Газета "Кредо" №9(253)'16
ПОКРОВИТЕЛЬНИЦА МИССИЙ и АПОСТОЛ КАЗАХСТАНА
«…чтобы быть миссионером не нужно уезжать в далекие страны. Молиться и приносить жертвы, духовные и материальные, можно везде…»
Тереза
«…И тогда я почувствовал себя таким счастливым и благодарным (Божьему) Провидению за то, что оно привело меня туда, к этим бедным и покинутым и всё же столь сильно верующим и любящим Христа. И этого счастья, изведанного на той трясущейся телеге, я не променял бы на величайшие почести и удовольствия».
о. Владислав
ПОКРОВИТЕЛЬНИЦА МИССИЙ св. Тереза Младенца Иисуса и Святого Лика
и АПОСТОЛ КАЗАХСТАНА бл. о. Владислав Буковинский
Беатификация о. Владислава, состоявшаяся 11 сентября, преисполнила нас огромной радостью, словно водопад благодатей обрушился на всех, кто каким-либо образом принимал участие в этом событии и в Казахстане и за границей. В свою очередь 1 октября мы будем отмечать праздник св. Терезы из Лизье.
Есть ли что-то общее между этими ДУХОВНЫМИ ИСПОЛИНАМИ – маленькой кармелиткой из Франции и великаном священником, служившим на Востоке?.. Думаю, что у истоков их знакомства лежала особенная любовь св. Терезы к о. Владиславу, за которую он отблагодарил ее, приняв ее близость. Попробую только в некоторых чертах представить некие элементы подобия их духовности.
ОНА. В Евангелии, прежде всего, Тереза открывает Милосердие Иисуса и пишет так: «Мне же Он даровал Свое бесконечное милосердие, через призму которого я созерцаю другие божественные совершенства и преклоняюсь перед ними! Тогда они все представляются мне озаренными любовью, и само правосудие (может быть, даже больше других) кажется мне облеченным в любовь». И таким же образом она высказывается на последних страницах «Истории одной души»: «Да, я чувствую, что будь у меня на совести все грехи, которые только можно совершить, я бы кинулась в объятия Господа с разбитым от раскаяния сердцем, потому что мне известно, как нежно Он любит возвращающегося к Нему блудного сына. И вовсе не потому, что Господь Бог в Своем предупреждающем милосердии оградил мою душу от смертного греха, я восхожу к Нему путем доверия и любви…». «Упование и Любовь» это конечный пункт истории ее жизни, два слова, которые словно маяк осветили весь путь ее святости, для того, чтобы она могла вести по своему «малому пути доверия и любви» других к духовному младенчеству. Здесь речь идет о таком уповании, как у ребенка, отдающего себя в руки Бога, неразрывно связанного с сильным, радикальным влечением настоящей любви, будучи всецелым даром себя самого, как говорит святая, созерцая Марию: «Любить это отдать всё, вместе с собой, без меры». Вот так Тереза показывает всем нам, что христианская жизнь, основывается на полном переживании благодати Крещения, во всецелой отдачи самого себя Любви Отца, чтобы переживать, как Христос в огне Святого Духа, ту же самую любовь к другим [1].
Когда св. Тереза была больна, то чтобы пройти несколько десятков метров от своей кельи до Часовни, ей было необходимо 15 минут. Сопровождавшие ее сестры, видя ее страдания, советовали ей оставаться в постели. «Вы правы – отвечала Тереза – но я делаю это для миссий. Может быть, у какого-нибудь миссионера нет сил, чтобы идти дальше, поэтому я за него приношу свои страдания». И именно эту молоденькую Терезу, не покидавшую свой монастырь, Церковь провозгласила покровительницей Миссий [2].
В начале священнической жизни о. Владислава ярко выделяется его связь с Терезой, когда он просит ее о помощи и получает ее.
ОН. Согласно профессору духовности Каролю Гурскому, хорошо знавшему о. Владислава с молодости, повседневная мистика о. Владислава, лишенная сверхъестественного опыта, могла бы опираться на безграничное упование, подобно духовному пути св. Терезы из Лизье. Что невозможно человеку, то возможно Богу (ср. Лк 18, 27), достаточно лишь целиком предать себя в руки Милосердного Отца.
Изо дня в день Тереза проверяла на опыте повседневной жизни истинность «пути доверия и любви». То же самое делал Буковинский. Это было не случайно. Маленькая Тереза была одной из его любимых святых. Когда, незадолго до рукоположения, Владислав заболел, то горячо начал молиться через заступничество св. Терезы Младенца Иисуса и Святого Лика, чтобы мог стать священником. В семинарии стояла статуя этой святой, и он молился перед ней [3].
