Газета "Кредо" №8(252)'16
Озёрное 2016 - праздник веры и молодости!
И в этом году с 12 по 17 августа в Озёрном собралось около 300 молодых людей, чтобы помолиться вместе и разделить радость веры. Катехезы провели о. Томаш Садловский (MIC) и о. Леопольд Кропфрайтер.
Вечный покой, дорогой епископ Николай Мессмер, S.J.
Утром 18 июля 2016 г. умер Апостольский Администратор Кыргызстана о. Николай Мессмер.
Святая Месса за упокой епископа Николая была отслужена в Кафедральном соборе Пресвятой Девы Марии Фатимской – Матери всех народов в Караганде, 19 июля.
Похороны прошли в соборе св. Архангела Михаила в Бишкеке 26 июля. Похоронную службу возглавил епископ Хосе Луис Мумбиела Сиерра, проповедь и похоронный обряд вел отец Иосиф Верт.
+++
Отец Николай Мессмер родился 19 декабря 1954 года в немецкой католической семье в Караганде (Казахстан). Начальное и среднее образование получил в своем родном городе.
1 сентября 1975 года вступил в Общество Иезуитов (S.J.).
Философию и богословие изучал в Епархиальной Семинарии в Риге (Латвия). Продолжил учебу в Риме (Италия), где в 2004 году получил степень лицензиата по Духовности в Григорианском Университете.
Был рукоположен во священники 28 мая 1985 года в Риге.
С 1989 по 1997 гг. был настоятелем общины в Бишкеке, а с 1997 по 2001 гг. – ректором Духовной Семинарии Преображенской епархии Новосибирска (Российская Федерация).
С 2001 по 2004 гг. учился в Риме. В 2004 году вернулся в Новосибирск, где продолжил ректорскую деятельность.
18 марта 2006 г. Папа Римский Бенедикт XVI назначил отца Николая Мессмера, Титулярным епископом Кармеяно и первым Апостольским Администратором в Кыргызстане.
Умер 18 июля 2016 в Бишкеке.
Вечный покой даруй ему Господи, и да сияет ему свет вечный. Да покоится в мире. Аминь.
+++
Проповедь епископа Иосифа Верта:
Дорогие собратья в епископском и священническом служении! Дорогие сестры-монахини из многих конгрегаций! Дорогая мама Мессмер и все родственники епископа Николая! Дорогая община, братья и сестры в Иисусе Христе!
Мы прибыли сюда из католических общин Кыргызстана, из Германии и других стран, чтобы сопроводить в последний путь сына, брата, друга и пастыря епископа Николая. Вернее, он нас собрал здесь в этот год Милосердия как на паломничество. Для него это наше сопровождение, эта наша молитва, это дело духовного милосердия – самое ценное, и это единственное, что ему сейчас нужно.
Наши сердца полны печали о безвременной разлуке с епископом Николаем, но христианская вера в воскресение и жизнь вечную утешает нас, как утешала уже первых христиан. В римских катакомбах они оставили на могилах своих умерших удивительные слова, которые свидетельствуют об их глубокой вере, об их полном уповании на Господа.
Или вспомним наших бабушек и дедушек, которые были вывезены в XX веке в пустые степи и леса, и оказавшись в отчаянной ситуации, потеряв уже в пути многих родных и близких, они, прибыв на место депортации, воспели благодарственный гимн Богу «Te Deum laudamus».
Но лучше всего нас могут утешить сегодня слова Библии. Апостол Павел в 1-м Послании Фессалоникийцам пишет: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды» (1Фесс 4, 13).
Пусть и наше молитвенное собрание сегодня будет таким свидетельством веры, надежды и любви.
Епископ Николай родился в Караганде, в глубоко верующей католической семье российских немцев. Первым воспитателем веры была, конечно, мама. Она была настоятелем в семье, в этой домашней церкви. А ее учителями веры, у которых она искала совета и помощи, были священники, в первую очередь о. Буковинский, который 11 сентября в Караганде будет причислен к лику блаженных.
Сегодня, когда мы молимся об усопшем епископе Николае, вспомним и семью, в которой Николай родился и вырос, в которой получил христианское воспитание; вспомним семью, которая, живя в атеистическом окружении, смогла не только сохранить веру в Господа Бога, но и отдать на служение Церкви многих своих дочерей и сыновей.
