Kазахский мыслитель Шакарим и его теория совести
- Подробности
- Категория: Газета "Кредо" №2(270)'18
- Опубликовано 08.02.2018 10:41
- Просмотров: 12169
Духовное согласие, межкультурный диалог, инкультурация
Kазахский мыслитель Шакарим
и его теория совести
Шакарим Кудайбердиев (каз. Шәкәрім Құдайбердіұлы; 11 июля 1858, Кен-Булак, Семипалатинская область – 2 октября 1931, урочище Чингистау) – великий казахский поэт, писатель, переводчик, композитор, историк и философ. Племянник Абая.
Трагичной оказалась судьба этого прекрасного поэта, мыслителя, миротворца. В глубине Чингизских гор осенью 1931 года он был расстрелян без суда и следствия работником местного ГПУ как враг народа. Тело его было брошено в сухой колодец, с категорическим запретом хоронить. Многие его рукописи исчезли. Тридцать лет лежали в забвении останки великого мудреца, и только в 1962 году они были перенесены и захоронены рядом с могилой Абая.
Шакарим занимался политикой, был избран в волостные правители. Всерьез занялся творчеством только с 1898 года, после сорока лет. По определенной системе стал изучать западную и восточную литературу, познакомился с наследием таких поэтов и мыслителей Востока как Хафиз, Физули, Навои, а также с произведениями Дж. Байрона, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого. Его перевод Хафиза на казахский язык остается непревзойденным по мастерству и технике, также как и блестящий перевод повести Пушкина «Дубровский». Шакарим самостоятельно овладел арабским, персидским, турецким и русским языками.
Его эрудиция, мудрость, творчество и деятельность могут быть хорошим примером межкультурного и межрелигиозного диалога и духовного согласия, между Востоком и Западом, между исламом и христианством. Несмотря на то, что Шакарим был исламским мыслителем.
Движимый жаждой познания, казахский мудрец, хорошо знавший восточную философию, а также труды Платона, Канта, Шопенгауэра, Спенсера, лично переписывавшийся с Л. Толстым, искал самую важную правду – и нашел.
Шакарим пришел к выводу, что «основой для хорошей жизни должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце».
Учение о совести
Шакарим был убежден, что главнейшая наука для человека – это наука совести. Эту науку можно преподать, обучив людей с детства. Это основная тема его книги «Три истины», представляющей собой уникальный философский труд, в котором автор разработал оригинальную концепцию человеческого бытия.
Голоса у совести разные. Если человек живет правильно, совесть звучит как голос мудрого учителя, наставника. Но прежде всего это голос Бога. Прекрасно говорит об этом KKЦ: «В глубине своей совести человек открывает закон, который он не сам себе дал, но которому он должен повиноваться и голос которого, всегда призывающий его любить и делать добро, а зла избегать, отзывается, когда нужно. (...) Человек имеет в сердце своем Богом написанный закон. (...) Совесть – самое тайное и святое святых человека, где он пребывает наедине с Богом, Чей голос звучит в глубине его души» (1776 (GS 16.)).
Может именно поэтому совесть рассматривалась Шакаримом не только как нравственно-этическая, а как важнейшая философская и богословская категория, которая относится именно к Богу.
Вот почему так настойчиво повторяли Абай и Шакарим о науке, сердце и совести. Без этих трех ключей нам не открыть дверь в будущее, в вечное счастье с Богом-Творцом. А это самое главное в жизни.
Совесть и ее связь
с душой человека
и Богом-Творцом
В центре философско-этических размышлений Шакарима Кудайбердиева стоит признание идеи Творца и бессмертия души.
Уверование в совесть, как в высший нравственный закон, и в существование души – взаимосвязаны. И если у человека нет веры в существование души, и он считает, что совесть пригодна лишь для видимости, то в нём животолюбие доминирует над духовным началом, так как «сердце человека, не поверившего в то, что совесть и душа это необходимая опора, не смогут очистить ни одна наука, никакое искусство, ни один путь и никакой закон».
Наш философ приходит к выводу, что совесть есть высшее желание и потребность души, так как «душа является такой сущностью, которая никогда не исчезает, не поддается порче, а с каждым разом всё совершенствуется, идет к возвышению. Это потому что она делает для себя обязательными такие причины, которые ускорили бы ее возвышение».
