайну Креста. Крест не представляет собой безнадежную трагедию, но место, где Иисус показывает Свою славу и передает Свою последнюю волю любви, которая становится основным правилом христианской общины и жизни каждого ученика.
Слова Иисуса составляют основу материнской миссии Девы Марии для всего человечества. Мария должна стать матерью, прежде всего ученикам Сына, заботиться о них и об их пути. Материнская забота о сыне или о дочери включает, как мы знаем, материальные и духовные аспекты воспитания. Неописуемая боль креста пронзает душу Марии (см. Лк 2, 35), но не парализует Ее. Напротив, для Нее, как для Матери Иисуса, начинается новый путь самоотдачи. Иисус на Кресте переживает за Церковь и за всё человечество, и Мария призвана принять участие в Его беспокойстве. Когда Деяния Апостолов повествуют о мощном излиянии Святого Духа в Пятидесятницу, они в это же время показывают, что Мария начала выполнять Свою роль в первой общине Церкви. Это задача, которая никогда не заканчивается.
2. Возлюбленный ученик, Иоанн, представляет Церковь, как мессианский народ. Он должен принять Марию как свою мать. Он призван принять и созерцать в Ней образец ученика, созерцать материнское призвание, которое Ей вверил Иисус, миссию с Его заботами и планами. Иоанн должен принять матерь, дающую жизнь своим детям, которые могут любить согласно заповедям Иисуса, и любящую их. Мариино материнское призвание заботы о детях распространяется на Иоанна и на всю Церковь, включая в себя сообщество всех учеников.
3. Ученик Иоанн, разделявший с Иисусом всё, знает, что Учитель хочет, чтобы все люди встретились с Отцом. Он может засвидетельствовать, что Иисус встретился со многими людьми больными как духом (которые были полны самодостаточности (ср.: Ин 8, 31-39)), так и плотью (ср.: Ин 5, 6). Всех Он одарил милосердием и прощением, больным дал физическое исцеление – символ обильной жизни в Царстве, где осушатся все слезы. Так же как и Мария, ученики призваны заботиться друг о друге, но не только; они знают, что сердце Иисуса открыто для всех без исключения.
Евангелие Царства Божьего должно быть провозглашено всем. Все, кто нуждается, должны почувствовать христианскую любовь, потому что они – люди, дети Божьи.
4. Это материнское послание Церкви нуждающимся и больным людям за 2000-летнюю историю Церкви конкретизировалось в большом количестве инициатив по оказанию помощи больным. Следует иметь в виду то, что эта забота распространяется во всём мире и сегодня. В странах, где достаточно развита система общественного здравоохранения, деятельность католических конгрегаций, епархий и их больниц сосредотачивается – помимо предоставления высококачественной медицинской помощи – на усилии поставить в центр здравоохранения человека. Научные исследования проводятся с уважением жизни и христианских моральных ценностей. В странах, где система здравоохранения недостаточно развита или вообще не существует, Церковь, заботясь о людях, стремится в своей работе в области здравоохранения предлагать как можно больше.
Ее работа направлена на предотвращение детской смертности и на то, чтобы победить некоторые наиболее распространенные заболевания. Она стремится оказать медицинскую помощь даже тем, кого не может исцелить. Образ Церкви как «госпиталя», принимающего всех раненых жизнью, очень конкретен, потому что в некоторых частях мира необходимую помощь населению предоставляют только миссионерские или епархиальные больницы.
5. Напоминание о долгой истории служения больным – причина радости для христианских общин, особенно для тех, кто несет это служение сегодня. Надо помнить о прошлом и пользоваться этим богатством. Мы должны извлечь из него великодушие многих основателей институтов, служащих больным с полной самоотдачей; изобретательность, которую приносит любовь, вдохновляясь многими инициативами, возникающими на протяжении веков; усилия в области научных исследований, чтобы предложить больным новые и заслуживающие доверия методы лечения. Это наследие прошлого помогает доброму планированию будущего. Например, защитить католические больницы от риска корысти, которая во всём мире направлена на то, чтобы внести рыночные отношения в заботу о здоровье, и таким образом лишая бедных людей этой помощи.
Организационный интеллект и любовь требуют уважения достоинства пациента, которое всегда остается центром процесса лечения. Это направление должно быть принято и христианами, которые работают в общественных структурах и призваны своим служением нести Евангельское свидетельство.
6. Иисус оставил в дар Церкви власть исцелять: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк 16, 17-18). Деяния апостолов описывают исцеления через Петра (см. Дей 3, 4-8) и Павла (ср.: Дей 14, 8-11). Дару Иисуса соответствует роль Церкви, которая знает, что должна смотреть на больных тем же взглядом, полным нежности и сострадания, как Господь. Пасторация в области здравоохранения всегда останется необходимой и фундаментальной задачей, которая должна практиковаться с новыми усилиями, как в приходской общине, так и в самых престижных медицинских центрах. Мы не можем также забыть о чувствительности и настойчивости, с которыми многие семьи заботятся о своих детях, родителях или родственниках, хронически больных или инвалидах. Уход, предоставляемый в семье, является исключительным свидетельством любви к человеку, и его необходимо поддерживать признанием и соответствующей политикой. Врачи и медсестры, священники, Богу посвященные люди, добровольцы, члены семьи и все, кто заботится о больных, являются частью этой миссии Церкви. Это общая ответственность, обогащающая ценность повседневного служения.
7. Марии, Матери нежности, мы хотим доверить всех больных телом и духом, чтобы Она укрепила в них надежду. Мы также просим Ее, помочь нам с дружелюбием относиться к неподвижным братьям и сестрам. Церковь осознаёт, что ей необходима особая благодать, чтобы она могла нести свое служение Евангелия – заботу о больных. Соединимся в неустанной просьбе к Матери Господа, чтобы каждый член Церкви жил с любовью к призванию служить жизни и здоровью. Пусть Дева Мария ходатайствует за этот XXVI Всемирный день больных, пусть помогает больным переживать их страдания в общении с Иисусом и сопровождает тех, кто заботится о них. Всем больным, медицинским работникам, добровольцам, всем сердцем уделяю апостольское благословение.
Ватикан
26 ноября 2017 года
Торжество Иисуса Христа-Царя
Франциск
перевод: Кредо