Мы с Николаем земляки, из одного города. Мы с ним одного поколения. Но жили мы в разных частях города. Наша семья проживала в немецком поселке, в народе говорили просто: Берлин. И многие наши соседи исповедовали католическую веру. На улице и везде приветствовали друг друга: „Gelobt sei Jesus Christus! – In Ewigkeit. Amen!“ И в таком окружении сохранить веру было просто. Но семья Мессмер жила в центре города, в многоэтажке, где другой верующей семьи не было. Так же и в школе. Сохранить веру детей и развивать ее в такой ситуации было намного труднее. Сколько усилий и труда стоило это родителям, сколько молитв! Молились дома, молились на Св. Мессе, которую служили священники то в одной семье, то в другой. А когда в Майкудуке в конце 70-х появилась настоящая церковь, ездили туда, добираясь на нескольких автобусах каждый день.
Пусть наши семьи сегодня, в XXI веке, будут также мужественны в исповедании своей веры!
А Вам, Mutter Messmer, большое спасибо, низкий поклон! Vergelt’s Gott! За Ваш подвиг христианской матери!
Очень рано умер отец семьи, Иероним Мессмер. Николай, как старший по возрасту, стал другим своим братьям и сестрам как отец. Помню, однажды, еще во время учебы в семинарии, я сделал ему замечание, что он уж очень часто, на каждых каникулах, едет домой в Караганду. Он на это ответил только коротко: «у нас другая ситуация». Я понял, что он имел ввиду именно это: после смерти отца Николай нужен был семье как отец.
Сильнейшим потрясением не только для Mutter Messmer, но и для Николая, как старшего в семье, была трагическая смерть брата, священника Отто. Епископ Николай, кажется, до конца так и не смог справиться с этой потерей. А мы сегодня в молитвах своих вновь вспомним священника Отто…
После того как в начале 80-х годов из Караганды в Рижскую духовную семинарию поступил первый кандидат, — это был Иосиф Шмидтляйн, — светская (и советская) власть решила, что этого для одного города вполне достаточно. И пришлось молодым ребятам-католикам, которых Иисус Христос позвал: «Следуй за Мной!», рассеяться по территории СССР, чтобы поступить в духовную семинарию из других городов. Кто-то поехал в Душанбе, кто-то в Актюбинск, Целиноград, Челябинск… Николай Мессмер поехал в Киргизию, во Фрунзе. В 1982-м году здесь служил последний священник бывшей Тираспольской (Саратовской) епархии прелат Михаил Кеелер. Пытаясь остановить исход российских немцев в землю обетованную, на историческую родину, власти разрешили регистрацию во Фрунзе католической общины, и предложили отцу Михаилу возглавить ее. Прелат Кеелер открыл первую зарегистрированную католическую церковь российских немцев после депортации. Фрунзе стал духовным центром, а прелат Михаил Кеелер духовным лидером для многих немецких католиков в СССР. Приезд во Фрунзе молодого кандидата Николая Мессмер был для старого пастыря большим утешением. «Я немного приболел, — говорил он Николаю, — вот поправлюсь, и мы с тобой возьмемся за изучение латинского языка, богословия. Я знаком с епископом в Латвии, и по моей рекомендации он рукоположит тебя в священники!» Это в нем говорил настоящий пастырь, энергичный организатор. Ему было уже 86 лет, и через несколько месяцев земной путь прелата Михаила Кеелера закончился. Но он, можно сказать, еще успел увидеть своего преемника. Николай многое услышал за эти короткие месяцы от отца Михаила. Он как бы перенял эстафету из рук слабеющего прелата. И с тех пор епископ Николай надолго уже не расставался с этим городом, с этой общиной. Когда он учился в духовной семинарии в Риге, он возвращался сюда на каникулы и практику. Когда он стал священником, первым его назначением был этот приход. И он оставался здесь всегда с небольшим перерывом, когда он несколько лет исполнял обязанности ректора предсеминарии в Новосибирске, и затем учился в Риме. Тогда настоятелем учрежденной Святым Престолом Миссии SUI IURIS был о. Александр Кан. Теперь со смертью епископа Николая действительно закончилась целая эпоха…
В древней Церкви самым большим авторитетом пользовались апостолы. Ведь они еще видели Иисуса Христа, видели чудеса, которые Он совершал, слышали Его проповедь Благой Вести, видели Его, Воскресшего из мертвых! После смерти апостолов христиане с таким же доверием относились к ученикам апостолов, слушали их проповеди, следовали их поучениям. Ведь они лично помнили еще апостолов: Петра, Павла, Иоанна… Потом оставили земную юдоль и ученики апостолов…
Дорогие, попробуем осознать, какую потерю мы сегодня понесли… Епископ Николай лично знал прелата Кеелера, последнего священника Саратовской епархии, этого апостола XX века, который здесь в азиатской части СССР, пробовал собрать вновь рассеянное стадо верующих, построил эту церковь, заложил новый фундамент живой Церкви в депортации…
Надо, чтобы эта живая цепочка не оборвалась никогда, надо, чтобы мы сохранили эту преемственность поколений. Надо, чтобы в Церкви Божьей всегда были пастыри, которые пасли бы овечек на злачных пастбищах, охраняли их от волков… Церкви сегодня, как никогда, нужны призвания в священство, в монашество, нужны люди, добровольцы, которые оставят свои личные интересы, свою личную жизнь и встанут под знамя Иисуса Христа! – Молитесь об этом много и часто! Молитесь, дорогие отцы-священники, дорогие сестры-монахини, дорогие миряне! Молитесь в общине в церкви, молитесь дома в семье, молитесь везде и всегда!