Причиной же, ведущей к возвышению души, по мнению Шакарима, является нравственная чистота человека, его помыслов и дел. Обеспечить ее может именно совесть – как высшее нравственное чувство, преграда к аморальным поступкам и начало стремления к добродетели. Совесть также является мерой нравственности человека, а отсутствие совести делает его не способным установить разницу между добром и злом, добродетелью и пороком.
Совесть как место
познания добра и зла
Здесь замечаем сходство с католическим учением. Как читаем в ККЦ: «Пребывающая в сердце человека совесть в нужный момент велит ему совершать добро и избегать зла. (...) Слушая голос совести, мудрый человек может услышать голос говорящего с ним Бога» (1777).
В толковом словаре Даля совесть рассматривается как «нравственное сознание, нравственное чутье или чувство человека; внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка».
Философ И. Кант считал совесть «единым нравственным законом», живущим во всех разумных существах. Шекспир писал: «Совесть – дочь любви». Для В. Гюго высший суд на земле – это суд совести.
Достоевский в романе «Преступление и наказание» пишет о душевных муках Раскольникова, который нарушил универсальный нравственный закон, существующий в душе человека. Он приходит к переосмыслению внутренних ценностей: «Разве я старушонку убил? Я себя убил». Да, действительно, герой убил себя, потому что попытался пойти против своей совести.
Шакарим определяет совесть как «единство человеческой скромности, справедливости и доброты». Совесть позволяет сохранить человеку человечность и личное нравственное достоинство.
Религиозная вера
как фундамент совести
Человек же, уверовавший в существование души и совесть как ее первейшую потребность и желание, не становится бесчеловечным и бездуховным ни при каких жизненных условиях и испытаниях. Поэтому Шакарим определяет веру человека в бессмертие души и связанную с ней потребность в нравственном чувстве совести как самую крепкую опору для его духовного возвышения.
В работе «Казахская философия XV – начала XIX вв.» О. А. Сегизбаева, где дается разностороннее и развернутое исследование философии Шакарима, указывается, что «философ считает, что отсутствие веры в существование Творца и бессмертие души оказывает на людей пагубное влияние и делает их аморальными, злыми, а не добрыми».
Поэтому, согласно нашему философу, совесть, являясь постоянным желанием и потребностью души к совершенствованию и возвышению, наделяет душу способностью и возможностью к собственному восхождению в развитии. По этому поводу Шакарим пишет, что «если человек уверует в посмертную жизнь души и в то, что совесть – это ее первейшая потребность, тогда ничто не может сделать его сердце черным и черствым».
По мнению современного казахстанского философа О. А. Сегизбаева, философия Кудайбердиева представляет собой теологический гуманизм, так как она «всецело направлена на то, чтобы дать теологическое обоснование необходимости очеловечивания человека».
Универсальный
характер
и «человечность»
совести
Шакарим считал совесть неким универсальным духовным смыслом. Категория духовности в философии казахского мыслителя обретает характер всеобщности и универсальности в силу ее общечеловеческой значимости. Духовность определяется им как универсальная мера человечности и культуры в индивиде.
Анализ произведения Шакарима Кудайбердиева «Три истины» позволит обосновать утверждение, что истину о существовании Творца, бессмертной души и совести, как ее потребности, возможно определить как некие универсальные общезначимые смыслы.
Так О. А. Сегизбаев характеризует категорию совести в учении Шакариама как «общефилософскую категорию, дающую возможность разрешить многие сложные вопросы жизни, науки и философии и способную вывести человека на путь духовного бытия».
В учении Шакарима понятие совести обретает смысл стержня всего человеческого в человеке. Шакарим определяет ее следующим образом: «Человеческую скромность, справедливость, доброту в их единстве я называю мусульманским словом уждан, русским – совесть». Эта трактовка автора, несомненно, является этической, тем более что к слову «совесть» он подбирает понятие «человечности».
Давайте же сердцем услышим мудрость Шакарима:
«Хоть и не видели меня,
Хоть и не знали меня,
Люди будущего услышат
меня,
Правдивые мои слова.
Пусть совесть прояснит
твой разум, мой народ,
И светлое пускай над
тёмным верх возьмёт,
Как сердце доброе, пусть
справедливый труд
В союзе с разумом всех к
миру приведёт».
о. Александр Посацкий