ОН. Когда о. Владислав служил в Рабках, он был префектом в гимназии им. св. Тререзы Младенца Иисуса. Его ученицы постарались достать реликвии св. Терезы, и одна из них торжественно вручила их о. Владиславу. Это было перед его отъездом из Рабки и его службой в Сухой Бескидской. «Это был особенный знак, венчавший его служение в гимназии и в то же время, как бы заступничеством св. Терезы на дальнейшие годы его служения, так как и вся его жизнь, подобно жизни Терезы, была посвящена Богу для спасения других, особенно в период служения на Востоке» [4].
…Его ученицы в Рабках присвоили ему звание «Профессора», «Великого Педагога», но прежде всего – «Человека Милосердия», это же звание он получил и в Сухой Бескидской [5].
«…В последнее время поглотила меня книга «Семиэтажная гора» Мертона… Можно ее сравнить с «Историей одной души» Терезы из Лизье… Фому и Терезу соединяет сила их монашеского призвания, хотя путь к нему диаметрально различен…» [6].
Также различен был жизненный и духовный путь св. Терезы и бл. о. Владислава, и всё же похожим образом их характеризовало безграничное доверие Божьему Проведению, и можно было бы сказать, что «Доверие» и «Любовь» освещали их святую жизнь.
«…изо дня в день я, помимо больших трудностей, живу провидящим упованием. Радиус расширяется, и упование оказывается надежным. Благодарю Провидение и делаю то, что мне подобает. Могу только сказать, что прожитые мною десятилетия, превосходят самые мои смелые ожидания, а даже и мечты. Не знаю, будет ли мне еще дано продолжать это, но знаю одно, что никогда не будет слишком, полагаться на Провидение. Что будет дальше – ближайшее будущее покажет. Упование, как и до сих пор, не оставляло и не подводило меня [7].
ОНА. …Жизинь кармелитки сводится к одному – к любви. Если добровольно она закрывается за решеткой затвора, то только потому что желает, через эту трудную любовь, вместе со Христом, продолжать дело спасения и молиться, особенно за тех, на кого возложено провозглашении Благой Вести словом, т. е. за священников. Тереза найдет способ евангелизации собственной жизнью, когда откроет для себя Сердце Церкви, а впоследствии, сердце дела евангелизации.
21 октября 1896 г. Тереза пишет к о. Маурицио Бельер: «Я умоляю Вас испросить мне также такую любовь, чтобы я могла эффективно помогать Вам в Вашем апостольском служении. Ведь Вам известно, что Кармелитка, которая не была бы апостолом, отдалилась бы от цели своего призвания и перестала бы быть дочерью св. Терезы, желающей тысячу раз отдать свою жизнь, только спасти хотя бы одну душу» [2].
ОН. «…И тогда я почувствовал себя таким счастливым и благодарным (Божьему) Провидению за то, что оно привело меня туда, к этим бедным и покинутым и всё же столь сильно верующим и любящим Христа. И этого счастья, изведанного на той трясущейся телеге, я не променял бы на величайшие почести и удовольствия. И не раз потом, особенно в тяжкие минуты, в которых у меня не было недостатка, я вспоминал это ослепительное переживание. Не знаю, что принесет будущее, даже самое близкое, мне и моим друзьям, работающим в Советском Союзе… Знаю только одно, что бремя Христово сладко, а иго Его легко» [8].
Я надеюсь, что эти короткие тексты, хоть немного приблизили Вам радость общения святых, от того, как они служат и помогают друг другу, а в результате, позволяют нам иметь упование ребенка, что при нас всегда есть КТО-ТО и что у ЭТОГО КОГО-ТО есть Свои чудесные «ПОМОЩНИКИ», через которых изливается на нас поток благодатей.
Кармель, Караганда 27.09.2016
1.Benedykt XVI- “Homilia”
2. św. Teresa od Dzieciątka Jezus i Najświętszego Oblicza, „Dzieje Duszy”
3.о. А. Посацкий альбом „ Отец Владислав Буковинский ”
4.Ks. Jan Nowak,” Świadek…”
5.Ks. Jan Nowak, „Życie Ks. Władysława Bukowińskiego w świetle cnуt chrześcijańskich”
6.Ks. Władysław Bukowiński , „Listy”
7.Opracowanie Ks. Witold Kowalуw, „Spotkałem człowieka. Ks. Władysław Bukowiński w pamięci wiernych i przyjaciуł”
8. Ks. Władysław Bukowiński, „Do moich przyjaciуł”