Однажды Иисус Христос приближался к городу Наин. В это время из городских ворот как раз выходила траурная процессия, умер единственный сын вдовы. Иисус подошел, остановил процессию и сказал матери: «не плачь!» Затем сказал юноше: «тебе говорю: встань!» И отдал сына матери.
Это мы сегодня – та траурная процессия. Мы только что потеряли епископа Николая. Иисус сегодня обращается к нам – к матери и всем нам — со словами утешения: «Не плачьте! Я победил смерть! Только веруйте. Я возвращаю вам вашего сына Николая как молитвенника, ходатая за вас. Для общения вам уже не нужны телефон и интернет, для встречи не нужны самолеты и автомобили… Только веруйте!»
А однажды Господь соберет нас всех, — уверовавших, — в Своем Царстве, и Царству Его не будет конца! Аминь.
Уголок литургических чтений
25 Сентября
26-е рядовое воскресенье
Ам 6, 1a. 4-7; Пс 146(145); 1 Тим 6, 11-16;
Лк 16, 19-31.
2 Октября
27-е рядовое воскресенье
Авв 1, 2-3; 2, 2-4; Пс 95(94); 2 Тим 1, 6-8. 13-14;
Лк 17, 5-10.
11 Октября
28-е рядовое воскресенье
4 Цар 5, 14-17; Пс 98(97); 2 Тим 2, 8-13;
Лк 17, 11-19.
16 Октября
29-е рядовое воскресенье
Исх 17, 8-13; Пс 121(120); 2 Тим 3, 14 – 4, 2;
Лк 18, 1-8.
23 Октября
30-е рядовое воскресенье
Сир 35, 12-14. 16-18; Пс 34(33); 2 Тим 4, 6-9. 16-18;
Лк 18, 9-14.
30 Октября
31-е рядовое воскресенье
Прем 11, 23 – 12, 2; Пс 145(144); 2 Фес 1, 11 – 2, 2;
Лк 19, 1-10.
Всемирный День Молодежи,
Краков 2016
В Польше, на родине св. Иоанна Павла II, c 26 по 31 июля 2016 г. прошел XXXI Всемирный День Молодежи, в котором приняла участие и католическая молодежь из Казахстана. Группы молодежи из Астанинской, Алматинской и Карагандинской епархий, а также из Апостольской Администратуры Атырау, прибывшие в Польшу отдельно друг от друга, впервые объединились на Ясной Горе в Ченстохове 26 июля. В шесть часов утра наша группа присутствовала на торжественном открытии иконы Божьей Матери Ченстоховской, эта церемония оставила неизгладимое впечатление в моей душе, когда тяжелая завеса была поднята, и на нас смотрела Небесная Царица. Чуть позже перед иконой Ченстоховской Мадонны архиепископ Томаш Пэта отслужил Мессу для паломников из Казахстана, а молодежь под звуки гитары в песнях прославляла Богородицу.
На следующий день казахстанская молодежь разместилась в Мысловице (в небольшом городе недалеко от Кракова), где должны были проходить катехезы.
В четверг вечером состоялась церемония приветствия Папы Франциска. Она началась с исполнения гимна Встречи молодежи в Кракове «Благословенны милосердные», услышав первые звуки, молодые люди подхватывали его уже каждый на своем языке. Затем последовала процессия с флагами. Молодые люди с разных континентов несли флаги своих стран. Казахстан на этой церемонии представляла Кокина Айсулу, именно ей выпала честь пронести флаг нашей страны. После чтения Евангелия Папа Франциск обратился к молодежи с проповедью о Марии и Марфе, а в конце своей речи пожелал, чтобы молодые люди продолжили «шуметь всю ночь и выражать свою христианскую радость».
