Газета "Кредо" №7(251)'16
Евгений Стариков
Среди гонений /29
Священники Казахстана и Средней Азии
81) Козера Франтишек (Григорий) (кармелит). Родился 12 сентября 1908 г. в с. Чатковице под Кшешовицами. Вступил в орден босых кармелитов, в 1927 г. принес обеты, а в 1933 г. был рукоположен. С 1937 г. находился в монастыре в Висневеце, позднее был законоучителем в школах Замека, Нового Висневеца, Орлова, Воли Вильсона, Воли Корыбутовской, оставался там во время советской и немецкой оккупации. После возвращения Красной Армии и установления советской власти о. Франтишек в 1947 г. вместе с другими священниками (отцами Эразмом Филеком и Яном Палюхом), был арестован и приговорен к заключению в лагерь. Отправлен в Кенгирское отделение Степлага, откуда в 1956 г. был освобожден и выслан в Иркутскую область. В 1958 г. освобожден из ссылки и в 1959 г. выехал в Польшу. С 1966 г. служил в Лодзи, с 1979 г. в Люблине, где в том же году скончался (точная дата смерти неизвестна). (ср. Nowak J., Niezłomny pasterz. Duszpasterstwo ks. Władysława Bukowińskiego w Kazachstanie w latach 1950-1974, Kraków 2013, s. 126-127; Книга памяти. Мартиролог Католической Церкви в СССР, М. 2000, с. 343).
82) Козловский Казимир Эдвардович (иезуит). Родился 15 января 1902 г. в Польше. В 1917 г. вступил в орден иезуитов, получил высшее духовное образование, в 1930 г. был рукоположен в Кракове. Служил в Станиславове, с 1939 г. стал настоятелем монастыря иезуитов в Коломые, оставался там во время советской оккупации. В 1940 г. о. Казимир был арестован. 17 мая 1941 г. приговорен к 8 годам ИТЛ (ПП ОСО при НКВД СССР). Отправлен в Севвостоклаг. В феврале 1942 г., был амнистирован, как гражданин Польши и освобожден из лагеря. Стал капелланом в Армии Андерса. В 1943 г. после эвакуации Армии Андерса в Иран выехал в Индию с группой польских детей, выживших после депортации их семей в Казахстан. С 1945 г. служил в Замбии; стал настоятелем монастыря в Чингомбо (Родезия), где 12 августа 1968 г. скончался. (ср. Книга памяти. Мартиролог Католической Церкви в СССР, М. 2000, с. 343).
83) Колодейчик Вацлав (иезуит). Родился 10 июля 1909 г. 22 августа 1929 г. вступил в орден иезуитов, а в 1938 г. был рукоположен. Находился в доме иезуитов в Коломые, оставался там во время советской оккупации. В ночь с 28 на 29 июня 1941 г. при отступлении Красной Армии, был арестован и отправлен в Севураллаг (Ирбит Свердловской области). В 1942 г. был амнистирован, как гражданин Польши и освобожден из лагеря. Стал капелланом в Армии Андерса, позднее служил в польском представительстве в Павлодаре. В 1943 г. ушел с армией в Иран, после окончания войны выехал в Африку, где с 1957 г. был воспитателем в доме иезуитов в Лусаке. (ср. Madała Т. С. 82; Список о. Романа Дзвонковского SAC, в: Книга памяти. Мартиролог Католической Церкви в СССР, М. 2000, с. 343).
84) Комар Стефан (греко-католик). Родился в 1889 г. В 1916 г. был рукоположен в священники. Имел право ношения крилошанских отличий, настоятель с. Миколовичи Щирецкого деканата. 11 апреля 1945 г. был арестован. 24 ноября 1945 г. осужден ОСО при НКВД СССР по ст. 54-1 «а», ст. 54-10 УК УССР на 8 лет каторжных работ. Был сослан в Казахстан. Освобожден 13 марта 1954 г. С этого времени являлся священником катакомбной УГКЦ. Умер во Львове 18 ноября 1964 г. Реабилитирован 25 ноября 1994 г. (ср. Франко П., Репресоване духовенство УГКЦ, (2-е изд. доп.) Львів 2008, с. 201; Мартирологiя Українських Церков. – т. 2. Українська Католицька Церква, Торонто-Балтимор 1985, с. 185).
85) Круковский Ян Викентьевич. Родился в 1876 г. в д. Ржовец под Витебском. Окончил ДС и был рукоположен. Служил в Польше. После 17 сентября 1939 г. оказался в Гродно, оставался там и во время немецкой оккупации. После установления советской власти, о. Ян, 13 декабря 1944 г., был арестован и заключен в Гомельскую тюрьму. 28 октября 1946 г. приговорен по ст. 72 УК РСФСР к 5 годам ИТЛ. Отправлен в Интлаг, куда прибыл 29 ноября 1947 г. 9 июня 1948 г. переведен в Карлаг, где в 1949 г. скончался (точная дата смерти неизвестна). (ср. сведения предоставленые А. Гурьяновым, в: Книга памяти. Мартиролог Католической Церкви в СССР, М. 2000, с. 100).
Продолжение следует