Газета "Кредо" №2(258)'17
Изгнание злых духов
Продолжение, начало в №186-187
Приверженцы теории об изменении поведения убеждают нас в том, что мы можем измениться, не осознавая того, как мы попали в такое состояние, в котором отказываемся от радости. Это главное изменение и в нём вам поможет введение системы поощрений и наказаний. Так предположим, что ваш злой дух – допустим, что он есть, – вступил в силу. Когда выигрываете вы, то несмотря ни на что вы будете радоваться и этим наградите себя. Если выигрывает ваш злой дух, то наложите на себя какое-нибудь мягкое наказание. Так, например, вы можете надеть резинку на запястье и каждый раз, когда вы перед злым духом капитулируете, натягивайте ее и отпускайте, чтобы она слегка ударяла вас по руке.
Это (я надеюсь) поможет нам понять суть нашей проблемы. Если я, переживая очень приятный вечер, позволю одному небольшому инциденту всё испортить, то я должен действительно попытаться выяснить, почему так произошло. Если я наслаждаюсь вкусным ужином или грандиозным шоу, а потом возвращаюсь домой несчастный, потому что я заплатил шесть долларов за парковку автомобиля, я должен задать себе несколько вопросов. Предположим, что один человек из большой группы людей меня не любит, хотя все остальные относятся хорошо. Допустим, что этот единственный человек испортит мне настроение. Это значит, что вопрос созрел для личного исследования. Кто-то сказал, что когда мы назовем злого духа по имени, то приручим его. Я думаю, что было бы очень полезно маленького демона, который отказывает нам в удовольствии, назвать по имени. Как сказал один психиатр: «Мы все знаем, что могли бы быть счастливыми, но всегда есть «если» или «но». Я думаю, что настало время избавиться от наших “но”». Так что же эти «если» и «но» ограничивают, получаемое мной от жизни удовольствие? Если мы сможем это понять достаточно точно, то, иногда, это может полностью изменить нашу жизнь.
Когда-то я сделал длинный список масок, которые надевают люди. Я дал им имена, как Вацлав Яйцоглав, Ментоловая Maрия, Всё для других, Радим Коврик, Дана Дикобразовна. Я надеялся, что каждый из нас обнаружит маску, которую он надевает, и постепенно уберет ее. Но многие друзья сказали мне: «Мне кажется, что я вижу себя в каждой из них». Когда я думал об этом, у меня не было выбора, кроме как согласиться. Я тоже нашел в каждой из масок немного себя. Думаю, что я по мере необходимости чередовал роли, но была одна – Иосиф Помощник, – которая всегда преследовала меня. Я понял, что я играл эту роль чаще, чем другие. Я никогда не был полностью честным, потому что тогда другие хотели бы помочь мне, и так всё бы запуталось. Безмолвный, я настаивал на том, что «я – чтобы было понятно – тот, кто помогает вам, но и вы помогаете. Примите это во внимание и не превышайте своей роли».
Когда я думаю про злых духов, которые отнимают у человека удовольствие, то вижу, что каждый из них, по крайней мере хоть раз, беспокоил меня. Но вот один из них – перфекционизм, который, очевидно, является моей главной проблемой, и угрожает мне методом «разделяй и властвуй». Я выделил свои усилия, чтобы стать тем, кто всё за всех решает, кто помогает всем и спасает каждого, но я заметил свою склонность к перфекционизму. И теперь работаю над ней. Я знаю, что это вопрос постепенного изменения, постепенного искоренения старых и устоявшихся привычек и их замена другими, животворящими. Поэтому я стараюсь быть терпеливым, но это для нас, перфекционистов, это трудная вещь. Тем не менее, я должен быть честным и признать, что каждая маленькая победа проясняет небо над моим миром и развивает мою способность радоваться полнотой жизни. Время проходит, и мне кажется, что мой путь приносит мне всё больше и больше радости.
Как освоить эту идею: радоваться хорошим вещам в жизни
1. Назовите по имени своего злого духа.
Какой из названых злых духов чаще всего вторгается на вашу территорию и подрывает вашу способность радоваться?
а. Влияние родителей (информация, которая до сих пор отражается на нас).
Чего конкретно эта информация касается?
б. Комплекс вины.
Вы не думаете, что слишком часто наказываете себя? Ненавидите ли вы себя за свои ошибки? Вы постоянно напоминаете себе о чувстве вины?
в. Перфекционизм.
Измеряете ли вы свою значимость по своим делам? Думаете ли вы, что должны быть совершенны? Для вас важно произвести впечатление на других и успокоить их? Удручает ли вас провал?
д. Комплекс неполноценности.
Чувствуете ли вы себя неполноценными по сравнению с другими людям? Как вы оцениваете свое достоинство? Считаете ли вы, что вы именно тот, кем и должны быть, и что полностью готовы делать то, что должны делать?
г. Принцип «всё или ничего».
Вы действительно верите в постепенный рост, в то, что это процесс? Существуют ли для вас серые оттенки между черным и белым? Если бы вы сто раз сказали правду и один раз солгали, считали бы вы себя правдивым человеком или лжецом?
е. Иррациональные предположения.
Принимаете ли вы в счет некоторые моменты, которые мешают вам радоваться? Вы действительно веруете, что все мы должны быть счастливы?
2. Составьте список ваших «любимых вещей».
Конечно, это будет длинный процесс. Расширяйте этот список. Иногда нам помогает то, что мы возвращаемся к нему и спрашиваем себя: «Пользуюсь ли я этими любимыми вещами, когда у меня есть проблема находить что-то радостное?». Каждый вечер записывайте то, что вызвало у вас радость в течение дня. Не появился ли у вас какой-то шаблон мыслей, который может что-либо сказать о вас? (Я узнал, что мою радость часто искажает «помощь другим». Не забывайте, что я ваш Иосиф Помощник).
Запомните
Вы однажды понесете ответственность за все законные удовольствия, которые пропустили. Итак, давайте, паломники, радоваться своему паломничеству!