На следующий день молодежи предлагалось совершить молитву Крестного пути вместе с Папой. А в субботу вечером началось Бдение. Уже после обеда мы выдвинулись в путь, чтобы вовремя добраться до того места, где мы будем переживать это время, и до нашего сектора А1, в котором должны будем провести ближайшую ночь. Все подходы к секторам заполнял людской поток, поэтому добраться до места было весьма сложно. Чтобы не потеряться в толпе участники групп брались за руки или выстраивались в цепочки. Несмотря на всеобщую суматоху, настроение у всех было приподнятым, нас приветствовали с улыбками и лозунгами и желали хорошо провести этот день. Когда все собрались в своих секторах, и началось бдение, Папа Франциск призвал начать его с молитвы, а потом, обратившись к молодежи, пожелал, чтобы мы никогда не боялись мечтать и рисковать. Затем Папа призвал молодых людей с разных уголков земли взяться за руки в знак объединения всего мира, и началась Адорация. Волонтеры раздали свечи, и всё поле засветилось красными огоньками, а со стороны казалось, что эти огоньки, зажженные Богом, горят в наших сердцах. Адорация закончилась, когда солнце уже зашло, и после благословения Папы молодежь еще долго пребывала в молитве.
Утро тоже началось с молитвы! Кто-то переживал ее в тишине, кто-то под звуки гитары, а кто-то с хороводами и танцами. Секторы были заполнены людьми, а те, кому не хватило там места, расположились в коридорах, у обочин дорог. Лагерь медленно просыпался и все ждали воскресной Мессы с Папой. В проповеди Святой Отец сказал, что все мы бесценны для Господа, и Он нас любит такими, какие мы есть, что Ему не важно, во что мы одеты и какие ошибки совершили, потому что «Божья память – это не «жесткий диск» или «архив», который всё сохраняет. Нет! Это сердце, наполненное любовью и состраданием». Около двух миллионов человек, присутствующих на поле, внимательно слушали слова Папы Франциска, а после Евхаристии получили его благословение.
Так закончилась наша встреча с Папой, впереди нас ждало еще несколько незабываемых дней в Польше, в стране, где столько храмов, что просто невозможно не молиться.
П.А.В.
Он разработал графическое оформление Всемирного дня молодежи, но не дожил до встречи с Папой
Вы можете не знать его имени, но Вы, вероятно, видели его работу.
Если Вы были в Польше на ВДМ или следили за его освещением в СМИ, Вы наверняка видели сине-красно-желтое оформление, которым были отмечены улицы Кракова.
Создателем значительной части графического оформления Всемирного дня молодежи был Мачей Шимон Чещля (Maciej Szymon Cieśla), визуальный медиа-дизайнер Краковской Академии изобразительных искусств.
Отец Гжегож Суходольски (Grzegorz Suchodolski), генеральный секретарь оргкомитета Всемирного дня молодежи 2016 года в Кракове рассказал об истории Мачея в журнале «Ecclesia».
Графический дизайнер-эксперт, но не особенно набожный, Мачей пришел в организационный комитет ВДМ в сентябре 2014 года, увидев его рекламу в своем университете.
Комитету настолько понравилась его работа, что он вскоре оставил свою работу и начал работать над подготовкой к ВДМ в качестве графического дизайнера полный рабочий день, несмотря на то, что у него всё еще были сомнения относительно Церкви.
Моника Рыбчиньска (Monika Rybczyńska), работавшая с Мачеем рассказала, что он однажды сказал ей: «Знаете, Моника, я здесь потому, что хочу верить, что в Церкви еще осталось что-то хорошее» – вспоминает она.
В процессе разработки святых образов, одежды паломников и священнических облачений, молодой человек заново открыл свою веру.
В это время он также обнаружил, что был болен агрессивной формой рака, который распространился на его легкие, заставив работать дома. Его товарищи, волонтеры Всемирного дня молодежи постились и молились за него ежедневно.
На 100-й день после постановки диагноза, он снял видео, поблагодарив своих коллег за их дружбу и молитвы, объясняя, чтó он узнал о Боге.
«Тем, что Мачей дал оргкомитету, помимо его прекрасной дизайнерской работы, была убежденность в том, что Бог сильнее любой болезни или человеческой слабости, что Он может преобразить всё это. Во время своей работы в комитете, Мачей снова начал верить и доверять Богу; таким образом, он смело встретил страдание и принял Крест, и стал примером для нас» – сообщил о. Суходольски журналу «Ecclesia».
В мае этого года Мачей написал на «Facebook»: «Как быстро меняется жизнь и приоритеты! Насколько разнообразны наши мечты! Некоторые мечтают о карьере и славе, повышении, новой работе, богатстве, или же о том, чтобы крупнейшее событие этого года в Кракове имело успех. Я же, все эти 150 дней, мечтаю только об одном: я просто хочу жить».
В июне ему ампутировали ногу, но этого оказалось недостаточно, чтобы остановить распространение рака. Он умер в начале июля, так и не побывав на Всемирном дне молодежи.
Его похороны состоялись 5 июля в Церкви Пресвятых Тела и Крови Христовых в Катовице. Он был похоронен на местном кладбище, расположенном на Юзефовской улице. Его семья вместо венков и цветов просила о пожертвованиях для больницы святого Лазаря.
В своей первой беседе с молодежью на балконе епископского дворца в Кракове, Папа Франциск напомнил о посвящении своему ремеслу этого юноши, и удивительной вере, которую он вновь обнаружил недавно.
Этот юноша «хотел бы жить во время папского визита» – сказал Франциск, и даже зарезервировал место в краковском трамвае, на котором позднее проехал Понтифик вместе с молодыми людьми с ограниченными возможностями.
«Он сделал много хорошего для всех», – сказал Святейший Отец, призвав молодежь к краткой тихой молитве за погибшего парня.
«Мы должны привыкать как к хорошим, так и к плохим вещам. Такова жизнь, дорогая молодежь» – сказал он, подчеркнув при этом, что «есть нечто, в чём мы можем не сомневаться – вера этого молодого парня, нашего друга, который столько трудился для этого ВДМ».
После аплодисментов молодежи, вызванных примером этого молодого парня, Папа призвал их поблагодарить Господа «за то, что Он дает нам примеры мужества, примеры отважных молодых людей, которые помогают нам идти вперед по жизненному пути».
«Не бойтесь, Бог велик, Бог благ, и в каждом из нас есть что-то хорошее».
По материалам: Mary Rezac,
«Catholic News Agency»
http://www.catholicnewsagency.com
Преемник Петра: Давайте и мы будем сострадательны вместе с Иисусом
Ватикан. Около тридцати тысяч паломников прибыло в среду 24 августа утром на площадь Святого Петра, чтобы участвовать в регулярно проводимой генеральной аудиенции Папы Франциска. Папа был заметно встревожен новостями о землетрясении, о котором было большинство присутствующих также уже были хорошо информированы.
Выйдя из машины, из которой перед началом аудиенции, как обычно, приветствовал участников, Папа Франциск пошел к своему месту во внутреннем дворе перед базиликой, и вместо читающего отрывок из Писания чтеца сам произнес следующее:
«Я подготовил сегодняшнюю беседу, – сказал Папа, – как и в каждую среду этого Года Милосердия, на тему близости Иисуса. Но после вести о землетрясении, поразившем центр Италии, разрушившем целые районы и оставившем после себя погибших и раненых, я не могу не выразить огромной скорби и сочувствия всем, кто находится в местах, где произошли подземные толчки, и всем, кто потерял близких, а также тем, кто еще потрясен страхом и ужасом. Слова мэра Аматриче – “этого города больше нет” – и весть о том, что среди погибших есть дети, действительно шокируют. Поэтому я хочу заверить тех, кто находится близ Аккумули, Аматриче и в других районах епархии Риети, в Асколи Пичено и в других областях Лацио, Умбрии и Марке в своей молитве, и сказать им, чтобы они не сомневались в ласке и объятиях всей Церкви, желающей в этот момент охватить их своей материнской любовью, а также в наших объятьях, объятьях тех, кто находится здесь, на площади.
Выражаю благодарность всем волонтерам и работникам Службы гражданской обороны, которые оказывают помощь населению, и прошу вас присоединиться к моей молитве о том, чтобы Господь Иисус, всегда неравнодушный перед человеческой болью, утешил скорбящие сердца и даровал им мир, заступничеством Блаженной Девы Марии. Давайте и мы будем сострадательны вместе с Иисусом.
Поэтому отложим до следующей недели сегодняшнюю катехезу, а я вас приглашаю помолиться вместе со мной скорбными тайнами Розария об этих братьях и сестрах».
Затем лекторы прочли перевод речи Папы на семь языков, после чего все совместно молились скорбными тайнами Розария.
После примерно получасовой молитвы Папа Франциск приветствовал паломников различных языковых групп, а в завершении генеральной аудиенции обратил свое внимание к Украине:
«В последние недели международные наблюдатели выразили обеспокоенность по поводу ухудшения ситуации на востоке Украины. Сегодня, в день, когда этот любимый народ отмечает свой национальный праздник, который в этом году совпадает с 25-летием независимости, я хочу заверить его в моей молитве о мире, и вновь повторяю призыв ко всем вовлеченным сторонам и к международным инстанциям: усилить инициативы по урегулированию конфликта, освобождению пленных и своевременно реагировать на гуманитарные нужды». Генеральная аудиенция, как обычно, закончилось совместной молитвой «Отче наш», после которой Преемник Петра уделил всем апостольское благословение.
/Епархия Алматы/
«ЛЮБОВЬ БОЖИЯ ИЗЛИЛАСЬ В СЕРДЦА НАШИ…»
В воскресенье, 5 июня 2016 года, в Католическом приходе Наисвятейшего Сердца Иисуса г. Есика отмечался Праздник почитания Святейшего Сердца Иисуса Христа.
В небольшой церкви собралось множество прихожан, приехавших из самых разных городов и поселков: Есика, Алматы, Талгара, Жанашара, Авата, Нуры и других. Маленькая церковь не могла вместить всех, поэтому люди стояли в проходах. Сначала состоялась торжественная Месса, которую вел Епископ Епархии Пресвятой Троицы в Алматы Хосе Луис Мумбиела Сиерра, ему сослужили настоятель прихода Наисвятейшего Сердца Иисуса в Есике о. Ливио Лодиджани и о. Казимир Шульчус.
В Евангелии этого дня говорилось: «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью…» (Лк 15, 4-5). В своей проповеди Хосе Луис говорил о том, что Евангелие сегодняшнего дня отражает момент, когда все мы собрались: по одному или по двое, приехав из отдаленных мест, несмотря на жаркий день. Это Господь, Пастырь наш, Его любовь привела нас сюда, это Святейшее Сердце Иисуса собрало нас и объединило.
После Мессы все читали Литанию Святейшему Сердцу Иисуса и молитву, обращенную к Святейшему Сердцу Иисуса: «Даруй нам, Господи, сердце новое…, чистое…, сильное…, любящее…».
Удивительно было то, что на празднике было много детей, гораздо больше, чем в прошлом году – и это является большим событием. В этой связи епископ говорил о том, что любовь Иисуса устанавливает и сохраняет мир в семьях, что именно в семье проявляется милосердная и целительная любовь ко всем ближним.
3 июня 2016 года Папа Франциск на Мессе Святейшего Сердца Иисуса и по случаю Юбилея священства сказал, обращаясь к священникам: «Созерцая Сердце Христа, мы задаемся фундаментальным вопросом, касающимся всей нашей священнической жизни: Куда направлено мое собственное сердце? Это – тот вопрос, который мы, священники, обязаны задавать себе множество раз, каждый день, каждую неделю: Куда направлено мое сердце?» Размышляя над этими словами Папы, можно сказать, что этот вопрос должны задавать себе не только священники, но и, на наш взгляд, все люди, особенно верующие. Куда направлено мое сердце?
Ирина, Алматы
Что мне делать с пустотой которую чувствую во время встреч?
Отец, я несколько раз была на епархиальных ВДМ, а также приходила на некоторые другие реколлекции молодежи, но после них ощущала такую пустоту, как будто ничего духовного не получила. Некоторые из них больше похожи на светские «тусовки», куда приходят, чтобы развлечься. Скажите, что мне делать с этой пустотой? Как вести себя в такие моменты? И стоит ли посещать такие встречи?
К сожалению, это правда, что иногда организуются реколлекции, на которых царит совсем не молитвенная атмосфера, а в некоторых случаях, есть и много легкомыслия и фривольности, и это причиняет внутренние страдания тонко чувствующим людям.В некоторых случаях причина заключается в том, что молодым людям не было хорошо объяснено, в чём заключаются реколлекции, и на них записались люди, которые еще не умеют молиться и не привыкли к атмосфере благочестия. Если имеется многочисленная группа людей, как, например, на ВДМ, проходящем на мировом уровне, то нужно быть готовым к тому, что придется в некоторой мере столкнуться со всем, поскольку там присутствуют сотни тысяч человек, и я уверен, что организаторы не смогут избежать появления там «неподобающих» людей. Если же речь идет о маленьких группах, из 15-20 человек, то это гораздо проще: организаторы, приглашая молодежь, должны ясно сказать им, что их ожидает, чтобы каждый человек увидел, интересно ли ему это и, следовательно, записался или нет; и в любом случае, организаторы должны избегать всего вульгарного, и в большей степени того, что могло бы морально травмировать участников.
Прежде, чем решить посещать или нет следующие реколлекции, я советую тебе деликатно расспросить организаторов, о том, какого «рода» будут эти реколлекции. Если, в каком-то случае, они будут сильно походить на светские «тусовки», то я советую тебе не участвовать в них, и спросить, где бы ты могла найти то, чего ищешь – среду, более располагающую к молитве, общению с Богом в тишине души. Если есть другие молодые люди, которые ищут того же, чего и ты, я советую вам попросить приходского или какого-нибудь другого священника организовать то, чего вы хотите: это доставит ему огромную радость, поскольку нам, священникам, иногда кажется, что если мы много попросим от молодежи, она не запишется на это мероприятие. Именно вы, молодежь, можете сделать больше нас, для того, чтобы моменты уединения всегда были моментами обращения, приближения к Богу, поиска глубочайших истин, принятия решений, которые оставят след на всей жизни.
Если тебе кажется, что у тебя есть призвание к посвящённой жизни, возможно, ты можешь провести некоторое время в уединении с монахинями из твоего города или кармелитками.
И если всё-таки, когда-то попадешь на реколлекции, где что-то не то, тогда старайся твоим поведением и твоими словами изменить это плохую атмосферу на хорошую.
о. Карлос Лаоз
Исповедь? НЕТ! Хотя бы немного сожаления (если нельзя больше)!
...не хочу!
не знаю!
не справлюсь! 9
Почему это так трудно сказать «извини»? Может быть, это страх? Или гордыня? Отсутствие любви? Обеспокоенность от того, что я открою другому (и Богу) свои слабые места?
Пусть это будет так или иначе (и может быть стоит, здесь вставить одну пустую главу, в которой будет просто белое пространство – время для собственной медитации, поиска правильного ответа на этот вопрос), да, даже Богу нам иногда очень тяжело произнести «извини».
А каково содержание этого слова? Ответ на этот вопрос можно найти в логике. Если грех заставил нас отвернуться от пути, который Бог лично показал нам и начертал его, мы должны с мольбой о прощении обратиться к Нему. Обратиться. Это означает, повернуться спиной к направлению, куда мы до сих пор шли. Оставить тот образ жизни. Но это иногда может оказаться очень большой проблемой.
Но когда я не только поверхностно, но в полной мере осознаю, что произошло через грех, что и, особенно, Кого я оставил, от Кого я отвернулся (и тем самым вызвал нарушение Божьего порядка и в последствии в Его человеческом теле, испытывающем страдания), я бы, наверное, не смог сдержать слёз. Плач, который исходит из глубины сердца. Вопль, вытекающий из любви. Той, которая только что осознала, что нанесла раны, что она была причиной несправедливости и несет свою долю вины на Божьем крестном пути. Что именно меня не хватало в толпе, которая смотрела на распятого Иисуса, смотрела (и, возможно, с сожалением) на Его страдания, но не находила в себе мужества, предложить себя вместо Него? Эта бестолковость и трусость – это боль! Ему, Кто не дождался достойного ответа на Свою любовь. Даже от меня.
Если это у человека (даже спустя время) болит, и он жалеет, речь идет о сожаление. О боли души, такой, которая на самом деле захватывает человеческое сердце и определяет его будущее. Когда кто-то до смерти испугается если, после возвращения домой, не найдет своего маленького ребенка дома, который просто выбежал через открытую дверь, но не нашел пути назад. Такой человек не только будет самого себя истязать, что его сын (или дочь) ушел из дома один, но и тысячу раз, в духе клясться, что уже никогда эту ошибку не повторит. Что уже никогда не оставит дверь незапертой. Признание и принятие боли влияет на наше поведение и наши отношения. Иногда навсегда. Реальная боль любви это очень сильная вещь. Невозможно измерить ее интенсивность. Неудивительно, что Иисус имел кровавый пот. Что у Него от боли лопались сосуды на висках, и кровь Его смешивалась с холодным потом.
Если мы любим Бога, то искреннее сожаление от того, что мы согрешили, не может существовать без старания измениться. Это идеально, если в такой момент человек в этом убежден. Никогда больше! Не хочу этого совершать! Такое отношение вполне естественно, если тот, кто согрешил (значит я) знает, что он (она) сделал этим грехом. И серьезным.
Я бы не хотел этого делать. Это следующий уровень раскаяния. Хотя и ниже, но всё же достаточный, чтобы мне было прощено. Это как искренний плачь ребенка, который стоит перед родителями, после того, как он разбил тарелку во время мытья посуды. Он не может обещать, что этого уже не будет делать, потому что знает, что он не в состоянии выполнить этого обещания. Он знает, что, скорее всего, в будущем позабудет об этом случае, и из-за его невнимательности или небрежности будет разбита и вторая тарелка.
Мне очень жаль, что то, что я делаю, Тебе причиняет боль, Боже. И это сознание причиняет боль и мне тоже. Мне очень жаль, что это грех. Но я в тот момент, не был способен на что-то другое. Следующий уровень раскаяния. Несмотря на то, что находится на грани, потому что достаточно лишь малости, чтобы вообще речь шла о сожалении. Только Тот, Кто видит в сердце, может в тот момент оценить, действительно ли есть боль, или это алиби, которым человек хочет застраховать Божье прощение. Однако надо осознать, что прощает Тот, Который не реагирует на то, что говорят уста, но Который видит до больших глубин человеческой души. Ложь для Него, это не только произнесенное слово. Если я действительно не чувствую настоящую душевную боль от того, что живу в грехе, или, по крайней мере, боль от того, что это грех, от которого я не в состоянии уйти, о прощении не может быть речи.
Если то же самое сказать в положительном тонусе: «хотя бы немного сожаления!» Это «хотя бы» не может оказаться таким сложным для того, кого к примирению приводит любовь!
Противоположное поведение, игры в Бога, который знает, что является, а что не является грехом, причиняет новую и еще большую боль Тому, Который готов, даже при минимальном уровне нашего сожаления, всегда простить нас.
Понимаем ли мы, почему Исповедь без сожаления не только не вызывает прощения, но является следующим и тяжелейшим грехом?
Не пожелай жены
ближнего твоего
Не является исключением, когда девятую заповедь мы находим в исповедальном зеркале совместно с шестой заповедью, как будто бы Бог в шестой немного забыл, и должен был добавить это в девятой. Правда то, что материей греха в девятой заповеди очень часто является непомерное физическое вожделение, но, по моему мнению, в ней есть и нечто большее.
Иногда, особенно в старых христианских книгах (но и в некоторых новых благочестивых размышлениях), супружество оценивается как нечто менее важное, как более низкая степень совершенства, где под более высокой подразумевается, конечно, жизнь без брака, особенно духовное состояние: священство или монашество.
Я не знаю, где святые отцы нашли эту теорию, однако библейский взгляд на брак более благоприятен. Даже можно сказать, что брак в действительности Бог благословил гораздо раньше, чем священство. Уже первая человеческая пара является прототипом моногамного отношения, которое Бог благословил и определил его благородную миссию: быть помощниками друг другу и произвести на свет новое поколение.
И несколько тысяч лет спустя Иисус будет напоминать нам об этом: «Вы слышали, как это было в начале...». В начале, когда это было не так просто посреди языческой полигамии провозглашать идеал моногамии и в среде сексуальных оргий говорить о целомудрии и воздержании. Это изначальное и священное состояние Он напоминает всем, кто будет идти за Ним, как Его ученики, как христиане.
Брак это не то тягчайшие состояние, ведь даже Сам Бог неоднократно уподобляет Свои отношения с избранным народом отношениям мужа и жены. Даже хочется сказать, что супружество является старейшим сакрумом, который своим направлением очень близок Богу: соединяет существа, наполняет мир любовью и творит новых людей.
Поэтому это отношение Бог (и Церковь) считает священным и неприкосновенным. Тот, кто хотя бы немного проникнет в тайну взаимной отдачи себя – не только тела, но и всего существа, когда взрослый человек полностью отдает себя другому взрослому человеку, – должен остаться в полном восторге от величия этого решения.
Не жить в браке иногда может оказаться не добродетелью или жертвой, но попыткой убежать от самого себя. Чем признаться себе, что я не способен на супружество, потому что меня не притягивают женщины, и будет лучше стать священником (я им должен стать из других побуждений). Жить вне брака может быть результатом эгоизма или некомпетентности принятия другого с его недостатками, хотя о своих качествах и в желании кого-то любить вы не сомневаетесь. Но никто не стоит моей любви. Может и потому, что то, что я предлагаю, не является любовью, даже если этим словом называется. Глубину девятой заповеди следует рассматривать в измерении святости, которая находит свое отражение в каждом жизненном статусе (призвании) и которую должен каждый попытаться распознать и принять. Принять себя самого.
В конце концов, как может уважать брак тот, кто не уважает своего призвания? Мог бы протянуть руку к чужой женщине или чужому мужчине человек, который бы веровал и внимал, что в таинстве брака присутствует Сам Бог? Не воровство ли это, когда кто-то хочет забрать то, что Бог дал кому-то другому?
Испытание совести
– Принимаю ли я таинства с уважением?
– Не отвергаю ли я какие-либо таинства просто так, из легкомыслия?
– Получил ли я таинство миропомазания?
– Обновляю ли я свои крещальные обещания честно и глубоко?
– Не избегаю ли я таинства примирения?
– Нет ли у меня страха, во время серьезного заболевания, принять таинство больных?
– Не принимал ли я Евхаристии кощунственно?
– Не утаил ли я чего-то во время исповеди?
– Не принимал ли я таинства просто так, формально, верую ли я в их значение и уверен ли в их важности для моих отношений с Богом?
– Уважаю ли я чужой брак как священный?
– Не имею ли я чужую жену, или чужого мужа, в качестве объекта своего вожделения?
– Был ли я верен своему браку как физически, так и эмоционально?
– Не кокетничал и не флиртовал ли я с чужой женой или мужем?
– Знаю ли я, как принять самого себя?
– Счастлив ли я в своем призвании священника или монаха (монахини)?
– Соблюдаю ли я обещания, которые дал Богу?
– Не убегаю ли я от какой-то своей проблемы?